Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении в Финляндии'

Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1081
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / EDUCATIONAL SYSTEM OF FINLAND / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анттила Катри

Введение. Сегодня в образовательной системе Финляндии с введением нового учебного плана информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью обучения школьников. В данной статье автор анализирует современную ситуацию применения информационных и коммуникационных технологий в образовательной системе Финляндии. Методология. Методологическую основу работы составляют идеи системно-деятельностного и праксиологического подходов. Результаты. В обозначенной работе автор предлагает конкретные примеры реализации стратегии по обучающим технологиям. Автор выделяет особенности применения мультимедийных технологий в процессе обучения школьников. Заключение. Сегодня в образовательной системе Финляндии осуществляется важный переходный период в области применения обучающих технологий, который необходимо рассматривать как интегративную часть всего школьного курса, способствующую проявлению активности и инициативности обучающихся, расширению возможностей обучения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION IN FINLAND

Introduction. Present day, in the educational system of Finland information and communication technologies have become an integral part of the school education with the introduction of a new curriculum. In the article the author analyzes the current situation of information and communication technologies using in the educational system of Finland. Materials and Methods. The methodological basis of the work is the ideas of the system-activity and praxeological approaches. Results. In this work the author offers concrete examples of implementation of the strategy on teaching technologies. The author highlights the peculiarities of using multimedia technologies in the process of teaching schoolchildren. Conclusions. Currently, the educational system in Finland has an important transition period in the field of teaching technologies application, which must be considered as an integrative part of the entire school curriculum, promoting the activity and initiative of students and broadening the learning opportunities in general.

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении в Финляндии»

i международный фестиваль идей

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА: ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

FIRST INTERNATIONAL IDEAS FESTIVAL "REALIZATION Of EDuCATIONAL TECHNOLOGIES OF THE ACTIVITY TYPE: TASKS, APPROACHES, PERSPECTIVES"

УДК/uDC 371.3:004(480) К. Анттила

K. Anttila

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ В ФИНЛЯНДИИ

using of information and communication technologies

IN education IN FINLAND

Введение. Сегодня в образовательной системе Финляндии с введением нового учебного плана информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью обучения школьников. В данной статье автор анализирует современную ситуацию применения информационных и коммуникационных технологий в образовательной системе Финляндии.

Методология. Методологическую основу работы составляют идеи системно-деятельност-ного и праксиологического подходов.

Результаты. В обозначенной работе автор предлагает конкретные примеры реализации стратегии по обучающим технологиям. Автор выделяет особенности применения мультимедийных технологий в процессе обучения школьников.

Заключение. Сегодня в образовательной системе Финляндии осуществляется важный переходный период в области применения обучающих технологий, который необходимо рассматривать как интегративную часть всего школьного курса, способствующую проявлению активности и инициативности обучающихся, расширению возможностей обучения в целом.

Introduction. Present day, in the educational system of Finland information and communication technologies have become an integral part of the school education with the introduction of a new curriculum. In the article the author analyzes the current situation of information and communication technologies using in the educational system of Finland.

Materials and Methods. The methodological basis of the work is the ideas of the system-activity and praxeological approaches.

Results. In this work the author offers concrete examples of implementation of the strategy on teaching technologies. The author highlights the peculiarities of using multimedia technologies in the process of teaching schoolchildren.

I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»

Conclusions. Currently, the educational system in Finland has an important transition period in the field of teaching technologies application, which must be considered as an integrative part of the entire school curriculum, promoting the activity and initiative of students and broadening the learning opportunities in general.

Ключевые слова: система образования Финляндии, обучающие технологии, мультимедийные проекты.

Keywords: educational system of Finland, educational technologies, multimedia projects.

За прошедшие годы в образовательную систему Финляндии ввели много обучающих технологий [1-3]. В этом учебному году с введением нового учебного плана новые образовательные технологии стали неотъемлемой частью обучения. Помимо обычных компьютеров школы приобрели различные мобильные устройства, в частности «Айпад». Существенные преимущества последних — это долговременный срок службы батареи, компактность, мобильность, наличие камеры, микрофона. Мультимедийные технологии в обучении стремятся интегрировать и в обычные уроки. В Финляндии нет больше отдельных уроков информатики. Выпускные экзамены в гимназии также были переведены в электронный формат.

В школе Восточной Финляндии принята следующая стратегия по обучающим технологиям:

1. По всей школе действует быстрый беспроводной Интернет. Каждая учебная аудитория оснащена компьютером, интерактивным проектором, установками звукового оборудования, документ-камерой. В дополнение к этому можно пользоваться беспроводным Apple TV через проектор. Аудиовизуальное оснащение учебных аудиторий позволяет легко показывать любые рабочие презентации.

2. Младшие школьники (группа дошкольников и ученики 1-3-го классов) могут пользоваться «Айпадами», которые находятся в общем доступе. Целью является знакомство с возможностями информационных технологий и создание своих небольших проектов: презентаций, фильмов и т. д. Для достижения цели требуется соблюдение определенных правил пользования, трудностью которых является сохранение личных работ. Выгодность состоит в экономической эффективности.

3. Обучающиеся 4-6-го классов получают в пользование собственные «Айпады», которые становятся наряду с другим оборудованием частью учебного процесса. Обучение происходит через проектную деятельность (видео, книги, презентации, анимация), в которой ученик сам готовит материал, тем самым расширяет свои знания и понимание через собственную заинтересованность. В дополнение к этому с помощью электронных устройств можно использовать другие обучающие платформы и облачные сервисы. Всестороннее и творческое применение учеником известных ему электронных устройств и многих приложений — главная цель обучения.

4. Обучающиеся 7-8-го классов используют в школе свои мобильные устройства, телефоны, другими словами, взят на вооружение BYOD — bring your own device. Группы могут заниматься в школьной медиатеке, в которой есть возможность создавать разные проекты (например, дипломные работы). Основной идеей является создание функциональной целостности для работы через использование своих мобильных устройств, облачных серверов, школьных компьютеров. Также целью является научить обучающихся работать в различных операционных системах (Android, Windows, IOS).

5. В гимназии перешли на электронный вид экзаменов.

Что технологии приносят в процесс обучения?

1. Обучение переходит в процесс/проект. Ученик становится активным и инициативным создателем своего проекта.

2. Мультимедийные проекты могут быть частью языковых или других гуманитарных школьных предметов. Например, на уроках истории можно через подготовку информационного выпуска новостей познакомиться с тем или иным историческим периодом. Смысл заключен в том, что процесс подготовки материала — это инструмент обучения.

3. Учебная аудитория не является больше закрытым местом. Благодаря выходу в Интернет, мы имеем безграничные возможности расширить обучение.

4. Мультимедийные книги, электронные материалы более многогранны по сравнению с бумажными традиционными книгами. Такие мультимедийные книги содержат видео, звук, их можно прослушивать, они обновляются и т. д.

152

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (27) 2017

Литература

1. Братчикова Н. С. Инновационные процессы в системе образования Финлядии //Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 8 (668). С. 135-141.

2. Радченко А. Инновационная система Финляндии [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. 2001. № 1 (16). URL: http://Www.minec.nu/2011-01/innovacionnaya-sistema-finlyandii (дата обращения: 09.04.2017).

3. Лавонен Я. Как в Финляндии стимулируют использование информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. URL : http://Www.helsinki.fi/okl/ (дата обращения: 11.02.2017).

References

1. Bnatchikova N. S. I Innovative processes in the education system of Finland. Bulletin of the Moscow State Linguistic University [Vestnik Moskovskogo gosudanstvennogo lingvisticheskogo universiteta.]. 2013. № 8 (668). P. 135-141. (In Russian).

2. Radchenko A. Innovation system of Finland //World and national economy [Minovoe i nacionalnoe hozyaystvo.]. 2001. № 1 (16). Available at: http:/,www.minec.nu/2011-01/innovacionnaya-sistema-finlyandii. (accessed 09.04.2017). (In Russian).

3. Lavonen Ya. How they stimulate the use of information and communication technologies in education in Finland [Kak v Finljandii stimulinujut ispol'zovanie infonmacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obnazovanii]. Available at: http://www.helsinki.fi/okl/. (accessed 11.02.2017). (In Russian).

УДК/uDC 371.124:51 Г. А. Афанасьева, Е. В. Карелина

G. Afanaseva, E. Karelina

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

THE uSING OF INFORMATION AND communication TECHNOLOGIES (ICT) in the educational work of maths teacher

Введение. Готовность самостоятельно организовывать и осуществлять научно-педагогический поиск, получать и использовать в своей практической деятельности новые знания, а также информационные технологии на различных этапах уроков математики должна стать отличительной особенностью современного, творчески работающего учителя.

Цель статьи — привлечь внимание к актуализировавшейся проблеме развития ИКТ-компетентности школьника для поддержания мотивации обучающихся, развития успешной деятельности, стимулирования активности в урочное и внеурочное время.

Методология. Исходя из понимания качества образования, за методологическую основу авторы статьи приняли идею системного профессионального самообразования, позволяющую педагогу применять современные образовательные технологии.

Результаты. Доказано, что сформированная компетентность педагога в области использования информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества образования, служит основой для формирования ИКТ-компетентности у учеников, повышению уровня их будущей профессиональной подготовки. Исследовано содержание профессионального стандарта педагога с позиции применения им современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы; владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Заключение. Основными средствами труда педагога являются: он сам как носитель предметной и общекультурной информации, жизненного опыта, личностных качеств; педагогический инструментарий в виде методов, технологий, которыми он владеет; а также внешние ресурсы, которые педагог может освоить и использовать в своей педагогической деятельности. Показано, что применение информационных технологий ведет к интенсификации процесса обучения, позволяет сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Introduction. The readiness to organize independently and carry out the scientific and pedagogical search, to use new knowledge in its practical activities, as well as information technologies at various stages of Maths lessons, should become a distinctive feature of a modern, creative teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.