Научная статья на тему 'Особенности регулирования труда работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации'

Особенности регулирования труда работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1579
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монахов О.Н.

Анализируются проблемы регулирования труда гражданского персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Рассматриваются особенности правовой работы по регулированию трудовых отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования труда работников из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»

Список литературы:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 3.

2. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. - 18.08.1997. - N 33. - Ст. 3895.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Монахов О.Н.*

Филиал Военно-космической академия им. А.Ф. Можайского, г. Ярославль

Анализируются проблемы регулирования труда гражданского персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Рассматриваются особенности правовой работы по регулированию трудовых отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова гражданский персонал, трудовое законодательство, Вооруженные Силы Российской Федерации, правовая работа.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ВС РФ) обладает особым правовым статусом, который принципиально отличается от правового статуса военнослужащих.

Под гражданским персоналом ВС РФ понимается личный состав ВС РФ, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач [1, с. 80].

Гражданский персонал ВС РФ состоит из федеральных государственных гражданских служащих и работников.

Подавляющее большинство гражданского персонала ВС РФ не относится к федеральным государственным гражданским служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

Сторонами указанного соглашения являются работодатель (в ВС РФ -командир воинской части, руководитель военной организации) и работник из числа гражданского персонала.

Следует также отметить, что граждане при приеме на работу в воинские части (военные организации) могут занимать лишь те должности, перечень которых установлен приказом Министра обороны Российской Федерации [2]. Исключениями из этого правила могут быть случаи временного замещения работниками вакантных воинских должностей или привлечения их в некоторых воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Такое замещение допускается на условиях срочного трудового договора по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается [3].

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время отдельный нормативный правовой акт об особенностях регулирования труда гражданского персонала ВС РФ не существует. В связи с этим условия его труда регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала, исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В Вооруженных Сил Российской Федерации комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразде-

лениями юридической службы, по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации носит название правовой работы [4].

Основная цель правовой работы в сфере труда - обеспечение законности в трудовых отношениях и защите трудовых прав гражданского персонала ВС РФ.

При осуществлении трудовых отношений правовая работа должна решать следующие задачи:

- обеспечение выполнения действующего трудового законодательства при приеме на работу, переводах на другую работу, установлении режима рабочего времени и времени отдыха, поощрении гражданского персонала и наложении на него дисциплинарных взысканий, оплате труда, предоставлении гарантий и компенсаций;

- контроль за соблюдением законодательства о труде и предоставлением льгот и гарантий работающим женщинам, молодежи, лицам, совмещающим работу с обучением, инвалидам;

- контроль за соблюдением законодательства, регулирующего особенности труда отдельных категорий работников (педагогических работников, временных и сезонных работников и др.), и представление льгот некоторым категориям работников (лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, зонах вооруженных конфликтов и в условиях чрезвычайного положения, и др.);

- обеспечение законности при прекращении трудовых отношений;

- контроль за соответствием действующему законодательству включенных коллективных договоров и соглашений;

- повышение правовой подготовленности командиров воинских частей и должностных лиц, осуществляющих прием на работу, начисление и выплату гражданскому персоналу заработной платы и обеспечивающих для него условия труда, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами (соглашениями);

- контроль за правильным заполнением, хранением и выдачей трудовых книжек [4].

Однако судебная практика, проверки контрольно-надзорных органов позволяют говорить о наиболее распространенных нарушениях требований трудового законодательства:

- неоформление трудовых договоров в письменном виде;

- невнесение в трудовые договоры обязательных условий;

- перевод работников на другую работу без их письменного согласия;

- неуведомление работников за два месяца о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений;

- невнесение в срочные трудовые договора обстоятельств (причин), послуживших основанием для заключения срочного договора; заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований, расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора;

- увольнение работников по их инициативе до истечения двухнедельного срока предупреждения, когда в заявлении не оговорена дата увольнения;

- уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора;

- расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами первичной профсоюзной организации, без согласия соответствующего профсоюзного органа;

- невнесение в трудовые книжки записей о приеме на работу и увольнении с работы, необеспечение ведения книги учета движения трудовых книжек;

- невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, ненаправление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо дать согласие на отправление ее по почте [5, с. 73-79].

Важную роль в правовом регулировании трудовых отношений гражданского персонала ВС РФ играют подразделения юридической службы. Наиболее важными задачами подразделений юридической службы на современном этапе являются:

- проведение юридической экспертизы проектов приказов, положений, инструкций и других правовых актов, издаваемых командирами воинских частей по вопросам труда;

- проверка объективности и полноты проведенных административных расследований, а также обоснованности сделанных по ним выводов при привлечении лиц гражданского персонала к дисциплинарной и материальной ответственности, увольнении по инициативе командования, при принятии решения об оплате труда в случаях невыполнения норм выработки, изготовления продукции, оказавшейся браком, и простоя;

- участие в разрешении поступивших предложений, заявлений и жалоб и принятыми по ним соответствующими командирами (начальниками) решений по вопросам трудовых отношений;

- обеспечение соответствия законодательству проектов коллективных договоров, их выполнение после заключения и предупреждение возникновения коллективных трудовых споров;

- участие в правовом обеспечении мероприятий по высвобождению гражданского персонала в связи с проводимыми организационными мероприятиями;

- консультации по вопросам применения трудового законодательства должностным лицам и гражданскому персоналу;

- проведение проверки исполнения трудового законодательства, оказание командованию практическую помощь в решении служебных вопросов и проведении занятий с различными категориями личного состава по вопросам трудового законодательства.

Из рассмотренного выше следует, что в современных условиях учет особенностей регулирования труда гражданского персонала ВС РФ предполагает:

- разработку нормативного правового акта, регулирующего труд гражданского персонала ВС РФ;

- соответствие проводимой правовой работы действующему трудовому законодательству;

- повышение правовых знаний командиров воинских частей и руководителей организаций ВС РФ в сфере трудового законодательства;

- осуществление качественного и систематического контроля по соблюдению в воинских частях и военных организациях трудовых прав гражданского персонала.

Таким образом, соблюдение требований трудового законодательства, реализация и защита трудовых прав гражданского персонала ВС РФ предполагает совершенствование правовой работы в сфере трудовых отношений.

Список литературы:

1. Военное право: учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. -М.: За права военнослужащих, 2004. - 640 с.

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 520 «Об установлении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 г. N 20 «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Ковалев В.И. Актуальные вопросы соблюдения трудовых прав гражданского персонала в воинских частях, казенных и бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. - 2011. - N 10.

МИГРАНТЫ КАК ПРОБЛЕМА ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

© Рашкеева И.В.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В данной статье раскрывается проблема зачастую ошибочного мнения россиян об иностранной рабочей силе и об ее исключительно негативном влиянии на наше общество. Также приводятся факты, опровергающие некоторые мифы, сложившиеся в современном российском сознании.

Ключевые слова: мигранты, нелегальная миграция, рабочая сила, мифы, квалифицированные рабочие.

В СМИ и из уст прохожих на улице постоянно появляются новости о том, что мигранты усложняют жизнь российскому населению. В Настоящее время мы всё чаще и чаще слышим о том, что общество отвергает нелегальных мигрантов, так как считают именно их причиной конфликтов на межнациональном уровне и иных, связанных с неподобающим поведением приезжей рабочей силы. В российском общественном сознании бытуют три главных ошибочных мнения о современной миграции: мигранты занимают рабочие места, совершают много преступлений и являются разносчиками разнообразных инфекций из-за отсутствия какого-либо контроля здоровья приезжающих к нам граждан.

Опросы, проведенные Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (далее ВЦИОМ) и Левада-центром в 2010 и 2011 годах, показывают, насколько негативно коренное население относится к приезжим, а криминальная хроника постоянно подпитывает это негативное отношение душераздирающими подробностями [2].

По расчетам ВЦИОМ, в 2010 году 32 процента россиян считали, что межнациональные отношения в России стали напряженнее, противоположную оценку дали 16 процентов опрошенных. Москва на острие проблемы -51 процент опрошенных москвичей назвал межнациональные отношения в

* Студент. Научный руководитель: Приженникова А.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.