Научная статья на тему 'Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности в регионе'

Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTITIONS / INNOVATIONS / PERIPHERY / INFORMATION MEDIA / INNOVATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахманов Рауф Тофик Оглы

В статье рассмотрены проблемы инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Определены механизмы поддержки инновационной деятельности в регионе, а также условия функционирования этих механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of investitional providing of innovative activity are examined in the article. Mechanisms of supporting innovational activity in periphery and also conditions of functioning of these mechanisms are determined.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности в регионе»

УДК 33

Рахманов Рауф Тофик оглы

генеральный директор «KD floor» raufrahman@mail.ru

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

В статье рассмотрены проблемы инвестиционного обеспечения инновационной деятельности. Определены механизмы поддержки инновационной деятельности в регионе, а также условия функционирования этих механизмов.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, регион, информационное пространство, инновационная деятельность.

Единое информационное пространство благоприятствует полноценным инвестиционно-инновационным процессам. Следовательно охватываются все три этапа инвестирования: прединвестиционный, инвестиционный, эксплуатационный, учитывая при этом интересы всех субъектов. Движущей силой выступают обеспечивающие подсистемы, которые выполняют организационно-экономическую и нормативно-правовую функцию. К ним относятся следующие подсистемы:

1) подсистема информационного обеспечения;

2) подсистема правового обеспечения;

3) подсистема инфраструктурного обеспечения.

Подсистема информационного обеспечения

позволяет предоставить инвестору весь перечень интересующей его информации.

Под правовым обеспечением следует понимать достаточное количество законодательных актов, регулирующих условия предпринимательской деятельности в регионе и защищающих интересы инвесторов.

В основе инфраструктурного обеспечения должно лежать создание региональной инфраструктуры и механизмов. Подсистема призвана обеспечить реализацию всего технологического цикла привлечения, защиты и финансового сопровождения инвестиций с опорой на общепризнанные правовые и коммерческие отношения между субъектами инвестиционной деятельности. Создаваемая инфраструктура должна объединить в едином финансово-экономическом пространстве региона, на единой технологической основе финансовые операции обращения денег, акций, облигаций, векселей и других активов. Цель формирования подобной инфраструктуры - создание возможностей инвесторам-акционерам вкладывать финансовые средства в стабильно производящую структуру; руководителям пред-

приятий решать проблему привлечения финансовых ресурсов на развитие производственной базы и увеличение оборотных средств; администрациям региона осуществлять эффективный контроль и анализ процессов привлечения инвестиций и акционирования с целью преодоления бюджетного дефицита.

Инновационная деятельность требует высокой степени мобилизации финансовых, материальных, информационных, интеллектуальных и кадровых ресурсов. Это крайне важно для коммерческого использования научных исследований и разработок, эффективного их продвижения на внутренние и внешние рынки. Проблемы взаимоотношений научных организаций с промышленными предприятиями чаще всего возникают в результате отсутствия платежеспособного спроса на научную продукцию, нерешенности вопросов защиты интеллектуальной собственности и многих других причин. На ряде предприятий Владимирской области созданы инновационные структуры. Однако без кооперации с научно-исследовательскими организациями конкурентоспособный продукт создать трудно.

Для перехода к инновационному типу развития необходимы существенные финансовые затраты, как капитальные, так и текущие. В развитых странах сегодня тратится на НИОКР 2-3% ВВП. Таким образом, первым шагом по инновационному пути развития должно стать ежегодное привлечение инвестиций в сферу НИОКР.

Без разработки механизма реализации инновационного процесса, как средства решения проблем структурной перестройки промышленности и привлечения инвестиций, невозможно обеспечить непрерывное обновление технической базы производств, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, выход на мировой рынок товаров и услуг. Организовать этот

© Рахманов Р.Т., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

351

процесс - задача для соответствующих структур региональных администраций.

Как одну из проблем можно обозначить наметившийся и увеличивающийся разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, с другой. В решении таких проблем, стоящих перед регионами, как повышение конкурентоспособности продукции, углубление обработки материалов и сырья, повышение экспортного потенциала, экономическое и научно-техническое обоснование привлечения инвестиций и др., инновационному варианту развития производства нет альтернативы.

Другой проблемой в этой же связи является отсутствие в регионах развитой инфраструктуры, необходимой для развертывания инновационной деятельности.

Потенциал научных организаций используется недостаточно. Основными причинами этого являются следующие: продукты научных разработок редко выступают в качестве конкурентоспособных товаров; разобщенность науки и производства вследствие нарушения ранее действовавших связей научных организаций с предприятиями; субъективные и другие факторы. Названные причины ставят существенные барьеры на пути развития экономики.

Отметим, что механизм - прежде всего совокупность и последовательность состояний, стадий процессов, из которых складывается какое-либо явление. Механизм является результатом целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений.

К основным направлениям совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности в регионе можно отнести:

- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения, систему экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприят-

ных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов.

Важнейшей частью государственной и региональной научно-технической политики является механизм ее выработки и реализации, в составе которого можно выделить ряд блоков: нормативно-правовой, организационно-управленческий, экономический, рыночный.

Нормативно-правовой блок составляют законы, нормативно-правовые акты, принимаемые Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

Организационно-управленческий блок механизма научно-технической политики гарантирует, прежде всего, четкое организационно-управленческое обеспечение деятельности, конкретизирует роль органов государственной власти федерального и регионального уровней.

К элементам экономического блока механизма инновационной политики следует отнести: совокупность налогов субъектов научной и научно-технической деятельности, все экономические формы поддержки инновационного предпринимательства, совокупность льгот для организаций и предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, особый таможенный режим для субъектов научно-технической деятельности, систему государственного финансирования научно-технических и инновационных работ, совокупность финансовых форм участия внебюджетных фондов в научном и научно-техническом творчестве, развитие научно-технической активности, государственные льготы и гарантии банкам, финансирующим, кредитующим научно-исследовательские проекты и программы; меры социальной защиты научных работников и др.

Рыночный блок механизма напрямую связан с решением проблемы самоуправления субъектов научной и научно-технической деятельности, отработкой отношений собственности на средства научного производства и результаты творческого труда, с введением в эту специфическую деятельность состязательности, соревнования.

Для работоспособности данного механизма, необходимо:

352

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

1) создать организационные и экономические механизмы для повышения востребованности инноваций отечественным производством, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

2) совершенствовать нормативно-правовую базу научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) адаптировать научно-технический комплекс к условиям рыночной экономики, обеспечить взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

4) рационально сочетать государственное регулирование и рыночный механизм, меры прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

5) совершенствовать взаимодействие государственного и частного капитала для развития науки, техники и технологий;

6) совершенствовать систему подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

7) осуществлять поддержку научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

8) укреплять научно-исследовательский сектор Высшей школы;

9) активизировать деятельность по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развивать технологии двойного применения и расширение их использования;

10) ускорить реализацию научных и научнотехнических достижений, способствующих предотвращению возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

11) разработать и модернизировать вооружения, военную и специальную технику, содействовать развитию оборонно-промышленного комплекса.

УДК 33

Свиридов Николай Никитович

доктор экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ИНСТИТУТ ОТХОДНИЧЕСТВА: ГЕНЕЗИС И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Автор статьи исследует генезис, трансформацию и развитие института отходничества в общей структуре социально-экономического развития России.

Ключевые слова: трудовая миграция, социально-экономический феномен отходничества.

Вначале XXI века Россия столкнулась с весьма острыми и специфическими проблемами в своем социально-экономическом развитии. Во-первых, переход к рынку психологически не воспринимался значительной частью населения. Это проявлялось в забастовках, разгуле преступности, неинституциональных формах и методах передела собственности, росте потенциала противоречий в обществе. Во-вторых, под воздействием ряда экономических и политических факторов, происходил процесс формирования страт, которые отражали интересы, часто далекие от интересов государства и общества. В результате чего стал невозможным переход человека из бедной части населения в бо-

лее обеспеченную. Государственная служба, под воздействием различных механизмов, стала источником получения административной ренты. В-третьих, в силу низких доходов рабочих и жителей деревни, значительная часть крупных предприятий промышленности и аграрного сектора стали банкротами. Этому способствовали также отсталость технологий, физический и моральный износ фондов и низкая конкурентоспособность продукции. В-четвертых, принимаемые государством меры по экономической и социальной поддержке безработных носят «пожарный характер» и не решают крупных проблем. Безработица стала не только экономической, но и политической проблемой, создавая дискомфорт государствен-

© Свиридов Н.Н., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010І

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.