Научная статья на тему 'Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста'

Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3891
692
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДОШКОЛЬНИКИ / ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ С ДОШКОЛЬНИКАМИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА В ПРОЕКТЕ / PROJECT METHOD / PRESCHOOL CHILDREN / PROJECT TYPOLOGY WITH PRESCHOOL CHILDREN / ACTIVITY OF CHILDREN AND A TEACHER IN A PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадола Е. В.

Описывается организация метода проектов с детьми дошкольного возраста, приводится примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках проектной технологии с дошкольниками, специфика работы в условиях проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта, этапы и типология проектов с дошкольниками, деятельность педагога и детей по этапам проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of project method in preschool children' teaching

The article describes the organization of projects with preschool children, lists approximate themes, specific features, steps and types of projects with preschool children. It also presents an approximate plan a teacher should follow in organizing a project, as well as activity of a teacher and children at different steps of the project.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 258-260.

УДК 373.2 Е.В. Кадола

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описывается организация метода проектов с детьми дошкольного возраста, приводится примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках проектной технологии с дошкольниками, специфика работы в условиях проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта, этапы и типология проектов с дошкольниками, деятельность педагога и детей по этапам проекта.

Ключевые слова: метод проектов, дошкольники, типология проектов с дошкольниками, деятельность детей и педагога в проекте.

Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.

Под методом проектов Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина понимают способ достижения поставленной дидактической задачи. Метод проектов предполагает рассмотрение проблемы в ее развитии, с одной стороны, и оформление результатов ее решения в конкретном продукте, - с другой [4].

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи [1].

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи дошкольников только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.

Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова приводят примерный тематический спектр направлений деятельности в рамках проектной технологии с детьми дошкольного возраста: сезонные, психолого-социальные, экологоисследовательские, ретроспективные, продуктивно-творческие проекты.

© Е.В. Кадола, 2009

Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста

259

Авторы также указывают оптимальные критерии анализа проектов: название проекта; вид, тип проекта; направление деятельности проекта; актуальность (целесообразность); доступность реализации (характер затрат); оптимизация развивающей среды; спектр участвующих специалистов; степень взаимодействия с родителями; «плюсы и минусы» проекта; эффективность результатов [2].

По мнению Н.А. Виноградовой, Е.П. Панковой, специфика работы с детьми в условиях проекта включает такие моменты, как введение доступной восприятию ребенка проблемной ситуации, тактичное поощрение самостоятельности ребенка, ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу, обязательная тщательная подготовка заключительного этапа проекта - презентации.

Л. С. Киселева и соавторы предлагают примерный план работы воспитателя по подготовке проекта: 1) на основе изученных детьми проблем поставить цель проекта; 2) разработать план движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями); 3) привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; 4) составить план-схему проекта; 5) собрать материал; 6) включить в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности; 7) продумать домашние задания и задания для самостоятельного выполнения; 8) организовать презентацию проекта, открытое занятие [5].

Эти же авторы указывают, что опыт разработки метода проектов позволяет выделить следующие этапы:

1) целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную для него задачу на определенный отрезок времени;

2) разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

а) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

б) в каких источниках можно найти информацию;

в) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

г) с какими предметами научиться работать для достижения цели;

3) выполнение проекта - практическая часть;

4) подведение итогов - определение задач для новых проектов [5].

В настоящее время для типологии проектов Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина предлагают следующие типологические признаки: доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная), предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный проект); способ общения в процессе проектной деятельности (непосредственное общение, коммуникационные технологии); характер координации проекта (непосредственный, скрытый); характер контактов (внутришкольные, региональные, международные); количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой); продолжительность проекта (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный) [4].

Ориентируясь на эти признаки, Е.С. Евдокимова предлагает следующую типологию проектов, актуальных для дошкольного образования:

1) по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, прак-тико-ориентированные;

2) по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности;

3) по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;

4) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

5) по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;

6) по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный [3].

Л.С. Киселева и соавторы дают следующую классификацию проектов, которые можно использовать в работе дошкольных учреждений: а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации. Авторы выделяют следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

260

Е.В. Кадола

оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3)информационно-практико-ориенти-рованные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») [5].

Авторы подчеркивают, что смешанные типы проектов по предметносодержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами. Далее они пишут, что проекты могут быть между группами, личностные, индивидуальные. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, 1-2 недели, месяц), средней продолжительности (2-4 месяца), долгосрочные (в течение года)[5].

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Т а б л и ц а 1

Деятельность педагога и детей по этапам проекта

(по материалам Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйковой)

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

I этап 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.) 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачи (нежестко). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.

II этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.

III этап 7. Практическая помощь (при необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

1Уэтап 9. Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Примеры организации проектной деятельности дошкольников, особенности работы с детьми на всех основных этапах проекта представлены в трудах Н.Е. Ве-раксы [1], Н.А. Виноградовой [2], Е.С. Евдокимовой [3], Л.С. Киселевой и соавторов [5]. Обобщая опыт работы этих педагогов, можно заключить, что метод проектов можно успешно использовать в дошкольном образовательном учреждении.

Разные авторы приводят различные рекомендации по организации проектной работы с дошкольниками, что, безусловно, поможет внедрению новой педагогической технологии в широкую практику.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятель-

ность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. 112 с.

[2] Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М., 2008. 208 с.

[3] Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008. 64 с.

[4] Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М., 2007. 368 с.

[5] Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. 4-е изд., испр. и доп. М., 2006. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.