Научная статья на тему 'Исторические аспекты проектной деятельности как основа успешной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта'

Исторические аспекты проектной деятельности как основа успешной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ И УСТНОЙ РЕЧИ / КОММУНИКАЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарина Екатерина Александровна

В статье рассмотрены исторические аспекты проектной деятельности. Использование проектной деятельности логопедами-практиками на коррекционно-развивающихся занятиях, с целью повышения качества логопедической работы и динамики роста успеваемости учащихся младшего школьного возраста. Деятельностный подход в обучении залог успешной коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты проектной деятельности как основа успешной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта»

«Рождество Христово», «Крещение», «Святая Пасха» и т.д. Дети с удовольствие разучивают колядки, стихотворения, песни, посвященные праздникам. Ежегодно готовятся праздничные концерты, посвященные великим православным праздником, на которые приезжают высокопоставленные гости [3].

Стало доброй традицией проводить в нашем центре совместные праздники для детей и их родителей («Рождественские колядки», «Масленица», «Где тепло - там и добро»). Эти мероприятия не только закладывают основы духовного развития личности воспитанников, но и способствуют оздоровлению внутрисемейного микроклимата.

3. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков к праздникам).

Данное направление призвано воспитать у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, трудолюбие, уважительное отношение к результатам труда, желание сделать приятное близким и родным.

К нам приезжает много гостей и каждый из них не уходит от нас без подарка, сделанного своими руками. Детские работы не только отражают символику православных праздников, но и всегда несут частичку души. Это и «ангелочки» к Рождеству, и раскрашенные своими руками яйца к «Пасхе», и белоснежные ромашки - символ праздника во имя Святых Петра и Февронии.

Душа каждого ребенка - зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного в детские годы. Осознание этого и систематическая работа специалистов позволяют нам надеяться, что пусть в отдаленном будущем, но наша работа обязательно даст результаты.

Список литературы

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. России. М.: Просвещение, 2011.

2. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников. Ж. «Воспитание школьников». № 9, 2010.

3. Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). М.: «Школьная пресса», 2000.

4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. № 3.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО

ЛОГОПУНКТА

Самарина Екатерина Александровна - магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены исторические аспекты проектной деятельности. Использование проектной деятельности логопедами-практиками на коррекционно-развивающихся занятиях, с целью повышения качества логопедической работы и динамики роста успеваемости учащихся младшего школьного возраста. Деятельностный подход в обучении - залог успешной коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова: школьный возраст, развитие письменной и устной речи, коммуникация, коррекционно-развивающее обучение, социальная адаптация.

В современной России начались серьезные преобразования в политике, экономике и культуре. Эти события запустили интенсивные реформы в системе современного российского образования. Педагогическая наука создает благоприятные условия для всестороннего развития детей, как в личностном, так и в индивидуальном плане. Кроме того, в новых условиях формируется и особая образовательная среда. Дети с нарушениями речи на фоне серьезных изменений в образовании испытывают трудности учебного характера, развитие личности, социальной адаптации, реализации своих способностей и вхождение в современное общество.

Современное образование не всегда учитывает особенности развитие детей с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи вынуждены обучаться с нормально развивающимися сверстниками - это приводит к стихийному саморазвитию детей с речевой патологией. Для получения качественного образования, грамотного обучения, полноценного партнерства и снятия социальной напряженности - необходимы особые условия и методы обучения. Дети с речевыми нарушениями достаточно успешно могут вписаться в социокультурную среду младшего школьного возраста. При использовании специальных методов обучения и применение пособий, облегчающих усвоение школьной программы, дети с нарушением речи могут успешно обучаться. Перед педагогами - практиками и учеными стоит задача разработать не только методики обследования и обучения, но и разработать комплекс мер способствующих коррекции различной речевой патологии. Это, прежде всего, различные методики исследования устной и письменной речи, особенности подачи учебного материала, рекомендации учителям и родителям.

В современной педагогической литературе рассматриваются многие аспекты организации проектно-исследовательской деятельности школьников: необходимость ее использования, практическое значение в изучении той или иной темы, интеграция различных областей знаний, и, наконец, применение знаний в практической жизни. В разное время менялось отношение к методу проектов и его месту в системе изучения предметного курса. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков, а также современных педагогов-учёных.

История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э. Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С.Т. Шацкого, И.Ф. Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В.В. Гузеева, М. Кноль, М.А. Петухова, Г.К. Селевко, И.С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Т.М. Кауда, Н.В. Матяш, И.Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном процессе современной школы изучали С.И. Горлицкая, И.А. Зимняя, А.П. Зольников. Е.Н. Киселёва, И.Ю. Малкова, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, К.Н. Поливанова.

Предметом внимания в педагогических исследованиях являются: структура и содержание проектной деятельности (В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов); опыт использования проектной деятельности в начальной школе и способы её организации (А.В. Горячев, Е.Н. Землянская, М.А. Биржева, И.М. Конышева); возможности проектирования, как средства деятельностного познания (Н.А. Краля, А.Ю. Кравцова, Н.Б. Крылова, А.М. Новиков, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель); как формы учебного сотрудничества (B.C. Кузнецов, Г.В. Макотрова, И.А. Кудрова, М.М. Фирсова); творческие проекты, как средство интеграции и дифференциации образования (В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.Б. Павлова). Данные исследований М.А. Биржевой, Е. Землянской, В.А. Кальней, Н.Б. Крыловой, Н.М. Конышевой, Е.В. Мальцевой, А.И. Савенкова, П.В. Середенко,

36

Н.А. Семёновой, С.Е. Шишовой свидетельствуют о необходимости и возможности включения в учебно -воспитательный процесс проектно-исследовательской деятельности уже на начальном этапе школьного образования.

Актуальность нашей темы обусловлена назревшей проблемой разработки методов, направленных на улучшение качества коррекционно - развивающих занятий по исправлению различных нарушений речи с учащимися младшего школьного возраста в условиях логопункта. Использование проектной деятельности позволяет учителю -логопеду сочетать обучение, коррекцию речи, морально-психологическую поддержку и развитие творческих способностей ребенка, интегрировать полученные на логопедических занятиях знания в другие предметы: русский язык, ОКМ, чтение. Целесообразность использования коллективной работы объясняется тем, что позволяет повысить качество логопедической коррекции, ускорить речевое развитие ребенка, способствовать его успешной социализации, и значительно уменьшить личностные недостатки, мешающие полноценному развитию за счет привлечения ребенка к творчеству и развитию его способностей. В современных условиях обучения и воспитания учащихся от учителя-логопеда требуется не только знание различных методик коррекции речевых нарушений, но и необходимы специальные знания по организации и созданию специальных условий для успешного обучения воспитания детей с ТНР в общеобразовательной школе. Инклюзивное образование предусматривает активное включение детей ТНР в образовательный процесс, и их активное участие, как в учебном процессе, так и в различных школьных мероприятиях и внеурочной деятельности.

Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [11].

В настоящее время метод проектов в России переживает своеобразное возрождение. Метод проектов активно используется в школах, как учителями -предметниками так и педагогами коррекционно-развивающегося направления (дефектологами, психологами, логопедами).

Современной разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова [6], в их трудах представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду [11]. Авторы доказывают и обосновывают необходимость раннего использования проектной деятельности с целью подготовки детей к новому виду самостоятельной работы.

В пособии «Вода и жизнь: экологические проекты», авторы Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петренчук Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. - представили практический материал, основанный на опыте работы детских садов города Ярославля, включающие планы, цели, задачи, конспекты занятий, развлечения, художественное слово, материал для работы с родителями [2]. Воспитатели детского сада могут активно использовать это пособие на занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим миром. Подобные занятия несут в себе не только обучающую функцию, но и способствуют развитию самостоятельности в добывании новых знаний необходимой информации.

В своей книге Рыжова Н.А. «Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект» приводит рекомендации по организации работы в области экологического образования дошкольников и младших школьников на примере проекта «Напиши письмо сове» («Письма животным») [7]. Практическая ценность данной книги в том, что автор дает не только общие рекомендации

воспитателям по экологическому образованию детей, но и способствуют практическому применению полученных знаний.

В настоящее время метод проектов рассматривается как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Смыковская Т.К.) [8, с. 109], как технология формирования информационной компетентности (Ховякова А.Л) [9, с. 144], как мотивация к познанию (Е. Евдокимова), как важная сфера познавательной деятельности (Веракса Н.Е. Морозова Л.Д.) [1, с. 112].

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать следующее:

1. Применение метода проектов на логопедических занятиях в начальной школе имеет свои особенности.

• Дети в силу возрастных особенностей еще не умеют работать над проектом самостоятельно, поэтому нужна помощь учителя, его направляющая и руководящая функция.

• Важное значение имеет помощь родителей при работе над проектом.

• Проекты не могут быть слишком объёмными по охвату темы.

• Успешность в проектной деятельности (победы на конкурсах, презентации, сам процесс участия в проектах) помогает детям стремиться к успеху, добиваться высоких результатов оценки своей деятельности.

2. Использование метода проектов на логопедических занятиях в начальной школе позволяет логопеду

• Использование современных педагогических технологий позволяет скорректировать недостатки речевого развития, т.е. значительно усовершенствовать уровень речевого развития и повысить качество успеваемости

• Способствовать коррекции личности ребенка, т.е. обрести уверенность в своих силах, поверить в успех, научить прикладывать усилия для достижения хороших результатов, научить продуктивному взаимодействию с детьми и взрослыми для достижения общей цели.

• Помочь ребенку проявить свои способности (например: умение рисовать, петь, танцевать, делать аппликации, сочинять стихи, и т.д.),

• Адаптировать детей к жизни в социуме (проявление самостоятельности, преодоление страхов и неуверенности).

• Помогает детям взаимодействовать с ровесниками и педагогом (умение договариваться и распределять роли, адекватно оценивать свою работу и работу других).

3. Метод проектов при использовании на логопедических занятиях способствует:

• повышению качества успеваемости детей;

• стимулирует учебную мотивацию учащихся в целом;

• позволяет логопеду быть активным участником образовательного процесса;

• помогает логопеду добиваться признания своего профессионального успеха на основе достижений его учеников.

В силу особенностей речевого развития детей с ТНР не каждый метод проектов может быть использован, больше используются коллективные проекты, где каждый ребенок выполняет свою часть работы (фотографирует, рисует, записывает смешные истории и случаи на занятиях логопеда, формулирует правила красивой речи, создает памятку для исправления речи и т.д.)

Поскольку метод проектов используется сравнительно недавно, мы хотели апробировать метод проектов, как доступный метод работы на коррекционно -развивающих занятиях школьного логопункта и оценить степень его результативности.

Мы создали свой проект «Книга правильного произношения», которая представляет собой пособие по исправлению произношения.

Книга состоит из нескольких частей: «Правила красивой речи», «Памятка исправляющему речь», «Речевой фитнес», личные истории детей «Как я исправлял свою речь»., «Фоторепортаж о логопедических занятиях в нашей школе», «Веселые

истории и высказывания наших учеников». В проекте принимали участие дети из 1 -х, 2-х, 3-х и 4-х классов.

Учащиеся нарисовали рисунки к личным историям, сделали фотографии фрагментов наших занятий, написали веселые истории о наших занятиях и собрали необычные высказывания своих друзей. Безусловно, учитель логопед пошагово контролировал процесс создания «Книги» По времени этот проект занял 3 месяца. Мы представляли свою «Книгу правильного произношения» на конкурсе проектов в Округе и заняли призовое место. В настоящее время созданная нами «Книга правильного произношения» является пособием по коррекции звукопроизношения.

Ценность нашего проекта состоит в том, что мы создали нужное для учебы пособие. А в процессе работы дети исправили недостатки своей собственной речи и повысили свой статус в глазах одноклассников и педагогов. Учитель-логопед показал свою значимость, как активный участник образовательного процесса и успешный модератор продуктивной деятельности детей. Результативность работы логопеда по использованию метода проектов была отмечена всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, родителями и администрацией школы.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

2. Вода и жизнь: экологические проекты / Шабалина З.С., Воскобойник И.Н., Петриченко Т.И., Михайлова О.А., Князева Л.А. Ярославль, 2005. 70 с.

3. ЕвдокимоваЕ.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64 с.

4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 96 с.

7. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. М.: Карапуз-Дидактика, 2007. 272 с.

8. Смыковская Т. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий // Детский сад от А до Я. № 2, 2010. С. 109-116.

9. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я. № 2, 2010. С. 144-150.

10. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы, 1998. № 3.

11. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: Проектная деятельность на уроках технологии в 5-9-х классах / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании, 2005. № 2. С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.