Научная статья на тему 'Иррациональные составляющие группового поведения сотрудников в реорганизационный период'

Иррациональные составляющие группового поведения сотрудников в реорганизационный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иррациональное поведение / реорганизация / корпоративная этика / организационная культура / локальные субкультуры. / irrational behavior / reorganization / corporate ethics / organizational culture / local subcultures.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Виктор МихайЛович, Михалев Олег Владимирович, Кулик Нина Анатольевна

Цель исследования заключается в анализе основных детерминант и элементов моделей иррационального группового поведения сотрудников в реорганизационный период. Приведены результаты исследования существующих и представленных в научных статьях моделей иррационального поведения, выделены такие особенности иррационального поведения, как интуитивное, неосознанное следование определенным стандартам поведения, наличие априорных убеждений и оппозиционных фундаментальных метафизических установок. Описывается значимость идентификации иррациональных элементов организационного поведения, оказывающих влияние на достижение стратегических целей. Произведена оценка возможностей использования инструментов управления организационной культурой при нивелировании иррациональных составляющих группового поведения. Для эффективного управления иррациональным организационным поведением в реорганизационный период предложен системный комплекс мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IRRATIONAL COMPONENTS OF GROUP BEHAVIOR OF EMPLOYEES IN THE REORGANIZATION PERIOD

The aim of the study is to analyze the main determinants and elements of models of irrational group behavior of employees in the reorganization period. The article presents the results of the study of existing and presented in scientific articles models of irrational behavior highlighted such features of irrational behavior as intuitive, unconscious adherence to certain standards of behavior, the presence of a priori beliefs and opposition to fundamental metaphysical attitudes. The importance of identification of irrational elements of organizational behavior influencing the achievement of strategic goals is described. The estimation of the possibilities of using the tools of organizational culture management in leveling the irrational components of group behavior. For the effective management of irrational organizational behaviour in the reorganization, the company proposed a systematic set of activities.

Текст научной работы на тему «Иррациональные составляющие группового поведения сотрудников в реорганизационный период»

ЭКОНОМИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ MICROECONOMICS AND ECONOMICS OF ENTERPRISES

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 7 (429). Экономические науки, вып. 65. С. 118—123.

УДК 338.242 10.24411/1994-2796-2019-10713

ББК 65.050.9(4Рос)

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В РЕОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В. М. Федоров, О. В. Михалев, Н. А. Кулик

Омский государственный технический университет, Омск, Россия

Цель исследования заключается в анализе основных детерминант и элементов моделей иррационального группового поведения сотрудников в реорганизационный период. Приведены результаты исследования существующих и представленных в научных статьях моделей иррационального поведения, выделены такие особенности иррационального поведения, как интуитивное, неосознанное следование определенным стандартам поведения, наличие априорных убеждений и оппозиционных фундаментальных метафизических установок. Описывается значимость идентификации иррациональных элементов организационного поведения, оказывающих влияние на достижение стратегических целей. Произведена оценка возможностей использования инструментов управления организационной культурой при нивелировании иррациональных составляющих группового поведения. Для эффективного управления иррациональным организационным поведением в реорганизационный период предложен системный комплекс мероприятий.

Ключевые слова: иррациональное поведение, реорганизация, корпоративная этика, организационная культура, локальные субкультуры.

Одним из основных ресурсов организации выступает высококвалифицированный персонал. В трансформационный период деятельность персонала определяет организационный облик в будущем, вследствие чего сохраняет актуальность вопрос об управлении иррациональным организационным поведением. Без изучения природы иррационального поведения и его учета в научных исследованиях экономические теоретические построения остаются неполными, редуцированными и неадекватными изучаемой реальности [7]. В этой связи авторы настоящего исследования ставят его целью выявить основные характеристики, определяющие и формирующие иррациональное поведение группы в сложный период реформирования организации, рассмотреть их во взаимосвязи с сопутствующей динамикой организационной культуры и на этой основе разработать комплексный подход к управлению поведением работников в подобных ситуациях.

Как правило, основными детерминантами «нездорового» (деструктивно-иррационального) поведения сотрудников являются:

— деструктивные проявления противостояния лидеров, появление антилидеров, повышение уровня токсичности персонала;

— увеличение количества внутриоргани-зационных конфликтов, напряженный социально-психологический климат, появление деструктивных локальных субкультур в организационной среде;

— нарушение слаженной коллективной работы и системы обратной связи, слабые внутриор-ганизационные связи, неразвитая организационная культура, отсутствие нормативной базы по корпоративной этике и внутренним коммуникациям;

— самоизолированность деятельности большей части структурных подразделений при выполнении общих стратегических задач, самоустранение большинства руководителей отделов в принятии управленческих решений в трансформационный период;

— неэффективная система материального стимулирования и морального поощрения;

— отсутствие инициативных решений, исполнительская пассивность, дублирование функций, неотлаженные бизнес-процессы, возрастание энтропии организационных процессов, нерациональная организационная структура;

— распад организационного ценностного ядра и его несоответствие ценностным ориентациям сотрудников.

Данные факторы сигнализируют о наличии иррациональных составляющих в организационном поведении.

Иррациональное организационное поведение ориентировано на достижение целей без тщательной предварительной оценки сложившейся ситуации и существующих возможностей. Иррациональность подразумевает по большей части необдуманные поступки сотрудников, основанные на чувственном или интуитивном порыве. Чаще всего иррациональное поведение держится на вере работника в позитивный результат практически при полном непонимании, какими именно средствами и методами желаемый результат будет достигаться. Принцип иррациональности защищает сотрудника от разрушительной критики собственных мотивов, когда он избегает тщательного предварительного и осознанного моделирования своих действий и поступков, включая оценку перспектив, основанную на существующем опыте [10]. Иррациональное организационное поведение использует ресурсы подсознания, находя нужные ответы и решения спонтанно и непроизвольно уже в процессе активной деятельности [13].

В. И. Ведерникова и М. И. Захарова указывают на то, что экономическое поведение реализуется в условиях ограниченности ресурсов, подталкивающих сотрудника к иррациональным проявлениям [4]. И. И. Васильева утверждает, что всякая экономическая иррациональность заставляет предположить незамеченные цели и ценности, которым соответствует это «нерациональное», неадекватное поведение [3]. Сотрудники с иррациональным поведением часто кажутся более импульсивными, более непредсказуемыми [2]. С. Э. Желаева выделяет следующие модели иррационального поведения, не укладывающиеся в рамки классической рациональности: нравственное — ориентированное на ценности, в основе которых лежит система убеждений и представлений человека, то есть следование определенным ценностям независимо от возможных последствий, без расчета на вознаграждение; нормативное — следование норме, стандарту социального поведения, заложенному культурной традицией и неподвластному рационализму; иерархическое — продиктованное отношениями власти; эмоциональное — эмоциональная реакция человека от простого эмоционального проявления до бурного выплеска; интуитивное — следование в процессе принятия решений способности чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающи-

еся нужного вопроса, и, таким образом, находить правильное, с точки зрения индивида, решение; неосознанное — следование определенным выработанным в ходе жизненного опыта принципам, привычкам, правилам [7].

А. Л. Вязов и Г. А. Юнгус считают, что одним из ключевых аспектов иррационального поведения является осуждение или отсутствие поддержки со стороны коллег. При этом в действиях существует два уровня, на которые влияют рациональные и иррациональные факторы детерминации социального поведения (рациональный уровень — определяемый как нормативный — отражает объективную логическую связь цели и средств, и иррациональный — оцениваемый негативно —представляет собой совокупность нелогических, непредсказуемых факторов [5].

По мнению А. Д. Чернявского, «реальный человек не может вести себя в жизни, подчиняясь условиям жесткой экономической рациональности.. дихотомическим противовесом рациональности является иррациональность, которая, собственно, и отождествляется с самим процессом принятия решения, остающимся вне пределов построения экономической теории — человека рационального» [14. С. 27].

Анализируя рациональное и иррациональнее в трудовом поведении, Б. Герт указывает: «Иррациональность — более фундаментальное нормативное понятие, чем рациональность. Назвать поступок иррациональным — значит заявить, что его не следует совершать; если же поступок квалифицирован в качестве рационального, то отсюда еще не следует, что его обязательно нужно совершить, поскольку возможны две (или больше) рациональные альтернативы. Несомненно, каждый человек в любом случае должен действовать рационально, но отсюда вытекает только то, что никто и никогда не должен производить иррациональных действий, а вовсе не то, что любая рациональная перспектива должна быть реализована» [6. С. 261].

Обращает на себя внимание исследование В. М. Молоканова, который считает, что сотрудник организации создает свою реальность, отличную от действительной, с помощью систем координат (трансцендентальных форм), позволяющих упорядочивать групповой трудовой процесс [9].

По мнению Н. З. Алиевой, О. Ю. Грицких и А. А. Шаховской, в трудовом поведении всегда присутствует рациональное и иррациональное. Это связано с тем, что постижение реальности и трудовая деятельность происходят на основе априорных

убеждений и оппозиционных фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия [1].

Как полагает М. В. Рыжкова, иррациональное групповое поведение всегда связано с когнитивной несостоятельностью (неспособностью применить осознанные методики выбора, ограниченностью способностей к обработке сигналов и явные пробелы в принципах кодирования информации); с наличием механизмов некритического принятия решений; с социальной природой сотрудника; с систематическим отклонением в субъективной ожидаемой полезности [12].

Ю. Л. Кролевец отмечает, что в реорганизационный период получают развитие комбинации рациональных и иррациональных элементов как отражение противоречивой перспективы (включенность не только новых типов рациональной внутриорганизационной связи, но и форм иррациональности в расширяющемся организационном континууме) [8].

Г. Саймон считает, что члены организации ограничены в способности определения целей и оценки последствий принимаемых ими решений; они принимают решение не в идеале, а так, как требует внешняя среда и их ограниченные способности по обработке информации (в условиях ограниченной рациональности) [15].

Мы согласны с М. М. Пекарниковой в том, что «мотивы принятия тех или иных решений в организации являются иррациональными, поскольку могут определяться традициями, ценностями, а также влиянием других субъектов» [11], и в данном контексте подчеркнем особое влияние организационной культуры на поведение сотрудников.

Нельзя не согласиться с В. М. Молокановым, который считает, что «пока в России не будет культурной среды, ориентированной на поиск нового, рациональные доводы о необходимости внедрения инноваций в экономике будут только пустыми словами» [9. С. 22]. Проявлением слабой организационной культуры становится деструктуризация бизнес-процессов, снижение результативности деятельности персонала и негативный психологический климат. Стержнем организационной культуры являются культурные нормы, напрямую влияющие на составляющие организационного поведения.

Наши исследования показывают, что между организационной культурой и содержательным наполнением поведения сотрудников существует тесная корреляция:

— отрицание устоявшихся культурных норм и принципов доминантной организационной культуры приводит к повышению конфликтогенности, росту социальной напряженности, нарастанию профессионально-трудовых противоречий, нарушению сложившихся связей и отношений;

— слабые организационные связи и неконгруэнтные локальные субкультуры трансформируют разногласия в неразрешимые противоречия, ухудшают психологический климат в организации;

— столкновение групп интересов приводит к активизации антилидеров.

Интегральная организационная культура может стать определяющим фактором при выстраивании гармоничных внутриорганизационных отношений и нивелировании иррациональных составляющих группового поведения. Основными предпосылками использования инструментов управления культурными изменениями являются: сглаживание информационных дисбалансов в реорганизационный период; минимизация иррациональных проявлений за счет рациональной регламентации; создание условий для повышения эффективности коммуникационной политики; защита от столкновений оппозиционных локальных субкультур с доминирующей организационной культурой.

Для корректировки группового поведения сотрудников в реорганизационный период нами предлагается следующий комплекс мероприятий:

• диагностика существующей и определение предпочтительной организационной культуры, анализ ценностных ориентаций, определение групповых интересов;

• совершенствование коммуникационной политики, проведение корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива, снижение дистанцирования интересов структурных подразделений;

• детоксикация деструктивных членов организации;

• разработка нормативной базы по организационной культуре, мониторинг культурных компетенций;

• целенаправленная работа по укреплению кадрового ядра, управление кадровым резервом;

• работа с лидерами мнений, поддерживающими организационные изменения;

• внедрение стандартов корпоративной этики и кодекса корпоративного поведения.

Деятельность по управлению иррациональным организационным поведением включает в себя решение следующих групп проблем: построение ра-

циональной организационной структуры; развитие интегральной организационной культуры; совершенствование системы управления конфликтами и де-токсикацией персонала; развитие трансформационного лидерства; внедрение ценностного управления.

По нашему мнению, основополагающую роль в разрешении вышеуказанных проблем имеет кодекс корпоративной этики (кодекс организационной культуры), определяющий порядок взаимоотношений работников с клиентами, акционерами, конкурентами, средствами массовой информации, порядок взаимоотношения руководителей и подчиненных, использования имущества организации, внешний вид работников, социальную ответ-

ственность организации. Данный кодекс должен распространяться на всех сотрудников организации, его основной целью должно быть закрепление корпоративных ценностей и имиджа организации, основных этических норм и правил поведения работников.

Таким образом, комплекс мероприятий по развитию организационной культуры и кодекс организационной культуры будут способствовать нивелированию деструктивного и иррационального организационного поведения, повышению качества работы, усилению эффективности, конкурентоспособности и развитию деятельности компании в реорганизационный период.

Список литературы

1. Алиева, Н. З. Соотношение рационального и иррационального в современном концепте знания / Н. З. Алиева, О. Ю. Грицких, А. А. Шаховская // Успехи соврем. естествознания. — 2012. — № 6. — С. 196—197.

2. Бабина, В. Н. Понятия «рационального» и «иррационального»: проблема демаркации / В. Н. Бабина // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. — 2012. — № 5 (109). — С. 260—266.

3. Васильева, И. И. К вопросу об «иррациональности» экономического человека / И. И. Васильева // Психол. журн. — 1991. — № 6. — С. 168—169.

4. Ведерникова, В. И. Рациональное экономическое поведение предпринимателя в современных рыночных условиях / В. И. Ведерникова, М. И. Захарова // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства : материалы III Всерос. заоч. науч.-практ. конф. — Курган : Курган. гос. с.-х. акад. им. Т. С. Мальцева, 2017. — С. 28—31.

5. Вязов, А. Л. Проблема иррационального в поведении людей: философский аспект / А. Л. Вязов, Г. А. Юнгус // Новая наука и формирование интегративно-целостного мышления. — Казань, 2017. — С. 62—64.

6. Герт, Б. Рациональное и иррациональное в поведении человека / Б. Герт. — М., 1995. — 327 с.

7. Желаева, С. Э. Методологические принципы исследования поведения человека в экономике / С. Э. Желаева // Вестн. ТГУ. — 2011. — № 1. — С. 179—187.

8. Кролевец, Ю. Л. Рациональное и иррациональное (социально-философский аспект) / Ю. Л. Кро-левец // Омс. науч. вестн. Сер.: Общество. История. Современность. — 2009. — № 1 (75). — С. 89—93.

9. Молоканов, В. М. Иррациональные аспекты анализа экономического поведения / В. М. Молоканов // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2009. — № 2 (9). — С. 19—22.

10. Новиков, А. А. Рациональность в ее истоках и утратах / А. А. Новиков // Вопр. философии. — 1995. — № 5. — С. 48—59.

11. Пекарникова, М. М. Иррациональное потребительское поведение в современном обществе / М. М. Пекарникова // Научная сессия ГУАП : сб. докл. : в 3 ч. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосмич. приборостроения, 2017. — С. 117—119.

12. Рыжкова, М. В. Иррациональное потребительское поведение как предмет экономической науки / М. В. Рыжкова // Вестн. Томс. гос. ун-та. Экономика. — 2012. — № 4 (20). — С. 64—72.

13. Сухинина, Л. В. Иррациональное и трансцендентальное в концепции познания / Л. В. Сухини-на // Вестн. Тюменс. гос. ун-та. — 2011. — № 10. — С. 73—78.

14. Чернявский, А. Д. Рациональность и иррациональность в экономической науке [Электронный ресурс] / А. Д. Чернявский // Науковедение : интернет-журн. — 2014. — № 4 (23). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ratsionalnost-i-irratsionalnost-v-ekonomicheskoy-nauke (дата обращения 01.05.2019).

15. Simon, H. A. A Behavioral Model of Rational Choice / H. A. Simon // Quart. J. of Economics. — 1955. — Vol. 69. — P. 99—118.

Сведения об авторах Федоров Виктор Михайлович — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и сервиса Омского государственного технического университета, Омск, Россия. viktor702460@mail.ru

Михалев Олег Владимирович — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Омского государственного педагогического университета, Омск, Россия. mihalev22@ mail.ru

Кулик Нина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и сервиса Омского государственного технического университета, Омск, Россия. nina-k77@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Pp. 118—123.

THE IRRATIONAL COMPONENTS OF GROUP BEHAVIOR OF EMPLOYEES

IN THE REORGANIZATION PERIOD

V.M. Fedorov

Omsk state technical University, Omsk, Russia. viktor702460@mail.ru

O.V. Mikhalev

Omsk state pedagogical University, Omsk, Russia. mihalev22@mail.ru

N.A. Kulik

Omsk state technical University, Omsk, Russia. nina-k77@yandex.ru

The aim of the study is to analyze the main determinants and elements of models of irrational group behavior of employees in the reorganization period. The article presents the results of the study of existing and presented in scientific articles models of irrational behavior highlighted such features of irrational behavior as intuitive, unconscious adherence to certain standards of behavior, the presence of a priori beliefs and opposition to fundamental metaphysical attitudes. The importance of identification of irrational elements of organizational behavior influencing the achievement of strategic goals is described. The estimation of the possibilities of using the tools of organizational culture management in leveling the irrational components of group behavior. For the effective management of irrational organizational behaviour in the reorganization, the company proposed a systematic set of activities.

Keywords: irrational behavior, reorganization, corporate ethics, organizational culture, local subcultures.

References

1. Aliyeva N.Z., Gritckikh O.Yu., Shahovskaia A.A. Sootnosheniye ratsional'nogo i irratsional'nogo v sovre-mennom kontsepte znaniya [The ratio of rational and irrational in the modern concept of knowledge]. Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya [Successes of modern natural science], 2012, no. 6, pp. 196-197. (In Russ.).

2. Babina V.N. Ponyatiya "ratsional'nogo" i "irratsional'nogo": problema demarkatsii [The concepts of "rational" and "irrational": the problem of demarcation]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nyye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Humanities], 2012, no. 5 (109), pp. 260-266. (In Russ.).

3. Vasil'yeva I.I. K voprosu ob "irratsional'nosti" ekonomicheskogo cheloveka [To the question of "irrationality" of economic man]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 1991, no. 6, pp. 168-169. (In Russ.).

4. Vedernikova V.I., Zaharova M.I. Ratsional'noye ekonomicheskoye povedeniye predprinimatelya v sovre-mennykh rynochnykh usloviyakh [Rational economic behavior of the entrepreneur in modern market conditions]. Razrabotka strategii sotsial'noy i ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Development of the strategy of social and economic security of the state]. Kurgan, 2017. Pp. 28-31. (In Russ.).

5. Vyazov A.L., Youngus G.A. Problema irratsional'nogo v povedenii lyudey: filosofskiy aspekt [Problem of irrational in human behavior: the philosophical aspect]. Novaya nauka i formirovaniye integrativno-tselostnogo

myshleniya [New science and the formation of integrative-holistic thinking]. Kazan, 2017. Pp. 62-64. (In Russ.).

6. Gert B. Ratsional 'noye i irratsional 'noye vpovedenii cheloveka [Rational and irrational in human behavior]. Moscow, 1995. 327 p. (In Russ.).

7. Zhelayeva S.E. Metodologicheskiye printsipy issledovaniya povedeniya cheloveka v ekonomike [Methodological principles of the study of human behavior in the economy]. Vestnik TGU [Bulletin of TGU], 2011, no. 1, pp. 179-187. (In Russ.).

8. Krolevets Yu.L. Ratsional'noye i irratsional'noye (sotsial'no-filosofskiy aspekt) [Rational and irrational (socio-philosophical aspect)]. Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' [Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity], 2009, no. 1 (75), pp. 89-93. (In Russ.).

9. Molokanov V.M. Irratsional'nyye aspekty analiza ekonomicheskogo povedeniya [Irrational aspects of the analysis of economic behavior]. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Seriya: Biznes. Obrazovaniye. Pravo [Bulletin of Volgograd Institute of business. Series Business. Education. Right], 2009, no. 2 (9), pp. 19-22. (In Russ.).

10. Novikov A.A. Ratsional'nost' v yeye istokakh i utratakh [Rationality in its origins and losses]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 1995, no. 5, pp. 48-59. (In Russ.).

11. Pekarnikova M.M. Irratsional'noye potrebitel'skoye povedeniye v sovremennom obshchestve [Irrational consumer behavior in contemporary society]. Nauchnaya sessiya GUAP [Scientific session of SUAI]. St. Petersburg, 2017. Pp. 117-119. (In Russ.).

12. Ryzhkova M.V. Irratsional'noye potrebitel'skoye povedeniye kak predmet ekonomicheskoy nauki [Irrational consumer behavior as a subject of economic science]. Vestn. Tom. gos. un-ta. Ekonomika [Bulletin of Tomsk State University. Economy], 2012, no. 4 (20), pp. 64-72. (In Russ.).

13. Sukhinina L.V. Irratsional'noye i transtsendental'noye v kontseptsii poznaniya [Irrational and transcendental in the concept of cognition]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tyumen State University], 2011, no. 10, pp. 73-78. (In Russ.).

14. Chernyavskiy A.D. Ratsional'nost' i irratsional'nost' v ekonomicheskoy nauke [Rationality and irrationality in economic science]. Internet-zhurnal Naukovedeniye [Internet journal of Science], 2014, no. 4 (23). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7ratsionalnost-i-irratsionalnost-v-ekonomicheskoy-nauke, accessed 01.05.2019. (In Russ.).

15. Simon H.A. A Behavioral Model of Rational Choice. Quarterely Journal of Economics, 1955, vol. 69, pp. 99-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.