Научная статья на тему 'Исследование факторов формирования уровней психологической готовности к супружеству'

Исследование факторов формирования уровней психологической готовности к супружеству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / СЕМЬЯ И БРАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айдаева М.Н.

В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости уровня психологической готовности к супружеству и возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены уровни готовности к браку, изучили различия в степени выраженности параметров психологической готовности к браку, выявили наличие взаимосвязи уровней и параметров психологической готовности к супружеству на разных возрастных периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов формирования уровней психологической готовности к супружеству»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СУПРУЖЕСТВУ

© Айдаева М.Н.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости уровня психологической готовности к супружеству и возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены уровни готовности к браку, изучили различия в степени выраженности параметров психологической готовности к браку, выявили наличие взаимосвязи уровней и параметров психологической готовности к супружеству на разных возрастных периодах.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность, готовность к семейной жизни, семья и брак.

Проблема психологической готовности исследуется учеными со второй половины XX века. Рассматривая психологическую готовность, можно отметить, что речь идет не о готовности вообще, а о готовности к чему-то определенному. В многочисленных исследованиях это понятие употребляется как в широком диапазоне значений, так и в контексте достаточно разнообразного спектра конкретных психологических явлений [3, с. 101].

В психологической науке можно выделить два основных направления к рассмотрению психологической готовности. Исходным при определении первого, является понятие готовности человека к деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Второй подход связан с изучением психологической готовности в возрастном и личностном аспектах развития человека. В рамках этого подхода готовность рассматривается как личностное новообразование (образование), появляющееся в стабильные периоды, обусловленные заданной ситуацией развития. В рамках этого подхода исследовались: готовность к школе, готовность к самоопределению [2, с. 155].

Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире, привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все больше молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на по-

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

том. Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член [4, с. 72].

Современные исследования (О.А. Карабанова, Т.В. Андреева, Э.Г. Эй-демиллер и др.) показывают, что в настоящее время хозяйственно -бытовая, экономическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.

В отечественной психологии нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению психологической готовности к браку. Большинство работ выполнено исследователями-педагогами, изучающими не саму готовность, а процесс подготовки и условия формирования готовности к браку и семейной жизни. Психологическая же готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) к браку и семейной жизни, готовности к отцовству.

До недавнего времени считалось, что человек, достигший определенного возраста, автоматически готов к вступлению в брак и созданию семьи, поэтому все исследования выполнены на людях юношеского возраста, а в современном обществе средний брачный возраст продолжает увеличиваться, возрастает и число поздних и повторных браков. Поэтому актуальным является исследование психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости [1, с. 51].

В психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена и не изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Соответственно существующие определения психологической готовности к браку и выделенные компоненты не раскрывают сущность понятия в эмпирическом плане.

В работе использовались:

- Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда, направленная на определение уровня психологической готовности к браку.

- Модифицированная методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской.

- Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю.Е. Алешиной.

- Опросник А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке».

В исследовании приняли участие студенты 1 и 5 курсов, в количестве 68 человек, в возрасте 17-18 и 21-22 лет. База исследования - КБГУ ПФ.

Вначале мы определили уровень психологической готовности к супружеству у испытуемых, разных возрастных групп.

Психологическая готовность к браку имеет разные уровни выраженности, которые детерминированы различной иерархией ценностей, различиями в брачной мотивации, различным содержанием супружеских установок и ожиданий, а также различиями в представлениях о супружеских отношениях.

Итак, в возрастной группе 17-18 с высоким уровнем психологической готовности к браку оказалось 5,9 % (2 человека), со средним уровнем - 44,1 % (15 человек), с низким уровнем - 50 % (17 человек).

В возрастной группе 21 -22 года с высоким уровнем психологической готовности к браку оказалось 64,7 % (22 человека), со средним уровнем -29,4 % (10 человек), с низким уровнем - 5,9 % (2 человека).

Испытуемых с высоким уровнем психологической готовности к браку отличает высокая степень сформированности всех компонентов, включенных в модель психологической готовности к браку. Определяющими для респондентов этого уровня являются такие структурные компоненты как представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях.

У испытуемых со средним уровнем психологической готовности к браку наблюдается высокая степень сформированности таких структурных компонентов как брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, средняя степень сформированности компонента ценностные ориентации и низкая сформированность компонентов представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях.

Низкий уровень психологической готовности к браку у испытуемых характеризуется средней степенью сформированности такого структурного компонента как ценностные ориентации и низкой степенью сформирован-ности компонентов брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские становки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

После определения уровней психологической готовности, мы применили сравнительный анализ для доказательства предположения о том, что разные возрастные группы будут различаться между собой по уровню психологической готовности к браку.

Таким образом, сравнительное исследование показателей компонентов системы психологической готовности к браку подтвердило предположение, что на психологическую готовность к браку влияет возраст человека.

В результате сравнительного анализа полученных данных мы выявили параметры, по которым имеются, значимые различия во всех компонентах системы психологической готовности к браку в двух возрастных группах: 17-18 лет (юность) и 21-22 лет (молодость).

Итак, проведенное сравнительное исследование различий по параметрам модели психологической готовности к браку и анализ сформированно-

сти уровня психологической готовности к браку в двух возрастных группах, подтвердило выдвинутое положение, что возраст влияет, как на структурную организацию параметров внутри каждого компонента психологической готовности к браку, так и на уровень психологической готовности к браку.

В поздней юности (17-18 лет) только начинают дифференцироваться понятие брака, образ брачного партнера и себя как будущего мужа (жены). Этот возраст характеризуется смешанными установками, что касается вопросов брака, построения отношений с партнером (распределение ролей, главенства и т.д.) и воспитания детей. Нет четкой доминирующей мотивации к заключению брака. Партнер рассматривается, прежде всего, как партнер для общения. Очень важными являются сфера общения и внешняя привлекательность партнера.

Молодость (21-22 года) характеризуется высоким уровнем психологической готовности к браку. Мы это объясняем тем, что возраст 21-22 лет относится к брачному возрасту, когда наиболее активно выбирается партнер и планируется создать семью. В этот период формируются представления о супружеских отношениях, о партнере не только для общения, но и для построения семьи. Большое внимание уделяется отношениям между супругами и их эмоционально психотерапевтическим функциям. Доминирующей мотивацией является мотивация на определенного человека. Этот период можно охарактеризовать как лояльный по отношению к партнеру, т.к. партнер для общения превращается в партнера для брака и с ним строятся брачные отношения.

Был также проведен корреляционный анализ параметров и уровней сформированности психологической готовности к браку у двух разновозрастных выборок. Компоненты влияют на уровень психологической готовности к браку, и имеются качественные отличия в структурной организации компонентов системы психологической готовности к браку.

Следуя полученным результатам можно сказать, на уровень психологической готовности к супружеству у испытуемых 17-18 лет влияет отношение к разводу, значимость сексуальной сферы, установка на личностную автономию и проявление стремления к автономии. Также мы видим, что уровень психологической готовности зависит от социальной активности, внешней привлекательности супруга. Конфликтной сферой, влияющей на уровень готовности к браку, является отношения с родственниками и друзьями.

На уровень психологической готовности к супружеству у испытуемых 2122 лет влияют такие параметры, как отношение к детям, отношение к автономности или зависимости супругов, отношение к деньгам, личностная идентификация с супругом, родительско-воспитательная функция, отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи и проявление ревности.

В ходе нашего исследования мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме, определили уровень психологи-

ческой готовности к супружеству, изучили различия в степени выраженности параметров психологической готовности к браку, выявили наличие взаимосвязи уровней и параметров психологической готовности к супружеству на разных возрастных периодах.

Список литературы:

1. АндрееваТ. А. Психология семьи: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2007.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.

3. Немов Р. С. Психология. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека. - М.: МПСИ, 2005.

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА ПОВЫШЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ ПЕДАГОГА

© Мельник Л.П.*

Институт непрерывного образования Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы изучения удовлетворенности трудом и творческих потребностей личности педагога. В статье освещаются выявленные эмпирическим путем особенности влияния развития творческих потребностей на повышение удовлетворенности трудом педагога. На основе полученных данных предоставляются рекомендации к построению развивающей программы.

Ключевые слова удовлетворенность трудом, творческие потребности, нравственное развитие, творческие способности, педагог.

Актуальность исследования обусловлена потребностью нашего общества в повышении результативности труда и удовлетворенности им психологически зрелой творческой личности. Ведь от того, насколько личность удовлетворяет ее труд, зависит производительность и эффективность труда. Особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о системе образования, которая призвана обучать и воспитывать наше будущее поколение. Поэтому представляется важным исследовать дополнительные ресурсы для повышения удовлетворенности личности своим трудом. В качестве такого ресурса могут выступать творческие потребности личности.

* Учитель начальных классов Камышовской основной общеобразовательной школы, слушатель курсов программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в организации» Института непрерывного образования Астраханского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.