ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.72-057.875
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ — ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ*
О. П. Балыкова, А. П. Цыбусов, Д. С. Блинов,
Н. Н. Чернова, С. А. Ляпина
(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
Статья посвящена актуальным вопросам здоровья студентов, формирующегося под воздействием фактического питания. Приводятся результаты и анализ анкетного опроса студентов вузов города Саранска, позволяющие оценить их пищевые привычки.
Ключевыге слова: фактическое питание; рациональное питание; пищевой статус; пищевое поведение студентов; культура питания; режим питания.
Подготовка будущих специалистов в вузе включает в себя не только профессиональное обучение, но и формирование мировоззрения гражданина, имеющего принципы здоровьесохраняющего поведения, так как отсутствие последних приводит к целому ряду общественно опасных негативных тенденций [6], в частности, к росту заболеваемости и смертности. Как это ни парадоксально, кризисные явления в общественном здоровье в России развиваются на фоне повышения уровня образования [4].
Важную роль в обеспечении качества жизни человека, его физического и психического здоровья, продолжительности жизни играет рациональное питание. Очевидно, что оптимизация питания является не только медицинской, но и социальной проблемой [9].
Питание вместе с физической активностью относится к элементам повседневного поведения, формирующим здоровье человека [1]. Исследования фактического питания позволили установить структуру наиболее распространенных нарушений пищевого статуса, способствующих развитию сердечно-сосудистых, онкологических и других поздно распознаваемых, трудно поддающихся лечению дистрофических заболеваний (диабет, остеопороз, артрозы и т. д.), что снижает уровень индивидуального и общественного здоровья [5; 7].
Существуют два типа нарушения питания. Первый связан с ограниченностью ассортимента продуктов и дефицитом в пище необходимых структурных, энергетических и биологически активных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и др.). Второй — прежде всего с неумением правильно питаться, с отсутствием элементарных знаний и культуры питания [3; 7].
Объектом проведенного нами исследования стало пищевое поведение студентов, которое изучалось в ходе анонимного опроса с использованием специально разработанной анкеты. Методом случайной выборки были опрошены студенты I курсов вузов г. Саранска — Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, Саранского кооперативного института Российского университета кооперации. Объем выборочной совокупности составил 436 чел. (1,1 % от числа обучающихся в вузах Мордовии). Распределение респондентов по возрасту было следующим: 16 лет — 0,2 %; 17 — 50,0; 18 — 44,5; 19 — 3,2; 20— 1,1; 22 — 0,7; 23 — 0,2; 25 лет — 0,2 %. Таким образом, половина респондентов по возрастному показателю относилась к подросткам. Юношей среди респондентов было 92 чел. (21 %), девушек — 344 (79 %).
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-1300 а/В «Здоровье финно-угорского населения Республики Мордовия: культурные и этносоциальные закономерности формирования и сохранения».
© Балыкова О. П., Цыбусов А. П., Блинов Д. С., Чернова Н. Н., Ляпина С. А., 2012
№ 2, 2012
Состояние здоровья, сложившееся на фоне конституциональных особенностей организма под воздействием фактического питания, обозначается термином «пищевой статус». Оценка пищевого статуса, включающая в себя определение показателей функции питания, пищевой адекватности и заболеваемости, производится на основании показателей роста, массы тела и массо-ростового показателя, обмена веществ, функционального состояния отдельных систем организма. Показатели физического развития, в особенности масса тела, являются наиболее информативными критериями соответствия энергетической и биологической ценности рациона питания потребностям организма.
Респондентам было предложено субъективно оценить адекватность своего питания по показателю массы тела. Выяснилось, что 69,3 % опрошенных считают свою массу нормальной, 17,7 — избыточной, 11,9 % — недостаточной. Другими словами, субъективно треть студентов оценивают свою массу как неудовлетворительную.
Рациональным называют физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей действия климата и других факторов. Общие требования к пищевому рациону сформулированы в основных постулатах, один из которых отражает необходимость правильного распределения пищевого рациона в течение дня [8]. Правильный режим питания обеспечивает эффективную работу пищеварительной системы, усвоение пищевых веществ и регулирует обменные процессы. Физиологически обоснованным является 3-4-разовое питание с таким распределением пищевого рациона по его калорийности, чтобы завтрак и обед обеспечивали до 75 % (30 и 45 % соответственно) суточной энергетической ценности рациона, а на ужин приходилась только ее четверть. Режим питания может изменяться в соответствии с национальными традициями, характером трудовой деятельности, культурой, привычками в питании, климатом.
Анализ кратности приемов пищи студентов показал, что лишь 19,7 % респондентов питаются 4 раза в день, большинство опрошенных (42,4 %) принимают пищу 3 раза в день, а 29,0 % — только 1—2 раза. Треть (32,0 %) участников исследования признались, что они не завтракали в день опроса. 8,7 % респондентов отметили слишком частый прием пищи (5—7 раз), что говорит о присутствии дополнительных приемов пищи, которые либо равномерно распределены во времени в течение дня либо замещают один из основных приемов пищи.
В ходе опроса было выяснено, что 66,0 % студентов предпочитают на завтрак чай или кофе с бутербродами и только 20,0 % имеют полноценный завтрак. Подавляющее большинство респондентов (80,0 %) отметили, что ужинали накануне, из них 16,0 % признались, что ели за 1 час до сна, что может свидетельствовать об отсутствии у студентов фиксированного времени приема пищи.
Потребность в белке — эволюцион-но сложившаяся доминанта в питании человека, обусловленная необходимостью обеспечивать оптимальный физиологический уровень поступления незаменимых аминокислот, основных структурных элементов тканей и составных частей ферментов и гормонов. Источниками полноценного белка, содержащего полный набор незаменимых аминокислот в количестве, достаточном для биосинтеза белка в организме человека, являются продукты животного происхождения (молоко, молочные продукты, яйца, мясо и мясопродукты, рыба, морепродукты). Согласно нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах различных групп населения РФ [2], для рассматриваемой возрастной группы суточная потребность в белке составляет 61—72 г, в том числе животного происхождения — не менее 30,5— 36 г.
Анализ ответов на вопрос «Какие продукты преобладают в Вашем рационе?» показал, что 63,3 % участников опроса отдают предпочтение овощам, фруктам и продуктам их переработки (33,9 % среди овощей предпочитают кар-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
тофель, являющийся в большей степени источником углеводов). На втором месте стоят хлебобулочные и мукомольнокрупяные изделия (49,8 % респондентов). Мясо и мясные продукты преобладают в рационе 48,4 % опрошенных, молоко и молочные продукты — 27,8, рыба и продукты моря— 26,1, сахар и кондитерские изделия — 26,8 %.
Отвечая на более определенный вопрос «Сколько раз в неделю Вы употребляете тот или иной продукт?», студенты признались, что достаточно регулярно едят молочные продукты — 25,0 %, рыбу — 13,1, куриное мясо — 29,1, яйца кур — 21,1 %. 26,6 % считают основным мясным продуктом колбасные изделия, и абсолютное большинство (87,2 %) предпочитают жирную пищу. Ежедневно едят свежие фрукты и овощи менее половины (43,0 %) опрошенных. Мучные продукты и сладости ежедневно преобладают в рационе более двух третей респондентов (72,5 %). Очевиден факт дефицита в рационе студентов продуктов, являющихся основными источниками полноценного белка, и преобладания углеводно-жировой пищи.
Из напитков более трети опрошенных (36,0 %) отдают предпочтение чаю и кофе, 26,0 — минеральной воде, и только 18,8 % — соку и компотам. Четверть респондентов (25,0 %) еженедельно употребляют пиво и другие алкогольные напитки, 9,2 % — делают это 3—4 раза в неделю. Следует иметь в виду, что алкоголь — наркотик и при систематическом приеме у человека нет возможности субъективно регулировать объем его потребления. Кроме того, любое регулярное употребление спиртного в дозах, вызывающих опьянение хотя бы в легкой степени, теоретически можно расценивать как начало первой стадии алкоголизма, потому что характерные симптомы болезни могут появиться в любой момент.
Потребность в энергии и пищевых веществах зависит от физической активности. Все взрослое население по этому показателю делится на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. Студенты того и другого пола относятся к первой
группе, для которой характерна очень низкая физическая активность [3]. Резкое сокращение энерготрат современного человека требует уменьшения потребления пищи, однако оно не сопровождается аналогичным снижением потребности в других жизненно важных пищевых веществах, в частности в микронутриен-тах (витаминах, микроэлементах и др.). Поскольку источниками энергии и биологически активных веществ остаются неизменившиеся пищевые продукты, возникают своеобразные «ножницы»: адекватный по энергетической ценности рацион не обеспечивает потребностей в витаминах и минеральных веществах [10]. Компенсировать недостаток последних возможно приемом биологически активных добавок.
Согласно проведенному исследованию, только четверть студентов постоянно принимают поливитамины,
41,9 % — иногда, а треть респондентов вообще не используют никаких биологически активных добавок.
Свыше половины респондентов (51,0 %) понимают, что их отношение к питанию не позволяет быть здоровым, при этом подавляющее большинство (87,0 %) согласны с утверждением, что правильное питание может сохранить здоровье. Свое нерациональное и нездоровое питание 61,7 % студентов связывают с недостатком времени, средств и неорганизованным режимом дня; 19,7 — не задумывались над этим вопросом или не считают нужным им заниматься, а
1,6 % уверены, что здоровое питание не может быть вкусным.
Анкетирование показало, что основным источником информации об оптимальном питании для четверти опрошенных (26,8 %) являются средства массовой информации, в частности реклама; пятая часть студентов (21,8) узнают о правильном питании от членов семьи и знакомых, и только 16,0 % молодых людей обращаются с этим вопросом к медицинским работникам и специальной литературе.
Таким образом, по данным проведенного социологического исследования установлено, что студенты высших об-
111!111Й1И1!Ш № 2,
разовательных учреждений Саранска, изначально имеющие достаточный уровень интеллекта, мотивированные на обретение высокого уровня профессиональных знаний, не имеют ни привычки, ни мотивации для соблюдения правил оптимального питания, а значит, и для формирования и поддержания здоровья. Результаты опроса свидетельствуют, что режим питания студентов не соответствует гигиеническим принципам оптимального питания, их повседневный рацион углеводисто-жировой, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов. Выявляется увлечение чаем, кофе, алкогольными напитками. Рацион питания студентов формируется под влиянием рекламы, пищевых предпочтений, а не научно обоснованных рекомендаций.
С учетом сложившейся ситуации нам представляется необходимым ввести на I курсах вузов специальную дисциплину, знакомящую студентов с принципами рационального питания, с целью восполнения имеющегося у них пробела в знаниях важнейших вопросов культуры питания и здорового образа жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов, Д. С. Смертность как определяющий и корригируемый фактор демографического кри-
зиса / Д. С. Блинов [и др.] // Вестн. НИИ ГН при Правительстве РМ. — 2011. — № 3 (19).
2. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 28 декабря 2008 г.
3. Новоселова, Т. И. Общероссийская программа «Здоровое питание — здоровье нации» [Электронный ресурс] / Т. И. Новоселова. — Режим доступа: http://pfcop.opitanii.ru/about_programm/ index. shtml.
4. Онищенко, Г. Г. Обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия детского населения России / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. — 2008. — № 2. — С. 72—77.
5. Симонова, Г. И. Питание и атеросклероз / Г. И. Симонова, В. А. Тутельян, А. В. Погожева // Бюл. СО РАМН. — 2006. — № 2. — С. 80—85.
6. Скворцова, М. Б. Молодое поколение в системе человеческого потенциала как фактор социально-экономического развития региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. Б. Скворцова. — Санкт-Петербург, 2007. — 21 с.
7. Тутельян, В. А. Гигиена питания : современные проблемы / В. А. Тутельян // Здравоохранение Российской Федерации. — 2008. — № 1 . — С. 8—9.
8. Тутельян, В. А. Оптимальное питание — ключ к здоровью / В. А. Тутельян, Б. П. Суханов. — Москва : Изд. дом журн. «Здоровье», 2004.
9. Тутельян, В. А. Предпосылки и факторы формирования региональной политики в области здорового питания в России / В. А. Тутельян, Б. П. Суханов, М. Г. Керимова // Вопр. питания. — 2007. — Т. 76, № 6. — С. 39—43.
10. Шабров, А. В. Современные аспекты фундаментальных и прикладных проблем питания / А. В. Шабров [и др.] // Мед. акад. журн. — 2007. — Т. 7, № 4. — С. 125—130.
Поступила 18.11.11.