Научная статья на тему 'Использование принципа мультиагентности для управления инновационной деятельностью предприятий региона'

Использование принципа мультиагентности для управления инновационной деятельностью предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова М.В., Галайко В.В.

Статья посвящена рассмотрению мультиагентной системы управления инновационной деятельностью региона. Автор объясняет принцип её работы, преимущества в обработке информации и актуальность использования этой системы для предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование принципа мультиагентности для управления инновационной деятельностью предприятий региона»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

зывают свои идеи по поводу решения определенной проблемы, однако напрямую друг с другом они не контактируют. Достигается это посредством специального технического оборудования [4].

Таким образом, можно выделить следующие проблемы при использовании экспертных методов и пути их решения [4]:

Одной из центральных проблем при формировании экспертной комиссии является определение качеств эксперта. Для решения данной проблемы используются априорные (самооценивание), апостериорные (метод парных сравнений) и тестовые методы оценки качеств эксперта.

При организации и проведении экспертиз может появиться проблема влияния экспертов на мнения друг друга. Для решения этой проблемы необходимо подбирать экспертов, обладающих независимостью мнений.

При получении экспертной информации могут возникать следующие проблемы: проблема представимости экспертной информации, проблема единственности измерений и проблема адекватности измерений. Данные проблемы тесно связаны с введением основных шкал теории измерений: шкал интервалов, разностей, порядковых шкал и т. д. Поэтому внимание следует уделить не только качественным, но и количественным методам получения экспертной информации.

Кроме того полученные экспертные оценки могут быть недостаточно точными. Опыт использования экспертных методов показал, что во многих случаях экспертная оценка оказывается более точной и качественной при использовании методов многокритериального оценивания. Развитие получили многомерное шкалирование, факторный анализ, статистические методы определения существенных факторов.

Таким образом, при использовании экспертных методов принятия решений необходимо соблюдать ряд рекомендаций и учитывать их достоинства и недостатки. Только в этом случае их применение может быть эффективным для организации.

Библиографические ссылки

1. Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004.

2. Свободная онлайн-энциклопедия. URL: http://www. wikipedia.org/.

3. Драчева Е. Л. Юликов Л. И. Менеджмент. М. : Мастерство, 2007.

4. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М. : Патент, 1996.

© Афонин А. А., Кузьмик Д. Э., 2013

УДК 004.853

М. В. Баранова Научный руководитель - В. В. Галайко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА МУЛЬТИАГЕНТНОСТИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Статья посвящена рассмотрению мультиагентной системы управления инновационной деятельностью региона. Автор объясняет принцип её работы, преимущества в обработке информации и актуальность использования этой системы для предприятий.

В экономике России в течении последних двух десятилетий намечается переход к инновационной политике на предприятиях, которая является мощным двигателем экономического развития страны и процессы управления этим новым для наших предприятий видом деятельности являются широким полем для исследований и разработок в сфере автоматизированного управления.

Инновационная деятельность предприятия - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки [1].

Управления инновационной деятельностью - процесс управления инновациями для удовлетворения

перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности [2]. Успешное управление заключается в вовлечении в процесс всех участников инновационного процесса, включая внешнюю среду (потребителей, научные организации, предприятия и рынок, которые инициируют информационные потоки больших объёмов).

С целью решения таких многофакторных задач была разработана концепция мультиагентной системы. Принцип её действия состоит в том, что существует так называемая социальная сеть (объединенные в сеть вычислительные системы), внутри нее исполнители выполняют определенную работу в рамках своей компетенции, обмениваются информацией, уточняют и дополняют друг друга, и за меньшее время и наиболее рационально решают сложную задачу.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Создание и вывод на рынок инновационного продукта требует множество информационных ресурсов, решения сотни задач, постоянного обновления данных и учета множества факторов: технологических, рыночных, экономических, экологических, трудовых и т. д. Создание мультиагентной системы позволило бы более эффективно проводить политику инновационного развития региона и доводить до стадии инновации больше разработок.

В общем виде мультиагентная система для управления инновационной деятельностью предприятия состоит из 6 компонентов: ядро генерации идей, ядро мониторинга и управления, ядро рынка инноваций, ядро интегрированной информационной системы, предприятия, внешняя среда [3].

Система работает следующим образом. Потребитель обращается с запросом во внешнюю среду. Внешняя среда инициирует транзакты на взаимодействия с предприятиями региона и другими заинтересованными в инновационной деятельности организациями, которые инициируют свои потоки информации. Обработка этих потоков происходит в ядре интегрированной информационной системы, где происходит их структуризация.

Выходные сигналы ядра ИС также поступают в ядро мониторинг управления, где на основе методов структурного анализа и синтеза данных внешней среды формируется структурная модель управления для ядра генерации идей - блока обучения слушателей предприятий региона видам инновационной деятельности, формированием компетенции генерации идей, отслеживанием уровня сформированных компетенций, также генерации идей и создания интеллектуального продукта.

Выработанные управляющие сигналы, формируемые на выходе ядра мониторинга и управления, регулируют взаимодействие мультиагентной системы управления инновационной средой предприятия в зависимости от меняющихся требований внешней среды за счет постоянной адаптации сигнала к внешним воздействиям. Управляющие и контролирующие сигналы выходящие из ядра мониторинга и управления, поступают в ядро генерации идей, в котором реализована программа обучения генерированию идей, процесс генерирования идей, формирование компетенций генерирования идей, оценка сформированно-сти компетенции обеспечивают требуемое качество этих процессов.

Совокупная модель управления, полученная за счет интеграции, преобразования и усиления двоичных управляющих сигналов в виде управляющего

воздействия на ядро генерации идей, осуществляет взаимодействие с подсистемой предприятий региона, представленной через слушателей, где происходит процесс генерации идеи, и формируется результат в виде идеи, научно-технического решения, сведения о котором поступают на рынок инноваций и фиксируются в блоке структурного капитала предприятия, а, затем, после регистрации в ФИПС, передаются в ядро рынка инноваций. В результате функционирования совокупной модели управления обучением слушателей предприятий в области инновационной деятельности у них формируется набор компетенции, позволяющий слушателям на основе обучения с помощью ядра генерации идей сформировать набор требуемых внешней средой для инновационной деятельности знаний, умений и навыков в инновационной среде, а кибернетические и синергетические модели управления позволяют сформировать результирующие воздействия на блоки «инновационные проекты», «ФИПС», от которых информация поступает в ядро рынка инноваций, где выполняется оценка объектов интеллектуальной собственности, накопление финансового капитала, организация электронной торговли инновационными продуктами.

Данная система охватывает наиболее оптимальное число блоков для информированности разработчиков инноваций и повышает скорость обработки этих данных посредством систематизации, классификации, выбора и обработки. Использование мультиагентной региональной системы позволяет ускорить обмен информацией, а также ее выбор, обработку и тиражирование между указанными четырьмя уровнями, сократить временной интервал задержки информации при ее запросе и гарантировать качество функционирования информационных процессов на требуемом внешней средой уровне качества.

Библиографические ссылки

1. Постановление правительства РФ от 24.07.98 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.ru/1/28928 (дата обращения: 17.04.2013).

2. Список терминов - innoterra [Электронный ресурс]. URL: http://www.inno-terra.ru/glossary (дата обращения: 17.04.2013).

3. Полезная модель № 87549 [Электронный ресурс]. URL: http: //www 1..fips.ru/fips_servl/fips_servlet (дата обращения: 17.04.2013).

© Баранова М. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.