Научная статья на тему 'Исламский фактор в Азербайджане'

Исламский фактор в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
872
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юнусов Ариф Сейфулла-Оглы

В статье дается анализ динамики религиозной ситуации в Азербайджане. Автор задается вопросом о перспективах политического ислама в стране, особо актуального на фоне падения авторитета прозападных и пророссийских политических структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский фактор в Азербайджане»

•иго.

А.С.Юнусов

w _

ИСЛАМСКИМ ФАКТОР В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Религиозный дуализм

1 Подробнее см.: Юнусов А. 2004: 69-120.

Ислам в Азербайджане стал распространяться с VII в., окончательно утвердившись к X веку. На развитие религиозной ситуации в стране традиционно огромную роль оказывает проблема разделенности или дуализма: веками одну часть местных мусульман составляли сунниты, другую — шииты. Исторически они находились в постоянной конфронтации друг с другом, а в XVI—XVШ веках территория Азербайджана даже стала ареной кровавых религиозных войн. До начала XIX в. в стране преобладали сунниты, впоследствии конфессиональный состав изменился в пользу шиитов, и ныне на них приходится почти 65% местных мусульман1.

С другой стороны, с первой половины XIX в. Азербайджан оказался разделен на две части: меньшая, северная, вошла в состав Российской империи, а большая, южная — в Иран. Естественно, интеллектуальная и политическая элита страны стремилась к политическому и религиозному объединению Азербайджана. Впрочем, в начале XX в. она разделилась на сторонников идеологии панисламизма, выступавших за объединение под знаменем ислама, и на сторонников пантюркизма, выдвигавших на первый план этнический фактор. Процесс национального самосознания тюркоязычных азербайджанцев в тот период делал только первые шаги, и потому сторонниками идей пантюркизма была незначительная часть общества, тогда как его основная часть составила социальную базу панисламистов.

В советский период гонения на религию привели к тому, что в Северном Азербайджане шиитско-суннитские противоречия во многом сгладились. С другой стороны, в ответ на давление на ислам мусульманское население республики обратило взор на многочисленные культовые места, в большинстве своем имеющие доисламские корни. В результате возник очередной дуализм: наряду с полностью подконтрольным советским властям официальным духовенством функционировал так называемый «параллельный» или «народный» ислам.

Начало карабахского конфликта в 1988 г. и последующий распад СССР вызвали к жизни процесс «реисламизации». Однако этот процесс вступил в противоречие с другим: карабахский конфликт носил этнический характер и требовал соответствующего ответа. Как и в начале XX в., азербайджанское общество вновь оказалось перед выбором между панисламизмом и пантюркизмом. Поскольку за годы советской власти национальное самосознание азербайджанцев сформировалось, вы-

бор был сделан в пользу пантюркизма, который рассматривался не просто как привлекательная возможность, но и как необходимая и основная составляющая борьбы за независимость страны. Панисламизм же ассоциировался прежде всего с Ираном, что работало не в его пользу. У тюркоязычных азербайджанцев ислам вызывал интерес, но только как часть истории и культуры. Это вряд ли можно было квалифицировать как настоящее обращение к религии. В большинстве своем азербайджанцы оставались мусульманами только по происхождению и не проявляли рвения в соблюдении религиозных обрядов.

Это привело к тому, что после начала карабахского конфликта и особенно после обретения в 1991 г. Северным Азербайджаном независимости, общество одобрительно отнеслось к замещению исламом коммунистической идеологии. Началась эпоха возрождения ислама в стране. Тогда же, в 1989—1991 гг., появились первые исламские организации, в том числе Исламская партия Азербайджана (ИПА).

Вместе с тем возникла внешне парадоксальная ситуация: по мере роста происламских настроений шиитский Азербайджан отдалялся от шиитского Ирана и не очень-то сближался с мусульманским Востоком. Появившиеся в начале 1990-х годов в стране многочисленные мусульманские миссионеры встречались настороженно или равнодушно. Например, первые последователи ваххабизма не вызвали вначале никакой реакции. Они прибывали в Азербайджан из России, в основном из Дагестана. Для азербайджанцев это было чуждая и не совсем понятная идеология. В результате к идеям ваххабитов тогда оказались более восприимчивы проживающие на севере республики, вдоль границы с Россией, лезгины, а также аварцы, цахуры и другие местные национальные меньшинства, имеющие тесные связи со своими соотечественниками в Дагестане.

Борьба с радикальными и террористическими организациями

Однако вновь обретенная в 1991 г. независимость и торжество пантюркизма не привели к завершению карабахского конфликта и улучшению жизни населения. Наоборот, конфликт обернулся тяжелым поражением и появлением огромной армии беженцев. А социально-экономический коллапс еще более обострил духовные страдания жителей Азербайджана. Идеология пантюркизма для широких слоев населения во многом потеряла свою привлекательность. В то же время отношение к исламу, а также к мусульманским миссионерам, заметно смягчилось — на смену равнодушию пришли понимание и интерес.

В середине 90-х годов в Азербайджане уже действовали и радикально настроенные исламские организации, в том числе хорошо известные на мусульманском Востоке «Хезболлах» («Партия Аллаха») и «Джейшуллах» («Армия Аллаха»). Активизировались ваххабиты, из северных районов Азербайджана перебравшиеся в столицу и обосновавшиеся там в мечети «Абу Бакр».

2 Там же: 210—211, 240.

3 См.: Yunusov A. 2006: 233—235; Юнусов А. 2004: 262—267.

4 Юнусов А. 2004: 266.

Осознав угрозу, власти Азербайджана со второй половины 1990-х годов перешли в наступление. Вначале был нанесен удар по проиранским религиозным силам: в 1995 г. отменена регистрация ИПА, при этом все руководство партии арестовано и в 1997 г. осуждено по обвинению в шпионаже в пользу Ирана и подготовке «исламской революции в Азербайджане». В 2000 г. по обвинению в убийстве известного азербайджанского ученого академика Зии Буниятова были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения пятеро активистов «Хезболлах»2.

Одновременно во второй половине 1990-х годов Министерство Национальной Безопасности (МНБ) республики развернуло активные действия против различных радикальных и террористических исламских организаций, тесно связанных с Арабским Востоком и создавших свои структуры в Азербайджане. Были разгромлены ячейки таких организаций, как «Джейшуллах» («Армия Аллаха»), «ал-Ка'ида» («Основа»), «ал-Джихад» («Священная война»), «Тама'а ал-исламийа» («Исламский террор») и «Джам'ият ал-ихван ал-муслимин» («Общество «Братья-мусульмане»») и «Хизб-ут-тахрир ал-ислами» («Партия освобождения ислама»). Десятки боевиков были арестованы и оказались за решеткой3.

В силу вполне понятных причин МНБ Азербайджана в борьбе с радикальными исламскими группировками не очень афишировало свою деятельность. Однако его сотрудничество с соответствующими структурами США после 1996 г. в этой сфере было столь успешным, что руководство ЦРУ и Государственного департамента США еще до трагических событий 11 сентября 2001 г. не раз благодарило руководство республики за помощь и активную деятельность в борьбе с терроризмом. По словам главы МНБ Азербайджана Намика Аббасова, за 1998— 2003 гг. азербайджанские власти арестовали около 40 международных террористов, переданных затем в страны Арабского Востока4. Однако указанные исламские организации были весьма малочисленны, включали в основном жителей Арабского Востока, действовали подпольно и практически не имели ни серьезных контактов с населением Азербайджана, ни тем более поддержки с его стороны.

Рост Однако с конца 1990-х гг. религиозная ситуация в Азербайджане

происламских заметно изменилась. Многолетние переговоры по урегулированию ка-настроений рабахского конфликта не давали результата. Более того, выяснилось, во второй что упования властей Азербайджана на реализацию плана «нефть в об-половине мен на возвращение Карабаха» оказались иллюзорными. Становилось 1990-х гг. очевидным нежелание Запада нарушать status quo в регионе, дабы не создавать угрозу деятельности зарубежных нефтяных компаний.

Экономическая жизнь Азербайджана также не давала поводов для оптимизма. Разрыв между небольшой группой разбогатевших «новых азербайджанцев» и остальной частью населения становился все глубже.

Множились и новые проблемы — несоответствие реалий декларированным принципам демократического развития, массовая безработица, широкомасштабная коррупция, проституция, эрозии морально-нравственных принципов и ориентиров на фоне массовой миграции населения в поисках лучшей доли за пределы страны.

В этих условиях вполне закономерным было то, что в надежде получить ответы на неразрешимые вопросы люди потянулись к исламу. Особенно это касалось нового поколения азербайджанцев, в котором не было принципиальных атеистов и которое остро нуждалось в моральных и духовных ориентирах.

Официальное духовенство Азербайджана в лице Духовного управления мусульман Кавказа (ДУМК) во главе с шейх-ул-исламом Аллах-шукюром Паша-заде не давало, да и не могло дать — в силу многих объективных и субъективных факторов — ответов на возникшие вопросы. Воспитанные советской системой, лидеры ДУМК оказались просто не в состоянии приспособиться к стремительной трансформации общества. Они привыкли быть частью исполнительной власти и не могли стать выразителями духовных чаяний общества. Сказывалась также малочисленность и низкая профессиональная подготовка основной массы представителей официального духовенства. Регулярно проводимый с конца 1990-х гг. Институтом мира и демократии мониторинг азербайджанских СМИ показывает, что подавляющее большинство публикаций о ДУМК и о шейх-ул-исламе носят негативный оттенок и вызваны многочисленными скандалами. Крайний консерватизм официального духовенства сегодня воспринимается азербайджанским обществом как своего рода «застой» в исламе. Отнюдь не случайно в СМИ все чаще и чаще появляются предложения о реформировании и обновлении системы религиозной администрации, и даже появляются призывы о замене ДУМК на иную религиозную структуру, более эффективную и современную.

В этих условиях в Азербайджане во второй половине 1990-х гг. стали множиться различные исламские течения, своего рода религиозная оппозиция официальному духовенству. Под влиянием пропаганды турецких миссионеров в Азербайджане появились сторонники таких направлений в исламе, как накшбандийа, сулейманийа и мевлана. Но наибольшую известность и популярность в Азербайджане среди проту-рецких религиозных организаций приобрели последователи Саида Нурси (1873—1960), или нурсисты (по-турецки «нурчулар»). Община нурсистов, во главе которой ныне стоит Мухаммед Фатуллах Гюлен, имеет огромные финансовые средства, что позволяет ей выпускать многочисленные газеты, журналы, издавать книги, иметь свой телеканал «Саманйол» (сокращенно STV) и без особых проблем действовать во многих странах мира. Особый упор в тюркских странах СНГ, а также в России, они делают на пропаганду своих взглядов среди молодежи, для чего создали 6 университетов и более 250 лицеев. В Азербайджане нурсисты для пропаганды своих взглядов на исламское государство рас-

полагают как финансовыми и экономическими структурами (сеть магазинов и фирм), так и университетом «Кавказ» и 13 лицеями. Кроме того, нурсисты распространяют свои взгляды через религиозные про-5 Там же: граммы по телеканалу STV и радио «Бурдж-ФМ» (5)5. 246—250 С конца 90-х годов возобновили свою деятельность иранские мис-

сионеры. В ноябре 1999 г. президент Гейдар Алиев помиловал лидеров ИПА, осужденных двумя годами ранее по обвинению в шпионаже в пользу Ирана и подготовку исламской революции. Одновременно с этим в южных районах Азербайджана активизировались иранские миссионеры, появилась информация о деятельности многочисленных шиитских религиозных организациях, в том числе печально известной 6 Там же: 241—244 «Хезболлах»6.

Однако наибольшую тревогу властей Азербайджана в конце 1990-х гг. стали вызывать ваххабиты, которые к тому времени превратились в серьезную силу в религиозной и политической жизни страны. Причина роста популярности и влияния ваххабитов в сегодняшнем Азербайджане обусловлена несколькими факторами.

С одной стороны, после начала второй войны в Чечне в 1999 г. численность чеченских беженцев в Азербайджане к 2001 г. возросла вдвое и достигла 10 тысяч человек. Многие из них, особенно молодежь, были убежденными и радикальными сторонниками ваххабизма. Поскольку большинство чеченских беженцев нашло приют в столице, центр деятельности ваххабитов также переместился из приграничных с Россией северных районов Азербайджана в Баку.

Правда, не желая обострения отношений с Россией, власти Азербайджана в 2000—2001 гг. развернули кампанию против беженцев из Чечни; немало их было арестовано и передано российским властям. Одновременно была запрещена деятельность в Азербайджане многих арабских благотворительных фондов, которые оказывали содействие чеченским беженцам. Эти действия вызвали отток части чеченских беженцев, что, впрочем, не остановило «ваххабизацию» страны. Наоборот, проповеди ваххабитов, в которых они беспощадно обличали современные пороки Азербайджана, произвол властей, а также призывали к военному решению карабахского конфликта, стали находить очень много сторонников среди азербайджанцев, причем в основном у молодежи. Среди ваххабитов редко можно встретить людей старше 40 лет. Их идеи вызывают интерес у наиболее активной части общества, в далеко не самых бедных и люмпенизированных слоях. Напротив, среди ваххабитов немало образованных и преуспевающих людей.

В пользу ваххабитов работает и то, что они выступают против деления мусульман страны на суннитов и шиитов. Ведь для азербайджанцев важнейшим вопросом является идея единства нации и преодоления раскола. Социологический опрос, проведенный в 2003 г. Институтом мира и демократии по всей территории Азербайджана, показал, что около 58% предпочитает, чтобы их считали «мусульманами», и негатив-

' Там же: 296.

8 Yunusov А. 2006: 239—241.

9 Юнусов А. 2004: 270—272.

10 Там же: 220.

но относятся к расколу в исламе. Лишь 30% были точны и ответили, что они шииты, а 9% — сунниты7.

Таким образом, если в первой половине 1990-х гг. значительную часть ваххабитов республики составляли чеченские беженцы, а также национальные меньшинства, проживающие на севере Азербайджана, то с конца 1990-х гг. ваххабитами становилось все больше азербайджанцев. Все больше поступало информации об участии азербайджанских ваххабитов в боевых действиях против российской армии в Чечне. МНБ Азербайджана даже сообщило, что около 300 граждан страны прошли обучение в ваххабитских центрах на Северном Кавказе, а в ходе второй войны в Чечне погибло 13 азербайджанцев, ранее посещавших мечеть «Абу Бакр» в Баку. В период с 1999 по 2003 годы власти Азербайджана за участие в боевых действиях в Чечне или за подготовку к такому участию осудили в общей сложности более 70 местных ваххабитов8.

Рост популярности и влияния ваххабитов был столь заметен, что не мог не вызвать беспокойства властей. Ведь к лету 2001 г. под контролем ваххабитов находилось около 100 мечетей из 1300, функционировавших в Азербайджане, а их численность колебалась в пределах 25— 30 тыс. человек9.

Власти Азербайджана стали осознавать, что конфессиональная ситуация все более выходит из-под контроля, а официальное духовенство пользуется очень слабым доверием населения. Отнюдь не случайно под контролем ДУМК находилось не более 100 мечетей10. Было осознано, что ДУМК не имеет никаких шансов в идеологическом противостоянии с неоисламистами.

Дальше игнорировать растущую проблему становилось опасно, и летом 2001 г. при Кабинете министров был создан Государственный Комитет по работе с религиозными образованиями (ГКРРО). Его руководителем был назначен ученый-исламовед профессор Рафик Алиев, который энергично взялся за серьезные реформы в религиозной сфере. Была осуществлена регистрация религиозных организаций и общин, наведен порядок в сфере религиозного образования азербайджанских студентов в республике и за ее пределами. Однако попытки регламентировать систему доходов и расходов религиозных организаций, ремонта и строительства мечетей и их регистрации, а также заняться некоторыми другими щепетильными проблемами натолкнулась на сопротивление ДУМК и лично шейх-ул-ислама. Возник серьезный конфликт, еще более осложнивший ситуацию в религиозной сфере.

Исламский фактор в Азербайджане после П сентября 2001 г.

Трагедия 11 сентября 2001 г. и последовавшие за ней события на Ближнем Востоке наложили дополнительный и довольно сильный отпечаток на дальнейшее развитие ситуации в религиозной сфере в Азербайджане. С одной стороны, власти республики, используя негативный имидж ислама на Западе, стали чаще связывать акции протеста населения и политических оппонентов в стране с активизацией происламских

11 Алекперов Э. 6.03.2003; Бабаев Р. 30.09.2003; Борьба с терроризмом как расправа с политическими оппонентами. 14.02.2004; Нури Л. 20.04.2004; Нури Л. 24.08.2004; Тель-мангызы С. 24.08.2004.

12 Юнусов А. 2004: 273—275.

сил. Они стали запугивать Запад «исламским фактором», оправдывая тем самым репрессии внутри страны. Начиная с 2002 г., в Азербайджане заметно возросло число «исламских заговоров» и «попыток государственных переворотов». Достаточно вспомнить фантастическую историю мнимой попытки организации государственного переворота имамом мечети «Джума» в г. Гянджа или бездоказательные обвинения в международном терроризме прихожан мечети «Абу Бакр»11.

Но особенно ярко политика борьбы с «исламским фактором» проявилась в поселке Нардаран, что в 35 км к северу от Баку. Летом 2002 г. нардаранцы выступили с мирными акциями протеста, требуя разрешения своих тяжелых социально-экономических проблем. Однако полицейские применили оружие против безоружных жителей, в результате чего один человек был убит и более 30 получили ранения. Пытаясь отвести от себя обвинения, власти поспешили преподнести события в Нардаране как результат своей борьбы «с международным исламским экстремизмом»12.

Ухудшение здоровья Гейдара Алиева в начале 2003 г. и намеченные на осень того же года президентские выборы стали во многом новым этапом в ходе исламизации населения страны. Ведь все годы после развала СССР и обретения независимости в политической жизни Азербайджана доминировали прозападные партии и организации, декларировавшие стремление к демократическим преобразованиям. Рост интереса к исламу в этот период не влек за собой усиления активности и влияния «политического» ислама. При всем уважении к этой религии, в обществе в целом доминировало негативное отношение к «политическому» исламу.

Президентские выборы 2003 г. отразили изменения во взглядах населения, особенно его активной части. При этом резкую и очень болезненную реакцию в азербайджанском обществе вызвала не тотальная фальсификация итогов выборов властями, носившая уже привычный характер, а позиция ведущих стран Запада, особенно США. Заявления представителей американской администрации о приверженности Азербайджана идеалам демократии стали восприниматься резко отрицательно. Ведь все это происходило на фоне событий в Ираке, где — опять-таки под заявления американцев о торжестве демократии — гибли тысячи мирных жителей, а боевые действия разворачивались в святых для мусульман местах.

С другой стороны, с начала 2004 г. изменилась тактика мусульманских миссионеров в Азербайджане. Если до того арабские, иранские и турецкие фонды и религиозные представительства часто негласно враждовали друг с другом, то теперь это осталось в прошлом. Противоречия отошли на второй план, зарубежные исламские эмиссары явно действуют сообща, координируя свои действия. В официальном издании ГККРО «Бюллетень Государственного Комитета» признается прямая связь между боевыми действиями американских войск и их союзников в Ираке и сближением радикальных шиитских и суннитских

13 Рашидоглу А. 13.02.2003.

14 Юнусов А. 2004: 287.

15 См.: Балаева С. 18.03.2003; «Вработе с религиозными организациями необходим взвешенный подход». 2004: 17; Алиев Н, Ахмедова Н. 15.04.2004.

16 Фикретоглу А. 28.12.2003.

17 Рашидоглу А.

23.04.2004;

Расул-заде З.

14—16.08.2004.

18 Сращение политики и религии не

имеет шансов на успех. 14.12.2004. / / «Эхо»; Глава мусульман Кавказа объявил о намерении заняться политикой. 17.12.2004.

19 Алиев Н., Оруд-жев Р. 18.01.2005.

организаций в Азербайджане13. В интервью автору 15 мая 2004 г. глава ГККРО Р.Алиев заявил, что основной целью такого сближения является стремление к скорейшей исламизации страны. Это особенно выгодно Ирану, который опасается американцев и заинтересован в том, чтобы территория Азербайджана не была использована против него. Есть заинтересованность и у арабских стран, особенно покровительствующих радикальным суннитским группировкам и течениям14.

Трансформация взглядов руководителя ГККРО вообще примечательна. В начальный период своей деятельности в 2001—2002 гг. в многочисленных интервью он напрочь отрицал даже возможность влияния исламского фактора на политическую жизнь Азербайджана. В 2003 г. такую возможность он уже допускал, а в 2004 г. официально заявил, что «угроза исламского фундаментализма у нас действительно существует и представляет собой реальную опасность». Р.Алиев даже предложил внести изменения в уголовное законодательство и ужесточить наказание за религиозный экстремизм15.

Перемены в общественном настроении, в том числе в религиозной сфере, изменили поведение шейх-ул-ислама А.Паша-заде. Сразу после похорон Г.Алиева, в декабре 2003 г. шейх-ул-ислам, выступая перед духовными представителями республики в мечети «Таза пир» в Баку, заявил, что «власть в надежных руках. Страной ныне руководят после консультаций со мной. Отныне и вы у себя в районах должны иначе себя вести и не слушать более никого. Вы — мои представители на местах. Значит, должны слушаться только меня, а не глав исполнительной власти»16. Вслед за тем шейх-ул-ислам стал делать заявления о ситуации на Ближнем Востоке и в регионе, часто шедшие вразрез с внешнеполитическим курсом руководства республики, на что сразу обратили внимание многие аналитики17. А в конце 2004 г. шейх-ул-ислам А. Паша-заде вновь заявил о своем намерении заняться политической деятельностью, что вызвало резко негативную реакцию у руководителя ГККРО Р.Алиева18.

В 2005 г. религиозная ситуация сохраняла тенденцию к ухудшению. Заметно активизировались ваххабиты. В январе ГККРО заявило, что азербайджанские паломники в Саудовской Аравии подвергаются массированной ваххабитской пропаганде. Им также раздают книги на русском языке, пропагандирующие радикальные ваххабитские взгляды с призывами «убить соседа и конфисковать его имущество, если он неправильно верует»19. Стало ясно, что спонсоры ваххабитской идеологии развернули настоящее «сражение» за умы верующих в Азербайджане. Это вынуждало ГККРО обратить самое пристальное внимание на распространяемую в стране литературу религиозного характера. И вот тут-то всех ждал неожиданный и неприятный сюрприз: как оказалось, немалая часть радикальной и экстремистской литературы, связанной с идеологией ваххабизма, поступала из Саудовской Аравии и Кувейта в Азербайджан и далее в Россию и республики Центральной Азии через... ДУМК! По указанию ГККРО в мае и августе 2005 г. таможенные служ-

20 В Азербайджане запрещено распространять ваххабитскую литературу. 4.08.2005; Мамедов М. 20.12.2005.

21 Рашидоглу А., Теймурханлы Ф. 2.04.2005.

22 Ваххабиты готовятся построить свой Халифат.

1.08.2005.

23 Рашидоглу А. 5.08.2005; Гаджи-ев М. 9.08.2005;

24 Эминоглы Э. 16.12.2005.

бы Азербайджана арестовали две партии (всего 24 т, почти 50 тыс. экз.) радикальной исламской литературы, поступившей в адрес ДУМК. Участие ДУМК и лично шейх-ул-ислама в распространении радикальной исламской литературы в Азербайджане и в СНГ более не вызывало сомнений, что стало причиной резких обвинений руководителя ГККРО Р.Алиева в адрес ДУМК20.

К концу года сотрудники ГККРО в своем отчете указали, что за истекший год ими было изучено содержание 354 книг, из которых 275 относились к исламу. Эксперты ГККРО признали 88 книг экстремистскими и запретили их ввоз и распространение в Азербайджане. Всего, как показал отчет ГККРО, в 2005 г. в республику было завезено более 500 тысяч религиозных книг, в подавляющем большинстве по исламу. Весной 2005 г. поступила информация об активизации ваххабитов в северных районах Азербайджана. Указывалось, что в Гусарском, Губин-ском, Хачмазском, Сиязанском и Белаканском районах развивается процесс организационного оформления деятельности местных ваххабитов. Они стали объединяться в радикально настроенные религиозные общины — джамааты21. Вскоре стало достоверно известно, что идеологи ваххабизма стараются расширить сферу своего влияния в рес-публике22.

Власти республики осознали угрозу. Руководитель ГККРО Р.Алиев уже не скрывал своей обеспокоенности, открыто заявив, что Иран и другие исламские страны изменили свою тактику и пытаются сформировать в Азербайджане религиозно-политическое движение. При этом особое внимание зарубежные миссионеры уделяют мечетям, во многих из которых практически открыто пропагандируется враждебность светскому государству и его правительству. Естественно, это вынуждало азербайджанские спецслужбы обратить более пристальное внимание на ситуацию в мечетях и вообще в религиозной сфере23.

При этом, по замечанию имама мечети «Джума» и известного исламского правозащитника Ильгара Ибрагимоглу, «азербайджанская власть заинтересована в развитии экстремистского ислама», более того, «в нашем правительстве находятся серьезные силы, лоббирующие интересы радикальных экстремистских сект»24.

№ Запад, С начала 2006 г. усиление исламского фактора продолжалось по

ни Россия, нарастающей. Это было обусловлено развитием событий как внутри только ислам? страны, так и вне ее. Парламентские выборы, состоявшиеся 6 ноября 2005 г., стали завершающим этапом процесса девальвации западных ценностей, начало которому было положено в ходе президентских выборов 15 октября 2003 г. Тогда по имиджу Запада и идеалам либеральной демократии в Азербайджане был нанесен первый и очень чувствительный удар. После этого начался закат демократической оппозиции как выразителя прозападных либеральных взглядов. И вот теперь, два года спустя, небольшие надежды, которые еще оставались в азербай-

25 Рашидоглу А.

15.04.2006; Миркадыров Р. 23.12.2006.

6 Миркадыров Р.

8.04.2006; Миркадыров Р. 24.06.2006.

27 Айдын Ш. 8.02.2006; Гулу-заде К. 8.02.2006;

В Нардаране... 25.02.2006; Халед-дин Р. 28.02.2006.

28 Мири М. 15.02.2006; Миркадыров Р. 16.02.2006.

джанском обществе, развеялись после очередных фальсификаций итогов выборов и появлений произвола властей. А равнодушная позиция стран Запада, особенно США, поставила крест на либерально-демократических ценностях в Азербайджане.

В условиях, когда оказались утраченными сначала надежды на Россию, а потом и на Запад, «немалая часть азербайджанской общественности вспомнила слова лидера исламской революции в Иране Хо-мейни: «Ни Запад, ни Восток, только ислам!»25.

К слову, прозападные оппозиционные партии это изменение ситуации быстро осознали. Первыми о нем заговорили в оппозиционной партии «Мусават». Если до 2003 г. борьба в ней шла между представителями двух группировок (либералы и национал-демократы), то теперь все слышнее стали голоса третьей, исламской группировки. Ее лидеры начали весьма активно призывать к использованию потенциала ислама в политической борьбе, что чуть не привело к расколу в партии на ее съезде в мае 2006 г.26.

Не лучше оказалась ситуация в остальных прозападных оппозиционных партиях. Многочисленные интервью, взятые сотрудниками Института мира и демократии, включая автора данной статьи, у членов этих партий в 2005—2006 гг., свидетельствовали о сильнейшем разочаровании в западных ценностях и заметном росте антиамериканских настроений.

В то же время на религиозную ситуацию в Азербайджане все заметнее влияли внешние факторы. Если раньше геополитическое противостояние Запада с Востоком и коллизии вокруг исламского фактора не слишком затрагивали Азербайджан, то теперь в республике стали более болезненно реагировать на связанные с исламом события. С осени 2005 г. во многих странах мира, особенно на мусульманском Востоке, начались митинги протеста в связи с появлением в ряде европейских СМИ оскорбительных карикатур на пророка Мухаммеда. Азербайджан почти полгода находился в стороне от «карикатурной войны». Но после парламентских выборов, 7 февраля 2006 г., сначала в Баку, а затем в поселке Нардаран прошли митинги протеста по поводу карикатур на Пророка. В ходе последующих митингов впервые в истории независимого Азербайджана были сожжены флаги США, Израиля, Дании, а также Армении и Швейцарии27. А 11 февраля именно в Азербайджане ранее малоизвестная газета «Ени хабар» («Новые известия») опубликовала оскорбительные карикатуры на Иисуса Христа и Деву Марию. Эти антихристианские карикатуры вызвали заметный резонанс за пределами страны, в том числе в исламском мире28. Ситуация была столь сложной, что в Баку усилили охрану некоторых дипломатических представительств.

Накал страстей вокруг карикатур на Пророка вскоре заметно снизился, однако стало ясно, что отныне в Азербайджане будут достаточно активно реагировать на многие события за пределами страны, особенно если они носят религиозный характер. В начале апреля 2006 г. еврей-

29 http:// www. day.az/news/ society/6151.html.

30 Монсумова И. 6.05.2006; Социологический опрос...

6.05.2006.

31 Цивилизации столкнулись!.. 10.06.2006.

32 Манафлы Р., Алиев Н. 10.01.2006.

33 См. публикации в газетах «Реальный Азербайджан» от 6.04.2006г. и «Би-зим йол» от 8, 11, 12 и 19.04.2006 г.

ские организации Азербайджана получили угрожающие письма от доселе неизвестной в республике организации «Братья-мусульмане», в которых говорилось: «Мы отомстим за смерть нашего шейха Ахмеда Ясина». Это вынудило власти Баку усилить охрану местных синагог и еврейских организаций29. Еще большее воздействие на рост происламских настроений в стране оказал кризис вокруг Ирана.

В этой связи интересны данные двух социологических опросов, проведенных почти одновременно весной 2006 г. Вначале, в марте-апреле 2006 г., Центр религиозных исследований опросил в Баку и Сумгаите 600 молодых граждан страны в возрасте 16—35 лет. 98% респондентов считали себя верующими, при этом для 80% вера в Аллаха в их жизни, по сравнению с такими понятиями, как нация, семья, личная жизнь и карьера, занимает ведущее место. 9% респондентов высказались за создание в Азербайджане исламского государства на основе норм шариата. Однако большинство (41%) ориентированы на турецкий вариант либерального ислама, а за ориентацию на Иран и его модель ислама выступают только 7% респондентов30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее интересны результаты опроса 1000 респондентов по всей стране, проведенного в апреле-мае 2006 г. Центром экономических и политических исследований FAR CENTRE. Оказалось, что 19% респондентов являются убежденными сторонниками создания в Азербайджане исламского государства, еще 30% согласны с этим частично (в семейном законодательстве приоритет был отдан шариату). Иначе говоря, почти 50% респондентов являются сторонниками исламских нравственных ценностей. 40% респондентов готовы проявить солидарность с исламскими странами («со своими братьями по вере») и против немусульманских стран в любом спорном международном вопросе. В то же время опрос показал, что политический ислам пока представлен слабо — ни один из исламских политических и общественных деятелей (в том числе зарубежных) не смог набрать более 5% голосов респондентов, включая главу мусульман Азербайджана шейх-ул-ислам А.Паша-заде31. Опросы еще раз показали рост происламских настроений в Азербайджане и падение веры в западные либеральные ценности.

Руководство ГККРО по-своему отреагировало на изменение ситуации в стране, подготовив изменения в закон «О свободе вероисповедания». Предлагалось ужесточить контроль над деятельностью религиозных организаций в стране, а также в отношении СМИ, пропагандирующих те или иные религиозные взгляды32. Одновременно глава ГККРО Р.Алиев развернул открытую борьбу против тех представителей власти, которые оказались в разной степени связаны с исламскими силами. Борьба приобрела столь широкий характер, что в местных СМИ стали появляться материалы о связях, к примеру, нурсистов с рядом высокопоставленных лиц во властных структурах33. Сначала подобные публикации квалифицировались как провокация оппозиции; однако весной 2006 г. уже и руководитель ГККРО стал заявлять, что «некоторые государственные чиновники поддерживают связи с радикальными религи-

34 В мечети... 13.05.2006; Интервью с Р.Алиевым 15.06.2006; Чиновники поддерживают... 22.06.2006.

35 Ниджат. 15.04.2006; ВХач-мазе... 23.04.2006; Миссионерская... 25.04.2006; Тофикоглу Р. 28.04.2006.

36 Следы... 13.05.2006.

37 Полиция.... 30.04.2006; Аббасов И., Рашидоглу А. 17.06.2006; Инцидент... 5.07.2006; Вечерний... 5.07.2006.

38 Фахретди-нова Л., Рагим-заде Т. 18.02.2006; Резкое... 13 мая 2006 г.; Аллахшу-кюр... 22.06.2006.

озными группировками». Под последними он имел в виду ваххабитов и нурсистов, прямо указав, что первые уже сегодня представляют опасность для Азербайджана, а еще большая опасность вторых станет ясна через 10 лет34.

Эти заявления Р.Алиева, безусловно, имели серьезные основания. Заметно активизировались ваххабиты. Весной 2006 г. азербайджанские СМИ не раз публиковали материалы об активной пропаганде ваххабитами своих взглядов, в особенности в северных районах республики. Ваххабиты, уже не ограничиваясь проповедями в мечетях, распространяли листовки. Они старались взять под контроль те или иные экономические объекты в различных районах страны. По некоторым данным, к 2006 г. ваххабитам в Азербайджане принадлежало около 90 сельскохозяйственных предприятий в 26 районах республики, а также более 30 магазинов в крупных торговых центрах Баку и многие объекты на рынках столицы. Доходы от этих объектов идут на пропаганду. Численность самих ваххабитов растет, и ныне их число оценивается в пределах 30—40 тыс. человек35.

Усилили свою активность и другие религиозные группировки. По официальному сообщению ГККРО, на юге страны развернула свою деятельность ранее неизвестная радикальная группировка «72 шахида (мученика — А.Ю.)»36. Стали также поступать сведения о возникновении в некоторых районах конфликтных ситуаций на религиозной почве. Особенно сложная религиозная обстановка сложилась на северо-востоке страны, в Хачмазском районе. Здесь методы борьбы властей с ваххабитами оказались явно неадекватны. В лучшем случае правоохранительные органы старались воспрепятствовать местным ваххабитам молиться в центральной мечети Хачмаза, а в некоторых селах этого района ваххабитов задерживали и насильно обривали им бороды, что воспринималось как крайнее унижение и еще более обостряло поло-

жение37.

В такой сложной религиозной обстановке в стране конфронтация между руководителем ГККРО Р.Алиевым и шейх-ул-исламом А.Паша-заде приняла открытый и очень острый характер. Государственный чиновник документально подтверждал обвинения духовного лидера страны в распространении в Азербайджане ваххабитской и иной радикальной религиозной литературы. Шейх-ул-ислам напрочь отвергал все это и сам, в свою очередь, называл Р.Алиева покровителем ваххабитов и даже подал на него в суд38.

Реакция руководства страны на эту конфронтацию оказалась более чем неожиданной: 27 июня 2006 г. Рафик Алиев был снят с должности руководителя ГККРО. Еще более непонятным и странным оказался сделанный месяц спустя выбор нового руководителя ГККРО — им стал бывший советник президента по национальным и религиозным организациям Идаят Оруджев, явно уступающий своему предшественнику не только познаниями в религии, но, самое главное, не являющийся самостоятельной и решительной политической фигурой. Это назначение

39 Габибоглу Р. 24.08.2006.

440 См.: Исламисты... 5.08.2006; Мамедов М. 8.08.2005; Керимов Р. 11.08.2006; Рзаев С., Рамизог-лу Н. 22.08.2006; Полиция разогнала... 27.08.2006.

41 Ибрагимхалило-ва Р. 31.08.2006.

было встречено в обществе как свидетельство полной победы шейх-ул-ислама; оно вселяет серьезные опасения за дальнейшее развитие ситуации в религиозной сфере Азербайджана. Ведь совершенно очевидно, что исламский фактор в стране теперь получил стимул к дальнейшему росту, в то время как государству очень важно иметь возможность контролировать ситуацию.

Заметно изменилось после отставки Р.Алиева и поведение шейх-ул-ислама, который все чаще стал делать политические заявления в связи с событиями на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Еще больший резонанс, в том числе за пределами Азербайджана, имело его заявление в августе 2006 г. по карабахскому конфликту: «Я готов объявить джихад для освобождения оккупированных территорий Азербай-джана»39.

Между тем в республике и за ее пределами отметили заметную активизацию происламских сил в связи с военными действиями Израиля в Ливане летом 2006 года. В Баку, а также в ряде других населенных пунктов республики прошли антиизраильские митинги протеста40, кое-где на стенах домов появились надписи «Смерть Израилю!». Такого в Азербайджане в отношении Израиля ранее никогда не было. Ведь эта страна рассматривалась как стратегический союзник, много помогавший республике в связи с карабахским конфликтом.

Новое руководство ГККРО на все эти события никак не отреагировало. Зато стало известно, что по требованию ДУМК в ближайшее время будут приняты поправки в закон «О религии», в котором ислам будет провозглашен в качестве национальной конфессии. Эта информация встречена в Азербайджане достаточно настороженно и вызвала неоднозначную реакцию41. Ясно, что такой поворот в конфессиональной сфере чреват весьма негативными последствиями. Во-первых, законодательная инициатива ДУМК может стать в не столь отдаленном будущем еще одним шагом к трансформации светской Азербайджанской Республики в теократическое государство, которое возглавит сам шейх-ул-ислам. Во-вторых, последует очередная мощная волна миграции немусульман из страны. Наконец, страну покинут последние светские интеллектуалы. В результате страна рискует быть отброшенной далеко назад.

«Дело» В конце 2006 г. произошло событие, которое взбудоражило обще-

журналиста ственность Азербайджана и Ирана и со всей остротой поставило вопрос Рафика Таги о роли исламского фактора в стране. 1 ноября в ранее малоизвестной газете «Санат» журналист Рафик Таги опубликовал статью «Европа и мы», в которой указал, что именно ислам стал причиной раздора на Ближнем Востоке, а пророк Мухаммед создал проблемы для многих восточных стран и народов. Статья вызвала гневную реакцию руководства ДУМК, лидеров ИПА и других исламистов, посчитавших, что автор статьи оскорбил пророка Мухаммеда. Последовали акции протеста, и

42 Нардаранцы... 11.11.2006; Оруд-жев Р. 21.11.2006; Оруджев Р. 25.11.2006.

43 http://www.day. az/news/society/ 64282.html; http:// www. day.az/news/ society/65100.html; http://www.day.az/ news/society/ 64168.html.

44 Мамедов М. 21.11.2006.

45 Публицист... 17.11.2006; http:// www. day.az/news/ society/64206.html; http://www.day.az/ news/society/ 64417.html.

,6 http://www.day. az/news/society/ 64135.html.

10 ноября на митинге в поселке Нардаран местные верующие вынесли смертный приговор журналисту, а заодно и редактору газеты Самиру Садагатоглу42.

На статью последовала реакция и в соседнем Иране, где в свое время за роман «Сатанинские стихи» был приговорен к смертной казни Салман Рушди. Сначала 21 ноября 2006 г. иранский аятолла Мортеза Бани Фазл пообещал свой дом в качестве награды тому, кто убьет азербайджанского журналиста. Десять дней спустя один из наиболее известных в Иране религиозных деятелей, почитаемый и многими верующими в Азербайджане, аятолла Мухаммед Фазиль Лянкярани также вынес фетву (приговор), в котором потребовал смертной казни Рафика Таги, а также Самира Садагатоглу. Одновременно с 19 ноября начались почти беспрерывные пикеты и другие акции протеста иранских студентов перед посольством Азербайджана в Тегеране, а позже и перед генеральным консульством Азербайджана в Тебризе. В ходе выступлений часто звучали прямые угрозы в адрес Азербайджана43. Не остался в стороне печально знаменитый в Азербайджане иранский телеканал «Сахар-2», агитировавший азербайджанский народ за исполнение фетвы вышеуказанных религиозных лидеров и приведение смертного приговора Рафику Таги в исполнение. Одновременно иранские телеведущие призвали мусульман Азербайджана насильственно изменить Конституцию своей страны, которая «не соответствует исламским традициям»44.

В светском Азербайджане реакция на «дело» Рафика Таги была разной. Дело не в том, что мало кто был знаком с содержанием статьи журналиста. Было ясно, что суть не в Рафике Таги, а в реакции исламистов, которая шокировала и даже напугала многих. О серьезности ситуации говорило то, что власти не нашли ничего умнее, как, в нарушение законодательства, арестовать на период следствия журналиста и редактора газеты за «разжигание религиозной розни». Адвокаты отказывались защищать арестованных, опасаясь за свою жизнь. Более того, появилась информация, что арестованные журналисты, не веря своему правительству, намерены попросить убежища в Дании, учитывая реакцию датского правительства на «карикатурную войну» несколько месяцев назад45.

Либеральная интеллигенция, а также многие политики, правозащитники, журналисты осознали угрозу и выступили, но не в защиту журналиста, а свободы слова и светского характера азербайджанского государства. Более того, небольшая группа творческой молодежи Азербайджана в знак протеста заявила о своем «выходе» из ислама и развернула кампанию «Отказ от исламской религии»46, что также вызвало неоднозначную реакцию в стране.

Все это время новый руководитель ГККРО И.Оруджев отмалчивался, потом сделал заявление, в котором осудил Рафика Таги, но ничего не сказал в отношении объявленного в Азербайджане и Иране смертного ему приговора. В противоположность И.Оруджеву, бывший руководитель ГККРО профессор Р.Алиев остался верен себе: также осудил

47 http://www.day. az/news/society/ 64023.html.

48 http://www.day. az/news/politics/ 64884.html; Яшароглу М. 1.12.2006.

журналиста, но вместе с тем резко выступил против действий исламистов в Азербайджане и Иране, прямо указав на светский характер азербайджанского государства и необходимость рассматривать ситуацию с правовых позиций, а не с точки зрения норм шариата47.

В конце концов руководство Азербайджана осознало, что нельзя более отмалчиваться и делать вид, что митинги в Иране и раздающиеся оттуда призывы не имеют к республике отношения. 28 ноября 2006 г. посол Азербайджана в Иране передал МИД этой страны ноту протеста в связи с антиазербайджанскими акциями перед дипломатическими представительствами в Тегеране и Тебризе. Одновременно, по всей вероятности, была проведена соответствующая работа с активистами митингов в поселке Нардаран. Во всяком случае, в конце ноября в СМИ Азербайджана появилось сообщение, в котором нардаранцы фактически отказывались от раздававшихся ранее призывов к убийству журналистов48.

Перспективы политического ислама в Азербайджане. Что дальше?

49 Маразм... 12.05.2006.

Таким образом, краткий анализ динамики религиозной ситуации в Азербайджане свидетельствует, что страна прошла несколько этапов идеологического развития, в ходе которого постоянно изменялось соотношение в степени привлекательности исламизма, тюркизма и ценностей западной демократии. Окончательный удар по идеалам либерализма в Азербайджане нанесли президентские выборы 2003 г. и парламентские выборы 2005 г.

В итоге в азербайджанском обществе возник духовный вакуум, который власти постарались искусственно заполнить. Процесс создания новой идеологии под названием «гейдаризм» начался еще в конце 2003 г., когда после смерти Гейдара Алиева развернулась общереспубликанская кампания по насаждению культа личности экс-президента. Он был объявлен мессией, предотвратившим гражданскую войну и хаос, создавшим независимую Азербайджанскую Республику. Все достижения современного страны связывались только с его именем. Одновременно власти предали забвению остальных азербайджанских политических лидеров XX столетия — от М.Расул-заде до Эльчибея, а также игнорировали и отменяли национальные и государственные даты, не связанные с Г.Алиевым. Это носило сознательный и целенаправленный характер. Как все чаще стали заявлять высокопоставленные государственные чиновники, «Гейдар Алиев создал Азербайджан из пустоты»49, то есть как Бог сотворил мир и человека из ничего.

После парламентских выборов 2005 г. эта политика насаждения нового культа приняла тотальный характер. В городах, селах, аэропортах, учреждениях и школах, на улицах установили памятники и бюсты Г.Алиева, его именем назвали улицы, предприятия, населенные пункты, парки, концертные залы и стадионы. К этой кампании подключилось официальное духовенство Азербайджана, и из разных концов страны стала поступать информация о присвоении имени Г.Алиева мече-

50 Гасымова С. тям50. Дошло до абсурда: не только в школах и учреждениях, но даже в 7.02.2006. некоторых мечетях (например, в Нахичеванской АР) создали «уголки памяти Гейдара Алиева»!

Вся эта кампания не оригинальна — подобное характерно для многих авторитарных режимов. Вот почему пропагандируемый в Азербайджане культ Г.Алиева так сильно напоминает пропаганду в СССР образа В.Ленина или культ Ким Ир Сена в Северной Корее. Это закономерно, поскольку идеологи распространения гейдаризма сами представляют собой порождение советской авторитарной системы.

Однако копия всегда хуже оригинала, и потому эта кампания, больше смахивающая на фарс, воспринимаемый большей частью населения Азербайджана достаточно скептически. Идеалы тюркизма (национализма), а также западной либеральной демократии потерпели крах, а навязываемая властями новая идеология «гейдаризма» не встречает ожидаемого понимания в обществе. Поэтому вполне закономерен быстрый рост популярности ислама как наиболее привлекательной для общества идеологии. В первые десять лет независимости азербайджанское общество все же отделяло ислам как религию от политического ислама. Воспринимая себя частью исламской цивилизации, азербайджанское общество проявляло стойкое неприятие религиозных политических организаций. Во многом это было связано с негативным имиджем и невысоким интеллектуальным уровнем как официальных представителей ДУМК, так и лидеров ИПА и других происламских политических структур (общества «Товба», «Гардашлыг» и другие).

Теперь же на политической сцене Азербайджана появились новые лидеры исламского движения. На смену прежним полуграмотным духовным деятелям пришли молодые религиозные теологи и философы, получившие прекрасное образование в зарубежных странах и по-новому, в соответствии со временем, занявшиеся пропагандой ислама. Если при нескрываемом интересе к исламу несколько лет назад мечети пустовали, а население вспоминало об исламе только во время траурных церемоний, то с начала XXI столетия ситуация в корне изменилась. Для немалой части азербайджанского общества, особенно для молодого поколения, ислам стал нормой жизни. Фактически сегодня ислам становится альтернативой идеологии «гейдаризма».

В то же время — на фоне падения авторитета прозападных и про-российских политических структур — в обществе заметно возрос интерес к политическому исламу. Правда, у его сторонников нет ни единства, ни харизматического лидера. Но не вызывает сомнения, что в Азербайджане любой политик, который будет относиться к канонам ислама неуважительно, рискует потерять голоса избирателей.

Каковы перспективы политического ислама в Азербайджане? Перспектива дальнейшего роста религиозности и исламизации страны по мере усиления влияния нового поколения на жизнь общества не вызывает сомнений. И все же пока сложно говорить о возможном приходе к власти в ближайшие годы радикальных сил политического ислама.

Степень религиозной толерантности и открытости азербайджанского общества, его урбанизированность и близость к западным ценностям и светской модели государственности не дают пока оснований говорить о таком сценарии. Однако полностью исключить его тоже нельзя. Очень многое зависит от того, как скоро будут решены многие из имеющихся внутренних и внешних проблем.

Библиография Аббасов И., Рашидоглу А. 17.06.2006. «Война регионов». Азербай-

джан стоит перед опасностью гражданской войны, вызванной религиозными противоречиями // «Зеркало».

Адвокаты не хотят защищать права Рафика Таги и Самира Садагатоглу. — http://www.day.az/news/society/64206.html

Азербайджанская еврейская община получила письмо с угрозой от «Братьев-мусульман». — http://www.day.az/news/society/6151.html.

Айдын Ш. 8.02.2006. В Нардаране еще один митинг // «Би-зим йол».

Алекперов Э. 6.03.2003. Заговор в мечети // «Эхо» (Баку).

«Аллахшукюр Паша-заде не шейх всего Кавказа...». Интервью с руководителем ГККРО Р.Алиевым. 15.06.2006. // «Бизим йол».

Аллахшукюр Паша-заде требует от Рафика Алиева доказательств. 22.06.2006. // «Бизим йол».

Алиев Н., Оруджев Р. 18.01.2005. «Ваххабизация» Азербайджана продолжается // «Эхо».

Алиев Н., Ахмедова Н. 15.04.2004. Наказание за религиозный экстремизм надо ужесточить // «Эхо».

Бабаев Р. 30.09.2003. Прихожане мечети «Джума» признаны виновными // «Зеркало» (Баку).

Балаева С. 18.03.2003. «В Азербайджане возможно проявление религиозного радикализма». Интервью с Рафиком Алиевым // «Экспресс» (Баку).

Борьба с терроризмом как расправа с политическими оппонентами. 14.02.2004. // «Эхо» (Баку).

В Азербайджане запрещено распространять ваххабитскую литературу. 4.08.2005. // «Эхо» (Баку).

В Азербайджане инициирована кампания по отказу от исламской религии. — http://www.day.az/news/society/64135.html.

В мечети готовят предателей народа. 13.05.2006. // «Бизим

йол».

В Нардаране жгут флаги США, Израиля и Дании. 25.02.2006. // «Эхо» (Баку).

«В работе с религиозными организациями необходим взвешенный подход». 2004. Интервью с Р.Алиевым // Бюллетень Государственного Комитета. № 9.

В Тегеране прошла акция протеста по поводу публикаций в газете «Сенет». — http://www.day.az/news/society/64168.html.

В Хачмазе распространяются религиозные листовки. 23.04. 2006. // «Бизим йол»

Ваххабиты готовятся построить свой Халифат. 1.08.2005. // «Ени йол» (Баку).

Вечерний намаз в мечети отменен. 5.07.2006. // «Зеркало».

Габибоглу Р. 24.08.2006. Шейх готов объявить «джихад» // «Зеркало».

Гаджиев М. 9.08.2005. «Зеленая революция». Есть ли у нее шансы в Азербайджане? // «Зеркало» (Баку).

Гасымова С. 7.02.2006. Мечети имени Гейдара Алиева // «Милли йол».

Глава мусульман Кавказа объявил о намерении заняться политикой. 17.12.2004. // «Ежедневные новости» (Баку).

Гулузаде К. 8.02.2006. Рисовать или не рисовать? // «Зеркало» (Баку).

Журналисты, оскорбившие пророка Мухаммеда, могут попросить убежища в Дании. — http://www.day.az/news/society/64417.html.

Ибрагимхалилова Р. 31.08.2006. Закон «О религии» подогрел страсти вокруг статуса ислама // «Эхо».

Известный религиозный деятель Ирана Аятуллах Магомед Фа-зиль Лянкярани вынес в отношении Рафика Таги и Самира Садагатоглу смертельный приговор. — http://www.day.az/news/society/65100.html

Инцидент среди верующих в Хачмазе. 5.07.2006 // «Ени Му-сават».

Иранский аятолла пообещал подарить дом тому, кто убьет Рафика Таги. — http://www.day.az/news/society/64282.html.

Исламисты опять протестуют. 5.08.2006. // «Зеркало».

Керимов Р. 11.08.2006. От Израиля требуют прекратить военные действия // «Эхо».

Мамедов И. Иранские противоречия между «Мусават» и «Ени Мусават» // Журнал «Regionplus» (Баку), № 6, 15.05.2006, с. 20—24.

Мамедов М. 8.08.2005. Волна антиизраильских митингов // «Зеркало».

Мамедов М. 20.12.2005. Вредные книги // «Зеркало» (Баку).

Мамедов М. 21.11.2006. Провокация соседа // «Зеркало».

Манафлы Р., Алиев Н. 10.01.2006. «Поправка» на религию // «Эхо» (Баку).

Маразм обыкновенный. 12.05.2006. // «Реальный Азербайджан».

Мири М. 15.02.2006. «Карикатурный грипп» докатился до Баку. Местная газета оскорбила Иисуса Христа и Деву Марию // «Зеркало» (Баку).

Миркадыров Р. 8.04.2006. Буря в стакане // «Зеркало» (Баку).

Миркадыров Р. 16.02.2006. «Карикатурная война» или геополитические интересы? // «Зеркало» (Баку).

Миркадыров Р. 23.12.2006. «Ни Запад, ни Россия, только ислам!..» // «Зеркало» (Баку).

Миркадыров Р. 24.06.2006. «Соломоново решение» Исы Гамба-ра // «Зеркало» (Баку).

Миссионерская опасность в северных регионах. 25.04.2006. // «Бизим йол».

Монсумова И. 6.05.2006. Ислам по-азербайджански // «Зеркало» (Баку).

Нардаранцы вынесли смертный приговор журналисту. 11.11.2006. // «Эхо».

Ниджат. 15.04.2006. Опасность радикальных ваххабитских группировок // «Олайлар» (Баку).

Нури Л. 24.08.2004. Как «преступники в погонах» разоблачили члена «Аль-Каида» // «Зеркало».

Нури Л. 20.04.2004. Сотрудники правоохранительных органов похитили «члена „Аль-Каиды"» // «Зеркало» (Баку).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оруджев Р. 25.11.2006. Казнь журналисту положена свыше // «Эхо».

Оруджев Р. 21.11.2006. Нардаранцы хотят сами наказать журналистов // «Эхо».

Полиция обрила верующих. 30.04.2006. // «Новое время».

Полиция разогнала пикет перед посольством Израиля. 27.08. 2006. // «Зеркало».

Посол Азербайджана потребовал у правительства Ирана прекратить проводимые перед нашим посольством и консульством акции протеста. — http://www.day.az/news/politics/64884.html.

Публицист Рафик Таги и редактор газеты «Санат» арестованы на два месяца. 17.11.2006. // «Зеркало».

Расулзаде З. 14—16.08.2004. УМК осуждает осаду американцами мавзолея Имама Али в Неджефе // «Новое время» (Баку).

Рашидоглу А., Теймурханлы Ф. 2.04.2005. Ваххабитская агрессия в северных районах Азербайджана // «Зеркало» (Баку).

Рашидоглу А. 15.04.2006. Ислам все больше овладевает умами рядовых азербайджанцев // «Зеркало» (Баку).

Рашидоглу А. 5.08.2005. Мечети «под колпаком» властей? // «Зеркало» (Баку).

Рашидоглу А. 23.04.2004. Смерть лидера «Хамас» огорчила Аллах-шукюра Паша-заде // «Зеркало».

Рашидоглу А. 13.02.2003. Социальные кризисы подводят религию к управлению государством // «Зеркало».

Резкое обвинение против Рафика Алиева. 13.05.2006. // «Би-зим йол».

Рзаев С., Рамизоглу Н. 22.08.2006. Митинг против действий Израиля // «Эхо».

Следы «Аль-Каида» в Азербайджане. 13.05.2006.// «Бизим йол».

Социологический опрос на тему «Ислам в Азербайджане». 6.05.2006. // «Бизим йол».

Сращение политики и религии не имеет шансов на успех. 14.12.2004. // «Эхо».

Тельмангызы С. 24.08.2004. Липовый телефонный «террорист» властей // «Ени Мусават» (Баку).

Тофикоглу Р. 28.04.2006. Ваххабиты пытаются навязать свои понятия ненасильственными методами // «Эхо» (Баку).

Фахретдинова Л., Рагимзаде Т. 18.02.2006. Управление мусульман Кавказа против Рафика Алиева // «Эхо».

Фикретоглу А. 28.12.2003. Шейх начал демонстрацию своей силы. Муллы будут непокорны главам исполнительной власти? // «Рейтинг» (Баку).

Халеддин Р. 28.02.2006. В Баку все чаще жгут иностранные флаги // «Эхо» (Баку).

Хидаят Оруджев: «Рафиг Таги еще ранее оскорблял ряд известных личностей Азербайджана». — http://www.day.az/news/society/ 64023.html

Цивилизации столкнулись! (Результаты общенационального социологического опроса). 10.06.2006. // «Бакинские въдомости» (Баку).

Чиновники поддерживают связи с радикальными религиозными группами. 22.06.2006. // «Бизим йол».

Эминоглы Э. 16.12.2005. Революция меняет свой цвет? Интервью с правозащитником Ильгаром Ибрагимоглы // «Реальный Азербайджан» (Баку).

Юнусов А. 2004. Ислам в Азербайджане. — Баку.

Яшароглу М. 1.12.2006. Нардаранцы против самосуда над Рафиком Таги // «Зеркало».

Yunusov A. 2006. Terrorism and Extremism in Azerbaijan. — Collection «Roots and Routes of Democracy and Extremism». — Helsinki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.