Научная статья на тему 'Использование экспертных методов при разработке управленческих решений'

Использование экспертных методов при разработке управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2422
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин А.А., Кузьмик Д.Э., Рыбакова Е.С.

Рассмотрены экспертные методы и их использование при разработке управленческих решений. Выделены основные проблемы при применении экспертных методов и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование экспертных методов при разработке управленческих решений»

Секция

«УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ»

УДК 658.5

А. А. Афонин, Д. Э. Кузьмик Научный руководитель - Е. С. Рыбакова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ МЕТОДОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Рассмотрены экспертные методы и их использование при разработке управленческих решений. Выделены основные проблемы при применении экспертных методов и пути их решения.

Повседневная деятельность управленческого персонала предприятия связана с принятием управленческих решений. Большое количество управленческих решений принимается с использованием экспертных методов оценки и принятия решений.

Методы экспертных оценок представляют собой комплекс логических и математико-статистических процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации [1].

Из определения следует, что анализ информации производится экспертами, т. е. людьми, которые должны соответствовать определенным требованиям, а именно: эксперты должны обладать опытом в областях, соответствующих решаемым задачам. При подборе экспертов следует учитывать момент личной заинтересованности, который может стать существенным препятствием для получения объективного суждения. С этой целью, например, применяют методы Шара, когда один эксперт, наиболее уважаемый специалист, рекомендует ряд других и далее по цепочке, пока не будет подобран необходимый коллектив [2].

Любой экспертный метод имеет следующие этапы [2]:

1. Постановка цели исследования.

2. Выбор формы исследования, определение бюджета проекта.

3. Подготовка информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры.

4. Подбор экспертов.

5. Проведение экспертизы.

6. Статистический анализ результатов.

7. Подготовка отчета с результатами экспертного оценивания.

Выделяют коллективные и индивидуальные экспертные оценки.

Методы индивидуальных экспертных оценок базируются на использовании в качестве источника информации мнения одного человека. К данной группе относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания прогнозного сценария. Индивидуальные экспертные оценки, как правило, более простые в организации, но при этом

дают менее точный результат в сравнении с коллективными методами.

Коллективные экспертные оценки - частный случай экспертных оценок, когда используется группа экспертов с проведением усреднения их оценок. Коллективные экспертные оценки применяются, прежде всего, при анализе проблем, для решения которых имеется необходимый информационный потенциал, т. е. достаточный уровень знаний и опыта. К коллективным методам экспертной оценки относят: метод «мозгового штурма», метод Дельфи, метод экспертных комиссий и др. [4].

При использовании групповых методов необходимо придерживаться определенных правил [3]: воздерживаться от преждевременных суждений - исключить преждевременную критику какой-либо идеи; быть раскованными; стараться увеличить количество идей; комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»).

Как показывает практика, коллективные методы являются более точными по сравнению с индивидуальными, однако их труднее организовать по следующим причинам.

Во-первых, необходимо подобрать некое количество экспертов, которые должны быть компетентны в определенной области. Во-вторых, на мнение определенных экспертов может оказывать влияние присутствие другого (более высокого по должности, либо заведомо более компетентного). В-третьих, иногда необходимо располагать специализированным оборудованием для организации исследования. Кроме того, на проведение коллективных методов затрачивается гораздо больше времени.

Например, достаточно хорошо все эти особенности проявляются в методе «мозгового штурма». Заключается он в том, что эксперты, объединенные в группу, высказывают свое мнение по определенной проблеме, предлагают собственные варианты решения поставленной задачи, вплоть до самых фантастических. Критика в рамках такой процедуры исключена. Однако в этом случае достаточно сильным может быть влияние определенных экспертов.

Решить эту проблему может метод «Дельфи». По сути это тот же мозговой штурм, где эксперты выска-

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

зывают свои идеи по поводу решения определенной проблемы, однако напрямую друг с другом они не контактируют. Достигается это посредством специального технического оборудования [4].

Таким образом, можно выделить следующие проблемы при использовании экспертных методов и пути их решения [4]:

Одной из центральных проблем при формировании экспертной комиссии является определение качеств эксперта. Для решения данной проблемы используются априорные (самооценивание), апостериорные (метод парных сравнений) и тестовые методы оценки качеств эксперта.

При организации и проведении экспертиз может появиться проблема влияния экспертов на мнения друг друга. Для решения этой проблемы необходимо подбирать экспертов, обладающих независимостью мнений.

При получении экспертной информации могут возникать следующие проблемы: проблема представимости экспертной информации, проблема единственности измерений и проблема адекватности измерений. Данные проблемы тесно связаны с введением основных шкал теории измерений: шкал интервалов, разностей, порядковых шкал и т. д. Поэтому внимание следует уделить не только качественным, но и количественным методам получения экспертной информации.

Кроме того полученные экспертные оценки могут быть недостаточно точными. Опыт использования экспертных методов показал, что во многих случаях экспертная оценка оказывается более точной и качественной при использовании методов многокритериального оценивания. Развитие получили многомерное шкалирование, факторный анализ, статистические методы определения существенных факторов.

Таким образом, при использовании экспертных методов принятия решений необходимо соблюдать ряд рекомендаций и учитывать их достоинства и недостатки. Только в этом случае их применение может быть эффективным для организации.

Библиографические ссылки

1. Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004.

2. Свободная онлайн-энциклопедия. URL: http://www. wikipedia.org/.

3. Драчева Е. Л. Юликов Л. И. Менеджмент. М. : Мастерство, 2007.

4. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М. : Патент, 1996.

© Афонин А. А., Кузьмик Д. Э., 2013

УДК 004.853

М. В. Баранова Научный руководитель - В. В. Галайко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА МУЛЬТИАГЕНТНОСТИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Статья посвящена рассмотрению мультиагентной системы управления инновационной деятельностью региона. Автор объясняет принцип её работы, преимущества в обработке информации и актуальность использования этой системы для предприятий.

В экономике России в течении последних двух десятилетий намечается переход к инновационной политике на предприятиях, которая является мощным двигателем экономического развития страны и процессы управления этим новым для наших предприятий видом деятельности являются широким полем для исследований и разработок в сфере автоматизированного управления.

Инновационная деятельность предприятия - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки [1].

Управления инновационной деятельностью - процесс управления инновациями для удовлетворения

перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности [2]. Успешное управление заключается в вовлечении в процесс всех участников инновационного процесса, включая внешнюю среду (потребителей, научные организации, предприятия и рынок, которые инициируют информационные потоки больших объёмов).

С целью решения таких многофакторных задач была разработана концепция мультиагентной системы. Принцип её действия состоит в том, что существует так называемая социальная сеть (объединенные в сеть вычислительные системы), внутри нее исполнители выполняют определенную работу в рамках своей компетенции, обмениваются информацией, уточняют и дополняют друг друга, и за меньшее время и наиболее рационально решают сложную задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.