Научная статья на тему 'Исследование математической модели процесса высокоскоростного трения и изнашивания'

Исследование математической модели процесса высокоскоростного трения и изнашивания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
447
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИЕ / ИЗНОС / НАГРЕВ / АБЛЯЦИЯ / ТЕМПЕРАТУРА ПОВЕРХНОСТИ / РАЗУПРОЧНЕНИЕ МАТЕРИАЛА / ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / FRICTION / WEAR / HEATING / ABLYATION / SURFACE TEMPERATURE / MATERIAL RAZUPROCHNENIYE / HEATPHYSICAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич, Лепеш Алексей Григорьевич

Разработана имитационная модель высокоскоростного трения и изнашивания, основанная на расчете нагревания зоны контакта скользящего элемента и изменении характеристик ее материала разупрочнении. На базе имитационной модели проведен анализ влияния различных факторов на изменение характеристик трения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MATHEMATICAL MODEL OF PROCESS OF HIGH-SPEED FRICTION AND WEAR

The imitating model of high-speed friction and wear based on calculation of heating of a zone of contact of the sliding element and change of characteristics of its material a razuprochneniya is developed. On the basis of imitating model the analysis of influence of various factors on change of characteristics of friction is carried out.

Текст научной работы на тему «Исследование математической модели процесса высокоскоростного трения и изнашивания»

УДК 621.891

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ТРЕНИЯ И ИЗНАШИВАНИЯ

Г.В. Лепеш1, А.Г. Лепеш2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21;

Разработана имитационная модель высокоскоростного трения и изнашивания, основанная на расчете нагревания зоны контакта скользящего элемента и изменении характеристик ее материала - разупрочнении. На базе имитационной модели проведен анализ влияния различных факторов на изменение характеристик трения.

Ключевые слова: трение, износ, нагрев, абляция, температура поверхности, разупрочнение материала, теплофизические параметры.

RESEARCH OF MATHEMATICAL MODEL OF PROCESS OF HIGH-SPEED FRICTION AND

WEAR

G.V. Lepesh, A.G. Lepesh

St. -Petersburg state university of economics (SPbGEU), 191023, St. Petersburg, Sadovaya str., 21;

The imitating model of high-speed friction and wear based on calculation of heating of a zone of contact of the sliding element and change of characteristics of its material - a razuprochneniya is developed. On the basis of imitating model the analysis of influence of various factors on change of characteristics of friction is carried out.

Keywords: friction, wear, heating, ablyation, surface temperature, material razuprochneniye, heatphysical parameters.

Актуальной задачей при теоретическом описании процесса трения и изнашивания трущихся поверхностей является поиск адекватной математической модели контакта реальных тел, учитывающей совокупность одновременно протекающих процессов. Теоретическое описание трения и изнашивания фрикционного контакта осложняется тем, что изнашивание по своей природе является случайным процессом, зависящим от многих нестабильных факторов. Соответственно и теоретическое описание процесса изнашивания должно строиться на основе теории случайных процессов. Построенные на таком подходе имитационные модели [1] позволяют прогнозировать основные оценки характеристик процесса трения в зависимости от свойств и состояния фрикционных поверхностей в процессе эксплуатации машин и агрегатов.

Детерминистские методики оценки величины износа и соответствующие теоретические зависимости, основанные на самых раз-

личных подходах и исходных предпосылках, предлагались многими авторами [2 - 4]. Они носят, как правило, экспериментально-теоретический характер. При этом в экспериментальной части опираются на зависимости, построенные относительно изменения физических свойств материалов трущихся тел и фрикционных поверхностей от характеристик процессов, оказывающих на них существенное влияние. В теоретической части методики основаны на имитационном моделирования совокупности одновременно происходящих процессов, оказывающих взаимное влияние и в конечном счете определяющих текущие значения характеристик трения и изнашивания. Подобный подход позволяет не только прогнозировать изменения характеристик трения в процессе эксплуатации машин, но и заранее прогнозировать количественные изменения этих характеристик, исследовать их характер, выявить наиболее значимые факторы, влияющие на трение.

1Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Машины и оборудование бытового и жилищно-коммунального назначения СПбГЭУ, тел. (812) 362-44-13, моб. +7 (921) 751 28 29, e-mail:GregoryL@yandex.ru;

1Лепеш Алексей Григорьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры Машины и оборудование бы-

тового и жилищно-коммунального назначения СПбГЭУ, тел. (812) 362 44 13, моб. +7 (904) 510 52 71, е-mail:АLepesh @yandex. ги

Для относительно кратковременных процессов трения, происходящих при высоких скоростях скольжения (десятки - сотни метров в секунду) в условиях насыщенного контакта, основными процессами, оказывающими влияние на его характеристики определены [5 - 11] следующие:- силовое взаимодействие контактной пары;

- тепловыделение в зоне фрикционного контакта;

- нагрев и возможное плавление скользящего элемента;

- деформирование и изнашивание (абляция) поверхностных слоев контактной пары.

Перечисленные процессы непосредственно связаны с трением потому, что проходят при температуре, которая достигается в результате разогрева от трения. В условиях кратковременных процессов высокоскоростного трения материалы контактирующих пар не успевают прогреваться на всю глубину, а поэтому в теплопоглощении участвуют тонкие поверхностные слои. Скорость распространения теплоты в результате теплопроводности в твердых телах является бесконечно большой (например, у алюминия с коэффициентом температуропроводности а =104, м2/с, она приблизительно равна 3000 м/с). Однако глубина прогрева поверхностного слоя материала за одну секунду не превышает 2-х мм [11]. В целом глубина поверхностного слоя материала участвующего в трении составляет всего несколько десятков микрометров [5]. Очевидно, что условия, формирования данного слоя зависят от физических свойств материалов пары, в частности, тепло-физических и механических. Так при трении материалов с относительно малой теплопроводностью (пластмасс, керамики и др.) в зоне трения концентрируется большое количество тепловой энергии, приводящее к большим температурам [6 - 8], а при трении тел с большой теплопроводностью, объем нагретой зоны -значительно больше.

В работах [5 и 11] построена и апробирована на моделировании кратковременных и дискретных процессов математическая модель трения и изнашивания, учитывающая следующие особенности процесса высокоскоростного трения:

1. Высокоскоростное трение происходит в условиях тепловыделения в зоне фрикционного контакта и приводит к нагреванию контртел, изменению механических свойств их материалов.

2. Изменение характеристик силового взаимодействия и интенсивности изнашивания в процессе трения в основном определя-

ются напряжениями сдвига материала одной из пар вблизи контакта, которые в свою очередь зависят от его механических свойств (т.е. соблюдаются условия насыщенного контакта). Механические свойства твердых тел являются зависимыми от многих факторов, основным из которых, при трении в указанных условиях, является температура [9].

3. Трение при большом тепловыделении может происходить при плавлении (или значительном размягчении) материала одной из трущихся пар вблизи ее поверхности. В этих условиях фрикционное поведение пар трения определяется характером процесса плавления, вязкостью и толщиной расплавленной пленки.

4. Начальные значения коэффициента трения и интенсивности изнашивания (в заранее известных условиях, например при установленной скорости скольжения и температуре контакта) являются зависимыми от многих факторов, определяющих взаимодействие контактной пары. Они могут быть определены экспериментально [8].

Перечисленные особенности позволили авторам [11] на основании детерминисткого подхода построить имитационную модель трения и изнашивания на базе решения тепловой задачи при граничных условиях 2-го рода (если задан тепловой поток q1 или %2 на границе контакта внутрь рассматриваемого элемента с индексом "1" или "2" по координате г):

%=«ш■ /,р ■ V ■ р; q2 = ^-ОЛлр (1)

где: а тп - коэффициент распределения тепловых потоков (доля тепловой энергии, направленной в скользящий элемент); / - коэффициент трения (по закону Амонтона-Кулона); ус - скорость скольжения; р - контактное давление.

Для определения температуры поверхности трения используется дифференциальное уравнение теплопроводности, записанное для одномерного теплового потока в изнашивае-

д2Т

мый скользящий элемент

■■ а

[12],

дг 1 дг2 решение которого получают разностным методом в виде профиля температуры Т (г, £) по

толщине г прогретого слоя при заданных граничных условиях второго рода: при

г = К^ = 0, Т(<*>,г) = То; при

г = 0^Т(0,0)= Т), Т(0,г) = Тп, =-^1 дТ/дг. Затем по величине температуры поверхности Тп определяется коэффициент разупрочнения

кт =°»(Т/(т ),

^ А» (т)

(2)

пропорционально которому изменяется коэффициент трения

Л, = /о ■ V (3)

Коэффициент разупрочнения зависит от температуры в соответствии с (2). Эту зависимость определяют, как правило, экспериментально (рис.1) [2,9]. В частности для полиамидной лески значение кт аппроксимировано полиномом четвертой степени [9]

тодики [11] рассчитаем характеристики процесса трения: коэффициент трения, время начала и скорость плавления, толщину расплавленной пленки и интенсивность изнашивания стального элемента (сталь 45Х1) при скольжении его по направляющей большой длины из того же материала со средней скоростью ус=350 м/с в течение 0,05 с. Исходными данными принимаем: значение коэффициента трения в статических условиях /0 = 0,2; коэффициент теплопроводности Я1=30 Вт/(м К); а1=0,106 • 10-4

2/~. - - ■ / о оо 1п6

кт =1,295-0 ,034 Т+0,0012 Т - 1,474 10-5х м2/с; С1 ■ р1 = ■= 2,83 ■ 106 Вт ■ с/(м3 ■ К), 7^+5,607 10-8 Т ^ >

(4)

В критическом случае трения на поверхности контакта одного из контртел достигается температураы плавления ТПЛ. Тогда трение будет иметь гидродинамическую природу и коэффициент трения определяется в соответствии с законом Ньютона

/ =и ——,

тр г^р О-

Р§р

(5)

где: 8р - толщина расплавленной пленки; цр -

коэффициент динамической вязкости расплавленного материала при температуре, близкой к температуре плавления.

Если принять во внимание тот факт, что интенсивность абразивного изнашивания связана с разрушением материала, т.е. пропорциональна характеристикам, определяющим его прочность, то можно допустить, что и интенсивность изнашивания также будет возрастать от начального значения /го обратно пропорционально коэффициенту разупрочнения:

/ = (6)

Определение изменения коэффициента трения и интенсивности изнашивания при моделировании процесса является ключевым, поскольку его значение будет определять силовое и тепловое воздействие на трущиеся поверхности и определять их изнашивание.

Алгоритм расчета изменения коэффициента трения в скоростных условиях взаимодействия приведен на рис.1. значение коэффициента трения / вычисляется итерационным

путем - методом половинного деления. Выход из цикла производится по согласованию тепловых потоков, т.е. - по заданной погрешности £ определения коэффициента трения

- Л I

тр,г'+1 Jтр,i\ .

— < £, где i - номер итерации.

Л

/ тр

где р1 - плотность расплава материала р1 = 7860 кг/м3; начальная температура Т0 =273 К; ТПЛ=1773 К, время скольжения ? =0,05 с; толщина скользящего элемента В =0,01 м; скрытая теплота плавления г1=83,7 1 03 Дж/кг; ширина скользящего элемента Я=0,03 м; р =500 МПа.

Зависимость для кт (2) приведена в табл. 1.

Таблица 1 - Коэффициент разупрочнения легированной стали

Температура материала, К 273 773 1273 1773

Коэффициент разупрочнения кт 1,0 0,78 0,25 0,05

Рассчитаем предварительно число Пекле и коэффициент распределения тепловых потоков по формуле Д. Егера [2]:

Pe2 = V ■ Я/ = 350 ■ °,°у = 9,9 ■ю5;

2 /0,106 ■Ю-4

=

1,75 ■■

1,75 ■■ +Ъ2 ■ Ре*5

1,75 ■ 30

= 1,8 ■Ю-3.

1,75 ■ 30 + 30 ^ 9,9 -105 Последующий расчет произведем по следующему алгоритму:

1. Определим тепловой поток, направленный в скользящий элемент д1

-3

.6

= атп ■ /тр ■ V■ р = 1,8■Ю-3 ■ 0,2■ 350■ 500-106 =... ... = 63,0-106 Вт/м2.

2. Рассчитаем время и глубину прогретого слоя до начала плавления

В качестве примера использования ме-

г =

2 Л2-(гпд - т )2 = з • • а1

2-(30)2-15002 2

3-(63,0•Ю6) • 0,106•ю-4

г =0,0321

г=0,05

2Пд Ч 6 • а1 • гпд =>/ 6 • 0,106 •Ю-4 ^8,6 •Ю-5 ...=7,39•Ю-4м = 739 мкм.

4-05'109. = 3,21.10-2 с.

1,26 40

11

Начало

Ввод тепдофизических характеристик контактной пары

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

c, ^ P, ^ ^ a, Тпд, — *

Ввод условий взаимодействия

Р, V

Ввод зависимости

К (Т)

Расчет температуры поверхности трения Тп

Расчет толщины расплавленной пденки

Расчет изменения коэффициента трения

-II (=1 н

II +

Расчет теплового г=г+1

потока

нет

Вывод результатов расчета на печать

I

Конец

<

с

с

Рисунок 1 - Блок схема алгоритма расчета характеристик трения и износа

3. Определим последовательно скорость прогрева в твердой фазе 6 и скорость плавления :

6 =

'2 • г

= 3 • 0,106 •Ю

-¿Л

'2 • 0,05

= 1,80•Ю-2 м/с

01

- 1/

• С

1 Ф1 •(Тпл - Т )•£

Г +•

• с •(Тпл -т)

•Р1

63,0 • 106 - ^ • 2,83 • 106 • 1500 • 1,80 • 10-2 83,7 • 103 • 8760 + уъ • 2,83 • 106 • 1500

37,5

63,0•Ю6 -25,5•Ю6 =_

7,33 •Ю8 + 2,83 •Ю8 10,16

= 3,69 м/с.

4.Вычислим толщину расплавленной пленки

8р = = 3,69.°-%0 =....

... = 3,16■Ю-4 м = 316 мкм.

5. Определим интенсивность изнашивания в случае абляции

/ = У

''и /V

= 3,69/350 = 1,05 ■10-2 .

6. Вычислим коэффициент трения /Тр при плавлении материала скользящего элемента

лр =нр

v

'Ч> -р 0 8 к'-'р

.. = 5,540

-3

350

500406^3,1640-4

= 0,2240

-2

Рассчитанное во втором приближении значение коэффициента трения можно использовать для уточнения тепловыделения во фрикционной зоне, что приводит к необходимости пересчета по пунктам 1 - 6 данного алгоритма, например, примем на каждой текущей ]+1 итерации /„ = + Щ. При этом для следующей итерации получим: / = (0,2+0,2210-2)/2 =0,1.

д1 = 1,840-3 ■0,Ь350^500406 =...

... = 31,5406 Вт/м2;

2 ■ (30)2 45002

г =-

3^ (31,5 406 0,106 40-4

4,05 409 П1.

... =-— = 0,13 с.

3,154010

Поскольку в расчете получено гпл = 0,13 > г = 0,05, отсюда следует, что температура поверхности трения не достигает температуры плавления Т . Вычислим значение

температуры поверхности трения по приближенной формуле (1):

Т. = Т0 +

2 ■ ■

,6

= 273 + 31,5406У6^0,106 1^4 0,05 = ... = + 2-30 =...

... = 273 + 936 = 1209 К.

В этих условиях значение коэффициента трения определим на основании (3) и диаграммы разупрочнения материала (рис. 2) / -

-4

0,05. Продолжая итерации получим: /: (0,1+0,005)/2 =0,075;

д1 = 1,8 ■ 10-3 ■ 0,075 ■ 350■ 500 ■ 106 =...

... = 23,6406 Вт/м2;

2 ■ (30)2 4500°

г =-

3■(23,6406) ■ 0,106 10-

4,05 409

= 0,23 с;

1,77 4010

г =0,23 с > г=0,05 с;

Т = 273 +

23,6 406^6 ■ 0,106 ■Ш-^ 0,05

... = 974 К;

2 30

/тр - 0,06;

/тр = (0,075+0,06)/2 =0,0675 = 1,8 ■ 10-3 ■ 0,0675■ 350 ■ 500 ■ 106 =... ... = °1,°6■106 Вт/м2.

6

Тп = 273+-... = 904,7 К;

6 0,

21,26 40^6 ■ 0,106 40-4 ■ 0,05

2 30

/тр - 0,057.

Полученное значение коэффициента трения на данной итерации отличается на 5% от предыдущего, следовательно итерации можно прекратить. Окончательно принимаем / =

0,057; ТП=905 К; гпл > г = 0,05 с. Очевидно, что

процесс быстро сходится, поскольку любая погрешность в определении температуры приводит к обратному эффекту в значении коэффициента трения и, следовательно, выделяемого теплового потока в сторону скользящего элемента в силу однозначности изменения функции (2).

При проведении итераций может быть получено значение скорости плавления »<0. Отрицательное значение скорости плавления свидетельствует о недостаточной для плавления интенсивности теплового потока, хотя температура поверхности достигает температуры плавления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При уменьшении времени взаимодействия, средняя температура поверхности контакта будет уменьшаться и коэффициент трения будет иметь большие значения в соответствии с (3) и рис. 1,.а при увеличении времени взаимодействия появится расплавленная пленка и условия трения будут определяться из (5). Значение коэффициентов трения от времени взаимо-

действия в данных условиях приведены в таб- лице 2 и на рисунке 2. Таблица 2 - Изменение характеристик трения от времени скольжения

Время взаимодействия 0,0 0,001 0,015 0,03 0,05 0,3 3,0 5,0 6,0

Коэффициент трения 0,20 0,20 0,15 0,10 0,057 0,05 0,02 0,01 0,01

Температура поверхности, К 273 525 780 870 905 1100 1500 1773 1773

Текущая толщина расплавленного слоя, мкм - - - - - - - 0,8

(D

S

я

S -е

3

w х

* i

СЗ <D

а &

Г

а

(D

а

(D

н

2000,00 1500,00 1000,00 500,00 0,00

0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 Время взаимодействия, с

Рисунок 2 - Изменение характеристик трения от времени скольжения

Из таблицы 2 следует, что значительные градиенты изменения характеристик трения (коэффициента трения и температуры) происходит в начальный момент взаимодействия, т.е. в течение сотых долей секунды. При дальнейшем скольжении характеристики изменяются плавно. Так к моменту времени £ = 5 с, для данного расчетного варианта, на поверхности контакта достигается температура, близкая к температуре плавления стали. К моменту времени £ =6 с на поверхности скользящего элемента образуется пленка расплавленного металла толщиной 5 =0,8 мкм. При этом коэф-

фициент трения практически не изменяется и остается равным / =0,01, поскольку в заданном режиме движения толщина расплавленной пленки не изменяется вследствие абляции, а выделяемое при трении тепло интенсивно отводится в основном в контртело. Для материалов с низкими теплофизическими характеристиками с1, р1, Тпл, г1, например пластмасс (полипропилена, полиамида-610 и др.) характер изменения коэффициента трения на основании табл.3 может быть иным (см. рис. 3).

Таблица 3- Коэффициент разупрочнения полипропиленовой лески

Температура материала Тп, К 273 320, 340, 360, 370, 380, 390, 400, 410, 420

Коэффициент разупрочнения kT 1,0 0,98 0,97 0,85 0,7 0,35 0,15 0,05 0,02 0,01

В соответствии с методикой [11] разработана программа расчета для ЭВМ (на алгоритмическом языке Object Pascal в среде программирования Delphi).

С целью оперативного изменения данных интерфейс программы включает исходные данные по теплофизическим характеристикам и условиям взаимодействия. Сюда же выводятся и результаты расчета (рис. 3а). Зависимость для коэффициента разупрочнения kT (Т) (табл.3)

вводится программой из входного файла 1пБа1. Для отладки и контроля работы программы все расчетные данные выводятся в выходной файл Ои1Ба1. На рис. 3. представлена графическая зависимость изменения коэффициента трения от скорости для условий, соответствующих рис.3а. Здесь видно, что коэффициент трения падает от скорости скольжения. А затем растет при расплавлении поверхности лески вследствие роста вязких сил с увеличением скорости скольжения.

0,2

а)

Скорость, м/с б)

Рисунок 3 - Изменение характеристик трения от скорости скольжения полипропиленовой лески по абразивной поверхности: а) - Интерфейс с исходными данными; б) - результаты расчета; 1 - при ширине

элемента Я=2 мм; 2 - при ширине элемента Я=20 мм

Т.о. разработана имитационная модель высокоскоростного трения и изнашивания, основанная на расчете нагревания зоны контакта скользящего элемента и изменении характеристик ее материала - разупрочнении. На базе имитационной модели проведен анализ влияния различных факторов на изменение характеристик трения.

Литература

1. Механика и физика процессов на поверхности и в контакте твердых тел, деталей технологического и энергетического оборудования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В.В. Измайлова. Вып. 8. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2015. 112 с.

2. Балакин В.А. Трение и износ при высоких скоростях, скольжения 1980. 136 с.

3. Дроздов Ю.Н.,Юдин Е.Г., Белов А.И. Прикладная трибология (трение, износ, смазка) ,под ред. Ю.Н. Дроздова. - М.: «Эко-Пресс», 2010. - 604 с.

4. Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968., 480 с.

5. Лепеш Г.В., Иванова Е.С. Расчет характеристик трения в задачах анализа внутрибаллистических процессов. /Вторые Окуневские чтения. //Сборник

трудов международной научно-практической конференции. С-Петербург :БГТУ, 2001, -с. 56 - 67.

6. Лепеш А.Г., Лепеш Г.В. Математическое моделирование силового взаимодействия щеток коммунальных машин с дорожным покрытием.// Технико-технологические проблемы сервиса. №3(13), 2010 г. с. 32 - 38

7. Лепеш А.Г. К определению силового взаимодействия щёток коммунальных машин с дорожным покрытием.// Технико-технологические проблемы сервиса. №1(15), 2011 г. с. 30 - 35

8. Лепеш А.Г., Лепеш Г.В., Воронцов И.И. Методика экспериментального определения износостойкости щеточного ворса коммунальной уборочной техники.// Технико-технологические проблемы сервиса. №2(16), 2011 г. с. 6 - 18

9. Лепеш А.Г., Лепеш Г.В., Петренко Ю.А. Исследование влияния температуры на прочность полипропиленовой лески.// Технико-технологические проблемы сервиса. №4(18), 2011 г. с. 55 - 59.

10. Лепеш Г.В., Лепеш А.Г. Теоретические и методические основы повышения эффективности щеточных агрегатов коммунальных уборочных машин. (Монография). СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013 - 128 с

11. Лепеш Г.В. Имитационное моделирование процесса высокоскоростного трения и изнашивания. //Технико-технологические проблемы сервиса. №3(25), 2013 г. С.35- 42

12. Лыков А. В. Теория теплопроводности. М.: Высшая школа, 1967. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.