Научная статья на тему 'Использование сверхтекста как особого типа учебного материала для формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов на уроках русского языка'

Использование сверхтекста как особого типа учебного материала для формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕКСТ / TEXT / SUPRA TEXT / СВЕРХТЕКСТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / SUPRA-TEXTUAL SPACE / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ / COMPLEX ANALYSIS / СВЕРХТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чадина Ю.А.

В статье рассматриваются подходы к организации сверхтекстового дидактического материала, используемого на уроках русского языка и направленного на формирование продуктивных видов речевой деятельности у старшеклассников. Анализ современных учебно-методических комплектов позволяет сделать вывод о необходимости определения методических средств обучения школьников комплексному анализу сверхтекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPRA TEXT AS A SPECIAL TYPE OF TEACHING MATERIAL FOR COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN RUSSIAN LESSONS

The article examines different approaches to organizing supratext didactic material used in high-school Russian lessons which is focused on developing productive types of speech activity. Analysing modern course packs, the author concludes that it is necessary to develop certain teaching techniques for teaching complex analysis of the supra text.

Текст научной работы на тему «Использование сверхтекста как особого типа учебного материала для формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов на уроках русского языка»

#

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕРХТЕКСТА КАК ОСОБОГО ТИПА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

SUPRA TEXT AS A SPECIAL TYPE OF TEACHING MATERIAL

FOR COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN RUSSIAN LESSONS

Ю. А. Чадина

В статье рассматриваются подходы к организации сверхтекстового дидактического материала, используемого на уроках русского языка и направленного на формирование продуктивных видов речевой деятельности у старшеклассников. Анализ современных учебно-методических комплектов позволяет сделать вывод о необходимости определения методических средств обучения школьников комплексному анализу сверхтекста.

J. A. Chadina

The article examines different approaches to organizing supratext didactic material used in high-school Russian lessons which is focused on developing productive types of speech activity. Analysing modern course packs, the author concludes that it is necessary to develop certain teaching techniques for teaching complex analysis of the supra text.

Ключевые слова: текст, сверхтекст, сверхтекстовое пространство, коммуникативный подход,

комплексный анализ.

Keywords: text, supra text, supra-textual space, communicative approach, complex analysis.

На современном этапе существования методической науки одним из наиболее активно развивающихся является направление, связанное с актуализацией знаний о тексте как единице языка и речи, с вопросами восприятия, понимания и анализа текста и решением коммуникативных задач, направленных на самостоятельное создание текста учащимися. Это направление стремится к синтезу научных результатов, полученных в таких областях знаний, как лингвистика, культурология, психология и др. По мнению А. Д. Дейкиной, методическая наука успешно обогащает теорию учебников русского языка, используя эти результаты и позволяя осмысливать языковые явления и факты в соотнесенности с действительностью, представленной лучше всего на материале текста: «Научить понимать смысл той или иной языковой структуры, многообразие ее использования в зависимости от ситуации (реальной, нереальной) - значит перестроить формальное (структурное) изучение языка на семантическое (смысловое)» [1, с. 13-15]. Такое направление требует актуализации нового подхода к организации учебного материала: иных учебных текстов, типологии упражнений, системы заданий по развитию речи и т. п., то есть подхода, ориентированного не только на рецептивные, но и на продуктивные виды речевой деятельности. Пристальное внимание уделяется сверхтексту как особому типу учебного материала, самому термину, который функционирует в различных областях науки (в литературоведении, теории лингвистики, лингвокуль-

турологии, методике преподавания русского языка и русского языка как иностранного и др.).

Цель данной статьи - показать основные направления исследований сверхтекста в трудах современных ученых. Актуальность изучения понятия «сверхтекст» обусловлена, прежде всего, перспективностью его использования в создании нового учебного материала для изучения русского языка, тем более что оно в методической науке еще недостаточно осмыслено. Объектом статьи является определение подходов к анализу сверхтекста, который понимается нами как «перспективный способ обеспечить лингвокультурологическую компетенцию учащихся» [1, с. 32-35].

Термин «сверхтекст» возникает как лингвометодиче-ский и целенаправленно используется в лингвистике текста и методике работы с ним. В. Н. Мещеряков определяет сверхтекст как «совокупность текстов, объединенных содержательно и ситуативно, характеризующуюся единой, цельной модальной установкой и достаточно определенными позициями адресанта и адресата» [2, с. 237-238]. Разрабатывая это понятие, А. Д. Дейкина подчеркивает важную роль организации языкового и дидактического материала в современных пособиях по русскому языку, направленную «на создание сверхтекста как особого типа учебного материала» [3, с. 37]. По ее мнению, сверхтекст (то есть некое множество текстов, в чем-либо сознательно сближенных) может выступать в роли лингвокультуроло-гического концепта, включающего ядерную часть и фоно-

89

вые знания и призванного вовлекать учащихся в творческий диалог, формируя у них лингвистическое и культурологическое сознание. Это сверхтекстовое пространство позволяет организовать и упорядочить информацию, подготовить ее к использованию, актуализировав то пространство межкультурной коммуникации, которое представляет сложность или новизну для учащихся.

Такое понимание сверхтекста определяет разработку новых учебных пособий, включающих небольшие произведения или фрагменты произведения одного автора, одного литературного направления, одного времени, одного идейно-тематического звучания и т. п., которые и создают в своей совокупности более широкий, глубокий и цельный взгляд на язык и отраженный языковыми средствами окружающий мир. Возникнув в русле методики преподавания русского языка, идея создания сверхтекстового пространства современных учебных пособий находит свое подтверждение также при изучении других дисциплин. В частности, Ю. Л. Троицкий рассматривает учебник истории как сверхтекст, который имеет авторские концептуальные основания, пронизывающие все структурные части книги и делающие «собранье пестрых глав» целым - хотя бы на уровне замысла [4, с. 2-3].

Рассматривая сверхтекст в качестве учебного материала, следует обратить внимание на термин «дидактический материал». Дидактическим материалом по русскому языку является такой вид учебных материалов, который может включать языковые единицы (звуки, буквы, отдельные слова, словосочетания, предложения, тексты, текстовые фрагменты и пр.), использующиеся для формирования предметных умений и навыков. Дидактическим материалом называют также задания, которые раздают учащимся для выполнения: карточки с упражнениями по орфографии и пунктуации, карточки с вопросами, карточки с текстом для анализа и комментирования, изложения или перестройки текста, иллюстрации и репродукции картин и пр. Как отдельный вид дидактического материала можно рассматривать сверхтекст городских контрольных диагностических работ по русскому языку, которые проводятся системой «Статград» с 2008 г.

По нашему мнению, перспектива использования сверхтекстового материала заключается в том, что содержание и процесс учения интегрируются в результате речевой деятельности при обучении школьников комплексному анализу сверхтекста. Система вопросов и заданий, включенных в процесс его комплексного анализа, может повысить эффективность обучения русскому языку, если будет организована в форме диалога (с разными текстами, с одним автором разных текстов, с разными авторами в чем-то сходных текстов).

Анализ современных учебников и учебных пособий позволяет фиксировать наличие в них сверхтекстового материала, сопровождаемого вопросами и заданиями (например, представленного в учебнике-практикуме «Русский язык» А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой [5]). В других учебниках и учебных пособиях сверхтекстовый мате-

90

риал представлен разрозненно и характеризуется фрагментарностью, а его значение недостаточно глубоко осмыслено авторскими коллективами. Однако следует обратить внимание на то, что развитие методической науки на современном этапе позволяет фиксировать наличие в качестве дидактического материала сверхтекстовых блоков. Данный сверхтекстовый блок может представлять собой систему вопросов и заданий к одному или нескольким текстам, позволяющую проводить их комплексный анализ с учетом культурологических, типологических и стилистических особенностей, результатом которого становится создание учащимися собственного текста на основе исходного.

Наиболее актуальной задачей на данный момент является определение методических средств обучения комплексному анализу сверхтекстового материала, широкий информационный диапазон которого «позволяет разработку ряда концептов, раскрывающих связи и отношения внеязыковой действительности средствами языка, помогающих учащимся сформировать позицию, выработать ценностный взгляд на русский язык, языковую картину мира, русскую культуру» [1, с. 32-35]. Возможные пути решения этой задачи - актуализация знаний, связанных с текстоориентированным, текстоцентрированнным обучением русскому языку, включение работы со сверхтекстовым блоком в современный урок русского языка, совершенствование методов и приемов работы со сверхтекстовым материалом.

Сверхтекстовое образовательное пространство может объединять учебный курс, полностью включающий структурное и содержательное наполнение программы учебной деятельности; учебную программу и систему занятий, реализующую ее; учебно-методический комплекс (учебник, методические указания для учителей, дидактический материал, рабочие тетради для учащихся и пр.), созданный коллективом авторов. Ориентированный на выполнение основных воспитательных и образовательных целей и задач сверхтекст представляет собой новую целостную систему, состоящую из отдельных текстов, интегрирующую в себе процесс культурно-исторического познания, целенаправленно организованную деятельность по овладению, использованию, применению учащимися в своей жизни разнообразной информации. Присвоение данной информации на уровне включения ее в самостоятельную деятельность школьника, преобразование «чужих» знаний в новые, «свои» особенно значимы на современном этапе. Однако информация должна содержать мотивацию интереса, следовательно, как можно более глубоким должно быть проникновение в текст, и сильным - желание понять и интерпретировать его.

Опираясь на данные эксперимента, отражающего использование сверхтекста на уроках русского языка в старшей школе, можно предположить, что психологические характеристики процесса запоминания языкового материала, создания информационного пространства сложны для анализа. Но можно точно утверждать, что в основе успешной учебной деятельности лежит высокая

#

мотивация познавательного интереса, которая выражается в желании работать с небольшими по объему, яркими и запоминающимися текстами. В свою очередь, расширение информационного пространства, обусловленное высокой мотивацией, вовлекает учащихся в активное освоение сверхтекстового пространства межкультурной коммуникации, в процесс сотворчества учителя и ученика.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: Методологические проблемы преподавания русского языка. - М.; Оренбург: Агентство «Пресса». - 2009.

2. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст // Учебное пособие для студентов высших педагогически учебных заведений. М.: Флинта; Наука, 2004.

3 . Дейкина А. Д. Сверхтекст и культурологический концепт в обучении русскому языку // Науч. труды МПГУ. Сер. «Гуманитарные науки». -М.: МПГУ, 2001.

4. Троицкий Ю. Л. Текст учебника истории как дискурс. - [Электрон. ресурс.] - Режим доступа: http://archi.veЛвер1етЬег. ги/Ыв/2000/ no29.htm.

5. Дейкина А. Д., Пахнова Т. Н. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. - М.: Вербум-М, 2006.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

ON THE ESSENCE OF ETHNIC MUSICAL EDUCATION

Л. П. Карпушина

В статье рассматривается значимость этному-зыкального образования, его направленность на сохранение народного музыкального искусства и формирование этномузыкальной культуры личности. Этномузыкальноое образование способствует воспитанию любви и уважения к своей стране, родному краю, своему народу, родному музыкальному искусству и музыке других народов, развитию культуры межэтнического общения, формированию этномузыкальной компетентности, позволяющей сохранять этномузыкальные традиции.

L. P. Karpushina

This article examines the importance of ethnic musical education, its focus at saving folk musical art and developing one's ethnic musical culture. Ethnic musical education enhances the development of love and respect to the native country, native place, its people, native musical art and music of other peoples, development of culture of interethnical communication, development of ethnic musical competence which enables to preserve ethnic musical traditions.

Ключевые слова: этномузыкальное образование, личностная этномузыкальная культура, этному-зыкальные способности.

Keywords: ethnic musical education, person's ethnic musical culture, ethnic musical abilities.

Этнокультурная направленность образования отражена в многочисленных документах, определяющих образовательную политику в нашей стране. В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2007) отмечается, что направленность образования определяется полиэтническим характером российского общества, его многоязычием, поликультурностью, полициви-лизационностью, поликонфессиональностью, исторической духовной общностью народов и культур России [1, с. 253], поэтому образование должно обеспечить сопряжение общего-

*

сударственных интересов с потребностями и интересами общества, его народов, сформировать отношения сотрудничества между ними, развивать языки и культуру народов России, что в целом будет способствовать межнациональному согласию, единству и целостности государства [1, с. 254]. В связи с актуальностью этнокультурной направленности образования представляет интерес рассмотрение сущности этномузы-кального образования.

Использование народной музыкальной культуры в образовании детей и подростков интересовало и интересует мно-

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» по теме «Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды» (№ 14.740.11.0574 от 05 октября 2010 г.).

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.