Научная статья на тему 'Использование конструктора «Куборо» в развитии логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи'

Использование конструктора «Куборо» в развитии логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
862
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логическое мышление / инновационные технологии / конструктор «Куборо» / дети с нарушением речи / logical thinking / innovative technologies / designer “Kuboro” / children with speech disorders.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярёмко Екатерина Александровна

В статье рассмотрена взаимосвязь логического мышления и речи. Предложены аспекты использования инновационной технологии конструктора «Куборо», направленные на развитие логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи путем системного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE CUBORO DESIGNER IN THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING AT PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DISABILITY OF SPEECH

The article discusses the relationship of logical thinking and speech. The aspects of using the innovative technology of the Kuboro designer, aimed at the development of logical thinking among preschoolers with a general underdevelopment of speech through a systematic approach, are proposed

Текст научной работы на тему «Использование конструктора «Куборо» в развитии логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 376

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА «КУБОРО» В РАЗВИТИИ

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ярёмко Екатерина Александровна.

г. Новосибирск, МКОУ «Детский сад № 331 комбинированного вида», воспитатель комбинированной группы, eyaremko@mail.ru.

Аннотация. В статье рассмотрена взаимосвязь логического мышления и речи. Предложены аспекты использования инновационной технологии конструктора «Куборо», направленные на развитие логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи путем системного подхода.

Ключевые слова: логическое мышление, инновационные технологии, конструктор «Куборо», дети с нарушением речи.

USING THE CUBORO DESIGNER IN THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING AT PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DISABILITY OF

SPEECH

Yaremko Ekaterina Aleksandrovna.

Novosibirsk, Kindergarten № 331 combined type, the teacher of the combined group, eyaremko@mail.ru.

Abstract. The article discusses the relationship of logical thinking and speech. The aspects of using the innovative technology of the Kuboro designer, aimed at the development of logical thinking among preschoolers with a general underdevelopment of speech through a systematic approach, are proposed.

Key words: logical thinking, innovative technologies, designer "Kuboro", children with speech disorders.

Мы живем в век высоких технологий, и время предъявляет нам и нашим детям все более высокие требования. Основной задачей современного образования является не только передача накопленных человечеством знаний и умений, ценностей, но и развитие способностей к самостоятельному поиску информации, к ее анализу и синтезу.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что необходимо обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от особенностей и возможностей здоровья. Учитывая индивидуальные особенности, интересы детей, у педагога возникает необходимость поиска новых способов и актуальных средств развития логических приемов умственных действий [5].

Современным педагогам в помощь приходят инновационные образовательные технологии, такие как игровая система-конструктор «Куборо» (СиЬого). «Куборо», как новая технология, вошла в образование совсем недавно и на сегодняшний день является официальной на территории Российской Федерации.

В 1976 году конструктор Cuboro был разработан Берне Маттиасом Эттером, как пособие для работы с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья и представлял собой трехмерный пазл из кубиков с желобами и тоннелями. Долгие годы работы над улучшением качества и функциональности конструктора, дали свои плоды.

На сегодняшний день «Куборо» - это деревянный конструктор, который изготавливается из древесины бука по экологическим стандартам, состоящий из симметрично дополняющих друг друга кубических элементов в 5 см с отверстиями в виде прямых или изогнутых желобов и тоннелей, из которых возможно построить дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. Путем соединения и составления этих элементов можно получить конструкцию дорожек-лабиринтов различных форм. При правильно выстроенной конструкции, шарики за счет своей кинетической энергии могут катиться по выстроенному пути очень долго.

Образовательная система Cuboro знакомит детей с основами конструирования и моделирования, развивает творческое, логическое инженерное мышление; тренирует пространственное воображение, учит согласованно работать в команде, коллективе. Основными задачами этой методики является развитие памяти, пространственного мышления, смекалки, воображения, творческих и математических навыков. Также конструктор хорошо подходит для занятий по тактильным ощущениям, отлично развивают моторику рук, является прекрасной основой в работе с детьми, имеющими проблемы со структурированным подходом, которым трудно заниматься в группах и требующими помощи в социальной адаптации.

Команда может состоять из разных возрастных групп (старшая и подготовительная). Опытные игроки могут давать инструкции, подсказки. В зависимости от возраста ребенка конструктор «Куборо» может удовлетворять различным запросам: для игры и одновременно для удовольствия, использоваться для спонтанного построения и апробирования, как обучающее упражнение для геометрического планирования, как средство для создания функциональных скульптур.

В целом, сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес. Наличие многофункциональных элементов (на разных уровнях или в разных направлениях) позволяет создавать две и более пересекающиеся дорожек-лабиринтов, что делает и игру, и ее планирование (в т. ч. с несколькими участниками) интереснее. В результате, благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования «Куборо» позволяет решать неограниченное количество задач разной степени сложности, способствовать развитию когнитивных способностей, оперативного и логического мышления,

памяти и концентрации. Дети осваивают практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. В тоже время необходимо учитывать, что построение из кубиков требует аккуратности и терпения, к набору надо привыкать, часто тренироваться для закрепления приобретенных навыков.

Для знакомства с данной технологией, изначально можно предложить детям известные им игры с включением имеющегося традиционного конструктора: «Чего не стало», «Третий лишний», «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди похожее» и т.п. Освоив игры подготовительного этапа, направленные на узнавание кубиков, дети в дальнейшем уже смогут складывать конструкции по образцу, создавать плоскостные или объемные лабиринты. При систематической работе дети постепенно начнут замечать, что правильное сочетание кубиков делает фигуру интересней, а с накоплением опыта, у них возникнет потребность визуализировать свои творческие идеи.

Конструирование из конструктора «Куборо» полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Особо хочется отметить возможности данной технологии в раскрытии потенциала одаренных детей. Но главным преимуществом конструктора «Куборо» остается проявление большого желания у детей играть конструктором.

Дошкольники с общим недоразвитием речи представляют достаточно своеобразную группу. Они не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, отмечено отставание в формировании тех или иных психических процессов (внимания, памяти, воображения, ощущений, восприятия, мышления). Поскольку речь и мышление имеют тесную взаимосвязь, следовательно, логическое мышление у детей с нарушением речи ниже нормы. По мнению Н.И. Жинкина, «задержка одного из компонентов (мышления или речи) у ребенка может вызвать задержку всего развития или даже его остановку» [1].

Такие дети испытывают трудности при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов), операций со словами, их суждения бедны, отрывочны и зачастую не имеют вывода. Изучая и анализируя особенности интеллектуальной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи, Т.Б. Филичева и Г.А. Чиркина подчеркивают: «Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, что является следствием неполноценной речевой деятельности» [3, с. 32].

Чтобы дети не испытывали трудности при обучении в школе, необходимо уже в дошкольном возрасте активно развивать логическое мышление. Игры и упражнения должны быть направлены на владение логическими приемами мыслительной деятельности, умениями понимать и анализировать причинно-

следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения, систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, функции обобщения и способности к абстракции [2].

В процессе активной деятельности использования конструктора «Куборо» выстраивается коррекционная работа по преодолению трудностей развития логического мышления у детей с недоразвитием речи. Примерные этапы работы:

1. Разработать определенную логическую структуру работы с детьми.

2. Составить картотеку игр.

3. Ознакомить родителей с новой методикой.

Дети должны выучить и закрепить номера кубиков. По мере освоения, вводить новый кубик. Этому поможет дидактическая игра «Найти кубикам пару». Дальнейшая работа строится и направлена на освоение простейших фигур по схеме. Дети выполняют умственные задания: «Построй лабиринт из (определенного) количества кубиков». Идет освоение двухуровневой конструкции. Используя кубики с тоннелями внутри, можно построить трёхмерные конструкции, предлагая детям коллективные задания типа: «Соберите кубики в коробку в определённом порядке», «Наведем порядок сами». После освоения горизонтальной плоскости, можно осваивать вертикальное, более сложное построение.

Проведение соревнования или мини-эстаферы по заданиям позволит определить оценку уровня знаний детей: «Найти кубик по схеме», «Найти такой же кубик, при этом кубик изучается тактильно», «Построить простейшую плоскостную фигуру по схеме», «Построить лабиринт из желобов на координатной сетке, где заданы начало и конец лабиринта», «Построить самый длинный лабиринт».

Для родителей проводятся мастер-классы, Дни открытых дверей, знакомят с принципами работы и с задачами, которые решает данная технология, на развитие каких навыков направлена работа с кубиками. В конце мастер-класса можно предложить детям вместе с родителями выполнить задание по карточкам. Деятельность выстраивается таким образом, что в итоге помощниками являются не родители, а как раз наоборот дети для своих родителей.

На первом этапе дети действуют только по готовому образцу или наглядной схеме. Позднее вводится словесная инструкция, используются некоторые критерии языкового, символического уровня.

За время систематической, планомерной работы дети могут достигнуть определенных положительных результатов: уметь по описанию находить заданный кубик; строить плоскостные фигуры, вертикальные башни по заданным схемам с использованием правильных кубиков; проявлять усидчивость, произвольное внимание, логическое мышление.

Таким образом, на сегодняшний день конструктор «Куборо» - это не просто игра, но и образовательный, научный и терапевтический инструмент, используемый для разнообразного развития и лечения детей, с помощью которого ребенок развивается, проявляет все свои достоинства. Игры с «Куборо» не только помогают сплотить коллектив, родителей и детей в группе, а также выступают в роли отменного обучающего пособия для развития важнейших когнитивных

навыков у ребенка. Благодаря своим интегративным возможностям конструктор «Куборо» позволяет решать неограниченное количество задач, которые стоят перед дошкольными учреждениями.

Библиографический список:

1. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.twirpx.com/file/402468/ (дата обращения: 10.05.2019).

2. Одинокова Н.А., Данекина Е.А. Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г.С. Чесноковой. - Новосибирск: НГПУ, 2014. - С. 148-150.

3. Основы специальной психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996. - 496 с.

4. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр. [Электронный ресурс]. - URL: http://educontest.net/ru/2737798/развитие-логического-мышления-у-детей-12/ (дата обращения: 01.06.2019).

5. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС [Электронный ресурс]. - URL: http://fgos.ru (дата обращения: 10.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.