Научная статья на тему 'Исследование и формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической культуре у обучающихся в вузе'

Исследование и формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической культуре у обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паладич О. Г.

В статье рассматриваются сущность и пути формирования профессионально-педагогической культуры и ценностного отношения к ней у обучающихся в вузе в контексте развития системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паладич О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main points and ways of forming professional pedagogical culture and students' attitude to it in high school within the framework of the educational system development.

Текст научной работы на тему «Исследование и формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической культуре у обучающихся в вузе»

О. Г. Паладич

ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Военной академии связи.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматриваются сущность и пути формирования профессионально-педагогической культуры и ценностного отношения к ней у обучающихся в вузе в контексте развития системы образования.

The article describes the main points and ways of forming professional pedagogical culture and students’ attitude to it in high school within the framework of the educational system development.

Духовный мир студента, его ценностные ориентации, интересы и мотивы -это та первооснова, которая в значительной степени определяет осмысление и отношение к окружающей действительности, профессиональную направленность. В связи с этим чрезвычайно важным становится изучение и решение проблемы формирования профессионально-педагогической культуры и ценностного отношения к ней у обучающихся в вузе и непосредственно у будущих учителей, педагогов. В педагогических вузах подготавливаются кадры, назначение которых - сформировать личностный потенциал общества. Ответственность педагогических вузов перед обществом очень высока. Ключевой фигурой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и профессиональной культуры.

Важнейшая закономерность педагогического образования заключается в том, что педагог только тогда оправдывает социальные ожидания, когда его личность, общая и профессионально-педагогическая культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе населения. В качестве ведущей тенденции развития педагогического образования И. А. Колесникова называет усиление роли самосознания, саморефлексии в профессиональном становлении.

Важной для определения путей формирования ценностного отношения к профессионально-педагогической культуре является концепция Е. В. Бондаревской, в которой центральной идеей является формирование культуры будущего учителя. Концепция базируется на тезисе о необходимости преодоления замкнутости внутри вузовского обучения, объединении ориентации на учительскую профессию с собственно профессиональной подготовкой и профессиональной адаптацией. Главная задача данного подхода

к непрерывному педагогическому образованию состоит в определении оптимальных условий обучения на всех его этапах. Обучение организуется на принципах непрерывности, педагогизации, профессионализации, дифференциации и индивидуализации, многовариативного сочетания теоретической и практической подготовки, с ориентацией на ведущую идею концепции - формирование культуры учителя. Сущность педагогической культуры выделяется через такие подходы, как аксиологический, вбирающий в себя ценностные ориентиры педагога, деятельностный, исследующий сущность, средства и способы педагогической деятельности, и личностный, выявляющий свойства личности педагога-профессионала как саморазвивающегося субъекта. Педагогическая культура рассматривается как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя. В качестве компонентов этой системы, подлежащих оценке, выделяются: педагогические позиции и личные качества; профессиональные знания и культура педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

В индивидуально-личностном плане педагогическая культура анализируется как сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур.

Итоговым результатом педагогического образования является формирование у будущего учителя профессионально-педагогической культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Наличие такой куль-

туры позволяет учителю погружаться во внутренний мир, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества. В свете сказанного профессиональное становление педагога можно трактовать как самоопределение его личности в культуре.

Теоретический анализ позволил выделить основные функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики: гносеологический компонент обусловливает методологическую, исследовательскую, интеллектуальную культуру педагога; гуманистический -нравственную, гуманитарную, духовную культуру; коммуникативный - культуру общения, речевую, рефлексивную культуру; образовательный - дидактическую, методическую, экологическую, экономическую, физическую, эстетическую; нормативный - правовую, управленческую; информационный - диагностическую, инновационную, компьютерную культуру педагога.

Исходя из этого, важным аспектом деятельности коллективов педвузов является целенаправленное формирование у будущих педагогов ценностного отно-шения к различным сторонам педагогического труда.

Ценностно-мотивационное ядро личности педагога включает три уровня отношения к педагогическому труду: отношение к труду вообще как к ценности; отношение к педагогической профессии как к определенному виду труда; отношение к преподаванию своего предмета как к еще более специфическому виду педагогической деятельности.

Это отношение определяется объективными и субъективными факторами. Объективные - это характер педагогического труда, его место в обществе. Субъективные факторы представлены системой личностных ориентаций сту-

дентов и мотивов педагогической деятельности.

Как субъект профессионально-педагогической культуры вузовский преподаватель обладает следующими характеристиками: диапазон профессионального педагогического мышления, его категориально-понятийный и концептуальный аппарат; ориентировка в сфере преподаваемого предмета, уровень владения им; способность к трансформации предметного содержания в деятельностно-ком-муникативную форму; мотивационная и практическая готовность к различным педагогическим функциям; владение современными технологиями выполнения различных педагогических функций -интеллектуально-развивающей, лично-стно-формирующей, функциями педагогического анализа, проектирования, экспертизы; исследовательский потенциал преподавателя; саморазвивающаяся активность педагога.

Таким образом, проведенный анализ позволил выделить следующие основные пути формирования ценностного отношения к профессионалъно-педагоги-ческой культуре у обучающихся в вузе:

• обеспечение четкого единства теоретической и практической, специальной, психологической и педагогической подготовки;

• опора на профессионально-исследовательскую деятельность обучающихся;

• развитие активности и самостоятельности обучающихся - будущих педагогов;

• ориентация на формирование профессионально-педагогической культуры в процессе самореализации и самосовершенствования;

• личностно-гуманная направленность деятельности педагога;

• разрешение противоречия между характером проблем, стоящих сегодня перед педагогикой, и уровнем здравого смысла, на котором решаются конкретные учебно-воспитательные задачи в мас-

совой практике путем обеспечения непосредственного внесения теоретикометодологического знания и его продуцирования на уровень профессионального бытия педагога;

• становясь системообразующим в подготовке, теоретико-методологический компонент содержания педагогических дисциплин определяет концептуальность педагогического мышления и поведения учителя на всех этапах учебно-профессиональной деятельности;

• выделение и реализация в системе формирования ценностного отношения

к профессионально-педагогической культуре компонентов (педагогические позиции и личные качества; профессиональные знания и культура педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога);

• реализация ценностно-ориентированного подхода к педагогическому образованию, основу которого составляет ориентация на личность педагога и учащегося как ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.