Научная статья на тему 'Делопроизводственная культура как часть информационной культуры (компетентностный подход)'

Делопроизводственная культура как часть информационной культуры (компетентностный подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / делопроизводственная культура / компетентностный подход

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Харунжева

В статье поднимается вопрос о делопроизводственной составляющей информационной культуры личности в контексте компетентностного подхода, проанализированы элементы информационно-технологических и делопроизводственных умений и навыков в рамках компетенций, которыми должны овладеть студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Делопроизводственная культура как часть информационной культуры (компетентностный подход)»

Е. В. Харунжева

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД)

В статье поднимается вопрос о делопроизводственной составляющей информационной культуры личности в контексте компетентностного подхода, проанализированы элементы информационно-технологических и делопроизводственных умений и навыков в рамках компетенций, которыми должны овладеть студенты.

Ключевые слова: информационная культура, делопроизводственная культура, компетентно-стный подход.

Подготовка квалифицированных бакалавров, специалистов и магистров немыслима без серьезной информационно-технологической составляющей. Дисциплины «Информатика», «Современные информационные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и т. п. являются основной площадкой формирования информационной культуры студента, под которой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, преобразования, применения и передачи в процессе формирования единого информационного пространства [1].

Однако не только информационно-технологические дисциплины имеют непосредственное отношение к этому процессу, в частности весомую роль играют предметы документоведческого профиля, представленные в различных направлениях подготовки бакалавров такими дисциплинами, как «Документационное обеспечение управления», «Документоведение», «Делопроизводство», «Делопроизводство и корреспонденция» и др. Документоведческие и информационные дисциплины связаны очень тесно, несмотря на то что первые чаще всего относят в гуманитарным дисциплинам, а вторые - к естественнонаучным. Дело в том, что основной предмет изучения документоведения определяется государственным стандартом как «документ: зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» [2]. Следовательно, делопроизводственные дисциплины можно рассматривать как информационные, отмечая, таким образом, их значительную роль в формировании информационной культуры.

Дисциплины документоведческого профиля формируют у студентов бакалавриата компетенции, во многом пересекающиеся с компетенциями, формирующимися при изучении дисциплин информационного цикла.

Для того чтобы выделить компетенции, в ходе формирования которых происходит формирование делопроизводственной составляющей информационной культуры, были проанализированы списки компетенций нескольких направлений подготовки - информационно-технологического (Прикладная информатика, Бизнес-информатика), экономико-управленческого (Экономика, Сервис, Менеджмент) и гуманитарного (Педагогическое образование, Культурология) профилей. Выяснилось, что выделенные компетенции в несколько отличающихся формулировках присутствуют в списках большинства рассмотренных направлений подготовки ( табл. 1).

Таблица 1

Компетенции, формирующие делопроизводственную составляющую __информационной культуры_

Компетенции Направление подготовки

09.03.03 Прикладная информатика 080500. 62 Бизнес -информатики (44.03.05) 050100.62) Педагогическое образование 51.03.01 (033000. 62) Куль-туроло-гия 080100. 62 Экономика 43.03.01 (100100. 62) Сервис 38.03. 02. Менеджмент

Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-6 ОК-6 ОК-2 ОК-7* ОК-6

Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОПК-1 ОК-5 ОК-13* ПК-10 ОК-5* ОК-5 ОК-9

Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания ОПК-6 ОК-7*

Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ОК-12 ОК-11* ОК-12* ОК-12*

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1 ОК-1 ОК-17* ОК-5

Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией ОК-13* ОК-8 ОК-12 ОК-13* ОК-13* ОК-17

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ОК-16* ПК-2 ПК-9

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации ПК-5* ОК-19

* Формулировка компетенции может несколько отличаться от приведенной, но

не меняет ее сущностных характеристик.

Компетенции представляют собой, по мнению А. В. Хуторского и С. В. Тришиной, «наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере» [3], поэтому постараемся выделить в их рамках элементы информационно-технологических и делопроизводственных умений и навыков, которыми должны овладеть студенты (табл. 2).

Таблица 2

Элементы информационно-технологических и делопроизводственных умений и навыков в рамках компетенций, которыми должны овладеть студенты

Компетенции Информационно-технологические элементы Делопроизводственные элементы

Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Грамотный компьютерный набор текстов документов. Использование электронных словарей и справочников для проверки стиля, грамматики, пунктуации Логичность, аргументированность и последовательность в текстах документов. Составление текстов документов с учетом правил

стилистики, орфографии и пунктуации русского языка

Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Владение справочными правовыми системами «Кон-сультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» для поиска нормативно-правовых документов. Создание запросов для поиска информации в СПС Использование СПС при составлении юридически значимых управленческих документов. Грамотное (с правовой точки зрения, с точки зрения правил русского языка) заполнение готовых форм документов

Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания Владение текстовыми редакторами и процессорами (Microsoft Word, Open Office Writer и т. п.) Знание возможностей автоматизированных систем в организации и оптимизации документооборота и справочно-информационной работы с документами

Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации Понимание основных признаков информационного общества, роли компьютерных технологий в его функционировании и развитии. Понимание роли информационной составляющей в содержании современной документации Знание способов создания и хранения бумажных и электронных документов, особенности работы с документированной информацией в автоматизированных системах доку-ментационного обеспечения управления

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Владение навыками работы в корпоративной компьютерной сети. Использование различных средств коммуникации, в том числе электронной почты, для организации переписки. Представление о таких видах информационных систем, как экспертные системы и системы поддержки принятия решений Использование программных средств для организации совещаний и переговоров. Представление о возможностях электронной подписи в защите корреспонденции от искажения и фальсификации. Владение аналитическими возможностями справочных правовых систем и автоматизированных систем документационно-го обеспечения управления

Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компью- Владение навыками компьютерного набора текста и форматирования текстового, табличного, графического материала при создании и редактировании документа Владение основными методами работы с автоматизированными системами документационного обеспечения управления: поиск документов по из-

тером как средством управления информацией в различных текстовых процессорах. Умение использовать технологию баз данных для хранения и обработки документной информации текстового, графического, аудио- и видеоформатов. Знание рынка современных корпоративных систем работы с документной информацией вестным реквизитам, создание и реализация маршрутов прохождения входящих, исходящих и внутренних документов, регистрация и контроль сроков исполнения документов, архивирование и т. п.

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет Владеет основными навыками работы в отечественных и зарубежных поисковых системах (Яндекс, Google и др.), электронных библиотеках и базах данных. Знание способов обработки информации с использованием технологии баз данных Владение базами данных, содержащими государственные и международные стандарты в области документирования и работы с документами. Представление о содержании и применении стандартов в практической деятельности

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации Знание программных средств, позволяющих оптимизировать и проиллюстрировать публичное выступление (программы подготовки презентаций Microsoft PowerPoint, OpenOffice Impress, Prezi и др.), систем для работы с электронной почтой, быстрого обмена сообщениями, видеосвязи и др. Представление о программных средствах обеспечения делового взаимодействия на предприятии (автоматизированные системы на базе Lotus Notes, системы «Дело», «1Е Евфрат» и др.)

В связи с этим имеет смысл выделить в информационной культуре личности делопроизводственную составляющую, обозначив ее как делопроизводственную культуру. Под делопроизводственной культурой будем понимать качество личности, характеризующее ценностные установки в области документирования и организации работы с документами, включающие в себя систему представлений о документной составляющей информационной среды, а также способы создания, преобразования, применения и передачи документированной информации в профессиональной деятельности человека.

Следует заметить, что нельзя синонимизировать понятие делопроизводственной культуры и культуры делопроизводства. Если делопроизводственная культура -это качество личности, требующее формирования в процессе образования человека, то культура делопроизводства - это показатель качества организации документирования и работы с документами на предприятии, в организации, а также в частной практике. Культура делопроизводства формируется в деятельности сотрудников де-

лопроизводственных служб предприятий и организаций и характеризует уровень качества постановки документационного обеспечения управления.

Обобщая вышесказанное, выделим ряд ключевых положений:

1. Делопроизводственные дисциплины можно рассматривать как информационные, отмечая тем самым их значительную роль в формировании информационной культуры студента.

2. Важнейшей составляющей системы знаний студента являются представления об общих принципах работы с автоматизированными системами документаци-онного обеспечения управления.

3. В составе информационной культуры можно выделить делопроизводственную культуру как систему представлений о документной составляющей информационной среды, а также способы создания, преобразования, применения и передачи документированной информации в профессиональной деятельности человека.

Примечания

1. Харунжева Е. В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода : дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2003. 195 с.

2. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения [Электронный ресурс] / утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=163800&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9234570 171637542#0 (Дата обращения 05.01.2017.)

3. Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. URL: http://www.eidos.ru /journal/2004/0622-09.htm (Дата обращения 05.01.2017.)

А. И. Петренко

ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Статья посвящена проблеме информационно-психологического воздействия на сознание обучающихся в процессе преподавания школьного курса истории на постсоветском пространстве. Рассматривается проблема стратометрической мишени информационно-психологического воздействия в ходе проведения психологических операций.

Ключевые слова: информационная политика, информационно-психологическое воздействие, психологические операции, стратометрическая мишень, деформация сознания обучающихся.

Информационная политика любой социальной группы, государства или иного сообщества, как правило, носит некий сервисный характер, так как обеспечивает реализацию поставленных целей ее основателей. Информационная политика, эффективно воздействуя на психику людей, вносит определенные изменения в ряд структурных элементов личности (убеждения, мировоззрение, взгляды, интересы, идеалы, мотивацию, настроение и т. п.). Эффективность информационно-психологического воздействия возрастает, если оно сориентировано на конкретные целевые группы. Ими могут быть как отдельно взятые социальные группы (общественные, политические и иные объединения людей), так и более крупные социальные группы - нации, народы, а нередко и в целом мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.