2004.
3. Iskra, J. Rekreacyjne formy rzutow lekkoatletycznych w treningu zdrowotnym doroslych / J. Iskra, J. Wojnar, R. Tataruch // Annales Universitatis Mariae Curie - Sklo-dowska, Sectio D Medicina. - 2006. - Vol. LX, Suppl. XVI, N 2. - S. 428-431.
4. The Morphofunctional development of the child’s organism / Navareckiy D., Tataruch R., Wojciechowska-Mashkowska B., Glazyrin I. (red.) ; Bohdan Chmelnitsky University at Cherkassy. - Cherkassy, 2008.
5. Sulisz, S. Wychowanie fizyczne w szkole podstawowej / S. Sulisz. -Warszawa : Wyd. Szkolne i Pedagogiczne, 1991.
6. Tataruch, R. Rzuty zamachowe // Atlas cwiczen lekkoatletycznych dla dzieci i mlodziezy / red. J. Iskra, J. Wojnar. - Opole : Politechnika Opolska, 2008. - S. 117-128.
7. Tataruch, R. Rzuty // Lekkoatletyka dla dzieci i mlodziezy / red. J. Iskra. - Katowice, Opole : AWF i Politechnika Opolska, 2008. - S. 126-129.
Контактная информация: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Иванович Портных, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Светлана Лаврентьевна Фетисова, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются дидактические и технологические проблемы методики обучения в игровых видах спорта. Дана характеристика современного состояния этой проблемы и обосновывается целесообразность использования в качестве ведущего метода игрового проектирования при обучении технике и тактике спортивных игр.
Ключевые слова: игровая соревновательная деятельность, тактико-технические действия, методология и технология обучения игровой соревновательной деятельности, метод игрового проектирования.
APPLICATION OF METHOD OF GAME PROJECTING IN TRAINING OF GAME
COMPETITIVE ACTIVITY
Jury Ivanovich Portnih, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Svetlana Lavrentevna Fetisova, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The article analyses the teaching and technological problems of methodology of training in game kinds of sport. The characteristics of modern state of this problem has been provided with justification of reasonability of implementing as the leading method the game projecting in mastering of sport games technique and tactics.
Keywords: game competitive activity, tactic and technique action, method of game projecting.
Игровая деятельность представляет собой особый вид психической деятельности и в наибольшей мере влияет на развитие интеллектуальных процессов. В частности, так называемое дивергентное мышление лежит в основе творческих способностей и игровой эффективности [11, 12].
Однако до сих пор возможности этого метода используются далеко не достаточно. Особенно страдает непосредственно сам процесс обучения игровой соревновательной деятельности, который в большинстве случаев не учитывает её специфику и интегративную сущность. Устранить это противоречие можно только с помощью адаптированной к особенностям игровой соревновательной деятельности методологии и технологии обучения. Основу этой методологии составляют закономерности процессов отражения в нашем сознании внешнего мира.
Адаптированная к этим особенностям технология обучения отдает предпочтение интеграции всех элементов игровой деятельности при одновременном сохранении приоритета её психологического наполнения в виде сенсомоторных, моральноволевых и интеллектуальных качеств. При этом игровые действия не распадаются на отдельные технические и тактические приемы, а представляют собой единые тактикотехнические действия. Целесообразность такого подхода нашла свое подтверждение [7, 1]. Он реализуется в форме целостного и проблемно-теоретического единства при изучении игровой соревновательной деятельности. При этом важно обеспечить опережающее по отношению к технике изучение тактики игровых приемов и их параллельное освоение.
Предлагаемое совершенствование технологии принципиально отличается от той, которая получила наибольшее распространение, где обучение начинается с овладения техникой и после этого приступают к изучению тактики игры.
Такой дифференцированный подход к содержанию игровой подготовки характерен для первых шагов формирования теории и методики игровых видов спорта. В начале выделялись как самостоятельные физическая, техническая и тактическая подготовка. Позднее к ним добавились психологическая и теоретическая, а ещё позже -интегральная подготовка [5]. Тем самым, была признана важность и необходимость интеграции при обучении игровой соревновательной деятельности, но способ её осуществления как самостоятельного компонента процесса подготовки с методологических позиций не может быть признан правильным.
Наибольшего эффекта дает не изолированное, а комплексное освоение одновременно нескольких сторон игровой деятельности [8].
Сложность игровой деятельности, несомненно, представляет собой определенное препятствие для выбора адекватной методики обучения. Признаётся, что эта проблема относится к числу наиболее важных вопросов дидактики [6]. Накопленный опыт позволил создать так называемую «игровую педагогику», ведущим методом которой стал метод «учусь, играя». Технология использования этого метода в процессе обучения игровой соревновательной деятельности изложена [9].
Несмотря на все свои достоинства - естественность, эмоциональность, мотивированность, свободу в выборе средств ведения игры - этот метод до сих пор используется главным образом в процессе совершенствования. Считается, что на начальном этапе формирования навыка необходимо сохранять стандартные условия выполнения. Однако это положение опровергнуто рядом исследований [4].
Главная ценность метода - в том, что он обеспечивает имитационное моделирование реальных игровых соревновательных условий. Его применение предполагает системное использование игр и игровых упражнений. Принципиально в этом случае то, что игра может быть «игрой обучающей», «игрой упражняющей» и «игрой совершенствующей».
Основная сложность применения этого метода заключается в отсутствии необходимого запаса игр. Поэтому основным избирается метод игрового проектирования. Суть его состоит в программировании процесса обучения посредством системы специально реконструируемых или вновь создаваемых игр.
Дидактическое преобразование игр достигается путем:
1) формулирования проблемы; 2) внешней или внутренней имитации ситуации; 3) постановки общих или индивидуальных целей; 4) распределения ролей; 5) правил,
регулирующих взаимоотношения; 6) определения возможных способов решения; 7) определения качества принятых решений; 8) стимулирования участников.
Используемые игры подразделяются на игры индивидуальные, парные и групповые (в том числе, командные). Индивидуальные игры обычно приобретают форму игровых упражнений, в которых занимающиеся играют как бы сами с собой. В парных играх моделируются наиболее часто встречающиеся ситуации игрового противоборства. Коллективные действия осваиваются в играх с элементами техники и тактики изучаемой спортивной игры.
Непосредственно сама изучаемая спортивная игра требует создания наиболее приближенных к условиям реального состязания учебных моделей. Различные её модификации, ведущие к упрощению или усложнению, достигаются путем увеличения или уменьшения игрового пространства, варьирования количества участников, ограничений во времени и/или используемых приемов. Элемент состязательности в полной мере проявляется в условиях индивидуально и общественно значимых соревнований. В качестве учебного средства на подготовительных этапах спортивной тренировки может быть использован широкий круг разнообразных соревнований, дающих возможность приобрести надежность и стабильность в использовании изученных ранее элементов. Разнообразие используемых средств позволяет осуществлять комплексный подход в процессе воспитания физических и психических качеств, что обеспечит их успешную интеграцию в игровые действия.
Эффективность метода находится в прямой зависимости от степени реализации таких психолого-педагогических принципов, как:
а) двуплановость учебно-игровой деятельности; б) использование типовых игровых ситуаций; в) варьирование степени смоделированности игровой ситуации; г) построение игр на основе ранее закрепленных знаний и приемов; д) постепенность в усложнении содержания и характера игровой деятельности; е) организация совместной деятельности всех участников игрового учебного процесса.
Владение технологией игрового метода позволяет использовать его на всех этапах обучения. Этому способствует активное, осознанное и мотивированное отношение занимающихся к усвоению изучаемых способов достижения преимуществ в ходе игрового соревнования.
Здесь следует заметить, что особая пригодность игрового метода интуитивно признается многими. Но теоретические знания и практические умения, необходимые для его эффективного применения, остаются достоянием лишь сравнительно небольшого количества специалистов. В результате, на практике чаще всего встречаются две крайности в его применении. В одном случае в качестве средства обучения используется только непосредственно изучаемая игра, и тогда все обучение сводится к многолетнему накоплению собственного игрового опыта, что серьезно замедляет процесс овладения. В другом случае в ходе игры занимающиеся совершенно лишены свободы действий и принудительно выполняют запланированные педагогом игровые приемы. Утрата интереса здесь также ведет к отрицательному результату. Нерациональная организация обучения с помощью игрового метода проявляется в отсутствии системности, необходимого творчества в адаптировании игр к решаемым задачам и особенностям контингента занимающихся. Проведенные исследования [2] показали, что, например, в физическом воспитании дошкольников игровой метод занимает до 70% времени, отводимого на занятия физкультурой. При этом 2/3 учебного времени отводится спортивным играм. Однако 60% опрошенных педагогов жалуются на отсутствие специальных знаний по методике применения игрового метода.
К числу главных причин этого положения можно отнести почти полное отсутствие учебной литературы и преобладание пособий, в которых излагаются устаревшие представления о технологии процесса обучения в игровых видах спорта. Отставание в этом вопросе не компенсируется появлением пособия, в котором впервые подробно раскрывается технология использования соревновательно-игрового метода [10]. Не-
хватка такой литературы, несомненно, сказывается на профессиональной подготовленности практических работников, а также будущих специалистов.
Поставленная сегодня в качестве первоочередной задача интенсификации физического воспитания и улучшения здоровья нации самым прямым образом связана с улучшением показателей использования игр как мощного средства оздоровления, разностороннего развития и воспитания всего населения нашей страны. Чтобы ускорить решение, необходимо использовать научно-обоснованную методологию и технологию соревновательно-игрового метода физического воспитания. Без этого нельзя рассчитывать на высокие спортивные результаты наших спортсменов в игровых видах спорта и эффективное использование этого метода во всех сферах физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барчукова, Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуальных видах спорта (на примере настольного тенниса) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Барчукова Г.В. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1995. - 45 с.
2. Бауэр, О.В. Спортивные игры как средство физического воспитания дошкольников // Практико-ориентированная подготовка специалистов в системе профессионального педагогического образования : межвузовский сборник научно-методических работ. - СПб. : Издательский дом «РОСТ», 2006. - С. 73-75.
3. Белиц-Гейман, С.П. Некоторые новые подходы к оптимизации и совершенствованию техники / С.П. Белиц-Гейман // Теннис. - 1981. - № 10. - С. 9-11.
4. Боген, М.М. Методические основы обучения двигательным действиям / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 3. - С. 48-51.
5. Железняк, Ю.Д. Волейбол : учебник для институтов физ. культуры / Ю.Д. Железняк, А. В. Ивойлов. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 238 с. : ил.
6. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта / Э. Майнберг. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 318 с .
7. Портных, Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте : дис. ... д-ра пед. наук / Портных Ю.И. - СПб., 1994. - 62 с.
8. Пьянов, Б.Н. Индивидуальная тактическая подготовка теннисистов 13-16 лет в зависимости от интеллектуальной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пьянов Б.Н. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1995. - 20 с.
9. Фетисова, С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр : учебное пособие / С.Л. Фетисова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : [б.и.], 2002. -155 с.
10. Хёмберг, С. Пляжный волейбол / С. Хёмберг, А. Папагеоргиу. - М. : Терра Спорт, 2004. - 100 с.
11. Duricek, M. Problematika tvorivosti w sportovych hrach // Trener. - Bratislava, 1988. - № 11. - S. 516 -518.
12. Янев, В. Същност и роля на интеллекта в спорте // Въпроси на физическата култура. - София, 1990. - № 11. - С. 74-76.
Контактная информация: [email protected]