Научная статья на тему 'Перспективы развития и сохранения чувашского национального костюма'

Перспективы развития и сохранения чувашского национального костюма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
941
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / КОЛЛЕКЦИЯ ОДЕЖДЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВЫШИВКА / ХУДОЖНИК-МОДЕЛЬЕР / СТИЛИЗОВАННЫЙ ОРНАМЕНТ / СТИЛИЗОВАННАЯ ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Раиса Михайловна, Воронова Зинаида Ивановна, Быкова Ирина Васильевна

В статье рассматриваются особенности чувашского национального костюма в его современной стилизации и проблемы его сохранения, обогащения, развития, обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Васильева Раиса Михайловна, Воронова Зинаида Ивановна, Быкова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития и сохранения чувашского национального костюма»

сложности, морозные узоры. Наиболее популярными мотивами у наших предков были цветочные и геометрические фигуры [1]. И в наши дни, бабушкиных сундуках, во всех без исключения городах страны можно встретить шедевры рукоделия.

Таким образом, народная художественная культура и такой ее элемент как национальный костюм, даже при заимствованиях, никогда не растворится в них, а обогащается, сохраняя при этом самобытность национального стиля, выраженного в орнаментальном декоре, изготовленном техникой вязания крючком. Хотя в настоящее время остались лишь единицы, кто занимается этим видом рукоделия, но он совсем не исчез, нужно им заинтересовать молодежь. И мы сможем сохранить и приумножить красоту этого древнего вида декоративно-прикладного искусства.

Список использованной литературы

1. Воронова, З.И. Чувашские национальные головные уборы и украшения / Зинаида Воронова. - Чебоксары, 2006.

2. Звенящее серебро тухьи: видеофильм о чувашском национальном костюме. - Чебоксары: ООО ДВС "Юность", 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см. - Загл. с этикетки диска

3. Иванов, Г. Н. К вопросу об уровне изученности чувашского народного костюма / Г. Н. Иванов // Вопросы истории и теории искусств. - Чебоксары, 1992. - С. 159-182.

4. Иванов-Орков, Г.Н. Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии / Г.Н. Иванов-Орков. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2012. - 191 с.

5. Многоцветный мир Зинаиды Вороновой: [изоматериал]: нац. куклы-сувениры Чувашии / [авт.-сост. и ред. Г. Н. Иванов-Орков; пер. с англ. В. Я. Платонова]. - Чебоксары: Новое время, 2005. - В обертке : 18 откр.

6. Смирнова, Л. Г. Чувашские национальные украшения [Электронный ресурс]: головной убор, одежда, костюмы, украшения: избр. фото на выставку / Смирнова Л. Г. Выставка произведений (2008; Чебоксары). -Графич. дан. - Чебоксары: [б. и., 2008]. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

7. Спиридонов, М. С. Орнаментация чувашской вышивки / М. С. Спиридонов // Чувашское искусство. -Чебоксары, 1974. - Вып. 3. - С. 127-157.

© Р.М. Васильева, З.И. Воронова, И.В. Быкова, 2015

УДК 745

Васильева Раиса Михайловна

и.о. зав. кафедрой народного художественного творчества, доцент кафедры социально-культурной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Воронова Зинаида Ивановна доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru Быкова Ирина Васильевна студент 4 курса факультета культуры Чувашского государственного института культуры и искусств

E-mail: vasileva_Raisa@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности чувашского национального костюма в его современной

стилизации и проблемы его сохранения, обогащения, развития, обновления.

Ключевые слова

национальный костюм, головные уборы, коллекция одежды, моделирование, вышивка, художник-модельер,

стилизованный орнамент, стилизованная одежда.

Перестройка общественной жизни чувашей привела к своеобразным изменениям в традиционном костюме. Изменился частично материал для изготовления и декоративного убранства традиционного костюма чувашей. Однако сохранились в чувашской культуре многовековые традиции, эстетические представления, которые идут от глубокой древности и в наше время оригинально сочетаются с представлениями современными. Это касается эстетических начал в конструкции и декоре чувашской традиционной одежды.

Черты покроя и особенности декоративного убранства в традиционном стиле сохранились в преобладающей степени только в национальном костюме, который надевается во время обрядовых церемоний, национальных праздников, концертов, театральных представлений.

В настоящее время среди художников-модельеров Республики Чувашии проявляется живой интерес к изучению и современному переосмыслению традиционного чувашского национального костюма как источнику творчества. Многочисленные, порой уникальные формы чувашского костюма хранятся в виде разобщенных экспонатов в фондах ведущих музеев Чувашии, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Уфы, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Немалое их число имеется и в экспозициях сельских музеев. Изучение и творческая переработка эстетических начал чувашского национального костюма способствуют как сохранению национальных традиций, так и обогащению, развитию, обновлению современного костюма. Беря за основу один из признаков национального костюма, модельер создает современный костюм, добиваясь новой эстетической выразительности. Сегодня налицо всплеск интереса к стилизованной одежде - это и сценическая, и свадебная одежда, вечерняя и повседневная. Детский ансамбль «Сувар» и другие широко используют для сценической одежды традиционные мотивы.

Особой популярностью в Чувашии пользуются модели стилизованной одежды, разработанные в мастерской «Паха тере» («Прекрасная вышивка»), где с где в момент ее создания жительницы ближних деревень вкладывали в вышивание бесконечное трудолюбие и вкус, переносили узоры старинных рубах на изделия для украшения жилища (скатерти, салфетки, занавески).

В течение XX века чувашский народный костюм претерпел большие изменения. Ныне он развивается в нескольких формах:

а) деятельность предприятий художественных промыслов;

б) искусство профессиональных художников-модельеров и конструкторов;

в) индивидуальное художественное творчество народных мастеров;

г) массовое творчество народной среды.

К примеру, первая форма - деятельность художественных промыслов, продолжает традиции артелей по сохранению народной вышивки. С 1960-х годов мелкие разрозненные коллективы превратились в предприятия современного типа. Кроме привычного «плоскостного ассортимента» (скатертей, полотенец, занавесей), создаются украшенные предметы повседневной одежды и нарядные костюмы для подиума и концертной сцены. Они выполняются мастерицами по эскизам профессиональных художников.

В последние десятилетия на предприятиях художественных промыслов чаще используется крой, композиция, колорит, материалы и разнообразные виды отделки, характерные для подлинного национального костюма. Авторские коллекции украшаются ручной вышивкой и аппликацией цветными лентами. В отделку внедряются узорное ткачество и кружево. На этой основе создаются костюмы в ненавязчивом фольклорном стиле, претендующие на определенное место в современной моде [1].

Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их

художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее, сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом, орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков [3].

С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников. Большинство из них выходцы из села, прекрасно знающие местные традиции. Их творчество поддерживается чувством ностальгии по малой родине и желанием передать свой художественный опыт молодому поколению [1]. Яркими представителями стилизации народного костюма являются: Петрова Татьяна Ивановна - засуженный художник Чувашской Республики, Ильина Надежда Федоровна - главный художник дизайн-студии народного костюма, Симакова Мария Васильевна - заслуженный художник Российской Федерации и Чувашской Республики.

От современных дизайнеров, художников-модельеров требуется не механический перенос старинного декора на современные формы, а глубокое знание истоков и художественно-образного строя народного костюма. Лишь при этом условии будет возможно создание модных нарядов и сценических костюмов на основе подлинных традиций.

Характерной особенностью современного стилизованного костюма, выполненного в национальном колорите, является стремление частично сохранить и отразить эстетические начала традиционного алтайского костюма: крой, силуэт, декор, цвет. Стремление сохранить конструктивные и декоративные принципы традиционной одежды, приводит к созданию удобной и нарядной современной вещи. Стилизованный костюм хотя и скроен по современному, но манера носить его, своеобразная система его декоративного убранства придают одежде современных чувашей национальный колорит. Чуваши не просто заимствовали модные типы одежды, а творчески переработали их, в результате появились новые формы костюмов.

На базе некоторых предприятий в конце 1990-х годов возникли Центры по возрождению традиционного костюма. Это помогает соединять усилия для создания сложных ансамблей-образов, включающих ювелирные украшения и иные аксессуары. С деятельностью художественных промыслов тесно связано творчество отдельных художников-модельеров. Некоторые из них начали проявлять себя еще в 1930-е годы, когда появилась необходимость представления образа чувашского народа на театрально-эстрадной сцене. Ощутимый вклад в это дело внес талантливый художник-исследователь М.С. Спиридонов, который создавал стилизованные костюмы для концертных коллективов с учетом традиций и этногрупповых особенностей [5]. Однако постепенно вместе со стилизацией внедрялось единообразие, сценические костюмы начали униформой, подчеркивающей некую идею. Это в корне противоречило демократичному духу подлинного народного искусства, в котором ярко выражалось разнообразие местных стилей. Одной из проблем было то, что при отсутствии важнейших частей, серебряных украшений в стилизованных нарядах пользовались только вышитыми узорами и аппликацией.

Таким образом, национальный костюм, развивавшийся на протяжении полутора тысяч лет, отличается богатством и разнообразием этнических форм, обнаруживает глубинные связи с историей народа. Для современных дизайнеров обращение к традициям создания национального костюма становится источником вдохновения при моделировании современной модной одежды. Современные художники-модельеры

стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Чувашский народный костюм не ушел в прошлое, в начале третьего тысячелетия он продолжает развиваться, вызывая особый интерес в обществе, у художников, народных мастеров, исследователей, культурологов, педагогов, модельеров. При этом важно сохранять национальный костюм не только в его праздничной функции, бесценные коллекции мы должны иметь в качестве повседневной одежды. Список использованной литературы

1. Воронова, З.И. Чувашские национальные головные уборы и украшения / Зинаида Воронова. - Чебоксары, 2006. - 89 с.

2. Денисов, П. В. Национальная одежда низовых чуваш южных районов Чувашской АССР / П.В. Денисов // Ученые записки. - Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. - Вып. XI. - С. 210 - 251.

3. Иванов-Орков, Г.Н. О народном костюме чувашей Башкортостана / Г.Н. Иванов-Орков // Чувашское искусство: сб. научн. тр. / ЧГИГН. -Чебоксары, 1997. - Вып. III. - С.148-168.

4. Современный чувашский костюм для девушек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altant.rU/v/sovremenniy-chuvashskiy-kostym-dlya-devushek/

5. Спиридонов, М.С. Чувашский орнамент / М.С. Спиридонов. - Чебоксары: ЧГИГН, 2010. - 216 с.

© Р.М. Васильева, З.И. Воронова, И.В. Быкова, 2015

УДК 796.082

Гаранин Евгений Александрович

преподаватель кафедры ФП, Яковлев Дмитрий Сергеевич канд. пед. наук, начальник кафедры ФП, Володин Василий Николаевич

канд. пед. наук, доцент кафедры ФП,

г.Тюмень, РФ vn_volodin@list.ru

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО АРМЕЙСКОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ

Аннотация

Актуальность армейского рукопашного боя в современной мировой политической обстановке не теряет своей значимости. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют оптимизировать учебно-тренировочный процесс спортсменов рукопашников за счет акцента на совершенствовании ведущих технических действий.

Ключевые слова

Армейский рукопашный бой, техническое действие, удары, соревнования.

Рукопашный бой - вид спорта, в котором используется значительная часть технико-тактического арсенала ряда видов единоборств [4; 6] и это одно из важнейших средств формирования у военнослужащих таких качеств, как решительность, смелость, целеустремленность, настойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.