Научная статья на тему 'Тренажерная подготовка кадров для горной промышленности как системообразующий фактор в сфере обеспечения эффективной эксплуатации горного оборудования'

Тренажерная подготовка кадров для горной промышленности как системообразующий фактор в сфере обеспечения эффективной эксплуатации горного оборудования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР / OPERATOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / SIMULATOR / МАШИНИСТ ЭКСКАВАТОРА / MACHINIST OF THE EXCAVATOR / КАЧЕСТВО ТРЕНАЖЕРА / QUALITY OF THE SIMULATOR / ТРЕНАЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великанов В.С., Исмагилов К.В., Шабанов А.А.

Обоснована необходимость подготовки персонала для горной промышленности с использованием тренажерной техники, предложен критерий оценки тренажера и качества обучения машинистов карьерных экскаваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Великанов В.С., Исмагилов К.В., Шабанов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulator preparing the personnel(frames) for mountain industry as factor in sphere of the provision to efficient usage of the mountain equipment

In article is motivated need of preparing the personnel for mountain industry with use the simulator technology, is offered standard of judgement of the simulator and quality of the education machinistexcavator.

Текст научной работы на тему «Тренажерная подготовка кадров для горной промышленности как системообразующий фактор в сфере обеспечения эффективной эксплуатации горного оборудования»

© B.C. Великанов, K.B. Исмагилов, A.A. Шабанов, 2012

В.С. Великанов, K.B. Исмагилов, А.А. Шабанов

ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Обоснована необходимость подготовки персонала для горной промышленности с использованием тренажерной техники, предложен критерий опенки тренажера и качества обучения машинистов карьерных экскаваторов. Ключевые слова: оператор, профессиональная подготовка, тренажер, машинист экскаватора, качество тренажера

Развитие цивилизации сопровождается постоянным усложнением создаваемых технических систем и расширением их использования во всех сферах человеческой деятельности. Для того чтобы умело управлять техническими объектами, системами и комплексами, а также обеспечивать их грамотную эксплуатацию, необходимо привлекать специалистов с достаточно высокой квалификацией. От опыта, знаний и мастерства человека, управляющего такими объектами, зависит безопасность техники и людей, а также эффективность функционирования большей части современных сложных систем.

Для того чтобы управляющие техникой операторы уверенно и правильно действовали в самых различных, в том числе и аварийных ситуациях, практически во всех сферах применения сложной техники разрабатываются системы и создаются центры подготовки и переподготовки специалистов — операторов. Задачей таких систем и центров является отбор операторов, достаточно глубокая теоретическая и профессиональная практическая подготовка с целью формирование умений и навыков в управлении соответствующими объектами [1].

Профессиональная практическая подготовка осуществляется преимущественно на базе стендов и тренажеров. Обучение оператора на тренажере обычно бывает значительно более эффективной, чем обучение на реальном объекте. При использовании тренажеров в несколько раз сокращается стоимость и

время подготовки оператора к практической деятельности, экономятся ресурсы штатных объектов, снижается риск и негативные последствия, связанные с неправильными действиями неопытных операторов.

Необходимость использования тренажеров для подготовки персонала в горной промышленности обусловлена также требованиями к повышению безопасности на производстве и в связи с внедрением новых информационных технологий в управлении производственными процессами, что в свою очередь, требует качественно новых знаний и навыков у персонала.

За рубежом тренажеростроение — это динамично развивающаяся отрасль, в табл. 1 представлены фирмы- производители тренажерной техники. В РФ тренажерные технологии интенсивно развиваются в космической, военной, авиационной, химической промышленности, в подготовке оперативного персонала объектов электроэнергетики, а также разрабатываются тренажеры технологического оборудования для строительных и горных работ рис. 1, табл. 2.

Таблица 1

Страна Фирма-производитель

США Doron Precision,

Driverinteractive,DriveSafety,Drivesquare,Dynamic Re-

search,FAAC,Immersive Technologies,Simulation Tech-

nology Solutions, Simulator Systems, Systems Technology,

CGSD Corporation

Германия Dr. Reiner Foerst Gmbh, Rhein-Metall, Simutech

Франция Faros, Oktal SCANNeR, THALES

Нидерланды GreenDino BV, Re-lion Lumo Drive,

Великобритания Scotsim Simulation, XPI

Индия BEL Bharat Electronics LimitedTraining simulators, Zen

Technologies Limited, Tecknotrove

Рис. 1. Количество патентов в области тренажеростроения зарегистрированных в РФ

Таблица 2

Тренажеры горных н строительных машин [2]

Общий вид тренажера

Компактный тренажер автокрана серии КС

Комплексный многофункциональный тренажер современного бульдозера

Возможности тренажера

изучение состава, расположения органов управления и контрольно-измерительных приборов (КИП) кабины машиниста крана, а также практическое обучение правилам пользования органами управления; приведение крана в рабочее положение; вывешивания крана; выполнение крановых операций; имитация работы приборов безопасности; имитация звукового сигнала, шума работающего двигателя, и основных агрегатов и узлов машины на месте обучаемого; автоматическая фиксация допускаемых ошибок, а также формирование базы данных о результатах выполнения упражнений обучаемым; выбор упражнений из набора и задание начальных условий их выполнения, управление подготовкой, началом и ходом выполнения упражнений с возможностью изменения условий их выполнения. высокореалистичная имитация вождения; имитация ускорений, кренов, перегрузок; двустороння связь «инструктор-водитель»; изучение состава, расположения органов управления и контрольно-измерительных приборов (КИП) кабины, а также практическое обучение правилам пользования органами управления; изучение порядка подготовки к пуску и пуск двигателя, прогрева его после пуска, остановки двигателя, контроль его работы; имитацию приемов трогания с места с различных позиций, переключения передач, поворотов, движения задним ходом; изучение управления гидросистемой и навесными устройствами; выполнение упражнений с бульдозерным оборудованием; имитацию различного времени суток: день/ночь;

Окончание табл. 2

Общий вид тренажера

Комплексный многофункциональный тренажер современного бульдозера

Комплексный многофункциональный тренажер одноковшового гидравлического экскаватора — кабина экскаватора в сборе

Возможности тренажера

имитацию звукового сигнала, шума работающего двигателя, и основных агрегатов и узлов машины на месте обучаемого; автоматическую фиксацию допускаемых ошибок, а также формирование базы данных о результатах выполнения упражнений обучаемым; выбор упражнений из набора и задание начальных условий их выполнения, управление подготовкой, началом и ходом выполнения упражнений с возможностью изменения условий их выполнения; возможность подключения места инструктора.

Изучение состава, расположения органов управления и контрольно-измерительных приборов (КИП) кабины машиниста экскаватора, а также практическое обучение правилам пользования органами управления; отработка навыков управления экскаватором в движении; изучение правил экскавации грунтов разных категорий; разработка грунтов при устройстве выемок, насыпей, канав, траншей и других сооружений; погрузка грунта в транспортное средство; автоматическая фиксация допускаемых ошибок, а также формирование базы данных о результатах выполнения упражнений обучаемым.

Обеспечение надежных, экономичных и безопасных режимов работы горного оборудования достигается за счет: знания персоналом схем, устройства и конструкции горного оборудования; понимания персоналом технологических процессов; знания правил технической эксплуатации и правил техники безопасности; обладания персоналом навыками планирования режимов и быстрой реакции в нестандартных ситуациях при отказах оборудования.

Таким образом, требования к подготовке персонала, по существу, сводятся к двум позициям: первая — обеспечение знания оборудования и процессов, вторая — обеспечение умения

качественно работать в штатных и аварийных ситуациях. Исходя из этого, логично построить современную систему обучения операторов горной техники в двухступенчатом цикле.

Первая ступень: изучение горного оборудования и технологических процессов с помощью специально разработанных компьютерных программ и экзаменаторов — мультимедийная обучающая система «Подготовка машиниста экскаватора».

Вторая ступень: обучение навыкам ведения штатных и аварийных режимов на специально разработанных тренажерах, адекватно имитирующих как рабочее место оператора, так и технологические процессы — компьютерный тренажер-но-моделирующий комплекс (КТМК), обеспечивающий тренинг машинистов экскаваторов (на примере экскаватора ЭКГ-БА) (рис. 2) [3].

Оценка качества тренажера как технического средства обучения и общая адекватность оценивается с помощью представленных зависимостей табл. 3.

Нами предлагается оценивать качество обучения и тренажерной подготовки операторов горной техники по обобщенному критерию (коэффициент эффективности деятельности), на основе линейной свертки [3]:

Таблица 3

Автор Зависимость Область применения

С.И. Магид, И.Ш. Загретдинов, Ё.П. Музыка Ё.А. Прошкина Робщ _ Рц.уРинтРинфРматРэргРпсих адекватность целей и условий, Ринт — адекватность интерьера, Ринф — информационная адекватность, Рмат — адекватность математического моделирования, Рэрг — эргономическая адекватность, Рпсих — психологическая адекватность К =К0 +(аК1+ЬК2+сК3), К — коэффициент эффективности тренажера, К0 — коэффициент, учитывающий начальный уровень подготовки, К1, К2, К3 — коэффициенты, учитывающие соответственно знания, умения и навыки, а,Ь,с — весовые коэффициенты электроэнергетика авиационная промышленность

/мос / ^ ктмк ^

1 ступень обучения 2 ступень обучения

J

Рис. 2. Структурная схема обучения операторов горной техники

кэф - кзтаф + Апнкэф ,

где Азз — вес группы показателей «теоретические знания»; ктэ3ф — коэффициент эффективности по группе показателей «теоретические знания»; А пн — вес группы показателей «практические

навыки»; кПН — коэффициент эффективности по группе показателей «практические навыки».

Таким образом, по определенному коэффициенту эффективности деятельности можно судить о степени адекватности тренажера реальной горной машине и соответственно уров-неего обучающей эффективности.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тренажерные комплексы и тренажеры / Шукшунов В.Е. [и др.]. — М.: Машиностроение, 2005. — 383с.

2. http://www.simtt.ru. Центр тренажерных технологий.

3. Великанов B.C. Повышение эффективности эксплуатации карьерных гусеничных экскаваторов с оборудованием «прямая механическая лопата» Дис. ... канд. техн. наук. — Екатеринбург, 2009. — 118 с.

4. Загретдинов И.Ш., Магид С.И., Данилов О.Б. и др. Реализация новых технологий для тренажёров и обучающих систем Харанорской ГРЭС// Энергосбережение и водоподготовка. — 2004. — № 2. i«srj=j

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Великанов B.C. — кандидат технических наук, доцент, rizhik_00@mail.ru, Шабанов A.A. — аспирант, goldberg1@pochta.ru, Исмагилов К.В. — кандидат технических наук, доцент,

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.