Научная статья на тему 'Использование современных Интернет технологий для подготовки персонала горно-транспортных машин'

Использование современных Интернет технологий для подготовки персонала горно-транспортных машин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великанов В. С., Исмагилов К. В., Рыбаков А. Н.

Предложен подход по эффективному управлению персоналом, в том числе подготовке и переподготовке рабочих кадров горных предприятий с использованием программного комплекса Moodle, разработаны тесты для опережающей профессиональной подготовки машинистов экскаваторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Великанов В. С., Исмагилов К. В., Рыбаков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных Интернет технологий для подготовки персонала горно-транспортных машин»

-------------------------------© В.С. Великанов, К.В. Исмагилов,

А.Н.Рыбаков, 2011

В.С. Великанов, К.В. Исмагилов, АН.Рыбаков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Предложен подход по эффективному управлению персоналом, в том числе подготовке и переподготовке рабочих кадров горных предприятий с использованием программного комплекса Moodle, разработаны тесты для опережающей профессиональной подготовки машинистов экскаваторов Ключевые слова: повышение квалификации, инновационные технологии, оперативный контроль уровня знаний и умений, Moodle, тест, машинисты экскаваторов

До конца 80-х годов XX века, в России существовала довольно хорошо организованная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и руководителей. Затем, в связи с резким падением объемов производства, потребность в обучении рабочих кадров и инженерно -технических работников резко сократилась. Ликвидация системы отраслевых министерств повлекла за собой разрушение всей сети отраслевых институтов повышения квалификации и их территориальных филиалов, фактическую ликвидацию большей их части. На промышленных предприятиях произошло снижение потребности в образовательных услугах. Производственное обучение рабочих проводится в настоящее время, в основном, лишь по специальностям, подведомственным Госгортехнадзору Российской Федерации. Колоссальные экономические трудности, с которыми столкнулось большинство предприятий, привели к тому, что работа по подготовке кадров на предприятиях, а, следовательно, и численность работников заводских служб технического обучения сведены к минимуму [1].

Вместе с тем стремительный рост номенклатуры горного оборудования и сложности изучаемого материала привели к тому, что традиционная система обучения стала недостаточно эффективной и требует инновационных технологий, основанных на использовании информационно-вычислительной техники. Эффективное управление персоналом, в том числе подготовка и переподготовка кадров

промышленных предприятий в настоящее время невозможна без использования современных компьютерных технологий, которые интенсивно внедряются во все сферы управления. Выполнение социального заказа на высокоэффективные технологии подготовки и переподготовки кадров потребовало создание устойчиво развивающейся системы непрерывной опережающей профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей новое качество образовательной деятельности.

Одной из основных задач системы подготовки и переподготовки персонала является оценка соответствия кадрового состава должностным обязанностям, что требует постоянного определения уровня знаний и умений сотрудников, что может быть реализовано лишь за счет всестороннего использования процедур компьютерного тестового контроля, обеспечивающих динамическую идентификацию уровня подготовленности персонала с помощью единой информационной образовательной среды.

В настоящее время имеется большое количество систем для осуществления дистанционного обучения и тестового контроля (рис. 1) [2].

Моо'ііе Еіеатіг^ Зеггег 1*оЬі$ Ьеатігі^ 5расе Прометей

Системы дистанционного обучения

Рис. 1. Результаты анализа электронных журналов («Компьютерра», «Хакер», «Мир ПК», «Компьютер Информ») по вопросу использования систем дистанционного обучения и тестового контроля

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - англ. модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) - программный комплекс, распространяемый по принципу Open Source (открытый программный код, свободное использование). Moodle является свободной системой управления обучением (LMS - Learning Management System). Система Moodle представляет собой модульную интерактивную систему, которая позволяет организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством использования набора модулей. Одно из важных свойств Moodle - универсальность, ее можно устанавливать практически на любую платформу, под управлением любой из распространённых в настоящее время операционных систем.

Одним из важнейших модулей системы является модуль Тест. Тестирование в системе Moodle - это средство, минимизирующее затраты времени на проверку знаний и при этом позволяющее обрабатывать и хранить накопленные результаты тестирования [3].

Модуль Тест, являясь элементом курса, имеет большое количество параметров, рассмотренных ниже.

Название - задает название теста и отображается в ссылке на тест.

Вступление - представляет собой краткую инструкцию и выводится перед предъявлением вопросов.

Начало тестирования/Окончание тестирования - устанавливается дата и время, когда данный тест становится или перестает быть доступным.

Время теста (минуты) - задает ограничение на время выполнение одной попытки.

Отображение вопросов на одной странице - задает максимальное количество вопросов, которые размещаются на одной странице (для обучающего режима задается параметр - Не ограничено, а для итогового тестирования - 1).

Случайный порядок вопросов - при включении этой опции вопросы будут автоматически отображаться в случайном порядке при каждой попытке студента пройти тест.

Индивидуальная настройка случайного порядка ответов - при включении этой опции варианты ответов будут автоматически отображаться в случайном порядке при каждой попытке пройти тест (только для вопросов типа «множественный выбор»).

Количество попыток - для итогового тестирование - 1, если тест используется как средство обучения, то количество попыток может быть произвольное.

Каждая попытка основывается на предыдущей - в каждой новой попытке прохождения теста будут отображаться ответы, выбранные в предыдущей попытке.

Обучающий режим - при неправильном ответе будет разрешено исправить ответ, но при этом снимаются баллы, назначенные в опции - штраф. В обучающем режиме для каждого вопроса выводится дополнительная кнопка Отправить. При нажатии этой кнопки ответ проверяется и отображается результат. После этого можно изменить свой ответ и заново его проверить.

Метод оценивания - метод вычисления оценки за тест (Лучшая оценка, Средняя оценка, Первая попытка, Последняя попытка).

Начислять штрафы - начисление штрафа работает только в обучающем режиме и при нескольких попытках прохождения теста.

Количество знаков после запятой - количество знаков после запятой, которое будет отображаться для студента при просмотре результатов тестирования.

Параметры просмотра - задают параметры просмотра результатов после попытки тестирования, в момент тестирования и сразу после тестирования. При итоговом тестировании нельзя устанавливать параметр - правильные ответы и необходимо убрать все параметры в опции - непосредственно после попытки.

Отображать тест в «защищенном» окне - тестирование проходит в полноэкранном режиме без возможности свернуть/закрыть окно. До окончания тестирования «горячие» клавиши (Win, Ctrl+Alt+Del, Alt+F4, F1, Ctrl+P, PrtScr) и контекстное меню не работают.

Необходим пароль - для защиты теста перед тестированием необходимо ввести пароль.

Необходим сетевой адрес - разрешает доступ к тесту компьютерам с определенными 1р-адресами.

Общие настройки модуля - задает такие параметры, как работа с группой (групповой метод), доступ курса (показать или скрыть его), определение идентификационного номера курса.

Комментарий к тесту - определяет комментарии к тесту в зависимости от процента решенных заданий или набранного количества баллов.

Модуль Тест состоит из двух компонентов: теста и вопросной базы. В тест добавляются различного типа вопросы, хранящиеся в вопросной базе системы. Вопросная база системы МооШе формируется из различных типов тестовых вопросов. Вопросы составляются в соответствии со структурой дисциплины или в соответствии с темами курса. Вопрос может иметь комментарии, поясняющие правильность выбора ответа. Заполнению вопросной базы предшествует создание категорий в соответствии со структурой дисциплины или темами курса.

Для адаптации МооШе нами выполнены исследования по установлению стажевых групп, уровня образования технологического персонала (машинисты экскаваторов ЭКГ-5А) для ОАО «УГОК» и ГОП ОАО «ММК», которые приведены на рис. 2 - 5 [4].

На основании представленных статистических данных установлено, что имеется необходимость для опережающей

чел

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

_______________________________________[ОД____________________

Л стажевая группа 1-5 ■ стажевая группа 5-10

□ стажева я группа 10-15____________________________________

Рис. 2. Распределение технологического персонала по стажевым группам на ОАО «УГОК»

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

год

■ стажевая группа 1—5 ■ стажевая группа 5--10

П стажевая группа 10--15

Рис. 3. Распределение технологического персонала по стажевым группам на ГОП ОАО «ММК»

Рис. 5. Уровень образования технологического персонала ГОП ОАО «ММК»

Название* Вступление ф

Тест

тест щпершит в себе вофосы т дисциплине

"Твория автештичеензго управления"

Ограничения по времени

Начало тестирования ® 15 « Апрель ’■' 2011

ОКОНЧЭНИе тестированИЯ ® Ий -II Апрель Ц 12011 -I И5

15 ’■'ЦОС т| [Ї] ОТКЛЮЧИТЬ

0 Отключить

Ограничение времени ® за

Задержка ПО времени ме?кду первой И второй Пусто попытками ®

Задержка П О врем ен И М ежду СП едующи М и Пусто попытками ®

Отображение

Вопросов на ОДНОЙ странице ф Не ограничено -] Случайный порядок вопросов @ Нет Ж Индивидуальная настройка случайного порядка Да

Рис. 6. Пример диалогового окна системы Moodle в режиме создания тестов

профессиональной подготовки рабочих кадров, так как на современном этапе развития горной техники, сложности ее эксплуатации и управления, уровень образования технологического персонала оказывается явно недостаточным.

В связи с этим, нами созданы системы тестов по основным специальным дисциплинам, знания по которым входят в базовый уровень теоретических знаний машиниста экскаватора (рис. 6). В перспективе планируется разработка тестовой базы по основам эксплуатации экскаватора (на примере ЭКГ-5А), техническому обслуживанию и ремонту машины, электробезопасности и охране труда.

Возможности программы МооШе позволили создать нам удобную и гибкую систему контроля проверки и оценки знаний машинистов экскаваторов, кроме того, есть возможность выявить «белые пятна» в знаниях, полученных при прохождении предварительного обучения и инструктажа. Таким образом, использование системы МооШе позволяет оптимизировать работу по подготовке и пере-

подготовке операторов горно - транспортных машин для горнодобывающих предприятий.

----------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бродский С. Ф. Методика внутрифирменного производственного обучения персонала с использованием компьютерного тренажёра-имитатора (на примере нефтяной отрасли республики Татарстан) Дис. ... канд. пед. наук., 2004.

2. Разинкина Е.М. Непрерывная опережающая профессиональная подготовка кадров для горно-металлургической отрасли: проблемы и теоретические основы : монография / Е.М. Разинкина [и др.] / Под ред. Е.М. Разинкиной, Е.А.Ильиной. - Магнитогорск : МГТУ, 2010. - 110 с.

3. Анисимов А.Н. Работа в системе дистанционного обучения МооШе / А.Н. Анисимов. - Харьков : ХНАГХ, 2009. - 292 с.

4. Великанов В. С. Повышение эффективности эксплуатации карьерных гусеничных экскаваторов с оборудованием «прямая механическая лопата» Дис. ... канд. техн. наук. - Екатеринбург, 2009. 118 с. Н5Н=Д

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ --------------------------------------------

Великанов В. С. - кандидат технических наук, доцент, ГОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, Тел. 83519298520, индекс 455000, rizhik_00@mail.ru

Исмагилов К.В. - кандидат технических наук, доцент, ГОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, Тел. 83519298520, индекс 455000

Рыбаков А.Н. - студент 3 курса специальности 150402 «Горные машины и оборудование» ГОУ ВПО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, Тел. 89080910808, индекс 455000, гокг_91@таі1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.