Научная статья на тему 'Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст'

Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
359
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКОВ / СИСТЕМА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕКСТ / ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА / РЕЧИ И КУЛЬТУРЫ / TEXTBOOKS IN RUSSIAN FOR SENIOR CLASSES / METHODOLOGICAL POTENTIAL OF TEXTBOOKS / SYSTEM OF WORK WITH A TEXT / A HOLISTIC VIEW ON A TEXT / TEXT AS A UNIT OF LANGUAGE / SPEECH AND CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лёвушкина О. Н.

Автор статьи говорит о необходимости формирования целостного взгляда на текст как единицу языка, речи и культуры при выполнении упражнений по русскому языку, построенных на основе текстов. На это должно быть ориентировано методическое оснащение подобных упражнений. На основе анализа входящих в федеральный перечень учебников по русскому языку для старших классов в статье делаются выводы об их методическом потенциале в формировании целостного взгляда на текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS FOR SENIOR CLASSES IN TEXTS HOLISTIC VIEW FORMATION

The author speaks about the necessity of creating a holistic view on a text as a unit of language, speech and culture while doing exercises in Russian, built on the basis of the texts. Methodological ground of such exercises should be the main focus. Based on the analysis of Russian textbooks for senior classes in the federal list, the article draws conclusions about their methodological potential in forming a holistic view on the text.

Текст научной работы на тему «Методический потенциал учебников по русскому языку для старших классов в формировании целостного взгляда на текст»

17. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 192 с.

18. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория. М., 2001.

19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

20. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи. М., 1998.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОГО ВЗГЛЯДА НА ТЕКСТ

METHODICAL POTENTIAL OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS FOR SENIOR CLASSES IN TEXT'S HOLISTIC VIEW FORMATION

О. Н. Лёвушкина

Автор статьи говорит о необходимости формирования целостного взгляда на текст как единицу языка, речи и культуры при выполнении упражнений по русскому языку, построенных на основе текстов. На это должно быть ориентировано методическое оснащение подобных упражнений. На основе анализа входящих в федеральный перечень учебников по русскому языку для старших классов в статье делаются выводы об их методическом потенциале в формировании целостного взгляда на текст.

O. N. Levushkina

The author speaks about the necessity of creating a holistic view on a text as a unit of language, speech and culture while doing exercises in Russian, built on the basis of the texts. Methodological ground of such exercises should be the main focus. Based on the analysis of Russian textbooks for senior classes in the federal list, the article draws conclusions about their methodological potential in forming a holistic view on the text.

Ключевые слова: учебники по русскому языку для старших классов, методический потенциал учебников, система работы с текстом, целостный взгляд на текст, текст как единица языка, речи и культуры.

Keywords: textbooks in Russian for senior classes, methodological potential of textbooks, system of work with a text, a holistic view on a text, text as a unit of language, speech and culture.

Сегодня работа с текстом становится в центр не только процесса обучения русскому языку, но и современного образования в целом. Поскольку антропоцентрическая образовательная парадигма ориентирована на культуру, закономерно говорить о тексте не только как о языковой и речевой единице, но и как о явлении культуры. Постановка в центр образовательной системы личности обучающегося, ориентация на достижение не только предметных и метапредметных результатов, но и личностных предполагает наличие ценностного ядра в современном предметном содержании и направленность на работу с ним в его методическом сопровождении.

Провозглашенный в образовательных стандартах для старших классов интегративный подход к обучению филологическим дисциплинам создает необходимость в методическом осмыслении работы с текстом:

• в целостности его языкового плана (плана выражения) и смыслового (плана содержания);

• как целостной единицы языка, речи и культуры;

• как единства поверхностных и глубинных смыслов;

• в единстве его эмоционального и интеллектуального восприятия.

Многостороннее методическое осмысление текстовой деятельности учащихся старших классов требует реализации системного подхода в учебниках для 10-11-х классов по русскому языку. С целью определить, насколько ориентированы современные учебники русского языка на работу с текстом и как реализуется системный подход к работе с текстом как целостной единицей языка, речи и культуры, мы проанализировали три ведущих учебно-методических комплекса по русскому языку для 10-11-х классов: А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой [1], А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2], Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3].

Текстоориентированность современных учебников ярко отражается в таком количественном показателе, как процентное соотношение упражнений, основанных на текстовом материале, с общим количеством упражнений в учебнике. Мы отразили ориентированность современного учебного курса по русскому языку для 10-11-х классов на работу с текстом в табл. 1.

Таблица 1

Ориентированность современного учебного курса по русскому языку для 10-11-х классов на работу с текстом

Учебник А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой [1] Учебник А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2] Учебник Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3]

88,9% 39,3% 23,5%

На основании полученных данных выяснилось: по обеспеченности текстовым материалом, по ориентированности на работу с текстом среди названных учебников для 10-11-х классов выделяется учебник [1]. Он поддерживает тенденцию к увеличению от класса к классу текстовых упражнений, выявленную в учебниках по русскому языку для 5-9-х классов под ред. Н. М. Шанского, обеспечивает качественным текстовым материалом текстовую деятельность учащихся в 10-11-х классах и является по-настоящему текстоориентированным учебником русского языка - 88,9%. Наличие «текстовых» упражнений в учебнике А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2] также достигает достаточно высокого уровня - 39,3% и в принципе отражает показатели среднего арифметического соотнесенности количества упражнений, построенных на текстовом материале, с общим количеством упражнений учебников для средних классов - от 33,6% до 41%. Наименьшим количеством текстовых упражнений снабжен учебник Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3], их соотносительный коэффициент составил 23,5%. Естественно, что тенденция к ориентации на работу с текстом, активно развивающаяся при обучении русскому языку с 5-го по 9-й класс, должна быть поддержана и развита в старшей школе.

Для того чтобы определить, насколько полноценно методический аппарат учебников по русскому языку обеспечивает работу с представленными текстами как целостными единицами языка, речи и культуры, мы проанализировали в этих упражнениях задания, направленные на их языковой и речеведческий анализ, а также на выявление их культурных смыслов.

К заданиям первого типа, направленным на работу с текстом как единицей языка, мы отнесли разнообразные задания, прежде всего связанные с изучением строевого материала языка: прочитать текст и найти в нем определенные языковые единицы; выписать из данного текста слова, обладающие необходимой языковой формой, грамматическими категориями и т. п.; записать текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов; прочитать, списать текст и подчеркнуть в нем слова, обладающие заданными грамматическими категориями; записать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания и т. д. Вариантов языковых заданий к текстовому материалу в учебниках большое множество. Мы выявили процентное соотношение упражнений, построенных на текстовом материале и содержащих задания, направленные на отработку языковой темы, с общим количеством упражнений учебника. Таких упражнений (среди тех, в которых используются тексты) во всех УМК оказалось абсолютное большинство. Полученные данные отражены в табл. 2 и на рисунке.

Учебник А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой [1] содержит 66% текстовых упражнений, направленных на формирование языковедческой компетентности. Учебник А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2] содержит 34,4% упражнений, построенных на текстовом материале и ориентированных на формирование языковедческой компетентности учащихся, учебник Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3] - 17,8%.

К заданиям второго типа мы отнесли направленные на работу с текстом как единицей речи: определение темы и основной мысли текста, стиля и типа речи, деление его на части и составление плана, задание озаглавить текст или объяснить уже имеющийся заголовок, работа с ключевыми словами, определение смысла того или иного элемента текста и т. п. Кроме того, к так называемым «речевым» относятся задания определить, какие средства выразительности речи и с какой целью использованы в текстах. Анализ подобных заданий в текстовых упражнениях УМК по русскому языку для старших классов позволил получить данные, также отраженные табл. 2 и на рисунке.

Методическое сопровождение текстовых упражнений учебника А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой [1] содержит обязательную системную составляющую, позволяющую школьникам говорить о каждом тексте как о речевом произведении. Поэтому количественный показатель анализируемого параметра так же высок, как и предыдущий -63%. В учебнике А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2] ориентация на речевую составляющую текста выявляется далеко не в каждом случае работы с текстом, - таких упражнений 21,3%. В учебнике Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3] подобные задания сопровождают 14,9% упражнений.

К заданиям третьего типа были отнесены задания, способствующие восприятию текста как единицы культуры. Следует отметить, что критерии отбора текстов в качестве дидактического материала, сложившиеся в русской методике, позволяют говорить о том, что тексты, которые используются на уроках русского языка, являются либо культуроведечскими (Л. И. Ходякова), либо текстами культуры (Л. И. Новикова), то есть созданными в определенной культуре - к ним относят художественные, публицистические тексты. Конечно, и те и другие своим содержанием способствуют погружению учащихся в контекст русской культуры. Однако мы поставили перед собой задачу выявить культуроориентированную составляющую в заданиях, которые сопровождают текстовые упражнения, входящие в каждый УМК. Полученные данные отражены в табл. 2 и на рисунке.

Заданий, которые ориентированы при работе с текстом на актуализацию в сознании учащихся представления о культуре, в современных УМК немного. Они направ-

Таблица 2

Возможности УМК по русскому языку для 10-11-х классов для формирования представления о тексте как единице языка, речи и культуры

Направления работы с текстом Учебник А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой [1] Учебник А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2] Учебник Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3]

Текст как единица языка 66% 34,4% 17,8%

Текст как единица речи 63% 21,3% 14,9%

Текст как единица культуры 18% 5,5% 1,8%

лены прежде всего на формирование речевой культуры учащихся и знание правил русского этикета, в том числе речевого. Ориентация методического инструментария упражнений на формирование представлений учащихся о тексте как единице культуры наиболее ярко выявляется в учебниках А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой [1] - 18%, менее ярко она отражена в учебниках А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой [2] - 5,5%, и практически не выражена она в учебниках Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Ми-щериной [3] - 1,8%.

Рассмотрим задания третьего типа подробнее. Учебник А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой [1] направлен на формирование у учащихся ценностного отношения к русскому языку, на систематизацию представлений о русском языке как языке русского народа, как вместилища русской культуры. Это сделано и с помощью содержательного аспекта текстов, и с помощью методического инструментария к текстовым упражнениям. Задания в каждом случае зависят от текста: например, после прочтения текста о русской художественной литературе лингвиста Л. Скворцова (упр. 7, с. 12-13) дается задание написать сочинение на тему «Художественная литература - это вершина национального языка». По фрагменту текста «Как говорить правильно», взятому из книги современного лингвиста Б. Головина (упр. 14, с. 20-21), учащимся дается задание написать изложение на тему «Какие словари, справочники надо читать, чтобы научиться хорошей речи». При работе с содержанием текстов обязательно делается акцент на важных аспектах, касающихся взаимосвязи русского языка и культуры русского народа: например, при работе с текстом стихотворения

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

А. Твардовского «О родине» (упр. 33, с. 39) учащимся задается вопрос: «О какой связи между "малой родиной" и родным языком говорит поэт?». Множество упражнений, содержащих великолепные поэтические тексты, сопровождаются заданием вспомнить поэтические строки того же автора или других авторов, в которых есть то же ключевое слово (например, слово у А. Ахматовой, воля у Блока и т. п.).

В учебнике А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой [2] задания, направленные на восприятие текста как явления культуры, выглядят более традиционно: включение учащихся в культурный контекст осуществляется с помощью задания указать автора и название произведения, из которого взят фрагмент текста для упражнения, или подобрать примеры на изучаемое правило из произведений художественной литературы. В некоторых случаях авторы обращаются к знаниям учащимися определенного текста русской литературы: например, задание изложить коротко ту часть истории города Глупова, которая связана с Аленой Осиповой, и дать свое толкование финала главы «Голодный город» (упр. 152).

К культуроориентированным заданиям в УМК Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина, М. А. Мищериной [3] можно отнести, например, такое: сопоставить две близкие по времени и по тематике (объекту описания) записи в «Дневниках» М. М. Пришвина... доказать, что в этих двух записях выражены два совершенно различных мировосприятия и различное мироощущение писателя (упр. 517). В данном УМК подобные задания единичны.

Предпринятое исследование показало, что задания каждого описанного типа содержатся в той или иной мере

□ Языковедчекая компетенция □ Коммуникативная компетенция ПКультуроведческая компетенция

Рис. Возможности УМК по русскому языку для 10-11-х классов для формирования представления о тексте как единице языка, речи и культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.