Научная статья на тему 'Использование орнаментального декора в моделировании современного чувашского национального костюма'

Использование орнаментального декора в моделировании современного чувашского национального костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ТРАДИЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕКОР / УКРАШЕНИЯ / ТЕХНИКА ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Раиса Михайловна, Воронова Зинаида Ивановна, Быкова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются особенности использования орнаментального декора по технике вязания крючком в моделировании современного чувашского национального костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Васильева Раиса Михайловна, Воронова Зинаида Ивановна, Быкова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование орнаментального декора в моделировании современного чувашского национального костюма»

ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной) материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности (используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых, что способствует развитию самостоятельности). Безопасность: соответствие предметно-развивающей среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении отсутствуют опасные предметы, острые углы). Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат качества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям.

Анализ результативности в коррекционно-развивающей работе с детьми синдромом Дауна показал, что у детей-выпускников отмечаются успехи в развитии. Значительно улучшился психический статус, дети стали социально адаптированными к окружающей среде. Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям педагогического коллектива детского сада и родителей наших воспитанников. Усилия не пропадут даром, если рядом с ребенком педагоги и родные люди со своей безграничной любовью. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников. Список использованной литературы:

1. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, - 1988. - 245 с.

2. Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., [Текст] / В.А Жмуров - М.: 2012. - 616 с.

3. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. - 1961. - С. 12-13.

© Г Г. Вареницина, 2015

УДК 745

Васильева Раиса Михайловна

и.о. зав. кафедрой народного художественного творчества, доцент кафедры социально-культурной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Воронова Зинаида Ивановна доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Быкова Ирина Васильевна студент 4 курса факультета культуры Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА В МОДЕЛИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО

ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности использования орнаментального декора по технике вязания крючком в моделировании современного чувашского национального костюма.

Ключевые слова

художественные промыслы, традиция, реконструкция, орнаментальный декор, украшения, техника вязания

крючком, моделирование, стилизация.

В современных условиях во многих регионах проживания чувашей происходит возрождение и обновление народных костюмов. При изготовлении Чувашского национального костюма современные художники-модельеры обращаются ко всему богатому наследию традиционного костюмного ансамбля. Мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры. Новые вещи подчас оригинально сочетаются со старинными украшениями и головными уборами. В моделировании современного чувашского национального костюма широко используется орнаментальный декор. В костюмы включаются украшения из бисера, бус, монет, придавая им новое звучание. Ряд художников и народных мастеров воссоздает костюмы с полными комплексами украшений различных групп на основе изучения научных трудов и музейных экспонатов.

По сравнению с вышитым орнаментом, украшения считаются более ранними по происхождению, так как для их изготовления не требовалось обрабатывать кожу или ткани, работать с иглой и нитью. Для древнейших украшений применяли камни, кости, раковины, дерево, бисер, бусы и т. п.

Чувашский орнаментальный декор является довольно сложным по форме, трудоемким в изготовлении. Почти всегда для них применялись редкие, дорогие материалы и элементы, каждый из которых считался носителем магических сил. Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, продолжают существовать и в наши дни [7].

Ныне мастера, чаще всего, используют новые приемы работы и материалы (вместо звонкого серебра на украшения нашивают современные монеты, металлические кружочки), соблюдая рамки местных традиций. Изделия не всегда имеют высокий уровень, однако сам процесс оживления «стихийного» творчества свидетельствует о желании народа спасти свою культуру от нивелирования.

В своем исследовании в качестве орнаментального декора в моделировании современного чувашского национального костюма мы применили элементы, связанные по технике вязания крючком.

Вязание крюком - прекрасное древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Данный вид вязания встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Украшения, оформленные кружевными элементами, изготовленными по технике вязания крючком, использовались при создании Чувашских национальных костюмов. Вязание крючком -область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни.

Через приобщение детей к искусству вязания крючком, которое основано на народных традициях, можно формировать их художественный вкус, развивать творческие качества личности, открыть пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Сегодня технике вязания крючком можно учиться в кружках, которые открыты для всех желающих -как для начинающих, так и для опытных мастериц. Некоторые Чебоксарские библиотеки стали центром общения, обучения, живого диалога. К примеру, в библиотеке Восточного поселка проходят занятия по одному из самых распространенных видов декоративного искусства - вязанию крючком. Школьников и студентов привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, одарить близких и себя украшениями, изготовленными по технике вязания крючком. С каждым годом увеличивается число людей, занимающихся вязанием крючком, потому что вязание - это не только изготовление одежды и костюма, но и приятный досуг.

В центре семейного чтения им. Шумилова Николаева Ольга Петровна ведет кружок «Очарование» с детьми среднего школьного возраста, в котором обучают основам вязания крючком.

В ходе анкетирования с представителем Чувашской диаспоры Ленинградской области Карсаковой Л.М. в рамках исследования темы узнала, что для нее вязание крючком не хобби, а вся жизнь. Она по натуре целеустремленная и настойчивая, щедрая и бескорыстная, общительная и располагающая к себе мастерица наделена многогранным талантом и с раннего возраста увлекается рукоделием. В ее гардеробе достаточно большое количество изделий по технике вязания крючком. Свой опыт вязания с удовольствием передает всем, кто интересуется техникой вязания крючком.

В современной Чувашии сохраняются и развиваются традиции изготовления современного чувашского национального костюма, украшений для стилизованного сценического, а также обрядового костюма. Имеется богатая база чувашского национального костюма. Каждый костюм освещает определенный аспект жизни. К сожалению, про историю использования кружевных элементов декора достаточно мало информации и при этом сохранилось скудное наличие наглядного материала. Поэтому наблюдается возрастающий интерес народа к своей истории, истокам и корням [1]. Чтобы больше узнать о своих предках люди посещают музеи, выставки. Детям с начальных классов начинают рассказывать о происхождении народа. В учреждениях дополнительного образования дети так же получают информацию, видят наглядный пример и могут сделать какую- либо вещь того времени своими руками. В большей степени при обучении затрагивается тема Чувашского национального костюма.

В проведенном мастер - классе участвовали 15 участников, все девочки. Результаты анкетирование показали, что 13 участников никогда не вязали крючком. 12 участников хотели бы участвовать в кружке. Трое участников умеют вязать простые узоры, и они хотели бы в будущем свою трудовую деятельность связать в сфере народной художественной культуры, а именно получить образование по профилю «Руководство студией декоративно-прикладного творчества.

По результатам мастер-класса мы пришли к выводу, что в первый год посещения в кружок юные рукодельницы должны обучаться основам мастерства, различным техникам вязания, пробовать свои силы в вязании несложных предметов одежды (шаль, варежки или берет), а во второй год - применять полученные знания в процессе вязания более сложного изделия.

С помощью метода интервью с Васильевой М.П. (84 года), рукодельницей с большим стажем удалось получить ценную информацию об истории вязания крючком. Она рассказала, что «история вязания крючком столь же древняя, как и крючком и стоит того, чтобы рассказать о ней подробнее. В России широкое распространение вязание крючком получило в конце 19 века, но заниматься им стали женщины. На территории Чувашии данный вид рукоделия появился в 20-30-ые годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Необыкновенная простота этой техники теперь стало доступно намного большему числу рукодельниц. Хотя данный вид вязания требовало много времени, но все же массово вязали занавески, тюли, края полотенец, скатертей, подзоров, наволочек и для отделки нижнего белья.

Некоторые любители рукоделия более творчески подходили изготовлению изделий по данной технике вязания, и на подарочных изделиях оформляли инициалы любимых и излюбленные надписи "кого люблю, тому дарю". Вязала с одиннадцати лет. Утиральники - это будничные полотенца, иконники к праздникам. Они передавались от матери к дочери. До 10 полотенец было в приданом. На праздники все полотенца развешивали на лицевую сторону, а гости щупали, считали, кто какой узор мудренее сделал. На праздник без скатерти за стол не садились - грех. Полотенцем узорным хлеб закрывали. С помощью крючка мастерицами создавались небывалые по красоте и изяществу вещи. А ещё они сделаны с любовью и хранят тепло трудолюбивых рук. Тогда увлечению рукоделием способствовала необходимость, а сейчас вяжут для удовольствия».

Сегодня современное поколение всё теми же старинными образами деревьев, птиц, цветочков, листьев, ягод, коников, снежинок продолжают довольно быстро украшать передники, салфетки, скатерти, подзоры. Талантливые специалисты, используют также геометрические орнаменты разной степени

сложности, морозные узоры. Наиболее популярными мотивами у наших предков были цветочные и геометрические фигуры [1]. И в наши дни, бабушкиных сундуках, во всех без исключения городах страны можно встретить шедевры рукоделия.

Таким образом, народная художественная культура и такой ее элемент как национальный костюм, даже при заимствованиях, никогда не растворится в них, а обогащается, сохраняя при этом самобытность национального стиля, выраженного в орнаментальном декоре, изготовленном техникой вязания крючком. Хотя в настоящее время остались лишь единицы, кто занимается этим видом рукоделия, но он совсем не исчез, нужно им заинтересовать молодежь. И мы сможем сохранить и приумножить красоту этого древнего вида декоративно-прикладного искусства.

Список использованной литературы

1. Воронова, З.И. Чувашские национальные головные уборы и украшения / Зинаида Воронова. - Чебоксары, 2006.

2. Звенящее серебро тухьи: видеофильм о чувашском национальном костюме. - Чебоксары: ООО ДВС "Юность", 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см. - Загл. с этикетки диска

3. Иванов, Г. Н. К вопросу об уровне изученности чувашского народного костюма / Г. Н. Иванов // Вопросы истории и теории искусств. - Чебоксары, 1992. - С. 159-182.

4. Иванов-Орков, Г.Н. Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии / Г.Н. Иванов-Орков. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2012. - 191 с.

5. Многоцветный мир Зинаиды Вороновой: [изоматериал]: нац. куклы-сувениры Чувашии / [авт.-сост. и ред. Г. Н. Иванов-Орков; пер. с англ. В. Я. Платонова]. - Чебоксары: Новое время, 2005. - В обертке : 18 откр.

6. Смирнова, Л. Г. Чувашские национальные украшения [Электронный ресурс]: головной убор, одежда, костюмы, украшения: избр. фото на выставку / Смирнова Л. Г. Выставка произведений (2008; Чебоксары). -Графич. дан. - Чебоксары: [б. и., 2008]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

7. Спиридонов, М. С. Орнаментация чувашской вышивки / М. С. Спиридонов // Чувашское искусство. -Чебоксары, 1974. - Вып. 3. - С. 127-157.

© Р.М. Васильева, З.И. Воронова, И.В. Быкова, 2015

УДК 745

Васильева Раиса Михайловна

и.о. зав. кафедрой народного художественного творчества, доцент кафедры социально-культурной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Воронова Зинаида Ивановна доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Быкова Ирина Васильевна студент 4 курса факультета культуры Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности чувашского национального костюма в его современной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.