Научная статья на тему 'Иные периоды времени, включаемые в рабочее время: проблемы правового регулирования'

Иные периоды времени, включаемые в рабочее время: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ОПЛАТА ТРУДА / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елистратова В.С.

Правовое регулирование рабочего времени характеризуется совокупностью применяемых способов и средств. Эффективность и полноту правового регулирования рабочего времени переоценить невозможно, так как оно затрагивает важнейшие сферы трудовой деятельности, конституционные права работника на справедливые условия труда, в том числе заработную плату, охрану труда. Неправильная квалификация определенных периодов в работе может быть основанием возникновения трудового спора о незаконном увольнении или незаконном применении дисциплинарного взыскания ответственности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елистратова В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иные периоды времени, включаемые в рабочее время: проблемы правового регулирования»

Думается, что этот вопрос необходимо выделить в отдельный институт не гражданского и не трудового прав, а непосредственно имеющего отношение к сельскому хозяйству, - аграрному праву.

Список литературы:

1. Права человека. Основные международные документы. - М., 1990.

2. Российская газета. - 1997. - 26 февраля.

3. Российская газета. - 1996. - 17-18 июня.

4. Национальная экономика и экономическая политика (НЭЭП). - 1996. -№ 1-3.

5. Федеральный закон от 11.06.2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Информационно-справочная правовая система «Консультант Плюс». - 2014.

ИНЫЕ ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Елистратова В.С.*

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Правовое регулирование рабочего времени характеризуется совокупностью применяемых способов и средств. Эффективность и полноту правового регулирования рабочего времени переоценить невозможно, так как оно затрагивает важнейшие сферы трудовой деятельности, конституционные права работника на справедливые условия труда, в том числе заработную плату, охрану труда. Неправильная квалификация определенных периодов в работе может быть основанием возникновения трудового спора о незаконном увольнении или незаконном применении дисциплинарного взыскания ответственности и др.

Ключевые слова: рабочее время, трудовой договор, разграничение полномочий, трудовая функция, оплата труда, коллективный договор.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Трудового кодекса РФ [1] рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

* Доцент кафедры Гражданского права и гражданского процесса, кандидат юридических наук.

Возникает вопрос: Могут ли стороны трудовых отношений и (или) иных непосредственно связанных с ними отношений определять в установленном законом порядке иные периоды времени, включаемые в рабочее время?

В статье 6 Трудового кодекса РФ, определяя полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, законодатель говорит о принятии обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В пункте 1 части 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [2] названы признаки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: нормативный характер; издание на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Статья 2 Трудового кодекса РФ в качестве основного принципа регулирования отношений в сфере труда формулирует «социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений», статья 24 Трудового кодекса РФ основным принципом социального партнерства называет свободу выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

В статье 6 Трудового кодекса РФ вопросы рабочего времени не названы среди полномочий исключительно федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации допускается, но в случаях, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 57 Трудового кодекса РФ работник и работодатель вправе определить в трудовом договоре режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). Статья 41 Трудового кодекса РФ допускает включение в коллективный договор обязательств работодателя по вопросам рабочего времени и времени отдыха. Также в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Общие правила оплаты иных периодов, включаемых в рабочее время, законодатель не урегулировал, но определил их применительно к конкретной ситуации. Согласно части 4 статьи 258 Трудового кодекса РФ «Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка», который определяется с учетом положений статьи 139 Трудового кодекса РФ. В тоже время статья 109 Трудового кодекса РФ, устанавливая право работников на специальные перерывы для обогревания и отдыха, ничего не говорит об особенностях их оплаты.

Следует заметить, что многие вопросы в сфере труда разрешаются Трудовым кодексом РФ с учетом среднего заработка, например, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (ст. 39), оплата времени простоя (ст. 157), определение размера выходного пособия (ст. 178), гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ст. 187), гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора (ст. 279), отстранение работников, занятых на подземных работах (ст. 330.4), оплата периода прохождения медицинского осмотра спортсменом (ст. 348.3), гарантии освобожденным профсоюзным работникам (ст. 375), определение размера заработка за время вынужденного прогула (ст. 394) и др.

Системный анализ правовых норм позволил сделать некоторые выводы и сформулировать предложения по совершенствованию трудового законодательства.

При определенных условиях органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать нормативные акты, определяющие иные периоды времени, включаемые в рабочее время.

Такие особенности метода трудового права как договорный и локальный способ регулирования распространяются и на вопросы, касающиеся иных периодов, включаемых в рабочее время.

В части 1 статьи 91 Трудового кодекса РФ слова Российской Федерации заменить словами: «содержащими нормы трудового права»; после слова «времени» включить словосочетание «и подлежат оплате в размере среднего заработка в случаях предусмотренных коллективным договором, трудовым договором».

Таким образом часть 1 статьи 91 Трудового кодекса РФ должна быть изложена в следующей редакции: «Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права относятся к рабочему времени и подлежат оплате в размере среднего заработка в случаях, предусмотренных коллективным договором, трудовым договором».

Список литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.

2. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. - 18.08.1997. - N 33. - Ст. 3895.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Монахов О.Н.*

Филиал Военно-космической академия им. А.Ф. Можайского, г. Ярославль

Анализируются проблемы регулирования труда гражданского персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Рассматриваются особенности правовой работы по регулированию трудовых отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова гражданский персонал, трудовое законодательство, Вооруженные Силы Российской Федерации, правовая работа.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ) обладает особым правовым статусом, который принципиально отличается от правового статуса военнослужащих.

Под гражданским персоналом ВС РФ понимается личный состав ВС РФ, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач [1, с. 80].

Гражданский персонал ВС РФ состоит из федеральных государственных гражданских служащих и работников.

Подавляющее большинство гражданского персонала ВС РФ не относится к федеральным государственным гражданским служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.