Научная статья на тему 'Искажение истории как результат воздействия психологических операций'

Искажение истории как результат воздействия психологических операций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
414
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная политика / информационно-психологическое воздействие / психологические операции / стратометрическая мишень / деформация сознания обучающихся

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А. И. Петренко

Статья посвящена проблеме информационно-психологического воздействия на сознание обучающихся в процессе преподавания школьного курса истории на постсоветском пространстве. Рассматривается проблема стратометрической мишени информационно-психологического воздействия в ходе проведения психологических операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искажение истории как результат воздействия психологических операций»

лопроизводственных служб предприятий и организаций и характеризует уровень качества постановки документационного обеспечения управления.

Обобщая вышесказанное, выделим ряд ключевых положений:

1. Делопроизводственные дисциплины можно рассматривать как информационные, отмечая тем самым их значительную роль в формировании информационной культуры студента.

2. Важнейшей составляющей системы знаний студента являются представления об общих принципах работы с автоматизированными системами документаци-онного обеспечения управления.

3. В составе информационной культуры можно выделить делопроизводственную культуру как систему представлений о документной составляющей информационной среды, а также способы создания, преобразования, применения и передачи документированной информации в профессиональной деятельности человека.

Примечания

1. Харунжева Е. В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода : дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2003. 195 с.

2. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения [Электронный ресурс] / утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=163800&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9234570 171637542#0 (Дата обращения 05.01.2017.)

3. Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. URL: http://www.eidos.ru /journal/2004/0622-09.htm (Дата обращения 05.01.2017.)

А. И. Петренко

ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Статья посвящена проблеме информационно-психологического воздействия на сознание обучающихся в процессе преподавания школьного курса истории на постсоветском пространстве. Рассматривается проблема стратометрической мишени информационно-психологического воздействия в ходе проведения психологических операций.

Ключевые слова: информационная политика, информационно-психологическое воздействие, психологические операции, стратометрическая мишень, деформация сознания обучающихся.

Информационная политика любой социальной группы, государства или иного сообщества, как правило, носит некий сервисный характер, так как обеспечивает реализацию поставленных целей ее основателей. Информационная политика, эффективно воздействуя на психику людей, вносит определенные изменения в ряд структурных элементов личности (убеждения, мировоззрение, взгляды, интересы, идеалы, мотивацию, настроение и т. п.). Эффективность информационно-психологического воздействия возрастает, если оно сориентировано на конкретные целевые группы. Ими могут быть как отдельно взятые социальные группы (общественные, политические и иные объединения людей), так и более крупные социальные группы - нации, народы, а нередко и в целом мировое сообщество.

Информационная политика всегда реализуется в определенном информационно-психологическом пространстве. Одним из элементов этого пространства сегодня является история.

Следует учитывать, что главной составляющей информационно-психологического пространства являются люди. Психическая деятельность людей обеспечивает развитие практически всех сфер жизни, формирует интеллектуальный потенциал любого общества, его способность к развитию и существованию в мировом сообществе. На основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание, общественное мнение по всем социально важным событиям российской и международной жизни. Психическая деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.

Именно поэтому на сегодняшний день история выбрана как главный объект воздействия психологических операций. Особенно активно мы наблюдаем манкирование историей в бывших странах социалистического лагеря и в странах, входящих в так называемое постсоветское пространство.

Нам хотелось бы рассмотреть механизмы, с помощью которых искажается история, и последствия, которые таит в себе этот процесс на примере стратометриче-ской мишени психологических операций, в которой с определенной долей условности можно выделить основные страты информационно-психологического воздействия:

1. Личность конкретного человека.

2. Микрогруппы (семья, школа и т. п.).

3. Макрогруппы (нация, народ).

4. Гипергруппы (международные сообщества, организованные по различному принципу).

5. Супергипергруппа (мировое сообщество).

В зависимости от ситуации и целей психологических операций избирается тот или иной вариант воздействия на конкретный страт (страты). Это воздействие может поначалу быть ориентировано на формирование первичной информационной волны в определенном страте, которая, в свою очередь, может инициировать возникновение вторичной информационной волны, но уже в другом страте.

Здесь мы нередко сталкиваемся с циркуляцией информации как внутри определенного страта, так и между ними, а результаты информационно-психологического воздействия далеко не всегда прогнозируемы на стадии подготовки той или иной операции [1].

3

4

5

2

1

История как учебный предмет весьма удобна для формирования определенных установок и ценностных ориентаций практически в любом из выделенных нами стратов. Причем воздействие на первый страт - личность конкретного обучающегося - закладывает основу для формирования общих установок во втором страте -класс, школа, а возможно, и семья. Но поскольку история преподается во всех образовательных организациях, воздействию подвержена уже довольно большая социальная группа - обучающиеся города, региона, страны. Пролонгированное год за годом доведение определенным образом подготовленной информации по курсу истории формирует соответствующие установки в еще большей социальной группе -население страны и т. д.

Школьные учебники по истории практически всех стран постсоветского периода «грешат» историческими неточностями или содержат весьма своеобразную трактовку тех или иных исторических периодов.

Почему же именно история сегодня наиболее уязвима для психологических операций, направленных на деформацию сознания людей? Дело в том, что история во всех странах и во все времена была инструментом государственной идеологии и политики. Именно исторический материал дает возможность эффективно планировать и проводить психологические операции, преследующие цель формирования в сознании отдельных людей и разноуровневых социальных групп именно тех стереотипов и оценочных суждений, которые необходимы.

Каким же образом психологические операции могут представлять угрозу для деформации сознания обучающихся [2]?

Для начала рассмотрим некоторые моменты преподавания истории в бывших союзных республиках СССР. Ввиду ограниченного объема статьи мы проиллюстрируем то, как преподносится история в этих станах лишь на примере отдельно взятых фрагментов.

Киргизия

В учебном пособии Ю. Подкуйко, В. Выговской и Э. Карабаева «Основные проблемы истории Кыргызстана» мы находим следующее утверждение: «Кыргызстан -колония Российской империи», - в процессе раскрытия которого выстраивается картина истории киргизского народа. И в этой картине обязательными оказываются следующие сюжеты:

- Россия на всех этапах исторического развития эксплуатировала недра и природные ресурсы Киргизии;

- Россия препятствовала развитию киргизской культуры;

- русские колонизаторы нещадно обращались с местным населением;

- Россия обеспечивала потребности только специально завезенных в Киргизию переселенцев (предоставляла землю, жилье, высокие доходы) и не заботилась об уровне жизни киргизов;

- Россия проводила политику русификации и дискриминации киргизского

языка;

- патриотами Киргизстана всегда выступали только киргизы;

- восстания против русских колонизаторов - это национально-освободительная борьба киргизов и прогрессивный процесс;

- киргизы - борцы за независимость (в частности, басмачи и лидеры Туран-ской социалистической партии) - герои.

Казахстан

В учебниках утверждается, что Казахстан окончательно превратился в номинальное государство и сырьевой придаток центра. Местные органы власти не участвовали в вынесении таких важных решений, как строительство атомного полигона в

Семипалатинске и космодрома Байконур, которые нанесли огромный вред окружающей среде и здоровью местного населения. Политика массового переселения представителей других национальностей привела к тому, что казахи стали этническим меньшинством на своей собственной земле. Казахский язык был вытеснен из основных сфер употребления.

Азербайджан

Красной нитью по темам учебников истории проводится мысль: «В течение 70 лет Советский Союз угнетал нас» [3].

Латвия

Новейший литовский учебник истории для 10-го класса «Laikas 10», посвященный периоду ХХ - начала XXI в., раскрывая раздел о Второй мировой войне, гласит: «К сожалению, истина не всегда торжествует. Виновник войны - коммунистический СССР - не был осужден. В Нюрнберге Советский Союз из обвиняемого стал одним из судей. Целое поколение советских людей верило в миф, что Советский Союз стал жертвой агрессии А. Гитлера. Однако недавно обнародованные исторические факты показали иное: И. Сталин сам намеревался напасть на Германию, но опоздал». Очевидно одно: школьников сразу убеждают, что главным виновником войны был СССР [4].

Эстония

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес заявил, опираясь на исследования историков Эстонии, что идеи евроинтеграции в его стране популярны, потому что Эстония 800 лет находилась в немецком культурном пространстве, а «Советы все это разрушили» [5].

Молдова

Для примера посмотрим, как преподают курс «История румын» для 4-го класса: «Гитлер, правитель Германии, и Сталин, который правил СССР, договорились поделить чужие территории и государства. В результате этого началась Вторая мировая война... Вначале Румыния участвовала в этой войне против СССР, желая освободить Бессарабию и Буковину, аннексированную большевиками в 1940 г. В августе 1944 г. стало ясно, что Германия проигрывает войну. Румыния включилась в борьбу против нацистской Германии. Румынские войска, совместно с силами союзников воевали против фашистов и дошли до Германии» [6].

Украина

«Для нашо'1 землi Друга св^ова вшна була найнесправедлившою з уах воен. Бо ш Радянський Союз, ш Имеччина не дбали про визволення Украши й побудову в нш незалежно'1 держави. Свiдомi украшщ розумши, що чекати на допомогу шзвщки, — треба самим виршувати долю Украши. I очолила таких нащональне свщомих украшщв Оргашзащя украшських нащоналютсв (ОУН), створена ще 1929 р. серед украшщв, яким довелося вшхати на чужину. Пщ откою ОУН було створено украшський уряд, а з початком радянсько-нацистсько'1 вшни розпочалося формування украшсько'1 армп. З перших дшв вшни на украшських землях виникали загони украшських партизашв, або повстанщв. Наприкшщ 1942 р. таю загони утворили Украшську повстанську армш — УПА. Загони УПА визволяли украшсью мюта й села вщ фашистських окупантсв, захищали мирне насе-лення. Одначе радянський уряд не хотсв, щоб Украша мала свою арм^. Тому, коли 1943 р. з украшських земель було вигнано нацистських загарбниюв, бшьшовики почали воювати з УПА. Ця ганебна вшна проти свого народу тривала до 1953 р.; вона призвела до нових жертв i стала ще одним свщченням бшьшовицького терору»

До последнего раздела, посвящённого независимой Украине, авторы учебника обращают внимание ещё только на два крупных преступления московско-большевистской власти. Во-первых, это гонения на шестидесятников-самостийников

и, во-вторых, подрыв Чернобыльской АЭС, призванный уничтожить Украину окончательно [7].

Может показаться излишним останавливаться на рассмотрении того, что происходит с историей на постсоветском пространстве, ведь это происходит там, а не у нас. Но во-первых, речь идет о наших непосредственных соседях, с которыми у нас довольно много связей.

Даже поверхностный и разрозненный анализ приведенных источников показывает, что историческая фактология упорно замещается выгодными для организаторов психологических операций идеологемами.

С учетом обширных возможностей российских школьников в пользовании любыми информационными порталами Интернета они также оказываются потенциальным стратом информационно-психологического воздействия организаторов психологических операций, направленных на эрозию сознания обучающихся через искажение истории.

И в нашей стране уже предпринимались многочисленные попытки переписывания истории, попытки формирования у обучающихся «новых» ценностей, установок и ориентиров. Такие психологические операции могут в значительной степени привести к эрозии сознания российских обучающихся в нужном для организаторов информационно-психологического воздействия направлении.

На наш взгляд образовательные организации России далеко не в полной мере готовы к противодействию психологическим операциям, направленным на деформацию сознания наших детей. Педагогическое сообщество, осуществляя патриотическое воспитание подрастающего поколения, делает очень много для формирования патриотического самосознания, но, к сожалению, само не всегда готово к распознанию и нейтрализации деструктивного информационно-психологического воздействия, оказываемого в контексте психологических операций.

Подводя итог рассмотренной нами проблеме, хотелось бы отметить, что мы не претендовали на всестороннее рассмотрение столь сложной проблемы. Нашей задачей было привлечение внимания российского педагогического сообщества к проблеме информационно-психологического воздействия, оказываемого в процессе осуществления психологических операций. Только обучение педагогического сообщества умению своевременной диагностики признаков психологических операций может позволить нейтрализовать их деструктивное воздействие на сознание обучающихся и предотвратить негативные последствия. Следует учитывать также и то обстоятельство, что циркулирование информации, содержащей искажения истории внутри и между стратами сродни распространению инфекции. И если не делать своевременные и грамотные «прививки», искаженная история поразит все страты.

Примечания

1. Петренко А. И. Стратометрическая мишень психологических операций // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Т. 3. М. ; Ростов н/Д : «Кредо», 2007. С. 91-102.

2. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь. М. : Горячая линия - Телеком, 2005. 496 с.; Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М. : Горячая линия - Телеком, 2012. 542 с.; Петренко А. И. Психологические операции - угроза деформации сознания обучающихся // Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. М., 2015. 400 с.

3. Халилова К. Азербайджан: как пишут учебники истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/11/131028_history_ textbook _azerbaijan (дата обращения 20.12.2016).

4. История Латвии. 20-й век / ред. Д. Блейере, И. Бутулиса, А. Зунды, А. Стран-ги, И. Фелдманиса [Электронный ресурс]. URL: http://o-latvii.ru.kniga-istoriya-latvii-20-j-vek-glavy-ob-okkupatsii.html (дата обращения 12.12.2016).

5. Официальная история Эстонии - набор легенд, выдумок и страшилок [Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/330968.html (дата обращения 25.11.2016).

6. Бабилунга Н. Как преподают историю в школах Молдовы [Электронный ресурс]. URL: http://www.olvia.idknet.com/ol317-12-08.htm (дата обращения 12.12.2016).

7. Моисеенкова Л., Марциновский П. Россия в украинских учебниках истории [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_2169.html (дата обращения 28.06.2016); Рудюк С. Как создать образ врага? Учебники истории России формируют ненависть к Украине [Электронный ресурс]. URL: http://forum.urup.ru/thread-50320.html (дата обращения 20.12.2016).

А. П. Анчиков, А. В. Наумов

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМИСЯ НАД ПАМЯТНИКАМИ ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

В статье авторы рассматривают актуальные вопросы, позволяющие качественно организовать работу по изучению памятников церковного зодчества при проведении экскурсий и туристско-краеведческих походов. В статье приведены примеры заполнения необходимых документов.

Ключевые слова: краеведение, церковное зодчество, полевые экспедиции.

Нижегородская область для современных исследователей данной темы -огромный и непочатый край. По данным пресс-службы Нижегородской епархии на ноябрь 2017 г., в нашей области действующим считается 491 храм. Из них два кафедральных - Спасский Староярмарочный собор в Канавинском районе Нижнего Новгорода и Воскресенский собор в городе Арзамасе. Епархия даёт примерное количество храмов и церквей, находящихся в полуразрушенном состоянии - около 500. Таким образом, очевидно, что молодые исследователи имеют огромный нераскрытый материал для изучения, подготовки и разработки экскурсионных объектов. Проведение полевых работ в истории детского туризма и краеведения зафиксировано второй половиной XIX в. Среди пионеров этого движения такие известные фамилии, как В. И. Даль, А. А. Коринфский, Г. И. Успенский и др.

Организация полевых экспедиций к храмам предусматривает, прежде всего, организацию и проведение трёхдневного, двухдневного, а может, и серии однодневных походов или выездов. Практически на двух человек - учащегося образовательного учреждения, автора экскурсии и его научного руководителя - падает организация и проведение такого краеведческого похода, в котором могут быть задействованы ещё несколько учащихся. Возможен и другой вариант, когда тему экскурсии по храму поднимают только учащийся и его научный руководитель. Но в том и в другом случае должен быть издан приказ по школе о направлении такого-то или таких-то для проведения краеведческих изысканий в конкретную местность. Если поход или вылазка проходят за пределами вашего района, то приказ издаётся не только по школе, но и по РУО. Это правило действует, если ваши полевые работы должны про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.