Научная статья на тему 'Исследование готовности будущих инженеров к межкультурному профессиональному взаимодействию'

Исследование готовности будущих инженеров к межкультурному профессиональному взаимодействию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурное профессиональное взаимодействие / интеграция / готовность / образовательный процесс. / intercultural professional interaction / integration / readiness / educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. А. Сургутскова

В статье доказывается актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров технического профиля к осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия. Готовность современного инженера к реализации межкультурных коммуникаций в профессиональном взаимодействии уже не обеспечивается средствами лингводидактики, даже отличного знания иностранного языка современному выпускнику оказывается недостаточным, что инициировало изучение проблемы подготовки современных выпускников неязыковых вузов. Межкультурное взаимодействие становится предметом исследования многих научных областей как феномен современной действительности, и область профессиональной педагогики не является исключением. Иностранный язык, обладая определенной долей беспредметности в образовательном процессе вуза, обладает значительным потенциалом для подготовки будущих выпускников к реализации профессиональных международных связей, повышения личной конкурентоспособности и развития личностно-профессиональных качеств. В статье обосновываются структурные компоненты межкультурного профессионального взаимодействия, которые были положены в основу критериев оценки уровня готовности обучающихся технических направлений к реальному межкультурному профессиональному взаимодействию. В ходе педагогического эксперимента с помощью теоретически обоснованных критериев было доказано, что обучающиеся неязыковых вузов на сегодняшний день не готовы к осуществлению конструктивного межкультурного профессионального взаимодействия. Решение данной проблемы заключается в системной интеграции профессиональной и иноязычной подготовке обучающихся, реализации коммуникативно-насыщенных образовательных технологий, расширении формата социального и профессионального партнерства вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF READINESS OF FUTURE ENGINEERS FOR INTERCULTURAL PROFESSIONAL INTERACTION

The article proves the urgency of the problem of preparing future technical bachelors for the implementation of intercultural professional interaction. The readiness of a modern engineer to implement intercultural communications in professional interaction is no longer provided by means of linguodidactics, even an excellent knowledge of a foreign language for a modern graduate is insufficient, which initiated the study of the problem of training modern graduates of non-linguistic universities. Intercultural interaction is becoming the subject of research in many scientific fields as a phenomenon of modern reality, and the field of professional pedagogy is no exception. A foreign language, having a certain share of pointlessness in the educational process of the university, has significant potential for preparing future graduates for the implementation of professional international relations, for increasing personal competitiveness and developing personal and professional qualities. The article substantiates the structural components of intercultural professional interaction, which were the basis for the criteria for assessing the level of readiness of students in technical areas for real intercultural professional interaction. During the pedagogical experiment, using theoretically substantiated criteria, it was proved that students of non-linguistic universities are not ready for constructive intercultural professional interaction today. The solution to this problem lies in the system integration of professional and foreign language training for students, in the implementation of communicatively-saturated educational technologies, in expanding the format of social and professional partnerships of the university.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности будущих инженеров к межкультурному профессиональному взаимодействию»

Во-вторых, в магистратуре развивается потребность в прогнозировании, планировании, в анализе выполняемой деятельности на основе рефлексивных действий, в управлении с ярко выраженной позицией «само». Рефлексивный компонент связан с умениями заглянуть в будущее и наметить перспективу деятельности; он направлен на оценочное отношение к собственной

Библиографический список

деятельности и внесение необходимых коррективов. Освоенные на уровне бакалавриата компетенции способствуют осуществлению анализа причинно-следственных связей, стимулируют развитие способности к самоизучению, работе над собой и к применению этой способности к условиям профессиональной деятельности.

1. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник. 2018; № 5: 127 - 135.

2. Мау В. Современное образование и soft skills. Вести образования. Available at: https://vogazeta.rU/articles/2019/9/2/quality_of_education/9176-fundamentalnye_znaniya_ ne_stareyut

3. Куликова С.С., Носкова Т.Н. Формирование компетенции самоорганизации студентов как основы обучения в современной образовательной среде университета. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009; № 83: 78 - 87.

4. Тарханова И.Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2013; № 2: 126 - 130.

5. Розин А.А. Особенности самостоятельной работы курсантов военных вузов в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 152 - 153.

References

1. Kazakova E.I., Tarhanova I.Yu. Ocenka universal'nyh kompetencij studentov pri osvoenii obrazovatel'nyh programm. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2018; № 5: 127 - 135.

2. Mau V. Sovremennoe obrazovanie i soft skills. Vesti obrazovaniya. Available at: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/2/quality_of_education/9176-fundamentalnye_znaniya_ne_ stareyut

3. Kulikova S.S., Noskova T.N. Formirovanie kompetencii samoorganizacii studentov kak osnovy obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj srede universiteta. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2009; № 83: 78 - 87.

4. Tarhanova I.Yu. Social'nye 'effekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; № 2: 126 - 130.

5. Rozin A.A. Osobennosti samostoyatel'noj raboty kursantov voennyh vuzov v processe podgotovki k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 152 - 153.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 378

Surgutskova G.A., teacher, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: 13.06.666@mail.ru

RESEARCH OF READINESS OF FUTURE ENGINEERS FOR INTERCULTURAL PROFESSIONAL INTERACTION. The article proves the urgency of the problem of preparing future technical bachelors for the implementation of intercultural professional interaction. The readiness of a modern engineer to implement intercultural communications in professional interaction is no longer provided by means of linguodidactics, even an excellent knowledge of a foreign language for a modern graduate is insufficient, which initiated the study of the problem of training modern graduates of non-linguistic universities. Intercultural interaction is becoming the subject of research in many scientific fields as a phenomenon of modern reality, and the field of professional pedagogy is no exception. A foreign language, having a certain share of pointlessness in the educational process of the university, has significant potential for preparing future graduates for the implementation of professional international relations, for increasing personal competitiveness and developing personal and professional qualities. The article substantiates the structural components of intercultural professional interaction, which were the basis for the criteria for assessing the level of readiness of students in technical areas for real intercultural professional interaction. During the pedagogical experiment, using theoretically substantiated criteria, it was proved that students of non-linguistic universities are not ready for constructive intercultural professional interaction today. The solution to this problem lies in the system integration of professional and foreign language training for students, in the implementation of communicatively-saturated educational technologies, in expanding the format of social and professional partnerships of the university.

Key words: intercultural professional interaction, integration, readiness, educational process.

Г.А. Сургутскоеа, преп., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, E-mail: 13.06.666@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

В статье доказывается актуальность проблемы подготовки будущих бакалавров технического профиля к осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия. Готовность современного инженера к реализации межкультурных коммуникаций в профессиональном взаимодействии уже не обеспечивается средствами лингводидактики, даже отличного знания иностранного языка современному выпускнику оказывается недостаточным, что инициировало изучение проблемы подготовки современных выпускников неязыковых вузов. Межкультурное взаимодействие становится предметом исследования многих научных областей как феномен современной действительности, и область профессиональной педагогики не является исключением. Иностранный язык, обладая определенной долей беспредметности в образовательном процессе вуза, обладает значительным потенциалом для подготовки будущих выпускников к реализации профессиональных международных связей, повышения личной конкурентоспособности и развития личностно-профес-сиональных качеств. В статье обосновываются структурные компоненты межкультурного профессионального взаимодействия, которые были положены в основу критериев оценки уровня готовности обучающихся технических направлений к реальному межкультурному профессиональному взаимодействию. В ходе педагогического эксперимента с помощью теоретически обоснованных критериев было доказано, что обучающиеся неязыковых вузов на сегодняшний день не готовы к осуществлению конструктивного межкультурного профессионального взаимодействия. Решение данной проблемы заключается в системной интеграции профессиональной и иноязычной подготовке обучающихся, реализации коммуникативно-насыщенных образовательных технологий, расширении формата социального и профессионального партнерства вуза.

Ключевые слова: межкультурное профессиональное взаимодействие, интеграция, готовность, образовательный процесс.

Широкие возможности профессионального взаимодействия специалистов различных государств и различных культур, открытые важнейшими тенденциями современности - глобализацией, стремительным развитием науки и технологий, в том числе и информационно-цифровых, мировой интеграций в образовании, инициировали изучение проблемы подготовки будущих специалистов к межкультурному профессиональному взаимодействию в процессе обучения в вузе. Создание международных кампаний и предприятий, активное становление международных контактов в инженерном профессиональном поле потребовали дополнительного педагогического осмысления проблемы подготовки будущих инженеров к эффективной деятельности в профессиональном сообществе ми-

рового масштаба [1]. При этом уровень готовности к осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия современных выпускников не соответствует мировым стандартам. Ключевую роль в подготовке будущих инженеров к межкультурному профессиональному взаимодействию в педагогической науке и практике традиционно отводят иностранному языку как образовательной дисциплине в вузе.

Иностранный язык как образовательная область профессиональной подготовки, действительно, обладает значительным потенциалом и становится все более значимым для подготовки современного конкурентоспособного выпускника технических направлений (Н.С. Аболина, А.И. Богданова, Н.И. Вьюнова,

Е.А. Локтюшина, Н.В. Макшанцева, Н.П Муравьева, Е.Н. Руднева, Е.И. Полякова, Т.А. Фугелова, др.). Следует подчеркнуть, что проблема иноязычной подготовки в неязыковых вузах была и остается актуальной для различных специальностей и на данный момент имеет значительную теоретико-методологическую и дидактическую базу. Вопросам профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов неязыковых специальностей посвящены диссертационные исследования последних лет Е.А. Алешугиной, Т.Н. Ефремцевой, Д.Б. Ковалевой, Л.В. Павленко, П.П. Ростовцевой, Л.Т. Рудомётовой, ПП Ханцевой и других исследователей, которые с опорой на теоретические положения лингводидактики определяли в качестве решения проблемы профессионально ориентированные тексты и отбор содержания при обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Многие педагогические исследования в данной области подтверждают актуальность проблемы обучения иностранному языку специалистов неязыковых вузов, где иностранный язык выступает как:

1) средство профессиональной коммуникации (P.M. Иванов, A.A. Рыбкин, Н.С. Сахарова, В.Л. Темкин, Н.В. Янкин);

2) средство межкультурной коммуникации (Н.В. Агеенко, Л.С. Ким, P.A. Коновалова, А.Н. Кузнецов),

3) условие развития иноязычной компетентности (О.А. Артемьева, ПС. Ар-хипова, О.В. Герасименко, Л.В. Поликова, Н.Л. Гончарова, Е.В. Прош, Н.Ю. Губарева, Е.В. Клименко, З.И. Коннова, Т.Н. Крепкая, И.И. Опешанская, Н.В. Патяева, Н.Н. Прудникова, Н.С. Сахарова, М.В. Трегубенкова и др.).

Несмотря на то, что в педагогической науке одним из перспективных научных направлений в обучении иностранному языку признана интеграция иноязычной и профессиональной подготовки будущих специалистов (И.А. Зимняя, ПА. Китайгородская, Е.И. Пассов, П Уидсон, др.), изучение результатов педагогических исследований, международных требований к уровню профессиональной подготовки будущего инженера, анализ практики профессиональной подготовки подтверждают, что готовность к осуществлению продуктивного межкультурного профессионального взаимодействия, владение выпускниками технических направлений иностранным языком не соответствуют требуемому уровню мировых профессиональных стандартов. Следовательно, подготовка современных специалистов инженерного профиля к межкультурному профессиональному взаимодействию только средствами лингводидактики на сегодняшний день оказывается недостаточной. При этом данное направление не находит достаточного освещения в педагогических исследованиях.

Кроме того, актуальность подготовки будущих специалистов технических направлений к межкультурному профессиональному взаимодействию обусловлена многими внешними факторами современности. Влияние тенденций мировой глобализации, системные социальные, политические, экономические, культурные и другие изменения формируют новые требования к качеству образования. И прежде всего - к качеству профессионального образования. При этом собственно система образования, по мнению А.В. Кандауровой и Н.Н. Суртаевой, характеризуется «традиционными консервативностью, толерантностью и слабой восприимчивостью к влиянию мировых тенденций глобализации, к внешним запросам, изменениям в целом, а также дефицитом квалифицированных кадров» [2]. Наряду со стремительным развитием технологий и технологических процессов, А.П Долган описывает влияние геополитических, экономических и социально-культурных факторов на подготовку современного специалиста [3]. Е.Н. Мажар в своем исследовании подчеркивает существенную роль подготовки к межкультурному профессиональному взаимодействию в расширении не только границ профессиональной подготовки, но и границ социализации выпускников [4]. Однако изучение проблемы межкультурного профессионального взаимодействия, имеющего большое значение не только для профессиональной педагогики, в современной науке только начинается. Так, по мнению Е.Н. Мажар, небольшое число определений межкультурного взаимодействия, имеющееся в учебной литературе по теории профессионального образования, неоправданно узкие и не раскрывают всей сущности и образовательного потенциала данного феномена [5, с. 166].

Анализ педагогических исследований и публикаций позволяет заключить, что феномен межкультурного профессионального взаимодействия на современном этапе является актуальной проблемой профессиональной педагогики, что подготовка будущих специалистов, в том числе технических профилей, следует рассматривать как индикатор качества образования и социализации личности вообще и профессиональной межкультурной социализации в частности.

В педагогических исследованиях данной проблемы обоснованы различные критерии и показатели готовности обучающихся к межкультурному профессиональному взаимодействию на разных основаниях. К примеру, в работе Е.В. Трой-никовой обосновываются в качестве показателей готовности такие результаты образования, как:

- иноязычные и культуроведческие знания, обеспечивающие понимание концептуальных ориентиров другой культуры;

- умения конструировать межкультурные отношения на основе интеграции своей и другой культурной среды;

- владение национально-специфическими моделями коммуникативного поведения;

- знание и учет инокультурного этикета, инокультурного менталитета, уважение к другой культуре;

- сформированность толерантной, гуманистической, демократической установки;

- наличие личностных качеств (доброжелательность, готовность помочь, чувство солидарности, критичность по отношению к себе, эмпатия) [6, с. 25].

Е.В. Буйло и И.В. Иванова, обосновывая показатели готовности обучающихся к межкультурному взаимодействию, в качестве последних выбирают выделенные ими структурные компоненты: мотивационно-деятельностный, социально-информационный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный и аксиологический [7, с. 38]. Л.Е. Судоргина также разрабатывает показатели готовности на основе структуры межкультурного взаимодействия, теоретически обосновывая информационно-аналитический, мотивационно-ценностный, социально-коммуникативный и творческо-деятельностный критерии [8, с. 35 - 37].

В нашем исследовании при обосновании показателей готовности бакалавров технических направлений к межкультурному профессиональному взаимодействию мы также отталкиваемся от структуры межкультурного взаимодействия, понимая под последним, прежде всего, процесс [9]. При этом в качестве компонентов данного процесса, согласно замыслу и логике предпринятого исследования, мы рассматриваем следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: межкультурная профессиональная коммуникация, межкультурные профессиональные отношения и межкультурная совместная профессиональная деятельность. Отсюда и готовность обучающихся к межкультурному профессиональному взаимодействию представляется как совокупный результат интегрированной профессиональной и иноязычной подготовки будущих специалистов к межкультурным профессиональным межличностным отношениям, межкультурной профессиональной коммуникации и межкультурной совместной профессиональной деятельности. В свою очередь, каждая из трех составляющих готовности к межкультурному профессиональному взаимодействию характеризуется определенным содержанием, что позволило обосновать следующие критерии оценки развития изучаемого качества: когнитивный, конативный, ценностно-рефлексивный.

В педагогическом эксперименте по оценке готовности обучающихся бакалавров технических направлений к межкультурному профессиональному взаимодействию приняли участие 196 студентов филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) в г Нижневартовске и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижневартовский государственный университет», обучающихся по направлениям подготовки «Бизнес-информатика», «Технология транспортных процессов», «Программная инженерия», «Строительство», «Приборостроение» и «Программная инженерия».

В результате анкетирования две трети студентов подтвердили, что изучение иностранного языка только на первом курсе оказывается недостаточным, однако 82% обучающихся не прилагают дополнительных самостоятельных усилий в области освоения иностранного языка в профессиональном становлении. При этом большинство студентов (90%) признались, что не готовы к осуществлению межкультурного профессионального взаимодействия в будущем. Экспериментальные данные показали также, что менее половины (45%) обучающихся имеют небольшой опыт межкультурного взаимодействия, полученный в туристических поездках, незначительных контактах со знакомыми иностранцами в процессе отдыха в международных лагерях. Незначительно число студентов, принявших участие в международных образовательных и профессионально-образовательных программах и мероприятиях (16%); эпизодическое (7%) профессиональное взаимодействие на иностранном языке (перевод профессиональной документации, технических инструкций по просьбе знакомых, поиск на зарубежных сайтах нужной информации при выполнении домашних заданий) обучающиеся не связывают с формированием личного опыта межкультурного профессионального взаимодействия. Вместе с тем будущие бакалавры технических направлений подтвердили важность формирования такого опыта в процессе профессиональной подготовки в вузе как необходимое условие успешной конкурентоспособной профессиональной деятельности в дальнейшем.

Математическая обработка полученных экспериментальных результатов позволила определить три уровня готовности бакалавров технических направлений к межкультурному профессиональному взаимодействию, где 45% обучающихся показали лингвистический (начальный) уровень готовности к межкультурному профессиональному взаимодействию; 45,6% - речеповеденческий (средний) уровень и только 9,4% обучающихся соответствуют профессионально-коммуникативному (оптимальному) уровню.

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента была доказана необходимость подготовки обучающихся технических направлений к межкультурному профессиональному взаимодействию. В педагогической литературе в числе причин недостаточной подготовки обучающихся обосновывается слабая социально-психологическая подготовка. Недостаточное внимание в процессе обучения, и в том числе обучения иностранному языку, к развитию личностных качеств, обеспечивающих уверенное коммуницирование, коммуникативной культуры, к формированию толерантной, уважающей иные менталитеты и этические нормы установки в образовательном процессе не способствует развитию готовности в настоящей образовательной ситуации.

В числе причин недостаточной подготовки обучающихся в исследованиях называются также организационные (как, например, недостаточное межкультурное социальное и профессиональное партнерство вуза); методические и дидактические причины, ограничивающие возможности преподаваемых дисциплин; слабая профессиональная ориентация дисциплины «Иностранный язык».

Таким образом, констатирующее исследование подтвердило актуальность проблемы подготовки обучающихся технических вузов как неязыковых к меж-

культурному профессиональному взаимодействию. Преодолеть выявленные причины недостаточной подготовки возможно через организацию целенаправленной педагогической интеграции иноязычной и профессиональной подготовки, применение практико-ориентированных технологических решений организации образовательного процесса, расширение социально-образовательного спектра взаимодействия обучающихся с представителями своей и других профессий, развитие необходимых личных качеств обучающихся.

Библиографический список

1. Сургутскова П.А. Социально-педагогическая компетентность как необходимая составляющая профессиональной деятельности современного специалиста технического профиля. Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета. Вып. 14. Нижневартовск, 2017.

2. Кандаурова А.В., Суртаева Н.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование в условиях изменений социального взаимодействия. Человек и образование. 2015; № 3 (44): 23.

3. Долган А.П Использование проблемной ситуации в комплексном тесте (на примере подготовки к межкультурному бизнес-взаимодействию в АТР). Интеграция образования. 2016; Т. 20; № 2.

4. Мажар Е.Н. Основные психолого-педагогические механизмы функционирования межкультурного взаимодействия. Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. 2016; № 4 (36): 454 - 467.

5. Мажар Е.Н. Педагогические условия и этапы реализации практико-ориентированной модели подготовки студентов-лингвистов к межкультурному взаимодействию. Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; № 2 (75): 260 - 264.

6. Тройникова Е.В. Формирование готовности студентов к межкультурному взаимодействию в образовательной деятельности: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2007.

7. Буйло Е.В., Иванова И.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности. Среднее профессиональное образование. 2014; № 12: 12 - 17.

8. Судоргина Л.Е. Развитие межкультурного взаимодействия студенческой молодежи средствами проектных технологий социально-культурной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Орел, 2014.

9. Сургутскова ПА., Ибрагимова Л.А. Деловой английский язык в подготовке компетентного специалиста. Actual problems of humanities: Monograph, Volume 3/ ed. by K. Vitkova. Venna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016: 12 - 22.

References

1. Surgutskova G.A. Social'no-pedagogicheskaya kompetentnost' kak neobhodimaya sostavlyayuschaya professional'noj deyatel'nosti sovremennogo specialists tehnicheskogo profilya. Nauchnye trudy magistrantov i aspirantov Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 14. Nizhnevartovsk, 2017.

2. Kandaurova A.V., Surtaeva N.N. Dopolnitel'noe professional'noe pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyah izmenenij social'nogo vzaimodejstviya. Chelovekiobrazovanie. 2015; № 3 (44): 23.

3. Dolgan A.G. Ispol'zovanie problemnoj situacii v kompleksnom teste (na primere podgotovki k mezhkul'turnomu biznes-vzaimodejstviyu v ATR). Integraciya obrazovaniya. 2016; T. 20; № 2.

4. Mazhar E.N. Osnovnye psihologo-pedagogicheskie mehanizmy funkcionirovaniya mezhkul'turnogo vzaimodejstviya. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. Ezhekvartal'nyjzhurnal. 2016; № 4 (36): 454 - 467.

5. Mazhar E.N. Pedagogicheskie usloviya i 'etapy realizacii praktiko-orientirovannoj modeli podgotovki studentov-lingvistov k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 2 (75): 260 - 264.

6. Trojnikova E.V. Formirovanie gotovnosti studentov k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v obrazovatel'noj deyatel'nosti: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2007.

7. Bujlo E.V., Ivanova I.V. Trening kak metod razvitiya kommunikativnoj kompetentnosti. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; № 12: 12 - 17.

8. Sudorgina L.E. Razvitie mezhkul'turnogo vzaimodejstviya studencheskojmolodezhi sredstvamiproektnyh tehnologij social'no-kul'turnojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2014.

9. Surgutskova G.A., Ibragimova L.A. Delovoj anglijskij yazyk v podgotovke kompetentnogo specialista. Actual problems of humanities: Monograph, Volume 3/ed. by K. Vitkova. Venna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016: 12 - 22.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 371

Damadaeva A.S., Doctor of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Developmental Psychology and Professional Activities,

Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: angelasagidova@mail.ru

THE PROCESSES OF MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article presents a study conducted by the grant project aimed at studying the factors that prevent successful process of inclusion. On the basis of the studied problems, the concept of remedial and preventive system of psychological support of teachers, students and their parents to the introduction of Federal state educational standard for children with disabilities in the Republic of Dagestan should be built as a way of modernization of education, for structuring the work of schools with the introduction of the Federal Educational standards.

Key words: psychological and pedagogical support, concept, children with disabilities, disabled people, teachers, parents.

А.С. Дамадаееа, д-р психол. наук, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия,

E-mail: angelasagidova@mail.ru

ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В статье представлено исследование, проведенное по грантовому проекту, направленное на изучение факторов, мешающих успешному продвижению процесса инклюзии. На основе изученных проблем разработана концепция коррекционно-превентивной системы психологического сопровождения учителей, учащихся и их родителей к введению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан, рассматриваемую как способ модернизации образования, структурирования работы ОО при введении инклюзии.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, концепция, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, педагоги, родители.

Модернизация образования привлекает огромное внимание родителей, В результате осознания ценности жизни и отличий между людьми поя-

имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью. Основной интерес вызывает инклюзив- вилось понимание прав человека, признание идентичности и личностных осо-ное образование. бенностей. Включенность каждого человека в общество независимо от его эт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.