Научная статья на тему 'Использование служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем'

Использование служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННОЕ ВООРУЖЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бейбулатов Б. Ш.

В статье рассматривается вопрос использования служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем»

4.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЯ В НЕМ

Бейбулатов Б.Ш., к.ю.н., доцент

Кисловодский гуманитарно-технический институт

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье рассматривается вопрос использования служебного положения для организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.

Ключевые слова: незаконное вооруженное формирование, должностное лицо.

Совершение исследуемого преступления предусмотренного частью 1 статьи 208 УК РФ, лицом с использованием своего служебного положения, существенно повышает общественную опасность этого деяния. Относительно понятия — использования лицом своего служебного положения, в юридической литературе нет однозначного мнения. Так, И.Я. Козаченко для понимания, что такое служебное положение, отсылает к анализу ст. 285 УК РФ1. А.Л. Агафонов утверждает, что использования своего служебного положения «подразумевает специального субъекта в составе преступления. Субъект преступления — должностное лицо. Как правило, это лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ... Использование служебного положения — это противоправное, вопреки интересам службы, в связи с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей деяние, направленное на вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмников»2. А.И. Рарог также считает, что субъектом данного преступления «может быть только должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления»^.

Часть 3 ст. 209 и 210 УК РФ предусматривает наличие специального субъекта - совершение деяний, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 209 и ч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ, лицом, занимающим служебное поло-

1 Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И. Я. Козаченко, 3. А. Незнамова, Г. П. Новосёлов. М., 1998. С. 755.

2 Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в двух томах. Том второй. Н. Новгород., 1996. С. 421.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации: Постатейный

комментарий. М., 1997. С. 745.

жение. Таковым, по мнению Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова, являются лица, статус которых определен в примечаниях ст. 285 УК РФ и примечании 1 к ст. 201 УК РФ. К ним относятся:

1) должностные лица, которыми «признаются ли-

ца, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационнораспорядительные, административно-

хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

2) лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов»;

3) лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, которыми считаются «лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов»;

4) «государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц»;

5) «лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, к категории которых относятся лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением»4.

В.П. Малков расширяет круг лиц, который может быть субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК РФ, «Под использованием служебного положения, — пишет автор, — следует понимать использование государственным служащим или лицом, занимающим определённую руководящую должность в коммерческой организации, своих служебных полномочий в указанных законом целях». Н.Ф. Кузнецова полагает, что «использование служебного положения охватывает сферу должностной и более широкой служебной деятельности. Как правило, она связана с военной службой вербовщика. Однако может использо-

4 См., подробнее: Волженкин Б. В. Служебные преступления. - М., 2000. С.106-110; Динека В. И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления: Монография /Под ред. проф. Н. И. Ветрова. - М., 2001. С. 38.

Бейбулатов Б. Ш.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ

ваться и авторитет иного государственного (муниципального) служащего»5.

Следует обратить внимание, что специальным субъектом преступления по ч. 3 ст. 209 УК и ч. 3 ст. 210 УК могут быть не только должностные, но и иные лица - носители служебных полномочий. Таковыми могут быть лица как состоящие на государственной службе, так и занимающие определенное служебное положение в коммерческих и некоммерческих организациях, партиях, движениях и т.д. Применительно к рассматриваемым составам преступлений виновные лица могут состоять на службе в государственных органах (например, сотрудники органов государственной власти и управления, правоохранительных, судебных и контролирующих органов, военнослужащие и т.п.) или негосударственных организациях (например, работники частных охранных структур, служб безопасности банков и т.п.).

Например, согласно п. «б» ч. 3 ст. 188 «Контрабанда» специальным субъектом может быть только должностное лицо как носитель служебных полномочий. В исследуемых же автором ч. 3 ст. 209 УК и ч. 3 ст. 210 УК субъектом преступления признаются не только лица, стоящие на государственной службе, что значительно расширяет (по сравнению с должностными лицами) круг данной категории участников преступных формирований.

Из изложенного вытекает вывод, заключающийся в том, что служебное положение может использоваться не только должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но и обычными служащими.

В литературе приводится определение понятия служащего: лицо, проходящее (несущее) службу в государственных, муниципальных, общественных или частных организациях (учреждениях, предприятиях), обязанности которого выражаются в оказании платных услуг по специальности (квалификации) или выполнении своего долга перед Отечеством6. Отличительным признаком служащего является его отношение к производству материальных ценностей. Специфика трудовых обязанностей последнего состоит в том, что его служебные функции не связаны с производством таких ценностей (однако могут заключаться в создании и обеспечении необходимых условий для этого). Поэтому в процессе своего труда каких - либо благ и продуктов материального характера служащий не создает, то есть товаров не производит и соот-

5 Словарь по уголовному праву. М., 1997. С. 211.

6 См.: Агапов П. В., Безверхов А. Г. Использование служебного положения как квалифицирующий признак общеуголовных преступлений // Следователь, 2001, №2. С.4.

ветствующих работ не выполняет7. Результат его деятельности выступает в качестве оказания услуг технического, экономического, научного, социально-культурного, бытового и иного характера8.

При этом следует заметить, что не всякий служащий может быть субъектом "создания организованных преступных формирований". Ими, например, по мнению соискателя, не могут быть лица, выполняющие служебные обязанности в порядке индивидуального предпринимательства, то есть работающие не в рамках отдельного коллектива, вне какой-либо организации. Хотя могут быть и исключения. Речь идет о служащих, которые хотя работают самостоятельно (так сказать, без образования юридического лица), однако выполняют действия, влекущие официально признаваемые правовые последствия для граждан, организаций, общества или государства9.

В служебное положение лица включается исполнение им служебных полномочий в силу осуществления прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемого служебного статуса»10. Правда и эти авторы под служебным положением понимают лишь такое положение, при котором лицо выполняет «руководящие» функции: «при совершении наёмничества, предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК РФ может быть использовано служебное положение, как должностного лица, так и лица, выполняющего организационнораспорядительные или административно-

хозяйственные обязанности в коммерческих и иных организациях11. Использование служебного положения допускает и использование служебных связей, авторитета занимаемой лицом должности и прочих факторов, не подпадающих под определение «исполнение служебных полномочий»12.

Необходимо также достоверно установить, что он именно использовал своё положение для совершения вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наёмника либо для использования его в указанной в законе обстановке. «Использовать», означает «воспользоваться кем-либо, чем-либо; употребить с пользой», то есть «с выгодой, в интересах кого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгода-

7 Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Часть вторая. - М., 1993. С.98; Монохин В. Н. Советская государственная служба. - М., 1966. С.25.

8 См.: Агапов П. В. Безверхое Д. Н. Цит. работа. С. 98.

9 Егорова Н. А. Преступления против интересов службы. -Волгоград, 1999. С.25.

10 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996. С. 795.

11 Кибальник А. Г., Молибога О. Ю., Соломоненко И. Г. Указ соч. С. 69.

12 См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 141—143.

ми»13. Отсюда мы можем определить, что под использованием служебного положения следует понимать извлечение каких-либо преимуществ (выгод) из той роли в социальной жизни, которую играет виновный на определённом «месте», где он работает, «служит» для совершения преступления14. Здесь следует подчеркнуть, что «использование своего служебного положения» — это способ создания и руководства НВФ, которые указаны в ч. 1 ст. 208 УК РФ. Именно за этот способ создания и руководства законодателю следует существенно усиливать уголовную ответственность.

Естественно, что общественная опасность создания и руководства НВФ увеличивается, если лицо является представителем власти, иным должностным лицом, выполняющим организационнораспорядительные или административно-

хозяйственные функции, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях. В чём именно заключается использование перечисленными лицами своего служебного положения можно уяснить, руководствуясь положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»15.

В теории уголовного права выделяется факультативный признак - специальный субъект. Он встречается в отдельных случаях, когда лицо отвечает специальным признакам, предусмотренным соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса16.

Признаки специального субъекта могут быть классифицированы по самым разным критериям: полу, возрасту, гражданству, профессии, должностному положению, отношению к воинской обязанности и т.д.

13 Ожегов СИ. Указ. соч. С. 227,494.

14 Понятие должностного лица, государственного служащего и служащего органов местного самоуправления, не относящегося к должностному лицу, дано в примечании к ст. 285 УК РФ, представителя власти—в примечании к ст. 318 УК РФ, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих и иных организациях—в примечании к ст. 201 УК РФ.

15 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4. С. 4.

16 Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований. Дисс.кан.юрид.наук. Махачкала. 2004. С.73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.