Научная статья на тему 'Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузе МВД России'

Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ / УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мингазизова Г.Г.

В статье раскрывается вопрос об условиях эффективного использования мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузах МВД России. Автор описывает основные преимущества мультимедийных технологий, а также технологию их использования при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузе МВД России»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 4(22)2015

УДК 372.8

Г.Г. Мингазизова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

при обучении иностранному языку в вузе мвд России

В статье раскрывается вопрос об условиях эффективного использования мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузах МВД России. Автор описывает основные преимущества мультимедийных технологий, а также технологию их использования при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: мультимедийная презентация, компоненты мультимедийной презентации, условия эффективного использования мультимедийной презентации при обучении иностранному языку.

Стремительно растущее число международных мероприятий, проводимых в России и в Республике Татарстан, в частности, развитие межнациональных проектов, коммуникации между представителями стран и континентов, доказывают необходимость знания иностранного языка современным человеком. В связи с этим возрастают требования к вузу МВД в подготовке специалистов, владеющих иностранным языком для решения профессиональных задач.

Цель современного языкового образования - формирование личности учащегося, способного и желающего активно участвовать в общении на межкультурном уровне [1].

Актуальность рассматриваемого нами вопроса обусловлена непрерывным поиском преподавателями эффективных средств обучения иностранным языкам в вузах МВД России.

Проведенные за последние годы исследования, в том числе и диссертационные, в области использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку показывают актуальность выбранной нами темы и наличие неразрешенных вопросов и проблем в данной области [2].

Принимаемые меры по улучшению качества обучения и активное внедрение мультимедийных презентаций в процесс обучения иностранному языку в вузах МВД России выявили ряд противоречий между: - необходимостью применения новых технологий в процессе обучения и отсутствием научных рекомендаций по эффективному внедрению

мультимедийных презентаций в процесс обучения иностранному языку в вузах МВД России; - применением педагогами мультимедийных презентаций в практике обучения и отсутствием системы оценки и требований к умениям обучаемых при выступлениях с мультимедийной презентацией на иностранном языке в вузах МВД России;

- требованием современности по использованию мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку и отсутствием научно-обоснованных условий их эффективного применения в вузах МВД России.

Цель нашего исследования - выявить условия использования мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузах МВД.

Нами была выдвинута гипотеза, что эффективное использование мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в вузах МВД достигается при условии:

- одновременного действия нескольких каналов восприятия обучаемых (зрительный, слуховой, речевой); - создания предпосылок развития речевой деятельности у обучающихся; - увеличения объема речевых единиц, развитие коммуникативных навыков.

В ходе эксперимента, в течение 20142015 учебного года, проведено 25 практических занятий (из 110 занятий, предусмотренных учебным планом) по дисциплине «Иностранный язык» с применением мультимедийных презентаций.

Заключительные практические занятия

110

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

по иностранному языку по каждому блоку тем («Вещественные улики», «ФБР», «Моя будущая профессия и т.д.) были проведены с применением мультимедийных технологий. Курсанты получали задание представить выступление по каждой устной теме в сопровождении мультимедийной презентации. Изучив лексический и грамматический материал по каждой теме, курсанты должны были самостоятельно составить устные рассказ, сопровождаемые слайдами.

За основу курсантам была предложена структура обычной мультимедийной «учебной» презентации.

Рассмотрим поэтапно процесс внедрения нами мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку.

Тему презентации, как правило, формулирует преподаватель, опираясь на конкретную дидактическую задачу. Часто подготовка презентации обучающимся является завершающим этапом изучения определенной темы («Moscow», «My future profession» и др.). Тема презентации, которую готовит курсант, должна способствовать расширению объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка. Получив тему, обучаемый приступает к поиску и обработке информации. Возникает необходимость прочитать, изучить и проанализировать объемный материал на иностранном языке.

Заучивание материала презентации и содержания доклада на иностранном языке является важной частью при обучении, обогащает язык учащихся, позволяя им запомнить и активно использовать новые слова и речевые обороты.

Этап выступления является показателем работы курсанта и является основным условием, обеспечивающим речевую деятельность на иностранном языке.

Выделенный нами как завершающий этап ответов на вопросы аудитории является самым сложным. Он обеспечивает коммуникацию между общающимися на иностранном языке. К этому этапу переходят наиболее успешные студенты, достигшие хорошего уровня знания иностранного языка.

Важным пунктом является этап анализа и оценки выступления обучающихся с использованием мультимедийной презентации на иностранном языке.

Сравнив данные контрольного и итогового срезов, мы пришли к выводу, что вследствие экспериментальной работы по эффективному использованию мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в КЮИ МВД России, мы установили: - количество ответов курсантов на практических занятиях с применением мультимедийных презентаций увеличилось на 35% по сравнению с количеством ответов на практических занятиях без применения мультимедийных презентаций; - длительность ответов курсантов на практических занятиях с применением мультимедийных презентаций увеличилась на 5-7 минут по сравнению с длительностью ответов на практических занятиях без применения мультимедийных презентаций.

Применение мультимедийных презентаций во время обучения иностранному языку в вузах МВД даст предпосылки сформировать активную, самостоятельно мыслящую личность, способную впоследствии использовать в условиях реальной жизни, приобретённые в учебном процессе языковые компетенции.

Умение выступать перед аудиторией на иностранном языке с использованием мультимедийной презентации позволит курсантам стать профессионально востребованными и выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кащук С. М. Стратегия интеграции мультимедиа технологий в систему языкового образования (на примере обучения французскому языку): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2014. - 27с.

2. Зюбанов В. Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки с использованием компьютерного комплекса: дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2007; Киченко А. А. Методика обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов посредством мультимедийных презентаций: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010; Попова А. В. Методика обучения технике чтения студентов на основе языковых мультимедийных программ (языковой вуз, английский как второй язык): дис. ... канд. пед. наук.- Тамбов, 2015.

© Мингазизова Г.Г., 2015 Получено: 30.09.2015

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.