Научная статья на тему 'Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики'

Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ICT-COMPETENCE / ICT-TECHNOLOGIES / CONTROL-MEASURING MATERIAL / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Галина Анатольевна, Карелина Елена Васильевна

Введение. Готовность самостоятельно организовывать и осуществлять научно-педагогический поиск, получать и использовать в своей практической деятельности новые знания, а также информационные технологии на различных этапах уроков математики должна стать отличительной особенностью современного, творчески работающего учителя. Цель статьи привлечь внимание к актуализировавшейся проблеме развития ИКТкомпетентности школьника для поддержания мотивации обучающихся, развития успешной деятельности, стимулирования активности в урочное и внеурочное время. Методология. Исходя из понимания качества образования, за методологическую основу авторы статьи приняли идею системного профессионального самообразования, позволяющую педагогу применять современные образовательные технологии. Результаты. Доказано, что сформированная компетентность педагога в области использования информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества образования, служит основой для формирования ИКТ-компетентности у учеников, повышению уровня их будущей профессиональной подготовки. Исследовано содержание профессионального стандарта педагога с позиции применения им современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы; владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Заключение. Основными средствами труда педагога являются: он сам как носитель предметной и общекультурной информации, жизненного опыта, личностных качеств; педагогический инструментарий в виде методов, технологий, которыми он владеет; а также внешние ресурсы, которые педагог может освоить и использовать в своей педагогической деятельности. Показано, что применение информационных технологий ведет к интенсификации процесса обучения, позволяет сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USING OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) IN THE EDUCATIONAL WORK OF MATHS TEACHER

Introduction. The readiness to organize independently and carry out the scientific and pedagogical search, to use new knowledge in its practical activities, as well as information technologies at various stages of Maths lessons, should become a distinctive feature of a modern, creative teacher. The purpose of the article is to draw attention to the actualized problem of developing the student’s ICT in order to maintain the students’ motivation, to develop successful activities, and to stimulate activity in class and after classes. Materials and Methods. Proceeding from understanding the quality of education, the methodological basis of the article is the idea of systematic professional self-education, which allows the teacher to apply modern educational technologies. Results. It is proved that the formed competence of the teacher in the field of information and communication technologies using contributes to the improvement of the quality of education, serves as a basis for the formation of ICT-competence for their students, and for raising the level of their future professional training. The content of teacher’s professional standard has been studied from the perspective of applying modern educational technologies, including informational and digital educational resources; mastering the basics of working with text editors, spreadsheets, e-mail and browsers, multimedia equipment. Conclusions. The main means of teacher’s work are himself as the bearer of subject and general cultural information, life experience, personal qualities; pedagogical tools in the form of methods, technologies, which he owns; as well as external resources that the teacher can master and use in his pedagogical activities. It is shown that information technologies application leads to intensification of the learning process, it allows combining information-communication, personality-oriented technologies with methods of creative and search activity.

Текст научной работы на тему «Использование ИКТ в педагогической деятельности учителя математики»

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives"

Литература

1. Братчикова Н. С. Инновационные процессы в системе образования Финлядии //Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 8 (668). С. 135-141.

2. Радченко А. Инновационная система Финляндии [Электронный ресурс] // Мировое и национальное хозяйство. 2001. № 1 (16). URL: http://Www.minec.nu/2011-01/innovacionnaya-sistema-finlyandii (дата обращения: 09.04.2017).

3. Лавонен Я. Как в Финляндии стимулируют использование информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]. URL : http://Www.helsinki.fi/okl/ (дата обращения: 11.02.2017).

References

1. Bnatchikova N. S. I Innovative processes in the education system of Finland. Bulletin of the Moscow State Linguistic University [Vestnik Moskovskogo gosudanstvennogo lingvisticheskogo universiteta.]. 2013. № 8 (668). P. 135-141. (In Russian).

2. Radchenko A. Innovation system of Finland //World and national economy [Minovoe i nacionalnoe hozyaystvo.]. 2001. № 1 (16). Available at: http:/,www.minec.nu/2011-01/innovacionnaya-sistema-finlyandii. (accessed 09.04.2017). (In Russian).

3. Lavonen Ya. How they stimulate the use of information and communication technologies in education in Finland [Kak v Finljandii stimulinujut ispol'zovanie infonmacionno-kommunikacionnyh tehnologij v obnazovanii]. Available at: http://www.helsinki.fi/okl/. (accessed 11.02.2017). (In Russian).

УДК/uDC 371.124:51 Г. А. Афанасьева, Е. В. Карелина

G. Afanaseva, E. Karelina

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

THE uSING OF INFORMATION AND communication TECHNOLOGIES (ICT) in the educational work of maths teacher

Введение. Готовность самостоятельно организовывать и осуществлять научно-педагогический поиск, получать и использовать в своей практической деятельности новые знания, а также информационные технологии на различных этапах уроков математики должна стать отличительной особенностью современного, творчески работающего учителя.

Цель статьи — привлечь внимание к актуализировавшейся проблеме развития ИКТ-компетентности школьника для поддержания мотивации обучающихся, развития успешной деятельности, стимулирования активности в урочное и внеурочное время.

Методология. Исходя из понимания качества образования, за методологическую основу авторы статьи приняли идею системного профессионального самообразования, позволяющую педагогу применять современные образовательные технологии.

Результаты. Доказано, что сформированная компетентность педагога в области использования информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества образования, служит основой для формирования ИКТ-компетентности у учеников, повышению уровня их будущей профессиональной подготовки. Исследовано содержание профессионального стандарта педагога с позиции применения им современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы; владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Заключение. Основными средствами труда педагога являются: он сам как носитель предметной и общекультурной информации, жизненного опыта, личностных качеств; педагогический инструментарий в виде методов, технологий, которыми он владеет; а также внешние ресурсы, которые педагог может освоить и использовать в своей педагогической деятельности. Показано, что применение информационных технологий ведет к интенсификации процесса обучения, позволяет сочетать информационно-коммуникационные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Introduction. The readiness to organize independently and carry out the scientific and pedagogical search, to use new knowledge in its practical activities, as well as information technologies at various stages of Maths lessons, should become a distinctive feature of a modern, creative teacher.

The purpose of the article is to draw attention to the actualized problem of developing the student's ICT in order to maintain the students' motivation, to develop successful activities, and to stimulate activity in class and after classes.

Materials and Methods. Proceeding from understanding the quality of education, the methodological basis of the article is the idea of systematic professional self-education, which allows the teacher to apply modern educational technologies.

Results. It is proved that the formed competence of the teacher in the field of information and communication technologies using contributes to the improvement of the quality of education, serves as a basis for the formation of ICT-competence for their students, and for raising the level of their future professional training. The content of teacher's professional standard has been studied from the perspective of applying modern educational technologies, including informational and digital educational resources; mastering the basics of working with text editors, spreadsheets, e-mail and browsers, multimedia equipment.

Conclusions. The main means of teacher's work are himself as the bearer of subject and general cultural information, life experience, personal qualities; pedagogical tools in the form of methods, technologies, which he owns; as well as external resources that the teacher can master and use in his pedagogical activities. It is shown that information technologies application leads to intensification of the learning process, it allows combining information-communication, personality-oriented technologies with methods of creative and search activity.

Ключевые слова: ИКТ-компетенции, ИКТ-технологии, контрольно-измерительный материал, дистанционное образование.

Keywords: ICT-competence, ICT-technologies, control-measuring material, distance education.

Одним из показателей освоения выпускником основной образовательной программы основного общего образования является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий [3]. В связи с этим возникает два вопроса. Во-первых, готов ли учитель, получивший профессиональное образование во времена, когда об ИКТ еще ничего не было известно, к формированию ИКТ-компетентности у своих учеников? Во-вторых, как можно развивать ИКТ-компетенции школьника на уроках математики? Ответим последовательно на каждый.

Обратимся к профессиональному стандарту педагога, в соответствии с которым к необходимым умениям педагога общего образования относят:

а) применение современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

б) владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [3].

Таким образом, указанный документ ставит учителя перед дилеммой: либо идти в ногу со временем, учить детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстать в профессии. Второй вариант развития событий неприемлем, а это значит, что педагогу нужно путем самообразования, курсов повышения квалификации, общения с коллегами, стараться настолько овладеть ИКТ, чтобы с успехом обеспечить их применение на уроках.

Ответим на второй вопрос: «Как развивать ИКТ-компетенции школьника на уроках математики?».

Увеличение умственной нагрузки обучающихся при изучении математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес детей к изучаемому предмету, стимулировать активность на протяжении всего урока. При решении этого вопроса целесообразно применение ИКТ-технологий. Новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникационные, лич-ностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Основным средством ИКТ любой системы образования является персональный компьютер, программное обеспечение которого (MS Office Word, Excel, Power Point, Microsoft Publisher] позволяет педагогу значительно расширить рамки проведения занятия или урока, сделать его более интересным. Самыми распространенными формами использования ИКТ в образовательном процессе являются: создание презентаций, работа с интерактивной доской, ресурсами сети Интернет, обучающими программами, в том числе авторскими, и многие другие.

First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'

Информационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока математики:

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— частичная замена (выборочное использование дополнительного материала);

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построений графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, то их применение к изучению математики с использованием ИКТ повышает эффективность обучения [3].

В развитии пространственного воображения и правильного формирования понятий хорошим помощником становится интерактивная доска. Возможности ее применения не исчерпаемы на уроках геометрии и алгебры. Обучающимся интересно строить графики различных функций, плоские и пространственные фигуры, их сечения, причем делать это можно разными цветами, прорисовывать детали чертежа. Кроме того, при умелом использовании обучающимися и учителем интерактивной доски происходит значительная экономия времени урока.

Приведем примеры конкретных цифровых образовательных ресурсов, которые мы используем в своей работе.

Очень полезен на уроке электронный журнал «Компьютер школьного учителя математики» автора Валерия Зыкина, который позволяет активно применять ИКТ в образовательном процессе с помощью компьютерных программ, которые позволяют наглядно демонстрировать сложный математический материал.

При рассмотрении главы курса «Тригонометрические функции» графические возможности компьютера принесут пользу и при объяснении самого понятия функции, и при исследовании тригонометрических функций, и построении графиков. При рассмотрении таких важных вопросов, как периодичность тригонометрических функций, четность и нечетность, преобразование графиков, возрастание и убывание функции, возможности компьютера позволяют изучать динамику различных процессов, демонстрировать характеристики изучаемых объектов в динамике, что, вероятно, широко используется при объяснении различных понятий математического анализа.

Много полезного, важного и нужного материала для учителя математики можно взять со страничек сайта BigSlide.ru (презентации уроков). С помощью презентационного сопровождения легко конструировать на уроке неожиданные моменты, использовать анимационные модули при решении задач на готовых чертежах. Использование презентации позволяет вовлечь обучающихся в деятельность, благодаря которой происходит процесс самостоятельного формирования понятий. Рассматривая готовые чертежи, дети подмечают закономерности, выдвигают гипотезы, доказывают свойства. Этот опыт самостоятельного поиска новых знаний очень важен для обучающихся.

Известно, что дистанционное образование займет важное место в жизни человечества, поэтому и дистанционному самообразованию надо учить детей. Такой виртуальной площадкой для самообразования обучающихся является раздел «Виртуальный репетитор», на котором учителя размещают учебные материалы. Будущие выпускники могут пройти тестирование по материалам ЕГЭ, проверить ответы и решения, узнать уровень своей подготовки на сайте «РЕШУ ЕГЭ РФ» (http://reshuege.ru). Вместе с учителем математики обучающиеся используют ресурсы сети Интернет.

Журнал «Мастерская учителя математики» может стать мощным инструментом педагогической деятельности. Он поможет не только облегчить работу учителя при подготовке к урокам, но и позволит ученикам показать высокий уровень качества знаний.

Для контроля знаний на уроке, помимо традиционных контрольно-измерительных материалов, можно использовать специально составленные мультимедийные презентации, тренировочные и контрольные тесты сайта: http://www.mathvaz.ru. Компьютер предлагает ученику задание, если ученик ответил верно, то на экране высвечивается слово «молодец» и дается новое задание, если же ответ не верен, то компьютер указывает ошибку и просит повторить вычисление. То есть обучающийся получает новое задание после того, как выполнил предыдущее. Это позволяет каждому обучающемуся класса работать в своем темпе. Кроме того, у ученика нет никаких шансов избежать

вычислений, понадеявшись, что его не спросят, как это часто бывает при фронтальном опросе.

Полученный опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что ведет к интенсификации процесса обучения.

Рассуждения К. Ф. Гаусса о математике как науке для глаз, а не для ушей, приводят нас к выводу, что математика — это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельной, проверочной, контрольной, внеклассной и творческой работ, что ведет к повышению качества обучения математике.

Литература

1. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990. С. 10-15.

2. Приказ от 17.12.2010 № 1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: Ийр://минобрнауки.рф (дата обращения: 05.04.2017].

3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании] (воспитатель, учитель] [Электронный ресурс]. URL: http://Www.ug.nu/new_standands/6 (дата обращения: 05.04.2017].

References

1. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. The formation of learning motivation [Formirovanie motivacii uchenija]. Moscow: Prosveschenie, 1990. P. 10-15. (In Russian].

2. The order of December 17, 2010 № 1897 on the approval of the federal state educational standard of basic general education [Prikaz ot 17.12.2010 № 1897 ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija]. Available at: httpZ/минобрнауки.рф. (accessed: 05.04.2017]. (In Russian].

3. Professional standard of teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, general general, secondary general education] (educator, teacher] [Professional'nyj standart pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii] (vospitatel', uchitel']]. Available at: http://www.ug.ru/new_ standards/6. (accessed: 05.04.2017]. (In Russian].

УДК/UDC 378 П. Н. Дробот

P. Drobot

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — КВИНТЭССЕНЦИЯ ИННОВАТИКИ

PROJECT AND RESEARCH ACTIVITY - THE QUINTESSENCE OF INNOVATICS

Введение. В статье обсуждается инноватика как новое научное и образовательное направление и как профессиональная деятельность, направленная на исследования и разработки, получение результатов интеллектуальной деятельности (РИД], создание на основе РИД инновационных проектов и управление этими проектами. Цель статьи — раскрыть содержание научного и образовательного направления «Инноватика», показать его квинтэссенцию в виде исследовательской и проектной деятельности, лаконично выраженную в управлении инновационными проектами.

Методология. Исследование проводится на основе анализа публикаций создателей направления «Инноватика», государственных образовательных стандартов по направлению «Инноватика», профессионального стандарта «Специалист по управлению инновациями», публикаций автора, посвященных инноватике и управлению проектами, Свода знаний по управлению проектами (PMBok] и опыта автора в реализации ведомственной целевой программы «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса РФ в 2016-2020 гг.».

Результаты. Установлено, что управление инновационными проектами соединяет в неразрывное целое исследовательскую и проектную деятельность, которая является квинтэссенцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.