Научная статья на тему 'Автоматизированная информационная система управления учебным процессом на базе мультимедийных комплексов'

Автоматизированная информационная система управления учебным процессом на базе мультимедийных комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF MANAGEMENT / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ДИГИТАЙЗЕР / DIGITIZER / БАКАЛАВРИАТ / BACCALAUREATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Г.А., Коротаевский А.Г.

В данной статье подводится итог 4-летнего функционирования автоматизированной информационной системы управления учебным процессом (АИСУУП) на базе мультимедийных комплексов в Дальневосточном филиале Всероссийской академии внешней торговли. Показана упрощенная схема функционирования третьей очереди АИСУУП и структурная блок-схема одного из мультимедийных комплексов. Проведен анализ по автоматизированным проверочным заданиям в виде тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF STUDY PROCESS MANAGEMENT ON THE BASIS OF MULTIMEDIA COMPLEXES

The article provides data of four year long operation of automated information system of study process management on the basis of multimedia complexes in Far East Branch of Russian Foreign Trade Academy. The authors show the simplified scheme of operation of the third line automated system (AISSPM) and structural block-scheme of one of the multimedia complexes. They provide the analyses of automated test-tasks.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная информационная система управления учебным процессом на базе мультимедийных комплексов»

УДК 378.14

Г.А. Лазарев

канд. с.-х. наук, заведующий кафедрой естественных и социально-гуманитарных наук, Дальневосточный филиал ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

А.Г. Коротаевский

канд. экон. наук, профессор, кафедра естественных и социально-гуманитарных наук, Дальневосточный филиал ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА БАЗЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Аннотация. В данной статье подводится итог 4-летнего функционирования автоматизированной информационной системы управления учебным процессом (АИСУУП) на базе мультимедийных комплексов в Дальневосточном филиале Всероссийской академии внешней торговли. Показана упрощенная схема функционирования третьей очереди АИСУУП и структурная блок-схема одного из мультимедийных комплексов. Проведен анализ по автоматизированным проверочным заданиям в виде тестов.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система управления, мультимедиа, дигитайзер, бакалавриат.

G.A. Lazarev, Far East Branch, Russian Foreign Trade Academy

A.G. Korotaevskiy, Far East Branch, Russian Foreign Trade Academy

AUTOMATED INFORMATION SYSTEM OF STUDY PROCESS MANAGEMENT ON THE BASIS

OF MULTIMEDIA COMPLEXES

Abstract. The article provides data of four year long operation of automated information system of study process management on the basis of multimedia complexes in Far East Branch of Russian Foreign Trade Academy. The authors show the simplified scheme of operation of the third line automated system (AISSPM) and structural block-scheme of one of the multimedia complexes. They provide the analyses of automated test-tasks.

Keywords: automated information system of management, multimedia, digitizer, baccalaureate.

В сентябре 2013 года исполнится четыре года с момента внедрения в учебный процесс автоматизированной информационной системы управления учебным процессом на базе мультимедийных комплексов (АИСУУП МК) на кафедре естественных и социально-гуманитарных наук (ЕСГН) в Дальневосточном филиале Всероссийской академии внешней торговли (ДВФ ВАВТ) в г. Петропавловск-Камчатский [1].

Приняв концепцию на разработку и внедрение в учебный процесс новейших информационных компьютерных технологий, за четыре года в ДВФ ВАВТ была проделана значительная работа в этой сфере. При внедрении первой очереди АИСУУП мультимедийные комплексы разрабатывались лишь для квалификации высшего профессионального образования «Специалисты», а с введением многоуровневого высшего профессионального образования, как это видно из рисунка 1, появилось еще две ступени: «Магистратура» и «Бакалавриат».

Рисунок 1 - Упрощенная схема функционирования АИСУУПМК

Для первой ступени высшего профессионального образования «Бакалавриат» программа дисциплин и МК была в основном заимствована из уровня «Специалисты», с соответствующими изменениями, доработками и дополнениями. Для второй ступени образования «Магистратура» программы дисциплин разрабатывались как «продвинутый курс» и, в основном, - с нуля.

Из рисунка 1 видно, что в первую ступень «Бакалавриат» входят одиннадцать мультимедийных комплексов. Каждый МК решает следующие задачи:

- автоматизированный доступ к лекциям, заданиям и контрольным вопросам к зачету или экзамену;

- проверку усвояемости теоретического материала на базе тестов по темам лекций;

- автоматизацию расчетов лабораторных работ и практических заданий с применением программных средств комплекса;

- унифицированный доступ к написанию самостоятельных работ и контрольных заданий - «Электронная карточка»;

- копирование любой информации комплекса на внешний носитель;

- замену ряда контрольных заданий тестами, представленными в виде выбора решения задач;

- проведение рейтинговой системы успеваемости студентов;

- апробацию новых технологий в преподавании дисциплин вуза и т.д.

Рисунок 2 - Меню АИСУ УПМК ступени «Бакалавриат»

Основное меню первой ступени высшего профессионального образования «Бакалавриат» представлено на рис. 2.

Упрощенная структурная блок-схема одного из одиннадцати МК, например, «Математический анализ», представлена на рис. 3 [1].

Рисунок 3 - Структурная блок-схема МК «Математический анализ»

Основное меню МК «Математический анализ» представлено на рисунке 4. Из рисунков 3-4 видно, что меню МК «Математический анализ» состоит из четырех основных частей:

1) Электронные издания.

2) Тесты и электронные карточки.

3) Режимы с информацией для заочной формы обучения.

4) Программный комплекс «Блокнот-4».

Режимы «Лекции» и «Сборник заданий» позволяют в автоматизированном режиме просматривать соответствующий лекционный материал занятия и выбирать за-

дания для внеаудиторных занятий. Пример режима «Сборник заданий» первого семестра исходного МК, представлен на рисунке 5.

Рисунок 4 - Основное меню МК «Математический анализ»

ЗАДАНИЯ по математическому анализу - 2011 г.

к]|п][Х|

Содержание задания

3.0 сновы дифферент.

Задание № 13 Задание № 14 Задание № 15 Задание № 16

Задание № 18 Задание № 19

Задание 17. Используя правило Лопиталя, найти пределы:

Зх _ х4 -4" _ е5'-1 лч е2*-1

тз

1) Иш-, 2) Пш-

^ зли х-4

„ 2созх-2 1пх

6) 11Ш-:-, 7) 11Ш—г-,

31ПХ я-+™ х

3) Иш--4) \irn--5) ПшС05Х -;

х-*0 10х 31ПХ е*-\

1п(1+х) 1п(1-х) члч е*

Ьш—--; 9) Ьш—-10) Ьш—

£%5х З1пх "-»"х

11) ИшХ 12) Иш—-—, 13) Иш^т———14) Ишх1пх5

X 1п(1 + х) И2Г +1-6

15) Иш ■

Варианты работ задания 1Т

Параметр Еарианты

I 2 3 4 5 6

№ функции 7,3,9,13 7,3,9,14 7,3,9,15 3.9.10.11 3.9.10.12 3.9.10.13 3.9.10.14

Параметр Варианты

8 9 10 11 12 В 14

№ функции 3.9.10.15 9,10,11,12 9,10,11,13 3,4,5,3 1,2,3,3 4.5.6.7 4,5,6,3

Параметр Еарианты

I? 16 17 18 1<) 20 21

№ функции 4,5,6,9 4,5,6,10 5,6,7,8 5,6,7,9 5,6,7,10 5,6,7,11 6,7,3,9

Параметр Варианты

22 23 24 25 2С 2"

№ функции 6,7,3,10 6,7,3,11 6,7,3,12 6.7.3.13 6.7.3.14 6.7.3.15 7.3.9.10

Параметр' Еарианты

29 30 31 32 1 33 1 34 1 35

Рисунок 5 - Режим «Сборник заданий» МК «Математический анализ», первый семестр Задание можно переписать согласно своему варианту, или скопировать через

кнопку «COPY в буфер» на внешний носитель информации, например, флешку или переносной жесткий диск.

Особая роль в МК отводится проверке усвояемости материала с помощью тестов и контрольных заданий, которые по цели назначения и характеру принятия решения можно условно разбить на две группы.

Рисунок 6 - Фрагмент теста по проверке теоретического материала курса

В первую группу входят четыре вида теста и контрольные задания:

1. Тесты по проверке теоретического материала по темам курса.

2. Контрольные тесты с выбором готовых решений.

3. Тесты по проверке знаний формул курса.

4. Контрольные тесты с вводом решений.

5. «Электронные карточки» - контрольные задания (в аудитории) для непосредственного их решения.

Во вторую группу входят следующие виды тестов:

1. Комбинированные тесты на базе дигитайзеров.

2. Многоуровневые тесты «Небоскреб».

Тесты первой группы представляют собой типичный набор вопросов и ответов. Для изменения содержания вопроса или ответа, а также их количества, необходимы изменения в программном продукте. Фрагмент тестов первой группы представлен на рисунках 6-10.

Тесты второй группы более высокого уровня. Для тестов, выполняемых на базе дигитайзеров, предусмотрен вариант ввода решения, корректировки решения, выбор варианта решения и т.п. Фрагмент такого теста с решениями студента представлен на рисунке 11. Нижняя часть «Правильный ответ» предназначена для преподавателя, и скрыта для студента при выполнении им теста.

№ Содержание задачи Ответы Указатель

Найти неопределенный y.t" -liix|+ С

1 интеграл • г® ; -x~l -ix2 +C П

JV* i s + Lx-' + c i n

x j. +C H

Найти неопределенный -liis x + С К

2 интеграл ■ 111 9 х , 1-ах X -Ü15X + C 9

—Ül10x + C 1"

—üi12x+e 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Найти неопределенный -ctgx + C

3 интеграл - 1 — siii'x , 1-J-—dx * СОУ Xi Ill X — iviii3 x + С 3

tgx-x+C

- ctg.s -x + C

Вы код из режима

Количество решенных примеров

2-сем.БФИК,БМЭ-2011

Рисунок 7 - Фрагмент контрольного теста с выбором готовых решений

Найти производную данной функции

a In а Ok

ctg(x) Ok

ex cos(eT) Ok

-1/Vl-x2 Ok

4x3 /(1 + Xs) Ok

arctgi х4}

Всего вопросов - 26 Текущий вопрос- 2

Математический анализ

Тема- производные

Статистика на правильность ответов

Время на размышление

Вход в журнал диагностики ошибок

V

3 4 5 Б 7 8 Э 1D 11 12 13 14 15 IG 17 18 19 20 21 22 23 24 25 2Б

Рисунок 8 - Фрагмент теста по проверке знаний формул курса

Кроме этого, появилась возможность изменения и добавления содержания в тест. Так, например, для тестов, выполняемых на базе дигитайзеров, достаточно ввести новый шаблон тестов в формате рисунка JPG, и он автоматически будет дополнять или заменять задания или вопросы теста [2]. Появляется возможность ввода в задания графиков, изображений, формул, текстовки и т.д. Для этого разработан отдельно программный комплекс «ПКТД-2».

Завершающим моментом в теории тестов является разработка многоуровневого теста «Небоскреб» [2]. Цель - раскрыть уровень усвоения теоретического и практиче-

ского материала по темам или разделам дисциплины или семестра. I I ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА тест № 7

Рисунок 9 - Фрагмент контрольного теста с вводом решения

Рисунок 10 - Фрагмент «Электронные карточки» - контрольные задания (в аудитории)

для непосредственного их решения

{Б-ФК.МЭ/г-йсем Млт.м«м>/2012г.

Рисунок 11 - Фрагмент теста на базе дигитайзера

Рисунок 12 - Фрагмент теста «Небоскреб» десятого вопроса

Рисунок 13 - Статистика сдачи теста «Небоскреб»

Идея теста «Небоскреб» состоит в следующем: последовательно решая все задачи каждого «этажа» небоскреба (побывав в каждой комнате), тестируемый продвигается вверх по этажам до тех пор, пока не поднимется на крышу, т.е. решит все задачи. В процессе прохождения ему разрешается сделать три ошибки, но при совершении ошибки он возвращается на шаг назад. Общая схема небоскреба представлена на рисунке 12.

Каждому заданию теста соответствует восемь разновидностей вариантов во-

просов, и девять видов ответов, но на экран дисплея выдается только пять ответов. При новой загрузке теста производится новое построение задания. По результатам выполнения теста формируется статистика. Пример такой статистики представлен на рисунке 13.

Из анализа статистики рисунка 13 следует, что студент ответил на тринадцать вопросов, но допустил три ошибки (пятый, одиннадцатый и тринадцатый вопросы), и поэтому произошел «автоматический» выход из теста на тринадцатом вопросе.

В настоящий момент разрабатывается четвертая очередь АИСУУП МК, в которой будут представлены ряд решений практических заданий в режиме мультимедиа. В целом, это позволит еще выше поднять уровень подготовки специалистов по дисциплинам кафедры ЕСГН.

Список литературы:

1. Коротаевский А.Г. Информационные технологии в базовом образовании «Бакалавриат»: актуальные вопросы современной науки / А.Г. Коротаевский, Г.А. Лазарев // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (28 января 2013 г.). - М.: Спутник +, 2013. - С. 28-36.

2. Лазарев Г.А. Новые компьютерные технологии для повышения знаний студентов / Г.А. Лазарев, А. Г. Коротаевский // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы международной заочной научно-практической конференции (6 марта 2013 г.). - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 18-24.

List of references:

1. Korotaevsky A.G. Information Technology in Basic Education «Bachelor»: issues of modern science / A.G. Korotaevsky, G.A. Lazarev // Proceedings of the XVIII International Scientific Conference (28 January 2013). - Moscow: Sputnik +, 2013. - P. 28-36.

2. Lazarev G.A. New computer technology to enhance students' knowledge / G.A. Lazarev, A.G. Korotaevsky // Psychology and Pedagogy: Current Issues and trends: proceedings of the international correspondence scientific and practical conference (March 6, 2013). - Novosibirsk: Seebach, 2013. - P. 18-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.