Научная статья на тему 'Исследование гендера в коммуникациях образования'

Исследование гендера в коммуникациях образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тукачева Ю. С.

Статья раскрывает суть гендерной стратегии и способ ее реализации в коммуникациях образования. Особое внимание уделяется интерпретации гендера как категории социального познания личности в процессе социальной коммуникации, которую осуществляет система образования. Обосновываются способы реализации гендерного подхода в практике обучения и воспитания. Делаются выводы, проясняющие важность применения гендерной стратегии в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование гендера в коммуникациях образования»

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРА В КОММУНИКАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

© Тукачева Ю.С.*

Сургутский государственный университет, г. Сургут

Статья раскрывает суть гендерной стратегии и способ ее реализации в коммуникациях образования. Особое внимание уделяется интерпретации тендера как категории социального познания личности в процессе социальной коммуникации, которую осуществляет система образования. Обосновываются способы реализации гендерного подхода в практике обучения и воспитания. Делаются выводы, проясняющие важность применения гендерной стратегии в педагогической деятельности.

В настоящее время повышенное внимание общественности, как отечественной, так и зарубежной, обращено к проблеме гендера в социуме. До сих пор не определена сущность гендера и методология гендерного подхода. Это настолько феноменальное явление общественного устройства, что в каждой сфере деятельности оно находит различные интерпретации. Например, в социологии гендер рассматривают как понятие, отражающее специфику трудовых отношений и профессионализма; в психологии гендер предстает фактором, влияющим на формирование личности и ее потенциала; в педагогике гендер рассматривается в качестве руководства к разработке инновационной, более гармоничной модели воспитания; наконец, в философии гендер отражает социальное конструирование личности, особенности социального познания. Дисциплинарную специфику толкования гендера объединяет одно - ориентация на равноправие и сотрудничество во взаимоотношениях в обществе.

Основным препятствием на пути к интеграции гендера в науку, а в особенности в образование, является некорректный анализ данного понятия, связанный с приверженностью к биологическому детерминизму. То есть гендер называют «социальным полом», подчеркивая тем самым его неразрывную связь с половой принадлежностью человека. В некоторых исследованиях, однако, наметилась тенденция ухода от подобного обоснования ген-дера, и наше исследование направлено на ее поддержание. Таким образом, существует неоднозначность определения сущности этого понятия и его функций, что определяет одну из проблем исследования.

На фоне этой ситуации возникают трудности методологической адаптации гендера в образовании. Тем не менее, вывод о том, что традиционный полоролевой подход к обучению и воспитанию ведет к неполноценному развитию учащихся, уже сделан. Однако «гендерный вопрос» в системе

* Аспирант кафедры Философии.

образования пока не получил разрешения, а восприятие тендерной инновации субъектами образования остается резистентным. Поэтому, на наш взгляд, важно понять, в первую очередь, что такое «тендер», а во-вторых, каково его предназначение в сфере образования, и прежде всего в работе педагога. Информированность о влиянии гендера на процессы обучения и воспитания, несомненно, приведет к переоценке ценностей и анализу педагогической деятельности, как на этапе профессиональной подготовки, так и педагогического становления. Помимо этого, социально-философский анализ генде-ра в коммуникациях образования внесет свой вклад в разработку инновационной модели воспитания.

Поисками решения этой проблемы занимается философия образования. Она критически рассматривает философские основы образования, пытается найти пути выхода из кризисных ситуаций, предлагает концепции, синтезирующие достижения в гуманитарных науках.

Одним из таких достижений является признание коммуникации как главного способа культуропорождения в образовании. В связи с этим, коммуникация носит символический характер и лежит в основе процесса социализации, т.е. формирования ценностей, установок, убеждений, составляющих структуру субъективной идентичности. Доказано, что гендер влияет на становление этой идентичности, поэтому исследование принципов коммуникации в гендерном аспекте имеет методологическое значение. К тому же знание о существовании гендерного компонента в структуре и содержании коммуникации обеспечит формирование коммуникативной компетентности. Более того, разработка гендера в коммуникациях образования может лечь в основу социокультурного проектирования гендерной стратегии в педагогике и праксеологии педагогической деятельности.

Гендерная инновация заключается в преодолении патриархатных традиций и стереотипов, не соответствующих вызову современного времени. Представления о патриархатных ролевых функциях ограничивают развитие личностного потенциала обоих полов, препятствуя достижению жизненных успехов и профессиональной самореализации. Задача системы образования в данной ситуации - соответствовать современным требованиям путем применения гендерного подхода к содержанию обучения и воспитания.

Гендерное преобразование обучения и воспитания означает изменение их содержания в соответствии с гендерными принципами, что составляет основу гендерного подхода в образовании, который направлен на выявление, критику и устранение механизмов воздействия основных коммуникаций, усугубляющих или воспроизводящих гендерное неравенство. Гендерные принципы подразумевают условия, при которых обучение и воспитание будут определяться гендерным вектором социального развития личности, что предполагает учет гендерного фактора в процессе социализации и профессиональной самоактуализации. В связи с этим, образовательная среда учебного заведения

должна соответствовать тендерной стратегии, продвигаемой государственной политикой. Значимость этой стратегии заключается не только в преобразовании ценностей, убеждений и стереотипов, формирующих мировоззрение, но и в повышении общей социальной компетентности личности, которую невозможно представить без навыков успешной коммуникации.

Гендерная стратегия - это целенаправленное применение принципов гендерного подхода в практике образования, которое заключается в определении перспективных целей и подборе адекватных им средств и путей достижения. На наш взгляд, в основу гендерной стратегии должен быть положен принцип андрогинии, предполагающий равномерное развитие маскулинных и феминных черт личности, обеспечивающих повышение адаптационных способностей в процессе социализации. В воспитании гендерная стратегия заключается в формировании субъективной идентичности с ген-дерно эгалитарными ценностями, исключением гендерной дискриминации из области педагогических отношений. В обучении гендерная стратегия подразумевает создание условий для социального просвещения и информированности о гендерной системе общества, исключение гендерной дискриминации из учебной литературы.

Помимо перечисленных мер по формированию социальной компетентности, реализация гендерной стратегии предполагает развитие коммуникативной компетентности как основного условия становления гендерной идентичности с соответствующим мировоззрением. Только при соблюдении этого условия возможно сознательное и подсознательное формирование социальной компетентности, исключающей гендерную дискриминацию в полоролевых взаимодействиях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что неотъемлемой чертой социальной компетентности является гендерно-компетентное коммуникативное поведение.

В основу проведенного нами исследования положена неклассическая модель образования, цель которой - становление нового типа человека, способного к активной трансформации своего личностного потенциала в условиях быстро развивающегося информационного общества. На наш взгляд, такая личность должна быть, в первую очередь, социально-компетентной, а значит, гендерно-культурной. Передачу культурных и фундаментальных знаний осуществляет система образования. Таким образом, перед ней встает задача культуропорождения социально-образованного человека.

Гендерный подход является важным методом педагогической деятельности по формированию социальной компетентности. Исследование социальной компетентности предполагает ее рассмотрение в нескольких аспектах - когнитивно-поведенческом и мотивационно-личностном [2], - и каждый из них базируется на понятии гендера. В рамках реализации гендерного подхода в образовании, возникают два проблемных момента: 1) цель и 2) способ достижения социальной компетентности в образовании.

1. Цель состоит в следующем. Общество стремится быть демократическим и гражданским, где все подчинено порядку и гармонии. Личностное равноправие - основа справедливости и законности. В контексте этой тенденции, ученые заговорили о притесненном положении женщин и господствующей роли мужчин в обществе, стал актуальным гендерный подход к социальным процессам.

Сегодня «гендерный вопрос» находится на пике научных дискуссий. Исследователи обосновывают необходимость формирования нового поколения с другим мировоззрением, не воспроизводящим дискриминацию по признаку пола. Это положение бросает вызов устоявшейся системе образования, которая не знает, как адаптироваться к новым требованиям, зачастую игнорируя их. В настоящий момент происходит теоретическая разработка проблемы гендера в образовании, преподаются гендерные курсы, внедряются гендерные программы в процесс обучения, но изменят ли эти меры общественное сознание, которое, по большому счету, продолжает руководствоваться прежними стереотипами и ценностями. Миссия тендерного подхода - перенастройка ценностей в обществе для того, чтобы культурный уровень населения не отставал от технического прогресса, чтобы технократизм и прагматизм не поглотил нравственную активность. Теория гендера как культурной метафоры нацелена на деконструкцию стереотипного мышления с целью развития индивидуальности. В данном контексте гендер перестает соотноситься с социальным полом, на первый план выходит его способность к социальному конструированию идентичности. Задача образования в рамках постнеклассической модели образования - конструирование идентичности с новым типом мировоззрения, что соответствует идее ген-дерного подхода.

2. Способ достижения социальной компетентности в образовании заключается в организации нового типа коммуникативных взаимодействий, и гендер в них предстает методологическим ключом. Дело в том, что гендерная идентичность, по сути, является социальной, так как гендер является показателем социального статуса личности, значительно влияя на формирование ценностных ориентаций и самосознания. Коммуникации, в которых участвует личность, формируют ее субъективную идентичность. То есть гендер управляет восприятием какой-либо информации, проходящей через фильтр личностного мировоззрения. Поэтому учет гендерного фактора в коммуникации -характеристика коммуникативно-компетентного поведения. Развитие коммуникативной компетентности - важный элемент педагогической культуры. Помимо организации учебной коммуникации, педагог неосознанно выполняет функцию трансляции культурных символов, а значит своих ценностей и убеждений. Теория символического интеракционизма разъясняет важность символических значений в процессе коммуникации. Гендерный подход предполагает исключение элементов дискриминации с целью гармоничного

развития личности, поэтому, как коммуникативное воздействие, так и поведение педагога должно носить гендерно-чувствительный характер, то есть учитывать гендер в разработке содержания основных коммуникаций образования: обучения и воспитания. Концепция воспитания гендерно-эгалитар-ных ценностей опирается на положения теории вторичной языковой личности, которая заключается в том, что эмоциональная составляющая личности зависит от гендерной принадлежности и проявляется в межличностной коммуникации [3]. Таким образом, коммуникация играет основную роль в процессе формирования личностного потенциала. Теория коммуникации выступает в качестве методологии по отношению к реализации гендерного подхода в практику образования.

Наше исследование представляет структуру образовательного пространства, посредством которой происходит движение информации, осуществляются коммуникационные связи. Основной единицей коммуникации образовательного пространства выступает педагогический дискурс, реализующий стратегию образования, отвечающую велениям общественной идеологии. Организатором и руководителем педагогического дискурса является педагог, который должен культурно и профессионально совершенствоваться и совершенствовать окружающих. Только ему / ей под силу изменить содержание образовательной среды, создающейся субъектами системы образования, а достигнув ее трансформации, - изменить педагогическую реальность. Способом преобразования педагогической реальности выступает проектирование коммуникационного процесса, который разворачивается в педагогическом дискурсе. Предполагается, что коммуникационная среда этого процесса, создаваемая, прежде всего, на уровне символической коммуникации, оказывает влияние на восприятие учащимися образовательной среды в целом. Поэтому образовательная стратегия подразумевает такую разработку педагогического дискурса, которая может изначально перенастроить взаимоотношения в ходе коммуникации, иными словами, - создать другую образовательную среду. Планирование реализации такой стратегии в педагогической деятельности называют проектированием. Оно развивает нравственный и квалификационный потенциалы педагогического мастерства, представляя важный этап в педагогической праксеологии.

Развитие социальной компетентности личности в нашем исследовании подразумевает необходимость внедрения гендерной стратегии в педагогический дискурс. Проектирование дискурса с целью решения социально-педагогических задач по совершенствованию личности называют социокультурным проектированием. Его можно отнести к способу культу-ропорождения гендерной субъективности [4], так как социокультурный аспект гендерного подхода является определяющим. В соответствии с описанным способом практической реализации гендерного подхода нами были разработаны принципы гендерно-ориентированной коммуникации, ко-

торые подчинены одной цели - формированию идентичности с тендерным мировоззрением. Эти принципы являются руководством к организации педагогической деятельности, определенными нормативами тендерного подхода. Они заключаются в следующих рекомендациях: 1) подчеркивать социальную значимость гендерных ролей с целью достижения сотрудничества, кооперации; 2) позиционировать гендер как показатель социальной компетентности человека в плане межличностного взаимодействия; 3) критиковать половые различия, проявляющиеся в поведении, придерживаясь тенденции сходства, а не различия.

Однако концепция коммуникации в образовательном пространстве позволяет расширить сферу влияния гендерной стратегии за пределы педагогического дискурса, распространяясь на всю сферу образования. Мы полагаем, что дискурсивный подход к анализу социальной ситуации в образовательном пространстве раскрывает суть применения той или иной стратегии. В нашем исследовании это гендерная стратегия. На макроуровне она продиктована необходимостью бороться с гендерной дискриминацией и стереотипами. На мезоуровне - выражается в повышении педагогической квалификации и компетентности работников сферы образования. На микроуровне - достигает конечной цели в форме становления гендерной идентичности субъектов системы образования с эгалитарными ценностями и качеством толерантности.

Модель культурно-образовательного пространства [5] поэтапно рассматривает организацию и функционирование социального института, являясь руководством к социокультурному проектированию гендера в системе образования. Итак, гендерная стратегия в образовательном пространстве реализуется на основе и с помощью коммуникации, поэтому система образования предстает самоорганизующейся системой, в основе которой положен синергетико-коммуникативно-диалоговый подход [1].

Позиционирование гендера как основного фактора развития социальной, а значит и коммуникативной компетентности поднимает проблему развития коммуникативного и социального образования. Таким образом, ген-дерный подход - инновационное явление, формирующее компетентностную парадигму в образовании. В связи с этим требуется методологическая адаптация гендерной инновации, как в институциональных рамках системы образования, так и в когнитивных рамках педагогического сообщества. Наше исследование представляет собой первые шаги в деле разработки гендерной модели воспитания социально-компетентной личности, необходимой обществу. В заключении работы необходимо сделать следующие выводы:

1. Социально-философская сущность гендера заключается в социальном потенциале конструирования идентичности. Это значит, что полоролевой фактор влияет на процесс социального познания личности, что является основанием для конструирования соци-

альных практик в ключе гендерного тождества относительно распределения общественных ресурсов.

2. Становление тендерной идентичности осуществляется в процессе социализации личности на основе установок, представлений и стереотипов. Формирование «гендерного конструкта» в ходе социализации возможно на ранних стадиях, поэтому система образования предстает основным «полигоном» по гендерному культуропо-рождению.

3. Применение гендерного подхода в сфере образования сталкивается с многочисленными проблемами. Среди них: учет гендерного фактора в процессе социализации и социальной адаптации, которая сказывается на успешности профессиональной самоактуализации; скрытый учебный план и наполненная сексизмами учебная литература. Таким образом, методологические принципы современного образования нуждаются в обновлении. В первую очередь, этой должно произойти за счет изменения идеологических и теоретических основ образования.

4. Важность коммуникации в формировании личности обозначила «коммуникативный поворот» образования, который открывает двери для формирования новой модели коммуникативного взаимодействия на уровне субъект-субъектных отношений. Они должны обеспечить формирование более активной гражданской позиции, социальной ответственности, выражающейся в умении принимать самостоятельные решения, что, в целом, определяет становление социально-компетентной личности. Однако проявление данных качеств зависит от гендерной идентичности, влияющей на формирование субъективности, которая выражается в индивидуальном мировоззрении и коммуникативном поведении.

5. Коммуникация оформляет сетевую структуру образовательного пространства, обеспечивая движение информационных потоков, сосуществование концепций и подходов, адаптацию новых стратегий. Анализируя коммуникацию в действии, а точнее дискурс, на разных уровнях образовательного пространства, можно выявить пути и средства реализации необходимой стратегии. Планирование стратегии в коммуникационном процессе с целью решения социальной проблемы называется социокультурным проектированием. Мы полагаем, что социокультурное проектирование гендера на основе модели культурно-образовательного пространства должно наметить пути реализации гендерной стратегии в образовании.

6. Проектная стратегия лежит в основе проектной коммуникативной модели, которая в контексте постнеклассического образования должна обеспечить развитие проектного мышления. Его основу состав-

ляют аналитико-синтетическая мыследеятельность и исследовательская способность. Развитие этих качеств должно привести к оптимизации субъективности, которая влияет на преобразование когнитивно-поведенческой и мотивационно-личностной составляющих социальной компетентности, что значимо в деле формирования нового типа личности с гендерно-эгалитарным мировоззрением и гендерно-компетентным поведением.

7. Реализация гендерной стратегии в коммуникациях образования основывается на проектировании коммуникационного процесса в педагогическом дискурсе. Особый акцент делается на формировании коммуникационной среды, создаваемой в ходе коммуникационного действия. Ее содержание обеспечивается символической коммуникацией, смысл которой заключается в порождении смыслов, символов и значений, образующихся в результате коммуникативного взаимодействия. Содержание коммуникации как созидания социальной реальности должно соответствовать требованиям гендерной инновации, которую в педагогическом дискурсе реализует педагог. Принципы гендерно-ориентированной коммуникации ложатся в основу педагогической деятельности по порождению соответствующей среды.

8. Гендерная парадигма выдвигает новые требования к качеству педагогической компетентности и педагогической культуры в целом. Таким образом, гендерный подход вызывает необходимость применения компетентностного подхода в педагогическом становлении. Речь идет о развитии компетенций, или потенциала, который вдальней-шем должен перерасти в более высокий уровень культуры. В рамках гендерной стратегии в образовании нравственный потенциал педагога должен быть ориентирован в направлении эгалитаризма, а квалификационный - в сторону гендерной компетентности. Реализацию этих компетенций на практике обеспечивает коммуникация, а формой их проявления является коммуникативная компетентность.

9. Повышение педагогической культуры может быть основано на аксиологической трансформации личности, переходу на другой уровень философско-методологического анализа в праксеологии педагогической деятельности. Уровень мастерства должен проявляться в овладении педагогическим проектированием, в результате которого вырабатывается технология. В случае гендера - это, прежде всего, технология креативной педагогики. Она основана на проблемном типе обучения, цель которого - культуропорождение социально-компетентной личности.

Подводя итог, следует отметить, что проблема гендера в образовании активно разрабатывается в течение последних лет. Диссертационные исследования посвящаются темам: 1) педагогической культуры; 2) развития

гендерной идентичности; 3) профессионального становления; 4) тендерного воспитания и социализации; 5) методологии тендера в обучении.

В нашем исследовании мы также освещаем перечисленные пункты, развивая каждую из проблем в русле своего видения гецдера как социально-философского феномена, акцентируя внимание на коммуникации как возможного способа внедрения гендерной стратегии в методологию образования. Необходимо отметить, что многие авторы обращаются к понятию образовательного пространства, которое предоставляет возможность целостного видения социальной ситуации в образовании. Мы также вносим свой вклад в расширение интерпретации данного понятия с точки зрения дискурсивного подхода. Более того, в нашем исследовании показывается потенциальная возможность реализации гендерной стратегии на основе ранее разработанной в науке модели культурно-образовательного пространства. Актуальность использования этой модели обосновывается с помощью синергетико-коммуникативно-диалогового подхода, лежащего в основе постнеклассической модели образования, на которую ориентируется научное сообщество в будущем. Суть этой модели состоит в том, что коммуникация является основным способом формирования нового типа социально-компетентного человека посредством принципа диалогизма. Достижение диалога и реализация его замысла продвигает коммуникацию на иной, более продуктивный уровень, приближая человека к подлинно истинному диалогу, результат которого выражается в понимании и поддержке. Такой диалог невозможен, пока в сознании сохраняются патриархатные стереотипы, и, следовательно, невозможно построение демократического общества. Гендерный подход к коммуникациям образования, на наш взгляд, обеспечивает обратную перспективу.

Список литературы:

1. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования: монография [Электронный ресурс]. - М.: изд-во «Академия Естествознания», 2008. - Режим доступа: http://www.monographies.ru/23 (дата обращения: 24.11.11).

2. Мочалкина И.М. К вопросу о формировании социальной компетентности педагогов и ее психологического сопровождения // Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 24-25 апреля 2008 г. / Ю.Н. Москвич (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008.

3. Табурова С.К. Эмоции в речи депутатов бундестага: мужские и женские преференции // Гендер как интрига познания. Сборник статей / Сост. А.В. Кирилина. - М.: Издательство «Рудомино», 2000.

4. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе [Электронный ресурс] / М.А. Гуса-

ковский, Л.А. Ященко, С.В. Костюкевич и др.; под ред. М.А. Гусаковского. -Мн.: БГУ, 2004. - 279 с. - (Universitas). - Режим доступа: www.charko.narod.ru (дата обращения: 29.11.11).

5. Щиголева Н.В. Структура культурно-образовательного пространства [Электронный ресурс] // Интренет-журнал «Образование: исследовано в мире». - 2003. - Режим доступа: www.oim.ru/reader@nomer=319.asp (дата обращения: 01.12.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.