Научная статья на тему 'Управление тактико-технической подготовкой хоккеистов 11-12 лет с учетом принципов интеграции и ситуационного подхода'

Управление тактико-технической подготовкой хоккеистов 11-12 лет с учетом принципов интеграции и ситуационного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыков А.В., Козин В.В.

В статье определены особенности тренировочного процесса хоккеистов 11-12 лет. Отмечаются структурные особенности тактико-технической подготовки и типичные недостатки при разработке специальных упражнений. Выявлены проблемы, связанные с необходимостью описания отдельных характеристик игрового процесса, представлением динамических характеристик игровой ситуации и отсутствием знаний о том, когда и в какой момент происходит их преобразование; отсутствием описания границ и форм игровых ситуаций. Выделены предпосылки к разработке и обоснованию методики обучения тактикотехническим действиям хоккеистов 11-12 лет, включающей ситуационное моделирование игровых условий и типовых ситуаций на индивидуальном, групповом и командном уровне согласованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыков А.В., Козин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление тактико-технической подготовкой хоккеистов 11-12 лет с учетом принципов интеграции и ситуационного подхода»

В статье определены особенности тренировочного процесса хоккеистов 11-12 лет. Отмечаются структурные особенности тактико-технической подготовки и типичные недостатки при разработке специальных упражнений. Выявлены проблемы, связанные с необходимостью описания отдельных характеристик игрового процесса, представлением динамических характеристик игровой ситуации и отсутствием знаний о том, когда и в какой момент происходит их преобразование; отсутствием описания границ и форм игровых ситуаций. Выделены предпосылки к разработке и обоснованию методики обучения тактико-техническим действиям хоккеистов 11-12 лет, включающей ситуационное моделирование игровых условий и типовых ситуаций на индивидуальном, групповом и командном уровне согласованности. Ключевые слова: тактико-техническая подготовка; деятельность; игровые ситуации; управление.

SCHEDULING OF TACTICAL AND TECHNICAL TRAINING HOCKEY PLAYERS 11-12 YEARS OLD INTO THE PRINCIPLE OF INTEGRATION AND SITUATIONAL APPROACH A.V. Zykov, V.V. Kozin

Siberian state University of physical education and sports, Omsk, Russia Abstract:

In the article the features training process of hockey players 11-12 yearsold. Observed structural features of tactical and technical training and the typical disadvantages in developing of special drills. The problems associated with the need to describe some characteristics of the game play; submission the dynamic characteristics of the game situation and the lack of knowledge when and at what point is their conversion; unavailable description borders and forms of game situations. Highlighted the prerequisites for development and justification of methods of teaching tactical and technical actions of players 11-12 years old, including situational modeling game environments and types of situations at individual, group and team level coherence. Key words: tactical and technical training; activity; game situations; scheduling.

СИБИРСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 65 ЛЕТ: ПУБЛИКАЦИИ ЮБИЛЯРА УДК 796.034

УПРАВЛЕНИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ХОККЕИСТОВ 11-12 ЛЕТ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ ИНТЕГРАЦИИ И СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА

А.В. Зыков, В.В. Козин

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия Для связи с авторами: cousi@mail.ru, 2ikou@mail.ru

Аннотация:

ВВЕДЕНИЕ

В соревновательной деятельности хоккеистов тактико-технические действия имеют высокую вариативность в соответствии с постоянно изменяющимися игровыми условиями, происходит постоянный быстрый переход от одного действия к другому. Например, от ведения шайбы к передаче, от выбора позиции для приема шайбы к ведению и удару по шайбе и т.д. Экстремальный характер игровых ситуаций побуждает спортсменов выполнять действия слишком рано или с опозданием, что приводит к отсутствию согласованности, последовательности действий, или даже несоответствию действий игровым условиям, в которых они реализуются. Как следствие, спортсмены показывают низкую

результативность соревновательных игровых действий, недостаточный контроль игры, отсутствие управления ключевыми параметрами соревновательной деятельности. Ввиду того что тактико-технические действия реализуются в игровых ситуациях, на наш взгляд, одной из главных причин их низкой эффективности является незнание закономерностей изменения игровых ситуаций, их динамики в соответствии с генеральными и частными игровыми задачами игроков и команды. Отсюда игроки слабо ориентируются при быстрой, нескончаемой смене игровых ситуаций и не могут оперативно принять решение о выполнении тактико-технических действий согласно возникшей ситуации.

Данное обстоятельство побуждает тренера интенсифицировать тактико-техническую подготовку. Однако это не приводит к улучшению результата соревновательной деятельности. В частности, молодые игроки, имея хорошую «тактико-техническую базу», в большинстве случаев не могут рационально ее использовать в игровых условиях [1]. Отсюда, проблема заключается в подготовке юных хоккеистов к соревновательной деятельности, управлении процессом обучения, реализации и согласованности тактико-технических действий в игровых условиях. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить особенности тренировочного процесса хоккеистов 11-12 лет; выявить противоречия, связанные с управлением и интенсификацией тактико-технической подготовки и определить пути их решения с учетом принципов интеграции и ситуационного подхода. В работе использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы и программного материала, синтез информации, анкетирование и интервьюирование тренеров. Исследования проводились на базе детско-юношеской спортивной школы «Авангард» города Омска. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Изучение особенностей тренировочного процесса хоккеистов 11-12 лет свидетельствует о том, что многие тренеры, увеличивая объем технической подготовки, к которой относят преимущественно индивидуальные упражнения с шайбой без сопротивления или пассивным сопротивлением имитационных средств, одновременно увеличивают объем товарищеских, контрольных и прочих игр. При этом структура соревновательной деятельности частично игнорируется, что приводит к исключению упражнений в условиях, ограниченных временем и пространством, с разным количественным и качественным составом игроков. Большинство тренеров уделяет до 60% всего времени тактико-технической подготовке, при этом отмечая отставание игроков по многим показателям, в их числе: прием, передача шайбы, бросок в створ ворот, игра один против одного, отбор шайбы, а также самостоя-

тельный выбор позиции в игре. Другая часть тренеров отмечает проблемы лишь в некоторых технико-тактических приемах, например, броске в створ ворот и отборе шайбы. Надо отметить, что одному из важных показателей контроля игры — выбору позиции согласно игровой ситуации, который необходимо совершенствовать, тренеры уделяют недостаточно внимания. На наш взгляд, этот фактор во многом определяет результат броска в створ ворот и отбор шайбы, а также остальные технико-тактические приемы. Специалисты-практики характеризуют игровую ситуацию как расположение спортсменов на площадке в определенный момент игры. При этом тренеры отмечают необходимость знания большинства ситуаций, встречающихся в игре. Вместе с тем только четверть респондентов отмечают важность использования упражнения в виде игровых ситуаций при любом тренировочном воздействии. Другие специалисты склонны создавать упражнения в виде игровых ситуаций только при обучении технике и тактике.

Реализация тактико-технической подготовки в 50% происходит преимущественно через индивидуальные и малогрупповые упражнения. В вопросе о регламентации, направлении, характере и динамике действий в упражнениях тренеры придерживаются строгой последовательности, в некоторых случаях с соблюдением «правильной» биомеханической структуры движения. При этом недостаточно внимания уделяется вариативности действий и формированию самостоятельного решения игроком технико-тактических задач. При разработке упражнений недостаточно учитывается структура соревновательной деятельности и отдельных игровых ситуаций. Также не учитывается связь между игровыми ситуациями (переход от ситуации к ситуации), что приводит к ошибкам при выполнении технико-тактических действий в игровых условиях. Отсюда вполне закономерны результаты выступления хоккеистов ДЮСШ «Авангард» в первенстве России региона Урал — Западная Сибирь в период с 2009 по 2015 гг. В сезоне 2009-2010 команда 1998 года рождения заняла шестое место в группе «Сильнейшие». В по-

следующие годы, вплоть до 2014, спортсмены занимали 5-7-е места.

В специализированной литературе описывается необходимость оценивать обстановку, определять наиболее вероятные продолжения игровой ситуации, выбирать из них наиболее рациональные, определять средства их реализации и принимать соответствующие тактические решения [2, 3]. При этом не уточняется, какая обстановка является игровой ситуацией, какие условия будут способствовать смене обстановки (игровой ситуации), что будет являться переходным звеном и как это применить на практике. Как следствие, игровая ситуация понимается тренерами и специалистами как совокупность внешних обстоятельств, в отдельных случаях ее характеризуют как бесчисленное множество отдельных, динамических фрагментов игры, постоянно изменяющих свою внутреннюю структуру, в которой спортсмену необходимо действовать и прогнозировать условия, а также успешно решать тактико-технические двигательные задачи. Однако как это делать, не уточняется. Более того, изучение всех ситуаций, учитывая их бесчисленное множество, не представляется возможным, а изучение лишь отдельных — малопродуктивным для игроков. Это приводит к тому, что в тренировочном процессе при использовании игровых методов сложно отразить, каким образом одна ситуация переходит в другую, а зачастую это не учитывается и приводит к непониманию игрового процесса, а также репродуктивным действиям.

Ввиду этого возникает ряд противоречий:

- между необходимостью описания отдельных характеристик игрового процесса понятием «игровая ситуация» и отсутствием его определения в научно-методической литературе, а иногда и с сопоставлением этого понятия с тактической комбинацией;

- между пониманием, что ситуация имеет постоянное динамическое изменение, и отсутствием знаний, когда и в какой момент происходит ее преобразование и за счет каких переходных условий (переходных ситуаций);

- между пониманием, что ситуация — это отдельный элемент игры, и отсутствием описания границ и формы таковой;

- между бесчисленным количеством игровых ситуаций и попыткой разучить действия в некоторых из них в атаке и обороне, что не позволяет охватить весь перечень игровых ситуаций.

На наш взгляд, данную проблему можно решить через типизацию соревновательных ситуаций. Однако такой подход еще недостаточно разработан, так как не учитывает многие игровые категории и принципы типизации [3-5]. Как следствие, изучение отдельных типовых ситуаций является малопродуктивным для игроков ввиду отсутствия взаимосвязей между ними, сложности преобразования и согласованности игровых действий. В данном случае несоответствие ситуационных игровых моделей в сознании спортсмена и реализуемых действий в экстремальных условиях соревнований приводит к их рассогласованию [6].

В отдельных исследованиях подчеркивается значимость использования ситуационного подхода в решении задач, связанных с деятельностью в экстремальных ситуациях [6, 7]. Данный подход раскрывает сущность игровой соревновательной деятельности с выявленными переменными конкретной ситуации, а также позволяет рассматривать действия и принятие решений посредством имитационного моделирования, что важно для анализа и планирования технико-тактической подготовки спортсменов игровых видов. Однако, несмотря на выраженную ситуативность, в теории и практике хоккея ситуационный подход не применяется или используется опосредованно. Это отчасти приводит к невозможности выделения ключевых характеристик различных игровых условий, дальнейшей взаимосвязи при разработке специализированных упражнений в обучении технико-тактическим действиям юных хоккеистов. Учитывая специфические принципы ситуационного подхода [6], представляется возможным изучение игровых ситуаций, где в качестве метода изучения соревновательной деятельности используется ситуационный анализ, а в качестве метода описания соревновательной деятельности — ситуационное моделирование. Средством реализации си-

туационных моделей в тренировочном процессе послужат ситуационные упражнения. На наш взгляд, учет взаимосвязи игровых ситуаций имеет большую значимость в обучении согласованности технико-тактических действий хоккеистов, особенно на ранних этапах, и требует обоснования закономерностей возникновения, формирования и преобразования игровых ситуаций на основе ситуационного подхода. Ввиду этого проблема обучения технико-тактическим действиям юных хоккеистов с учетом динамических ситуаций игры является актуальной. Надо отметить, что спортсмен не «думает» отдельными действиями, тактическими комбинациями или их совокупностью, он думает образами, в которые входят условия, окружающие эти комбинации или действия [8]. К ним можно отнести расстояние между игроками, характер взаимодействий и противодействий игроков, участки поля, решаемые задачи и т.д., в совокупности формирующие игровую ситуацию, но не в реальности, а в сознании.

Формируемые ситуации являются в разной степени для спортсмена неопределенными, где мало найти выход из одной ситуации, поскольку тут же появляется следующая ситуация и требует от игрока незамедлительных действий. Степень неопределенности будет зависеть от знаний условий, которые формируют игровую ситуацию. Так как игровой процесс с момента вбрасывания шайбы в игру до остановки свистком арбитра находится в структуре слитного преобразования, необходимы знания об условиях, которые связывают цепочку постоянно меняющихся ситуаций, тем самым сводя к минимуму неопределенность появления новой ситуации. Исходя из вышесказанного, необходимо уделить внимание решению следующих вопросов: выявлению закономерностей обучения тактико-техническим действиям хоккеистов 11-12 лет с учетом условий перехода от ситуации к ситуации, на основе принципов интеграции и ситуационного подхода; выявлению динамических характеристик соревновательной игровой деятельности хоккеистов 11-12 лет, образующих частные игровые условия

и, в совокупности, типовые игровые ситуации; определению структуры ситуационного моделирования, позволяющей разрабатывать ситуационные упражнения и управлять тактико-техническими действиями хоккеистов 11-12 лет в тренировочном процессе и в игре; разработке и обоснованию методики обучения тактико-техническим действиям (игровым ситуациям) хоккеистов 11-12 лет, включающей ситуационное моделирование игровых условий и типовых ситуаций на индивидуальном, групповом и командном уровне согласованности. ВЫВОДЫ

1. Среди особенностей тренировочного процесса хоккеистов 11-12 лет необходимо выделить недостаточное использование ситуационных упражнений для повышения вариативности действий и самостоятельного выбора игроком решения технико-тактических задач. Тренерами при разработке специальных упражнений в редких случаях учитывается структура соревновательной деятельности и отдельных игровых ситуаций, а также связи между ними (переход от ситуации к ситуации), что приводит к ошибкам при реализации действий в экстремальных условиях игры.

2. Изучение тактических ситуаций без учета условий, в которых они реализуются, является малопродуктивным. Спортсмен не сможет антиципировать ситуацию и ее границы, что не позволит в достаточной мере контролировать действия партнеров и соперников и согласовывать действия.

Наличие противоречий между необходимостью описания отдельных характеристик игрового процесса понятием «игровая ситуация» и отсутствием его определения в научно-методической литературе; пониманием, что ситуация имеет постоянное динамическое изменение, и отсутствием знаний, когда и в какой момент происходит ее преобразование; пониманием, что ситуация — это отдельный элемент игры, и отсутствием описания границ и формы таковой свидетельствует об актуальности обозначенной проблемы и побуждает к поиску путей ее решения с учетом особенностей ситуационного подхода.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. Научный журнал. - Харьков. - 2011. - № 3. - С. 53-56.

2. Козин, В. В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В. В. Козин, С. А. Кугаевский, А. В. Зыков // Омский научный вестник. - 2014. - Вып. 2 (126). - С. 183-186.

3. Козин, В. В. Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов / В. В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. - № 2 (Том 3). - 2014 г. - С. 74-83.

4. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие / В. Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.

5. Макаров, Ю. М. Обучение ситуационной технике

BIBLIOGRAPHY

1. Kozin, V.V. Lalakov G.S. (2011) Modeling and algorithmization technical and tactical activities of athletes on the basis of situational decomposition. Fizicheskoevospitaniestudentov. Nauchnyjzhurnal. 3:53-56 (in Russian).

2. Kozin, V.V. Kugaevskij S.A. Zykov A.V. (2014) Methodology situational approach in technical and tactical training athletes game types. Omskijnauchnyjvestnik. 2 (126): 183-186 (in Russian).

3. Kozin, V.V. (2014) Situational composition of technical and tactical training athletes. Naukaisport :sovremennyetendencii. 2 (3):74-83 (in Russian).

4. Korenberg, V.B. (2005) Fundamentals of sports kinesiology. Moscow: Sovetskij sport (in Russian).

5. Makarov, Y.M. Churkin A.A. Ramzaiceva A.A. (2012)

бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов / Ю. М. Макаров, А. А. Чуркин, А. А. Рамзайцева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - №10 (92). - 2012. - С. 104-109.

6. Портных, Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной деятельности / Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №1. - С. 85-88.

7. Шулятьев, В. М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов : автореф. дис.... д-ра пед. наук / В. М. Шулятьев. - Омск, 1997. - 43 с.

8. Яхонтов, Е. Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е. Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.

Education situational technique throws the ball in handball with the use of detailed algorithms. Uchenyezapiskiuniversitetaimeni P.F. Lesgafta. 10 (92):104-109 (in Russian).

6. Portnyh Jul. Fetisova SL (2010) Use of game design in the process of learning the game of competitive activity. Uchenyezapiskiuniversitetaim. P.F. Lesgafta. 1:85-88 (in Russian).

7. Shuljat'ev, V.M. (1997) Theoretical and methodological and organizational basis reserve training qualified volleyball players. avtoref. dis. ... d-raped. nauk (in Russian).

8. Yahontov, E.R. (2006) The theoretical justification for the introduction of scientific and methodological usage of sports concept "situational technique». Sportivnyeigry v fizicheskomvospitanii, rekreaciii-sporte: 242-254 (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зыков Александр Викторович - аспирант кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта».

Козин Вадим Витальевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.