Научная статья на тему 'Использование возможностей дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи'

Использование возможностей дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустынникова Лариса Владимировна

В статье анализируется роль системы дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи, систематизируется практический опыт данной деятельности в ЗАТО г. Саров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Л. В. Пустынникова

В статье анализируется роль системы дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи, систематизируется практический опыт данной деятельности в ЗАТО г. Саров.

Учреждения системы дополнительного образования на фоне общих социальных условий выгодно отличаются от других учреждений добровольностью обучения в них, общедоступностью, открытостью, демократичностью, большой гибкостью, вариативностью и эмоциональной насыщенностью учебно-во-спитательного процесса. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в дополнительном образовании. Серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. При определении направлений нравственного воспитания важно понять, как молодое поколение сегодня определяет характер и содержание завтрашнего дня, насколько несет в себе дух нового времени.

Для полноты картины освоения молодежью г. Сарова основных нравственных ценностей мы провели социологическое исследование. Молодым людям было предложено составить пирамиду ценностей. В результате получилось следующее: семья — 81 %, здоровье — 66, деньги — 53, образование — 51, работа — 36, карьера — 35, любовь — 27, патриотизм — 25, милосердие — 13, коллективизм — 7 %. Как показал анализ, для респондентов большое значение имеют традиционные ценности: семья и здоровье. Вместе с тем молодежь осознает, что для комфортного существования необходимы деньги, а чтобы получить высокооплачиваемую работу, необходимо качественное образование. Обращает на себя внимание факт, что такие ценности,

как милосердие, патриотизм и коллективизм, имеют сравнительно низкий рейтинг. В пирамидах нет ценности «Россия» (один раз встретилось «„вытащить" Россию»), отсутствуют, за редким исключением, любовь к ближнему, мудрость, вера в Бога и духовность. Это и есть результат потери исторических корней города (связь с Саровской обителью) и пока еще не сформировавшихся традиций наукограда. Данные объективно отражают картину и помогают спланировать работу как на уровне Департамента по делам молодежи и спорта, так и на уровне подведомственных учреждений.

Основная цель духовно-нравственного воспитания в условиях многопрофильных учреждений системы дополнительного образования — способствовать формированию активного отношения современной молодежи к тому, что окружает и воздействует на нее, на основе согласования собственных стремлений с объективными закономерностями развития природных и социальных систем. Такая активность может иметь различные проявления.

В отношении к людям — доброта, отзывчивость, забота, чуткость. Планируя работу кружков декоративно-прикладного творчества Центра внешкольной работы, преподаватели обращают внимание не только на практическую сторону занятий, но и на пользу для души. Свою задачу они видят в том, чтобы привить воспитанникам интерес к народному творчеству, изучить культурные традиции и мастерство предыдущих поколений, а также создать особый духовный на-

© Л. В. Пустынникова, 2011

142

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

строй путем включения в социально полезную деятельность. Так, традиционной стала акция «Преодоление», которая проходит в декаду инвалидов на базе клубов по месту жительства. В рамках акции проводятся мастер-классы для ребят с ограниченными возможностями здоровья, игровые программы, ярмарка-продажа работ воспитанников, на вырученные деньги оказывается адресная помощь. О проведении акции знают и педагоги, которые планируют работу кружков, и родители, которые являются помощниками при изготовлении работ, и дети — участники и организаторы акции.

Логическим продолжением акции «Преодоление» стал проект Молодежного центра «Город — единство непохожих», цель которого — содействовать развитию процесса реабилитации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, показать жителям города, что в наших силах помочь им найти место в жизни, преодолеть трудности и реализовать возможности. В рамках образовательной программы дополнительного образования «Мост» организована работа клуба общения для людей с ограниченными возможностями «Лотос». В этом году проведена уже вторая спартакиада для детей-инвалидов, благодаря которой были выявлены талантливые ребята.

Видимо, в нашей жизни стало мало доброты, радости, дружбы, взаимопонимания, а молодое поколение желает видеть разноцветный, яркий мир. Задача педагогов учреждений дополнительного образования заключается в создании особого эмоционального фона процесса образования, который связан с творческим характером коллективно-творческой деятельности, позитивным настроением, благоприятным психологическим климатом, обеспечивающим чувство защищенности, безопасности, комфорта. Так появились проекты «Дари улыбку детям» (реализуется в клубе «Мечта» и детском отделении клинической больницы) и «Улыбнись, малыш!» (участники акции с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы в детской поликлинике раздавали маленьким пациентам собственноручно разрисованные шарики).

В отношении современной молодежи к обществу — бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности. Весенняя неделя добра стала традицией. Если за доброе начинание взяться сообща, добро войдет в сердце каждого! Все творения начинаются с простой идеи, которая может внезапно прийти и легко пролететь мимо — остается ее только поймать.

Идея, посетившая сотрудников Департамента по делам молодежи и спорта, не только была «поймана», но и посажена в благодатную почву. Быстро дала всходы, расцвела и подарила плоды. За короткий срок календарь добрых дел превратился во внушительную папку, содержащую информацию о более чем 100 добрых делах, которые жители и организации города делают в последних числах апреля: акции «Чистый двор», «Чистые парки», «Чистый лес», «Серебряные ключи», приведение воинских захоронений в порядок, посадка клумб, оборудование «Волшебных комнат» в городских общежитиях, молодежная горячая линия «Позвони, и тебе помогут» и т. д.

В отношении к труду — трудолюбие, дисциплинированность. В рамках образовательной программы «Пятая четверть» ежегодно работают две выставки: «Абитуриент XXI века» и «Найди свой путь». Воспитанники Молодежного центра рассказывают ровесникам об особенностях рынка труда, востребованных профессиях, о вузах страны и города, изучают профессиограммы различных специальностей, а в летний период работают на Молодежной бирже труда.

Для того чтобы обеспечить молодому поколению дополнительные возможности духовного и нравственного развития, специалисты Молодежного центра предложили новое направление работы, ориентированное на культурологический аспект истории христианства в сочетании с трудовой деятельностью, направленной на восстановление исторических памятников русского православия. Опыт реализации программы показал, что именно такое сочетание духовного развития и трудового воспитания способствует оздоровлению внутреннего мира молодого человека.

На территории Костромской области работает летний трудовой лагерь «Золотое кольцо». Главной целью проекта является создание условий для духовного и нравственного воспитания молодежи посредством трудовой деятельности, направленной на восстановление храмов и монастырей, входящих в Золотое кольцо России.

В отношении к самому себе — требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни. Большую роль в формировании лич-ностно-волевых качеств, так необходимых современному человеку, играют общественные объединения, деятельность в которых позволяет не только проявлять инициативу в решении проблем сверстников, проводить конкретные творческие мероприятия, но и

Серия 4Социологические науки►

предъявлять определенные требования к себе.

Сегодня наработан позитивный опыт работы с волонтерами. На базе Молодежного центра открыт волонтерский клуб «Инсайт». Его деятельность строится на основе учебио-тематического плана. Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование полученных умений и навыков, их отработку на практике посредством организации и проведения городских мероприятий, акций, ролевых игр, диспутов, деятельности агиттеатра и т. д. В течение всего года работают молодежная линия «Ровесник — ровеснику», информационная \ служба и служба персональных консультантов. Ребята провели социальный опрос в рамках городской акции, посвященной Всемирному дню борьбы со СПИДом, и акции «Твой выбор», посвященной компьютерной и игровой зависимости.

В отношении к Родине — патриотизм, сохранение культурного наследия, бережное отношение к природе.

На базе клуба по месту жительства «Факел» работает юношеский клуб авторской песни «След» для ребят 12 — 16 лет. Клуб посещают и выпускники прошлых лет. В образовательную программу входит цикл занятий по формированию духовно-нравственных ценностей у молодежи, который проходит в форме бесед и литературно-му-зыкальных гостиных по темам: «Музыка души» (авторская песня как форма духовного общения); «Белый Ангел» (православные традиции в авторской песне); «Будет ласковый дождь» (тема любви в авторской песне); «Ночной разговор» (о жизненном предназначении человека, его ответственности перед людьми и Вечностью, скоротечности и преемственности жизни; творчество Б. Ш. Окуджавы); «Журавлиная родина» (тема родной земли в авторской песне); «Вспомните, ребята» (тема войны в авторской песне) с последующим свободным обсуждением услышанного. Активное участие в подготовке и проведении программ принимают воспитанники третьего и четвертого годов обучения, имеющие хорошие навыки владения гитарой и голосом, а также достаточно большой репертуар авторской песни. Остальные учащиеся, их друзья и родители являются активными слушателями, так как раздел «Духовные беседы и слушание музыки» входят в основную образовательную программу клуба. Участие этой группы в данном цикле заключается не только в слушании, но и в обязательном обсуждении заданной темы

после каждой программы. Часто занятия проходят в форме выездных вечеров-встреч со школьниками и социально незащищенными группами людей в городе и за его пределами. Концертная группа с акустическими гитарами мобильна и может работать в различных условиях.

Процесс ценностного ориентирования молодежи на духовно-нравственные ценности протекает более эффективно, если в рамках образовательной микросреды творческого объединения будет создано специальное пространство воспитания. Участие ребят в работе ориентационного центра «Уроки доб-ротолюбия» в роли обучающих (волонтеров) позволяет достигнуть большего эффекта в усвоении информации о духовно-нрав-ственных ценностях и в осознанном изменении поведения в соответствии с этими ценностями (образами). Развитие и духовно-нравственное воспитание происходят в процессе проживания, т. е. его погружения в определенную систему ценностей (в нашем случае — ценностей православной культуры, раскрываемых в лучших образцах авторской песни). В процессе активной творческой деятельности, происходит осмысление духовно-нравственных ценностей и их перевод во внутренний план, когда они, становясь ценностными ориентациями личности, начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков молодого человека. Хорошую практику ребята получают, являясь организаторами фестиваля православно-патриотической песни «Русь святая» и участниками конкурсных концертов.

В тесной связи с клубом «След» работают ансамбль «Забава» и студия декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Задача педагогов — привить детям интерес к народному творчеству, традициям русского народа через освоение навыков песнопения, подхватывая библейское «Не хлебом единым жив человек...». Праздники Рождества и Пасхи, исполненные глубокого смысла, помогают детям ощутить духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. В течение нескольких лет проходят «Рождественские вечера» и пасхальные выставки. Каждая работа — результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Она создает у воспитанников особый духовный настрой. Так происходят овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира.

Активность молодых связана с выбором форм позитивного или протестного поведения. В свою очередь атмосфера учреждений

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М 3

дополнительного образования наиболее благоприятна для развития творческих способностей воспитанников посредством установления взаимопонимания, педагогического сопровождения активности юных граждан, перехода к отношениям творческого соуча-

Поступила 13.07.11.

стия в едином процессе духовно-нравственного воспитания. Для этого у учреждений дополнительного образования есть все возможности: нормативно-правовая база, особая среда, квалифицированные кадры, материально-техническая база.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ КАЧЕСТВОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. П. Капаева, Л. Ю. Максимова

В статье анализируются данные социологического опроса населения об удовлетворенности качеством общего образования в Республике Мордовия, проведенного ГУ «Научный центр социально-экономического мониторинга РМ» в 2010 г.

Качество общего образования является одним из показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия. Социологическое исследование, проведенное в 2010 г., показало, что уровень общей удовлетворенности качеством общего образования в целом по республике составляет 82,9 %. Снижение уровня удовлетворенности произошло в Чамзин-ском (на 12,0 %), Рузаевском (на 11,2 %), Атюрьевском (на 10,9 %), Атяшевском (на

9.3 %), Краснослободском (на 8,0 %), Лямбир-ском (на 7,6 %), Болыдеберезниковском (на

7.4 %), Ромодановском (на 7,3 %) и Кадош-кинском (на 6,8 %) муниципальных районах. В остальных районах, а также в г. о. Саранск наблюдается незначительный рост.

По результатам исследования нами был составлен рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по уровню общей удовлетворенности населения качеством общего образования. В 2010 г. 10 муниципальных районов Мордовии улучшили позиции в рейтинге: Ардатовский (на 16 позиций), Ичалковский (на 10), Торбеевский (на 6), Кочкуровский (на 5), Инсарский (на 4 позиции) и т. д. По сравнению с 2009 г. ухудшили показатели 13 районов республики: Чамзииского (опустился на 11 позиций), Атюрьевского (на 5 — 6), Краснослободского (на 4 — 5), Атяшевского и Болынеберезни-ковского (на 4 позиции) и т. д. Ковылкин-ский район остался на прежнем месте (табл. 1).

Таблица 1

Динамика рейтинга муниципальных образований РМ по уровню общей удовлетворенности населения качеством общего образования

Муниципальный район (городской округ) Место в 2009 г. Место в 2010 г. Динамика (число позиций)

1 2 3 4

Ардатовский 18 2 16

Атюрьевский 16-17 22

Атяшевский 1 5 -4

ф> Болыиеберезниковский 9 13 -4

Серия <Социологические науки*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.