Научная статья на тему 'Использование современных информационных технологий в вузе'

Использование современных информационных технологий в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Г. А., Коротаевский А. Г.

В современный век компьютерных и информационных технологий умение осваивать и работать с новыми программными продуктами, техническими средствами и информационными массивами, является насущной необходимостью для современных специалистов любой сферы деятельности. В данной статье приводится пример использования информационных технологий в проведении рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарев Г. А., Коротаевский А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных информационных технологий в вузе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

© Лазарев Г.А.*, Коротаевский А.Г.*

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли, г. Петропавловск-Камчатский

В современный век компьютерных и информационных технологий умение осваивать и работать с новыми программными продуктами, техническими средствами и информационными массивами, является насущной необходимостью для современных специалистов любой сферы деятельности. В данной статье приводится пример использования информационных технологий в проведении рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузе.

Подготовка современного специалиста соответствующего уровня в высшей школе достигается не только применением современных информационных технологий и уровнем профессионального состава преподавателей, но и наличием обратной связи между преподавателями и студентами. Эта связь выражается, прежде всего, в предоставлении студенту полной информации о:

- времени проведения самостоятельных и контрольных работ;

- результатах выполненных работ с указанием ошибок;

- рейтинге успеваемости каждого студента по данной дисциплине.

Кроме того, требуется проведение достаточного количества проверочных работ (лабораторных, контрольных, практических) в процессе изучения дисциплин. Указанные мероприятия должны выработать соответствующий уровень («10») для каждой группы, курса, факультета и вуза в целом. Поэтому, возникает необходимость создания такой рейтинговой системы, которая бы в режиме реального времени предоставляла данные по успеваемости каждого студента. Это становится возможным только при внедрении современных компьютерных технологий [1, 3].

Сотрудниками кафедры «Естественнонаучных и математических наук» Дальневосточного филиала Всероссийской академии внешней торговли разработана третья очередь автоматизированного комплекса по контролю успеваемости студентов («КУС-3») [2, 5]. На базе этого комплекса проводится контроль успеваемости по базовым дисциплинам кафедры. Упрощенная функциональная блок-схема «КУС-3» представлена на рис. 1.

* Заведующий кафедрой Естественнонаучных и математических наук, кандидат сельскохозяйственных наук.

* Профессор кафедры Естественно-научных и математических наук, кандидат экономических наук, доцент.

«КУС-3» -1 -

-<--- Блок-0 Режимы настройки комплекса Блок-1 Режимы пользователя-студента - *- Блок-2 Режимы пользователя-преподавателя

Рис. 1. Упрощенная функциональная схема «КУС-3»

Основные элементы комплекса «Блок-0»:

1. блок настройки параметров «КУС-3»;

2. блок настройки картосхемы и гипертекста («МКУК-3») [4];

3. блок настройки копирования результатов выполнения контрольных карточек, тестов, а также заданий, выполненных на базе дигитайзеров.

Вид первого блока «Блок-0» представлен на рис. 2.

Выход из режима настройки

КОЛ-ВО ЗАДАНИЙ. ВИД ОЦЕНКИ........

КОЛ-ВО ГРУПП..

ВВОД НАИМЕНОВАНИЙ ГРУПП

Ограничение для оценки 5 <=

■ Ограничение для оценки 4 <= НИМИ Ограничение для оценки 3 <= Ц^Щ

ВВОД НАИМЕНОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Специальность, предмет

ЮР,ИНФ0Р/1-й каре/2010

ФК - Эконометрика/2009

ФК, МЭ -МАТ Е М 72-сем. /2010

ВВОД ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАНИЮ

№ Кад Содержание

1 Лаб.работа М-1 -Линейная зависимость [задание 1)

2 2 Л аб. работа М- 2- Криволинейная зависимость [задание 2)

3 3 Лаб.работа № 3 - Матричный способ [задание 4)

4 4 Л аб. работа И- 5 - Эмпирическая оценка (задание 5)

5 5 Лаб.работа И- 6 - Ограниченность выборки (задание 6 и 7)

Б е Лаб.рабога И- 7 - Автокорреляция (задание - 8)

Рис. 2. Фрагмент настройки комплекса «КУС-2»

Ввод данных, осуществляется с учетом выставленных оценок (классическая форма - 2, 3, 4 и 5) и по балльной системе. При балльной системе: в случае отсутствия ошибок ставится 0 баллов, за каждую ошибку начисляется 0,25 баллов, за грубую ошибку - 1 балл; в случае несдачи работы - 3 балла, несдачи теста - 5 баллов. В конце курса подводится итог, рассчитывается статистика - сумма всех баллов делится на общее количество запланированных работ. На основании этого определяется оценка по усвоению курса:

1. если студент набрал ниже 0,68 - оценка отлично;

2. от 0,68 и до 0,98 - оценка хорошо;

3. до 1,2 - оценка удовлетворительно и, выше - неудовлетворительно.

Для сдачи теста, достаточно набрать не более 1,2 баллов.

Если получена оценка «хорошо», то для получения оценки «отлично» необходимо сдать экзамен по стандартной схеме. Получив оценку «удовлетворительно», студент имеет возможность пересдать только на оценку «хорошо».

2-й блок настройки «КУС-3», предназначен для построения меню пользователя-студента в виде картосхемы, с помощью которой производится загрузка рейтинга и проверки результатов выполнения заданий.

Данное меню определяется преподавателем в зависимости от длительности читаемых курсов (один или два семестра), и строится с помощью модуля «МКУК-3» на базе CASE-технологий (мультимедийный комплекс управления Web-страницами, изображениями типа jpg, текстами типа pdf, и каталогами ПЭВМ) [1]. Предусмотрен вариант модуля комплекса и для сенсорного монитора. Например, вид картосхемы за период учебы 20102011 представлен нарис. 3.

Итоги учебы 2010-2011 гГ. ДВФ ВАВТ

ш ¡штат

1-Й fiMffip -{математика С) 1 ^ИСЭ • 1

Информатика О

2-й семестр

Математика ^

Математика Щ

Информатика Q

- Курс ТВиМС и ЭММ ф

-| Эконометрика ф

Рис. 3. Вид картосхемы загрузки рейтинга

Основные режимы работы «Блок-1» пользователя-студента:

1. загрузка Web-страницы для просмотра рейтинга;

2. просмотр результатов выполненных работ с содержанием текста на ошибки;

3. просмотр ошибок (выделенных маркером) на отсканированном изображении типа jpg на экране монитора.

Результат работы режима 1 «Блока-1» - загрузка рейтинговой Web-страницы, которая представлена на рис. 4.

ФК. МЭ-МАТЕМ./2-ci

И.О. || 28 || 29 || 30 || 31 || 32

_|! 0~|^,7Í|[Q¿~|| о |Дм

||0Д5|| 0,5 ||o,7s|i~Q | 0 □ Д| 0 Ц 1 I! 1,5~|!О,75 _|ojs|¡"~i~[ 1,2 | 2~|jti/7S

|; I | 1,2 I 1 1|о,2;|; 1,2

■■■S1B ■■¡■I1IIHÍ

игаишгатини

Рис. 4. Фрагмент Web-cтpaницы рейтинга ФК, МЭ дисциплины математика

Для просмотра содержания ошибок, достаточно нажать гиперссылку на фамилию студента, например - студентки Е.А. Филатовой. В результате на экране монитора появится следующая Web-cтpaницa, содержащую информацию по всем выполненным студенткой Филатовой работам (рис. 5).

ДБФ ВАВТ г.Петропавловск-Камчатский2010-2011гг.-Математика 2-й семестр

28 Филатова Е. Д.

ВИДЫ ЗАДАНИИ И СОДЕРЖАНИЕ ОШИБОК ФК. МЭ-МДТЕМ. 2-сем. 2010

№ 11 П Наименование задачи Баллы Содержание ошибки

1 28 дом штраф+1 0

2 29 дом штраф+1 0.75

3 30 дом штраф+0,5 0.5

4 31 дом штраф+0.5 <1

5 32 дом штраф+0.5 «.75 ошибка!

6 33 дом 0

7 34 доп.] 0

8 37 дом И

9 38 дом 0

10 39 дом <1

11 К1 НИ: таблица основных неопределенных инте|ралов "Т" 0,36

12 К2 НИ:непосредотвенное интегр.+метод подстановки "Т1 1.5

13 КЗ НИ:^нтефировение по частям (карточка) 0

14 К4 Нерациональная фуни^вот saix, cosx и ехр(я) "Г" И

15 К5 НИ:интеф рац.и дробно-рац.функц1 й (карточка) 0.25

16 Кб НИ:ннтеф.д[юб-лин.5кт(х),со5(х) функцийих степеней(карточка) 1

17 К7 ОИ:прило:кение определенных интегралов (карточка) 0.75

19 К9 РЯДЫ:сходимссть числовых рядов (карточка) 0,25 выводы!

20 К10 РЯДЫрадиус сходимости и разложение по Маклорену (карточка) 1.5 Зои.

21 К11 дифф. уравнения с разделяющимися переменными (карточка) 1 2 ошибочны!

22 К12 дифф.уравнения 1-го порядка,Бернулли,2-го порядлостоян.коэфф.[карточка) 0

23 К13 комплексные числа ,ГТ" 0

24 ГЭМЗ Комп. зал - диттайэеры, тема инте|рапы 0.25 1ош.

25 ГЭМ4 Kct/r эал - днп^тайзеры, ряды и дифф.ураанения 1.2 Зов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Т8 Тест № 8, интегралы (45 вопросов)- лтраф+1 0

21 ЗЭ Тест №9, ряды (ЗС ва^)осоБ)-штраф+0,5 0

26 710 Тест N310 дифф.уравнения (30 вопросов) 0,25

29 Т11 Тест N211 комплексные числа (35 вопросов) 0

30 Зам. Работа в классе 0.25 10 мая

Рейтинг по списку -1

Итого, суммл олллое равна Средним балл |ыеен

10.6

0,361

Рис. 5. Фрагмент Web-cтpaницы вида заданий и содержания ошибок Наличие режимов «Блока-1» комплекс «КУС-3» позволил студентам:

- знать дату и тему проведения контрольных работ и своевременно готовиться к ним;

- изучить ошибки, допущенные при выполнении контрольных заданий и лабораторных работ;

- погасить свои задолженности к сессии;

- знать результат зачетной оценки по данной дисциплине. Одновременно с этим, по результату рейтинга (рис. 4), студент мог определить свой «1р» по данной дисциплине и принять меры по его повышению.

Функциональная блок-схема «Блок-2» пользователя-преподавателя, представлена на рис. 6.

Блок-2

Режимы работ пользователя-преподавателя

Блок-2.1 Сканирование

заданий, содержащих ошибки

Блок-2.2

Ввод результатов по списку работ

Блок-2.3 Ввод результатов по списку группы

Блок-2.4 Копирование результатов в автоматическом режиме по выполненным работам, например, дигитайзерам

Блок-2.5

Обработка результатов

Блоки-2.6-2.9 Блоки-2.10-2.12

Построение рейтинга Анализ успеваемости

Web-cтpaницы по каждому студенту, гистограмма

Построение Web-cтpaницы,

содержащей ошибки Анализ успеваемости

ь по каждому группе и курсу

Построение диаграммы в целом, гистограмма

рейтинга

Определение

Копирование результатов рейтинга

рейтинга в книгу Ехе1 задании

Рис. 6. Упрощенная функциональная блок-схема «Блок-2»

Представим ниже фрагменты режимов «Блок-2». Ввод результата выполнения контрольного задания (Блок-2.3) представлен на рис. 7.

Анализ качества выполнения контрольных заданий (Блок-2.10) представлен на рис. 8. по студентке Е.А. Филатовой.

ФК, МЭ-МАТЕМ Ввод оценок по 30 -й контрольной работе К1

л 1 Сортир о в к а

^ Вярнатг Гр$япэ 9 Ф.И.О. Размножение

1

а Вариант Ф. И. 0. Содержание ошибки

1 1 Виненко В. В. Ж 1)нет вычитания векторов -1)нет до

г г Гайфуллина Р. Р. 1.8 1)Ь-а, 2) ошибка 4)вывод

3 3 Гаркуша В. С. 2 1)грубая 2) ошибка 4)вывод

л А Григорьева А. В. 1.2 1 и 4 вывод

Б 5 Гуляко Лина С. Б

б 6 Гутник Анна В. 0.5 штраф 0,5

Рис. 7. Фрагмент режима «Блок-2.3»

Рис. 8. График качества выполняемых работ студенткой Е.А. Филатовой

На графике видны два скачка: аудиторное контрольное К2 и К10. Следовательно, по этим темам дисциплины есть у Е.А. Филатовой недоработки.

Одновременно с этим, в комплексе (Блок-2.11) предусмотрена возможность оценки по выполняемым работам всей группы (рис. 9).

Рис. 9. Гистограмма выполнения контрольных работ по группе ФК-10

Аналогично графику рис. 8, производится построение графика по качеству выполнения заданий студентами (рис. 10).

Рис.10. График качества выполняемых работ студентами группы МЭ-10 по дисциплине «Математика»

В целом, данный комплекс дал преподавателям возможность проводить статистическую обработку результатов семинарских занятий, лабора-торно-практических работ, контрольных заданий и тестов, увеличить число контрольных заданий. Это, в целом, позволило более эффективно контролировать весь учебный процесс по соответствующим дисциплинам, своевременно корректируя его в плане улучшения усвояемости.

Список литературы:

1. Коротаевский А.Г., Лазарев Г.А. Мультимедийные приложения в дисциплинах вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук в современной России: материалы очной и заочной научно-практ. конф. (апрель 2010 г.). Ч. 1. - Изд-во Кумертаурского ин-та экономики и права, 2010. - С. 142-160.

2. Коротаевский А.Г., Лазарев Г.А. Использование современных технологий по контролю успеваемости студентов в вузе // Актуальные вопросы современной науки. Материалы VIII международной научно-практической конференции (г. Таганрог, 31 мая 2010 г.). - М.: Спутник+, 2010. - С. 319-329.

3. Лазарев Г.А., Коротаевский А.Г. Применение мультимедийных комплексов в преподавании в высшей школе // Современная региональная политика: отечественный и зарубежный опыт и перспективы: международная научно-практическая конф. (24-26 ноября 2010 г.) Ч. 2. - Казань: Академия управления; ТИСБИ. - С. 310-317.

4. Лазарев Г.А., Коротаевский А.Г. Современные технологии в создании и сопровождении информационных систем // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук в современной России: материалы очной и заочной научно-практ. конф. (апрель 2010 г.). Ч. 3. Ч. 1. - Изд-во Кумертаурского ин-та экономики и права, 2010. - С. 59-65.

5. Лазарев Г.А., Коротаевский А.Г. Контроль усвоения изучаемых дисциплин студентами вузов // Современная региональная политика: отечественный и зарубежный опыт и перспективы: материалы МНПК (24-26 ноября 2010 г.) Ч. 2. - Казань: Академия управления; ТИСБИ. - С. 303-310.

ТЕХНОЛОГИИ MICROSOFT В ПЕРЕПОДГОТОВКЕ СЕТЕВЫХ АДМИНИСТРАТОРОВ

© Милорадов К.А.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Проанализированы особенности использования технологий компа-нии Microsoft в переподготовке администраторов компьютерных сетей. Изложен опыт переподготовки сетевых администраторов на средне -срочных курсах повышения квалификации.

* Доцент кафедры Информационных технологий, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.