Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников Influence of gender socialization on schoolchildren's vocational guidance Текст научной статьи по специальности «Психология»

Научная статья на тему 'Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников' по специальности 'Психология' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 15 — Психология
  • ВАК РФ: 19.00.00
  • УДK: 159.9
  • Указанные автором: ББК: 88.4; УДК: 331

Статистика по статье
  • 338
    читатели
  • 88
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
  • ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • МАСКУЛИННОСТЬ
  • ФЕМИННОСТЬ
  • АНДРОГИННОСТЬ
  • PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
  • GENDER SOCIALIZATION
  • MASCULINE
  • FEMININE
  • ANDROGENITY

Аннотация
научной статьи
по психологии, автор научной работы — Кобазова Юлия Владимировна

В статье представлены научно-практические результаты эксперимента по программе профессионально ориентационных занятий с элементами тренинга, направленных создание условий, необходимых для адекватного выбора будущей профессии старшеклассниками, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации профессиональной перспективы с учетом гендерной социализации.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Kobazova Yuliya Vladimirovna, Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University

The article presents scientific and practical results of the experiment on the program of professionally orientated lessons with the elements of training; Educational environmental complex, necessary for adequate choice of a future profession for senior pupils, for planning their professional way and successful professional promotion due to gender socialization.

Научная статья по специальности "Психология" из научного журнала "Вестник Челябинского государственного педагогического университета", Кобазова Юлия Владимировна

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников". Научная статья по специальности "Психология"

УДК 331 ББК 88.4
Кобазова Юлия Владимировна
соискатель г. Нерюнгри Kobazova Yulia Vladimirovna
Post-graduate
Nerungri
Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников
Influence of gender socialization on schoolchildren’s vocational guidance
В статье представлены научно-практические результаты эксперимента по программе профессионально ориентационных занятий с элементами тренинга, направленных создание условий, необходимых для адекватного выбора будущей профессии старшеклассниками, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации профессиональной перспективы с учетом гендерной социализации.
The article presents scientific and practical results of the experiment on the program of professionally orientated lessons with the elements of training; Educational environmental complex, necessary for adequate choice of a future profession for senior pupils, for planning their professional way and successful professional promotion due to gender socialization.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, гендерная
социализация, маскулинность, феминность, андрогинность.
Key words: professional self-determination, gender socializationK masculine, feminine, androgenity.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в том числе концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, активизируют процесс создания в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки, оказание школьникам помощи в выявлении профессиональных склонностей, интересов, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Социализация обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, является приоритетной в системе российского образования [4].
Профессиональное самоопределение личности, рассматривается нами в качестве важнейшей составляющей процесса общего самоопределения. Оно представляет собой процесс формирования комплекса личностных структур, определяющих позиции личности в профессиональной деятельности,
профессиональные предпочтения и способы действий в различных ситуациях реализации своих профессиональных возможностей. Головаха Е. И., Боровикова С.А., Никифоров Г.С. рассматривают профессиональный выбор, как одно, из важнейших событий в целостном жизненном определении человека, как главную жизненную цель, определяющую собой течение всей последующей жизни субъекта [2]. Чистякова С.Н. рассматривает профессиональное самоопределение как сложное психическое состояние личности, включающее профессиональную направленность (круг интересов, мотивов, потребностей, идеалов и установок человека), а также самосознание - когда учащийся выступает субъектом деятельности, свои отношения к действительности осознает как личностные, определяющиеся общественными ценностями. Это осознание личностью своей позиции; от того, как складывается система отношений с окружающим миром, зависит самоопределение и общественная активность личности [3].
На основании выявленных современных тенденций развития проблем социально-профессионального самоопределения, с целью научнопрактического обоснования принципов психолого-педагогического сопровождения учащихся старших классов, учитывающих индивидуальные психофизические особенности, нами разработана «Программа психологопедагогического сопровождения и поддержки профессионального самоопределения учащихся с учетом гендерной социализации». Апробация программы проходила на базе МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри».
Реализация предлагаемой программы способствует: формированию
внутренней готовности к осознанному, самостоятельному профессиональному выбору; содействию в профессиональном самоопределении и выборе собственного образовательного вектора субъекта с учетом гендерной социализации; оказанию помощи в конструировании «модели» профессионального саморазвития учащихся с учетом индивидуальных особенностей учащихся; развитию социализации учащихся 1-11 классов с учетом требований изменяющегося общества. В рамках данной программы психолого-педагогическое сопровождение и поддержка профессионально самоопределения учащихся с учетом гендерной социализации ведется целенаправленно на протяжении всего обучения с 1 по 11 класс. В процесс реализации программы включены все участники учебно-воспитательного процесса: учащиеся, классные руководители, социально-психологическая и медико-валеологическая служба, родители, городские службы занятости населения, средне-специальные и высшие учебные заведения.
Программа включает в себя три этапа, которые выстроены с учетом психофизических особенностей и гендерной социализации младшего
школьного, подросткового возраста и новообразований ранней юности. На пропедевтическом этапе предусматривается знакомство с миром профессий, их спецификой (1-4 класс «Мир профессий»). Формирование представлений младших школьников о многообразии профессиональной сферы, расширение знаний о новых профессиях ведется с освещением гендерного аспекта. На основном этапе осуществляется работа по содействию выбора профиля обучения учащимися, через самопознание собственных интеллектуальноличностных особенностей. (5-8 класс «Мой мир. Я в мире»). Формирование первичных индивидуальных профессиональных планов, соотнесение индивидуальных особенностей старших школьников с требованиями, предъявляемыми профессией осуществляется с учетом гендерной социализации младшего и старшего подросткового возраста. На завершающем этапе предусматривается содействие в профессиональном самоопределении и выборе собственного образовательного вектора субъекта образовательной деятельности, оказание учащимся помощи в конструировании «модели» профессионального саморазвития через призму гендера (9-11 классы «Мой выбор профессии»). На каждом этапе выделены основные направления психолого-педагогической поддержки, которые реализуются в практической деятельности психолога, социального педагога, классных наставников, родителей, врача, педагога-валеолога.
В процессе психолого-педагогического сопровождения 9-11 классов нами разработан комплекс профессионально ориентированных занятий с элементами тренинга «Мой выбор профессии: программа профессионального
самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации» (911 класс), которая является заключительным этапом реализации программы психолого-педагогического сопровождения и поддержки профессионального самоопределения (1-11 класс). Целью разработки данного комплекса являлось психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников с учетом специфики гендерных отношений на разных уровнях организации социальной реальности: на макросоциальном уровне (на уровне межгруппового взаимодействия) и индивидном уровне (в ситуации выбора профессионального будущего и профессиональной деятельности).
Программа занятий представляет собой четыре модуля. Каждый модуль имеет собственные цели, его можно использовать в составе других тренингов или совершенно самостоятельно. Модули взаимодополняют друг друга, их наполнение может пересекаться, то есть одно и, то же упражнение может входить в разные модули. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия, уровнем осознанности профессионально выбора.
В ходе занятий учащиеся старших классов знакомятся с описанием и различными классификациями профессий, включающих подробное их описание: предмет труда в профессии, задач, условий деятельности,
производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Рассматриваются подходы к классификации профессий различных авторов: С.П. Струмилина, Е.А. Климова, Л.А. Йовайша, типология Дж. Голланда (Дж. Холланда) и т.д. В ходе реализации программы с помощью диагностических методов выявляются личностные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, состояние профессионального сознания и самосознания школьников (анкетирование, опросники, стандартные тесты). При психологопедагогическом содействии в выборе профессиональной направленности использовались активизирующие методы социально-психологического развития (групповая дискуссия с графическим отображением результатов обсуждения, элементы социально-психологического тренинга). Кроме того, рассматривались гендерные диспропорции в сфере труда, гендерное стереотипирование в профессиональной сфере, особенности построения карьеры и профессиональные достижения мужчин и женщин. Таким образом, расширяется психологическое «пространство» профессионального и личностного самоопределения, что очень важно для старшеклассников, выбирающих профессию [1]. Программа «Мой выбор профессии» позволят, на наш взгляд, осуществлять не только традиционно понимаемые профессиональные выборы, но и активно конструировать профессиональную и личностную сферу с учетом социальной реальности.
Критериями профессиональной компетентности в рамках программы профессионального самоопределения являются: выраженность ценностнонравственной основы самоопределения; способность принимать ответственные решения, регулировать свои отношения с людьми, организация и контроль коммуникаций; ориентация в мире профессионального труда, социальноэкономической ситуации через призму гендерной сегрегации; наличие самостоятельности в определении главных личностных смыслов в выбираемой деятельности; осознанность профессиональных целей, выделение этапов и путей их практической реализации в ходе дальнейшего обучения; осознанность индивидуальных особенностей, гендерной социализации, влияющих выбор профессионального будущего и реализацию профессиональных планов старшеклассников.
Формирующий эксперимент по изучению эффективности программы профессионально самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации «Мой выбор профессии» включает в себя два этапа. В первой
половине формирующего эксперимента проведено двенадцать занятий, общее количество часов в модуле шестнадцать. Таким образом, время проведения всего цикла шесть недель, частота встреч два раза в неделю, продолжительность одного профориентационного занятия - полтора часа, в ходе которых велись лекционные и практические занятия. Группы составлены с учетом выявленной гендерной социализации, количество человек в группе 8 - 10 учащихся разного пола, возраст членов группы - 14-17 лет. На втором этапе формирующего эксперимента проведено двадцать четыре занятия, общее количество проведенных часов в ходе занятий - сорок восемь, продолжительность каждого занятия два часа. Работа осуществлялась вариативно, по двум программам развивающих занятий ориентированных на низкий уровень сформированности профессионального выбора и на достаточно высокий уровень осознанности построения личной профессиональной перспективы. На протяжении занятий преподаватель занимал позицию активного участника групповых дискуссий. В моделировании жизненных ситуаций ведущий занятия занимал позицию эксперта, обладающего ценным опытом и информацией.
Апробирование профориентационных развивающих занятий с учетом гендерной социализации «Мой выбор профессии» проводилось на базе МОУ «Гимназии №1 г. Нерюнгри» в 2005-2007 учебном году. В эксперименте принимало участие 120 человек (60 юношей, 60 девушек), обучающиеся 9-11 классов. Возраст участников апробации программы развивающих профориентационных занятий 15-17 лет. В экспериментальной группе для занятий обучающиеся были разбиты по трем группам в соответствии с учетом гендерной социализации (20 юношей и девушек с маскулинным типом гендерной социализации, 20 юношей и девушек с феминным типом, 20 юношей и девушек с андрогинным типом гендерной социализации).
В качестве контрольной группы были взяты обучающиеся 9-11 классов, не принимавшие участия в профориентационных занятиях. В группе занятия проводились в форме профессионального просвещения и диагностики профессиональных склонностей и способностей. В экспериментальной проводился разработанные нами профессионально ориентированные развивающие занятия с учетом гендерной социализации обучающихся. Одним из условий формирования выборки явились добровольное согласие. С целью повышения интереса к эксперименту все респонденты имели возможность индивидуально ознакомиться с результатами по каждой методике. Испытуемых объединяют следующие характеристики: принадлежность к одному поколению, воспитание в условиях единой образовательной системы, сходное воздействие средств массовой информации и ориентация на получение высшего образования.
Для изучения готовности к выбору профессиональной направленности, склонностей и способностей старших школьников нами использовались классические профориентационные методики. С целью изучения обобщенной и целостной оценки (самооценки) перспектив профессионального и личностного саморазвития нами использовался «Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)» (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников). Оценка перспектив профессионального и личностного развития рассматривалась по следующим критериям: общая ориентировка учащихся в мире профессий; наличие устойчивых жизненных ценностей и главной жизненной цели; наличие согласования личных и профессиональных целей; наличие запасного варианта профессионального выбора на случай неудачи по основному варианту; представление о трудностях внешнего и внутреннего характера при достижении поставленных целей и способов устранения препятствий [7].
Для исследования степени готовности к профессиональному самоопределению, направленности для его дальнейшего развития нами использовался опросник профессиональной готовности (модификация методики ОПГ Л. Н. Кабардовой). Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению состоит из трех блоков. Первый блок посвящен исследованию степени осмысленности роли профессии в жизни старшеклассника. Второй блок направлен на изучение степени осведомленности старшеклассника в выбранной профессии: что он знает о будущей профессии. Третий блок утверждений связан с исследованием степени осведомленности о своих возможностях в контексте выбранной профессии: насколько школьник хорошо оценивает свои личностные и другие качества в отношении к будущей профессии [5].
Данные проведенных исследований мы обрабатывали с помощью метода корреляционно-регрессионного анализа. По результатам расчетов линейного коэффициента парной корреляции и коэффициента детерминации, можно говорить о том, что на промежуточном этапе эксперимента коэффициент детерминации составляет 0,58, таким образом, можно говорить о том, что имеет место выраженная взаимосвязь изменения показателей построения личного профессионального плана от количества посещенных занятий.
На промежуточном этапе была проведена проверка значимости модели с использованием значения Б- критерия Фишера. Таким образом, на основании полученных расчетов Б факт.= 166,77. По таблице определим Б табл.= Б крит.(а
= 0,05; у1 = 1; у2 = 118) = 3,92. Т.к. Б факт. > Б крит., таким образом, можно говорить, что выбранная нами модель значима. Средняя ошибка аппроксимации равна 10,84%, что позволяет нам говорить об адекватности выбранной модели. На этапе промежуточных результатов формирующего эксперимента по содействию в формировании профессиональной ориентации старших школьников с учетом гендерной социализации выбранная нами модель, показательной линейной регрессии являются адекватной. На основании полученных результатов нами была скорректирована программа тренинга. Поскольку при увеличении программы тренинга на одно занятие, увеличивается на 1,275 балл показатель построения личного профессионального плана, так нами был определено оптимальное количество занятий профессиональной ориентации старших школьников.
Проверку значимости модели вели с использованием значения Б-критерия Фишера. Б факт.= 354. По таблице определим Б табл.= Б крит.( а =
0,05; у1 = 1; у2 = 118) = 3,92. Т.к. Б факт. > Б крит. На основании проведенного исследования выявлена значимая зависимость между проведенными занятиями с учетом гендерной социализации и уровнем профессионального самоопределения старших школьников.
Полученные данные говорят о том, что без целенаправленного воздействия способствующему профессиональному самоопределению старших школьников не происходит их значимого самоопределения обучающихся в профессиональной сфере. Профориентационные занятия с элементами тренинга способствуют самостоятельности, осознанности, адекватности профессионального выбора старшеклассников.
По данным проведенного анализа взаимосвязи можно говорить о том, что в качестве основы для прогнозирования может быть использована как линейная, так и показательная функция, однако более эффективной, на мой взгляд, является линейная, так при использовании данной зависимости 75% изменения балла по результатам тестирования обусловлено количеством проведенных занятий. Профориентационные упражнения, подача материала с учетом гендерной социализации в ходе проведения занятий, способствуют профессиональному самоопределению с учетом индивидуальных способностей, возможностей в профессиональном плане.
Таблица 1. Результаты изучения эффективности программы профессионально самоопределения старших школьников с учетом гендерной социализации «Мой выбор профессии» (Р- критерия Фишера)
Этапы формирующего эксперимента Модель
Линейная Логарифмирования Модель
Б крит. а= 0,05; у1 =1; у2= 118 Б факт. Б крит. а= 0,05; у1 = 1; у2= 118 Б факт.
Промежуточный этап 3,92. 166,77 - - значима
Заключительный этап 3,92 354 3,92 240 значима
Тенденция к росту показателей по Б - критерию Фишера на заключительном этапе формирующего эксперимента свидетельствует о том, программа способствует поэтапному формированию внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения (табл.1). Разработанная нами программа профессионального самоопределения, направлена на саморазвитие и самоопределение в профессиональном плане, стимулирует и развивает способность обучающихся выбирать будущую профессию с учетом своих возможностей, а также сложившейся ситуации на рынке труда.
Выводы.
На основании проведенного исследования разработанная нами программа развивающих занятий с элементами тренинга по формирования профориентационного самоопределения учащихся является эффективной и востребованной, так как обеспечивает развитие способностей, склонностей старшеклассников разного пола с учетом их типа гендерной социализации.
По результатам проведенного исследования выявлена тесная взаимосвязь между количеством проведенных занятий и баллом, полученным по результатам изучения сформированности профессиональной перспективы. Проведенные профориентационные занятия с элементами тренинга способствуют самостоятельности, осознанности, адекватности профессионального выбора старшеклассников. Профориентационные упражнения, включающие практический материал с учетом гендерной социализации оказывают помощь в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных способностей, возможностей в профессиональном плане.
Тенденция роста показателей на заключительном этапе формирующего эксперимента свидетельствует о том, программа содействует поэтапному формированию внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения.
Занятия помогают изменению системы взглядов, убеждений, ожиданий относительно профессиональной самореализации девушке и юношей, дают возможность адекватно оценить себя и сделать обоснованный выбор профессии. Реализация предлагаемой программы способствует: развитию личностной
профессиональной перспективы, раскрытию содержания процесса гендерной социализации личности и его роли в профессиональном самоопределении.
Библиографический список
1. Боровикова, С. А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] /Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Речь, 1991.- С. 14-20.
2. Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем [Текст]/ Под ред. И.М. Семашко. - М. : ИЭН РАН, 2003. - 272 с.
3. Гендерная терапия [Текст]/ И. Г. Малкина - Пых. - М. : Эксмо, 2006. - 928 с.
4. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. [Текст]/ Е. И. Головаха. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 168 с.
5. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Введение. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России [Текст] // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. / Е. Здравомыслова, А. Темкина. - СПб. : ЦНСИ, 1996. Вып.4. С. 5-13
6. Ильин, Е. П. Дифференциация психофизиологии мужчины и женщины. [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006. - 544 с.
7. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И. С. Клециной. -СПб. : Питер, 2003. - 479 с.
Bibliography
1. Borovikova, S.A. Professional Self-Determination // Psychological Maintenance of
Professional Work [Text] / Under Edit. of G.S. Nikiforova. - SPb.: Speech, 1991. -P.14-20.
2. Gender Stereotypes in the Past and Present [Text] / Under Edit. of I.M. Semashko.-: IEN of the Russian Academy of Science, 2003. - 272 p.
3. Gender Therapy [Text] / I.G. Malkina - Pykh.-: Eksmo, 2006. - 928 p.
4. Golovakha, E.I. Life Prospect and Professional Self-Determination of the Young. [Text] / E.I.Golovakha. - SPb.: Prime - EUROSIGN, 2001. - 168 p.
5. Ilyin E. P. Psychophysiology Differentiation of a Man and a Woman. [Text] / Ilyin. -SPb.: Peter (a Series of " The Master of Psychology»), 2006. - 544 p.
6. Practical Works on Gender Psychology [Text] / Under Edit. of I.S. Kletsina.-Petersburg : Peter, 2003. - 479 p.
7. Zdravomyslova, Elena, Temkina, Anna. Introduction. Social Design of a Gender and Gender System in Russia [Text] // Gender Measurement of Social and Political Activity in Transition Period. SPB., 1996. Issue .4. - P. 5-13.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх