Научная статья на тему 'Развитие словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ'

Развитие словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2908
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / МЫШЛЕНИЕ / СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ / JUNIOR SCHOOL AGE / A CLASS FOR CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS / THINKING / VERBAL-LOGICAL THINKING / GAMES AND EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филютина Т.Н., Выжлакова К.Е., Миронова Н.А., Харина К.С., Федорова Н.С.

В статье раскрываются методы и средства развития словесно-логического мышления у детей в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделено коррекционно-педагогическому воздействию в семье. Дети, которые сталкиваются в начальных классах с мыслительной нагрузкой испытывают трудности в формулировании правил по русскому языку в составлении грамматически правильных предложений, еще сложнее им дается объяснение математических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филютина Т.Н., Выжлакова К.Е., Миронова Н.А., Харина К.С., Федорова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of verbal-logical thinking in primary school children with disabilities

The article reveals the methods and means of development of verbal-logical thinking in children in primary school age. Particular attention is paid to correctional and pedagogical effects in the family. Children who collide in the primary classes with a mental load experience difficulties in formulating rules on the Russian language in compiling grammatically correct sentences, even more difficult is the explanation of mathematical problems

Текст научной работы на тему «Развитие словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

19. Myasischev V.M. Psihologiya otnoshenij [Psychology of relations]. Bodalev A.A (ed.). Moscow: Publ. In-t prakt. psihol. ; Voronezh: Publ. MODEK, 1995. 356 p.

20. Nemov R.S. Psihologicheskoe konsultirovanie [Psychological counseling]. Moscow: Yurajt, 2013. 576 p.

21. Obozov N.N. Mezhlichnostnye otnosheniya [Interpersonal relations]. Leningrad, LGU, 1979. 150 p.

22. Panov V.I., Kapcov A.V. Vzaimosvyaz mezhlichnostnyh otnoshenij i ekopsihologicheskih tipov vzaimodejstviya [Interrelation of interpersonal relations and ecopsychological types of interaction]. Izvestiya

Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2012, t. 14, no. 2-5.

23. Rajs F. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and adolescence]. SaintPetersburg: Piter, 2000. 624 p.

24. Remshmidt H. Podrostkovyj i yunosheskij vozrast: problemy stanovleniya lichnosti [Teenage and adolescent age: problems of personality formation]. Moscow: Mir, 1994. 320 p.

25. Rozhdestvenskaya N.A. Mezhlichnostnoe poznanie [Interpersonal cognition]. Psihologiya obscheniya: encikl. slov. [Psychology of communication]. Bodalev A.A. (ed.). Moscow: Kogito-Centr, 2014, pp. 185-186.

26. Semenaka S.I. Socialno-psihologicheskaya adaptaciya rebenka v obschestve. Korrekcionno-razvivayuschie zanyatiya [Social psychological adaptation of the child in society. Correction and development classes]. Andronova A.M. (ed.). Moscow: ARKTI, 2014. 72 p.

27. Hell L., Zigler D. Teorii lichnosti (osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie) [Theories of personality (basic provisions, research and applications]. SaintPetersburg: Piter Kom, 1998. 608 p.

28. Shkuratova I.P. Samovyrazhenie lichnosti v obschenii [Self-expression in communication]. Psihologiya lichnosti: ucheb. posobie [Psychology of personality]. Ermakov P.N. (eds.). Moscow: EKSMO, 2007, pp. 241265.

29. Shumilin E.A. Psihologicheskaya harakteristika lichnosti starsheklassnika [Psychological characteristics of a senior high school student]. Konsultativnaya psihologiya i psihoterapiya [Consultative psychology and psychotherapy], 2012, no. 1, pp. 72-79.

30. Erikson E. Identichnost: yunost i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Flinta, 2006. 342 p.

31. Damon W. Patterns of change in children's social reasoning: a two year longitudinal study. Child Development, 1980, no. 51, pp. 1010-1017.

32. Hoffman M.L. Affective and cognitive processes in moral internalization. Social Cognition and Social Behavior: Developmental Perspectives. In Higgins, Rubl & Hartup (eds.). New York: Cambrige University Press, 1983.

33. In N. Singh (eds.). International perspectives on child & adolescent mental healthSydney. Elsevier, 2011. 448 p.

34. Selman R.L. The relation of role-taking to the development of moral judgment in children. Child Development, 1971, no. 42, pp. 79-92.

35. Staub E. The Development of Prosocial Behavior. Vol. 1. New York: Academic Press, 1979.

УДК 376.1-058.264

Т.Н. Филютина,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и

специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия К.Е. Выжлакова, Н.А. Миронова, К.С. Харина, Н.С. Федорова,

студенты профиля «Специальная психология»

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Развитие словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В статье раскрываются методы и средства развития словесно-логического мышления у детей в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделено коррекционно-педагогическому воздействию в семье. Дети, которые сталкиваются в начальных классах с мыслительной нагрузкой испытывают трудности в формулировании правил по русскому языку в составлении грамматически правильных предложений, еще сложнее им дается объяснение математических задач.

Младший школьный возраст, класс для детей с тяжелыми нарушениями речи, мышление, словесно-логическое мышление, игры и упражнения.

ТЖ. Filyutina

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Correctional

Pedagogy and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia К.Е. Vyzhlakova, Ж.А. Mironova, KS. Harina, N.S. Fedorova,

Students of the specialty «Special Psychology» Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

Development of verbal-logical thinking in primary school children with disabilities

The article reveals the methods and means of development of verbal-logical thinking in children in primary school age. Particular attention is paid to correctional and pedagogical effects in the family. Children who collide in the primary classes with a mental load experience difficulties in formulating rules on the Russian language in compiling grammatically correct sentences, even more difficult is the explanation of mathematical problems.

Keywords: Junior school age, a class for children with severe speech disorders, thinking, verbal-logical thinking, games and exercises.

Вопрос о развитии словесно-логического мышления в младших классах стоит в настоящее время очень остро. Среди значительных исследований в развитии мышления можно выделить следующих авторов Л.С. Выготский [2]., С.Л. Рубинштейн [8]., А.Н. Леонтьев [6]., Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов [10] и др. Авторами изучались такие направления, как операционные структуры, где важное место занимали мыслительные операции, структуры и механизмы логического мышления, а так же протекание и обусловленность процессов словесно-логического мышления.

Мышление - высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира. У младших школьников можно выделить следующие формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В словаре П.С. Гуревича словесно - логическое мышление определяется как «вид мышления человека, при котором основным средством решения задач являются логические рассуждения, а материалом - понятия и словесные абстракции» [7, 613].

Таблица 1

Конкретизация мыслительных операции соответственно видам мышления

Вид мышления Операции

Наглядно-действенное (конкретное) Оперирует простыми практическими представлениями, понятиями из повседневной жизни.

Наглядно-образное Оперирует чувственными внутренними образами.

Абстрактно-логическое Оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями, характерными для создания сложных рационалистических логических систем.

Словесно-логическое мышление - один из видов логического мышления, для которого характерно использование понятий, логических конструкции [11]. Этот вид мышления включает в себя умение мыслить логически, грамотное владение языком, речью. Часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, испытывает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Распространённой причиной такого положения является недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:

• поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

• затруднение в обобщении информации;

• неумение планировать;

• неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

• трудности в составлении плана логической операции, её хода и результата [13].

Чем раньше начать развивать логическое мышление (ощущения, восприятия), тем выше уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников и младших школьников в условиях речевой патологии [1].

Ранее развитие логического мышления возможно начать в семье. Существует большое количество разных игр и упражнений для развития операций мышления таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция. Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к успешному обучению в школе [9].

В младшем школьном возрасте, по мнению Гониной О.О., Лариной Э.В. развиваются все компоненты словесно-логического мышления:

• умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;

• умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

• умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

• умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

Авторы определяют три последовательных этапа в процессе развития

логического мышления школьников:

• формирование знаний;

• формирование операций логического мышления;

• формирование связывающих их когнитивных действий

[3,4,5].

Опираясь на данные теоретические подходы мы разработали интерактивный сценарий родительского собрания по развитию словесно-логического мышления, который реализовали в детско-родительской группе 1-го речевого класса ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 11».

«Сценарий проведения родительского собрания»

Цель: информировать родителей о важности, средствах и методах развития словесно-логического мышления у детей и мотивировать к родительско-детскому взаимодействию.

Задачи:

1. Включить родителей и детей в процесс решения логических задач разного вида;

2. Во время решения логических задач поддерживать положительные эмоции;

3. Ход собрания.

Ведущие собрания: студенты ФГБОУ ВО «Шадринского государственного педагогического университета», факультет коррекционной педагогики и психологии, Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии (4 человека): Выжлакова Ксения, Миронова Надежда, Харина Ксения, Федорова Надежда.

1-й ведущий: «Здравствуйте уважаемые родители, учащиеся, педагоги. Тема сегодняшнего родительского собрания: «Развитие словесно-логического мышления у учащихся младших классов».

Далее 1-й ведущий информирует родителей кратко о том, что такое логическое мышление? Логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором человек использует логические конструкции и рассуждения, на основе которых в итоге строятся определенные выводы.

У дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью основывается на ощущении, восприятии и представлениях ребенка, а только потом наглядно-образное постепенно сменяется на словесно-логическое. Если словесно-логическое мышление не развито, то у ребенка может быть страх выступления на сцене (страх того, что не получится грамотно донести свои мысли).

1-й ведущий: «А теперь, мы перейдем к практическим занятиям, мы будем решать логические задачи». 2-й ведущий на основе мультимедийной презентации проводит дидактические игры: «Как это можно использовать?», «Что произойдёт?».

Инструкция: придумайте и назовите как можно больше вариантов использования этих предметов [15]:

«Что произойдёт?»

Придумайте и расскажите, что произойдёт, если встретятся эти герои?

Первая пара:

Вторая пара:

3 ведущий проводит подвижные игры: «Кошки-мышки», «Чародей». Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимательное отношение к товарищам.

Правила:

1) Все участники встают в круг и считалкой выбирают кошку и мышку.

2) «Кошке» и «Мышке» нельзя начинать двигаться до окончания чтения стихотворения.

3) «Мышка» может выбегать из норки и возвращаться в неё только через воротики.

4) Перед кошкой воротики закрываются. Она ловит мышку за границами круга. Считалка перед началом игры:

Собирайтесь в круг, детишки, Поиграем в «Кошки- мышки» Посчитаем: Раз. Два. Три. Ловкой мышкой будешь ты. Посчитав ещё немножко, Мы узнаем кто здесь кошка. После трёх - четыре, пять. Тебе мышку догонять...

Ход игры: Считалкой выбираются «кошка» и «мышка». Дети, взявшись за руки, образуют круг (норка мышки). «Мышка» встаёт в центр круга, «кошка» за кругом. Кубик или другой небольшой предмет «кусок сыра» помещается на некотором расстоянии от круга, с противоположной от «кошки» стороны. Дети идут по кругу, произнося слова:

Мышка в норке живёт, Её кошка стережет. Мышка, мышка, берегись! Кошке, ты, не попадись! Быстро сыр хватай И от кошки убегай.

По окончании стихотворения, дети , стоящие напротив «сыра» поднимают руки вверх, образуя выход из норки. «Мышка» выбегает , берёт «сыр» и пытается убежать с ним в норку. «Кошка» старается поймать «мышку». Затем выбирается следующая пара: Посчитаем: раз, два, три, Ловкой мышкой будешь ты. После трёх - четыре, пять, Тебе мышку догонять.

Чародей

Цель игры: развить у детей быстроту реакции, ловкость, воспитывать чувство товарищества.

Ход игры. В игре принимают участие 6 человек (родители и дети). Считалкой определяется водящий - «чародей».

Правила:

1) Игроки разбегаются по площадке. Игрок должен замереть на месте, когда Чародей его коснется.

2) Чародей должен догонять играющих. Догнав кого-нибудь из них, чародей осаливает его.

3) Чтобы «расколдовать» игрока, кто-то другой из играющих должен подобраться к нему и, в свою очередь, коснуться его рукой. После этого игрок считается «расколдованным» и снова может убегать от чародея вместе с остальными.

4) Игрок, которого во время игры заколдовали три раза, становится «чародеем».

1-й ведущий. Решение задач на сравнение предметов по форме, размеру, цвету и количеству. Подгруппам «родитель-ребенок» раздаются картинки и формулируются задания [12] .

Примеры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Найди 3 отличия

2) Нади 5 отличий

3) Сравнение Сравнение групп предметов

# ® Ш ф ^ Ъ ш

Во всех заданиях родители и дети выполняли его, обсуждали и формулировали правильный ответ.

4 ведущий: Физкультминутка «Наши ручки».

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора! [11].

1 ведущий.

Для родителей были подготовлены и розданы памятки «Как развивать с помощью игр словесно-логическое мышление в младшем школьном возрасте?». В

памятке содержались логические задачи, игры и упражнения для развития мышления и речи в семье.

Логические задачи:

1) Все ученики 5 «А» класса - спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша - спортсмен. Саша - не спортсмен.

2) Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга - это река. С какой буквы пишется это слово?

3) Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ: а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.

б) Серёжа - хоккеист.

в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.

г) Серёжа не хоккеист.

4) Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы.

5) Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з.

6) Докажите, что лошадь - млекопитающее животное [12].

Словесно-логическое или, вербально-логическое мышление - это вид

логического мышления, который главным образом характеризуется использованием речевых конструкций. Этот вид логического мышления предполагает не только умение логически мыслить, но и грамотное владение своим языком, своей речью [13].

«Зашифрованное слово»

Игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) — по первому слогу;

Пуговица, молоток, лава (голова) — по второму слогу;

Колесо, село, панама (солома) — по последнему слогу;

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) — найти самим спрятанное слово.

Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы.

«Составь цепочку»

Игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.

Даются два слова.

Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

Например: лес -— пирог; доска — синица.

Ответы: лес — земляника — начинка — пирог;

доска — кормушка — семечки — синица.

Упражнение № 1.

1. Расшифруй слова и скажи, какое слово лишнее:

слут, шафк, жоакл, къварто, слто.

2. Расшифруй слова и скажи, каким образом их можно объединить:

пикат, тфиул, биитнок, гаопис.

Упражнение № 2. «Слова-близнецы».

Какое слово обозначает то же самое:

- родник и то, чем открывают дверь;

- причёску у девочки и инструмент для срезания травы и т.д.

Упражнение № 3.«Поиск общих свойств».

Упражнение учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов.

Даются два слова, мало связанных между собой.

Задание. Назвать как можно больше общих признаков для этих предметов.

Например: шкаф и лодка — сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вместимость... [14].

Загадки-обманкиБелым снегом всё одето -Значит, наступает ... ОТВЕТ: зима

1) Ночью каждое оконце Слабо освещает ... ОТВЕТ: луна

2) Друг зверей и друг детей Добрый доктор ... ОТВЕТ: айболит

3) Кукарекает спросонок Милый, добрый ... ОТВЕТ: петух

4) Высокий, длинноногий, Летать ему не лень -На крыше из соломы Устроился ... ОТВЕТ: аист

5) Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте ...

ОТВЕТ

6) Чик-чирик! Чик-чирик! -Кто поднял веселый крик? Эту птицу не пугай! Расшумелся ...

ОТВЕТ: воробей

7) Под деревом четыре льва, Один ушёл, осталось ... ОТВЕТ: 3

Рекомендации по развитию мышления и речи

1. Общаться с детьми на их возрастном уровне

2. Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.

3. Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.

4. Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление,

5. воображение, речь.

6. Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.

7. Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - Обнинск : Принтер, 1993. - 20 с.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.

3. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст] / О.О. Гонина. - М. : ФЛИНТА, 2015. - 271 с.

4. Гончаров, В.С. Мастер интеллекта [Текст] : прогр. развивающего тренинга для подростков и старшеклассников / В.С. Гончаров. - Курган : ИПКиПРО, 2002. - 18 с.

5. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Э.В. Ларина. - М., 2002. - 22 с.

6. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд.,испр. - М. : Смысл, 2003. - 488 с.

7. Психологический словарь [Текст] / под общей науч. ред. П.С. Гуревича. - М. : ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

8. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - 147 с.

9. Сергеева, Е.С. Проблемы изучения словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Е.С. Сергеева // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2015. - Т. 10. -С. 46-50. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95053.htm. - 22.04.2018.

10. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления у детей [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. - Ярославль : Гринго, 1995. - 235 с.

11. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь ; под общ.ред. В.Б. Шапаря. - 3-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007 - 806 с.

12. Словесно-логическое мышление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kak-bog.ru/slovesno-logicheskoe-myshlenie. - 20.04.2018.

13. Плишкина, Н.Н. Рекомендации для родителей детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] /

H.Н. Плишкина // Наша сеть : социал. сеть работников образования. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/06/04/rekomendatsii-dlya-roditeley-rebenka-s. - 29.04.2018.

14. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zodorov.ru/osnovi-specialenoj-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-sred-ped.html?page= 15. - 27.04.2018.

15. Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eduriver.ru/dionums-303-2.html. - 28.04.2018.

REFERENCES

I. Akimova M.K., Kozlova V.T. Uprazhneniya po razvitiyu myslitelnyh navykov mladshih shkolnikov [Exercises to develop the mental skills of junior schoolchildren]. Obninsk: Printer, 1993. 20 p.

2. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech [Thinking and Speech]. 5-e izd., ispr. Moscow: Labirint, 1999. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gonina O.O. Psihologiya mladshego shkolnogo vozrasta [Psychology of primary school age]. Moscow: FLINTA, 2015. 271 p.

4. Goncharov V.S. Master intellekta: progr. razvivayuschego treninga dlya podrostkov i starsheklassnikov [Master of Intellect]. Kurgan: IPKiPRO, 2002. 18 p.

5. Larina E.V. Osobennosti razvitiya myshleniya u mladshih shkolnikov v razlichnyh usloviyah obucheniya. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Features of the development of thinking in younger schoolchildren in various learning environments. Ph. D. (Psychology) Thesis]. Moscow, 2002. 22 p.

6. Leontev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. 2-e izd.,ispr. Moscow: Smysl, 2003. 488 p.

7. In Gurevicha P.S. (ed.). Psihologicheskij slovar [Psychological dictionary]. Moscow: OLMA Media Grupp, OLMA PRESS Obrazovanie, 2007. 800 p.

8. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putyah ego issledovaniya [On thinking and the ways of its investigation]. Moscow: Publ. Akad. nauk SSSR, 1958. 147 p.

9. Sergeeva E.S. Problemy izucheniya slovesno-logicheskogo myshleniya detej mladshego shkolnogo vozrasta [Elektronnyi resurs] [Problems of studying the verbal-logical thinking of children of primary school age]. Koncept: nauch.-metod. elektron. zhurn. [Concept], 2015, Vol. 10, pp. 46-50. URL: http://e-koncept.ru/2015/95053.htm (Accessed 22.04.2018).

10. Tihomirova L.F., Basov A.V. Razvitie logicheskogo myshleniya u detej [Development of logical thinking in children]. Yaroslavl: Gringo, 1995. 235 p.

11. SHapar V.B., Rossoha V.E., SHapar O.V. Novejshij psihologicheskij slovar [The newest psychological dictionary]. SHaparya V.B. (ed.). 3-e izd. Rostov-on-don: Feniks, 2007. 806 p.

12. Slovesno-logicheskoe myshlenie [Elektronnyi resurs] [Word-logical thinking]. URL: http://kak-bog.ru/slovesno-logicheskoe-myshlenie (Accessed 20.04.2018).

13. Plishkina N.N. Rekomendacii dlya roditelej detej s narusheniyami sluha [Elektronnyi resurs] [Recommendations for Parents of Children with Hearing Impairment]. Nasha set: social. set rabotnikov obrazovaniya [Our Network]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/06/04/rekomendatsii-dlya-roditeley-rebenka-s (Accessed 29.04.2018).

14. Psihologicheskaya diagnostika i korrekciya pri narusheniyah sluhovoj funkcii u detej [Elektronnyi resurs] [Psychological diagnostics and correction of hearing impairment in children]. URL: http://zodorov.ru/osnovi-specialenoj -psihologii-ucheb -posobie-dlya-stud-sred-ped. html?page=15 (Accessed 27.04.2018).

15. Psihologo-pedagogicheskie rekomendacii roditelyam po vospitaniyu detej s narusheniem sluha v seme [Elektronnyi resurs] [Psychological and pedagogical recommendations to parents on the education of children with hearing impairment in the family]. URL: http://www.eduriver.ru/dionums-303-2.html (Accessed 28.04.2018).

УДК 159.922.7

Е.А. Шерешкова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и

педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия elenashereshkova@m ail.ru М.Г. Курочкина,

студентка факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия m_kurochkina@mail.ru

Психологические механизмы формирования позитивного самоотношения в подростковом возрасте

В статье представлен анализ психологических механизмов формирования позитивного самоотношения у подростков. Авторами проведено эмпирическое исследование типов самоотношения и внедрена программа формирования позитивного самоотношения через реализацию психологических механизмов.

Самосознание, самоотношение подростков, позитивное самоотношение, психологические механизмы формирования позитивного самоотношения.

Е.А. Shereshkova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia elenashereshkova@m ail.ru M.G. Kurochkina,

Student of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.