Научная статья на тему 'Проблемы инвестирования в инновационную деятельность в Украине'

Проблемы инвестирования в инновационную деятельность в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Франчук Т.М.

Статье рассмотрены наиболее важные особенности инновационной деятельности, а также направления ее инвестирования со стороны государства. Предложены пути совершенствования инновационно-инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестирования в инновационную деятельность в Украине»

УДК 330.322.01(477)

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УКРАИНЕ

Франчук Т.М., аспирантка Государственного учебно-научного учреждения «Академия финансового управления», г.Киев.

Аннотация: В статье рассмотрены наиболее важные особенности инновационной деятельности, а также направления ее инвестирования со стороны государства. Предложены пути совершенствования инновационно-инвестиционной политики.

Ключевые слова: Инвестиции в инновации, инновации, экономический рост, инвестиционная деятельность, инновационный проект.

PROBLEMS OF INVESTMENT IN THE INNOVATIVE ACTIVITY IN

UKRAINE

Franchuk T.M., a graduate student of public educational-scientific institution "Academy of financial management", city Kyiv.

Abstract: In article the most important features of innovative activity, and also a direction of its investment are considered both from the state. Proposed ways to perfect the innovative-investment policy.

Keywords: Investments into innovations, innovations, economic growth, investment activity, the innovative project.

На сегодняшний день инвестиционные ресурсы являются важным фактором развития экономики любой страны. Усовершенствование инновационной сферы за счет увеличения инвестирования способствует повышению рентабельности производства, продуктивности работы, а также улучшению качества продукцию. От инновационной активности зависит экономическое положение и конкурентоспособность предприятий, возможность укрепления и обновления их материальной базы и положения на рынке, обеспечение эффективного расширенного воспроизводства, доходность предприятий и решение обострившихся социально-экономических проблем. Вопрос создания благоприятной инвестиционной политики для улучшения инновационной сферы на сегодняшний день является актуальным.

Различные аспекты относительно проблематики инновационной и инвестиционной деятельности исследуются в научных трудах О.Амоша, Ю.Бажала, В.Бодрова, О.Гаврилюка, В.Гейця, Б.Губського, Б.Данилишина, В.Коломшцева, 1.Розпутенка, а в работах зарубежных авторов - Д.Дейкера, Б.Лессера, К.Мейера, А.Хеваса и многих других. В исследованиях отмеченных авторов раскрываются вопросы формирования и функционирования инновационно-инвестиционной модели развития экономики, особен-

ности инновационно-инвестиционной деятельности и ее финансово-экономических и правовых механизмов. На данный момент необходимы дополнительные исследования для инвестиционно-инновационной деятельности и создания эффективной государственной политики, которая будет регулировать все основные моменты в этой сфере.

Цель данной статьи - проанализировать особенности современного состояния инновационно-инвестиционной деятельности для выявления основных проблем, что препятствуют стабильному развитию, повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также разработка предложений относительно решения актуальных вопросов.

Анализируя взаимосвязь инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса нужно выделить следующие аспекты:[10]

-инвестиции обеспечивают реализацию инновационного процесса, а инновации в свою очередь способствуют созданию дополнительного капитала, а это соответственно обеспечивает создание новых инвестиций;

-принято считать, что в условиях экономической стабильности в государстве все инвестиции желательно должны быть привлечены в инновационную сферу, в условиях экономического кризиса инвестиции должны быть направлены уже на поддержание существующих производственных фондов, которые недостаточно технологически обеспечены;

-инновации можно рассматривать как отдельный сегмент инвестиционного рынка;

-инновация-это результат инвестирования в создание отдельного нового продукта или процесса в определенные сферы деятельности;

-инвестиции без инноваций приводят к неэффективному производству с использованием устарелых технологий, а это способствует ориентации экономики на экстенсивное развитие.

В результате непоследовательного проведения и низкой эффективности государственной инновационно-инвестиционной политики Украина отстает в технологическом развитии от развитых стран. Уменьшается количество инновационно активных предприятий, тормозится развитие высокотехнологичных отраслей промышленности. Это приводит к снижению уровня конкурентоспособности национальной экономики. [1].

Государственное регулирование инвестиционно-инновационной деятельности должно объединять в себе как прямые, так и непрямые методы управления. При разработке и реализации инноваций возникает возможность получить высокую экономическую эффективность от использования инвестиционных ресурсов. Поэтому необходимо усовершенствование действующей и разработка новой нормативно-правовой базы, которая будет способствовать интенсификации инновационной деятельности и обеспечивать регулирование взаимоотношений участников инвестиционных и инновационных процессов. Для этого необходимо применение дополни-

тельных административно-правовых стимулов и механизмов для финансовой и организационной поддержки научно-технической деятельности.

В странах с развитой рыночной экономикой роль государства сводится к выполнению следующих главных заданий[4]:

1) создание и поддержка системы юридических гарантий прав собственности и обязательного выполнения контрактов;

2) поддержка интенсивной конкуренции, которая является основой формирования стимулов к инвестициям;

3) преодоление негативных внешних эффектов хозяйственной деятельности (в частности, экологических проблем), которая наносит вред юридическим и физическим лицам и обществу в целом;

4) регулирование системы охраны здоровья и обеспечение эффективной работы рынка медицинских услуг;

6) реформирование естественных монополий с целью их подключения к рыночным механизмам и развитию взаимодействия государства с рынком.

Для осуществления эффективной инвестиционно-инновационной политики на государственном уровне необходимо:

- Сформировать стратегию развития инновационной инфраструктуры, обеспечить финансовую поддержку инновационных процессов, стимулировать эффективность привлечения иностранных инвесторов в технологические инновации;

- Создать различные формы интеграции науки с промышленностью, в частности, по типу территориальных научно-промышленных комплексов с особенностями их функционирования в рыночной среде;

- Создать управленческие структуры, которые будут специализироваться на регулировании взаимоотношений между участниками инвестиционного и инновационного процессов на региональном уровне. Это могут быть как отдельные комитеты в органах местного управления, так и самостоятельные учреждения, работники которых будут отвечать за консультирование потенциальных инвесторов и смогут анализировать конкурентоспособность отдельных сфер деятельности.

Инвестиционные и инновационные процессы нужно рассматривать как особенные взаимосвязанные этапы развития одной системы. А значит необходимо внедрение общей инвестиционно-инновационной стратегии устойчивого развития, в рамках которой с одной стороны осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, разрабатываются новые технологии, работает система поиска инновационных идей, а с дугой сто-роны-происходит поиск капитала, отбор инвестиционных проектов.

На сегодняшний день необходимо отметить существование проблем, которые связаны с увеличивающимся разрывом между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, с другой. В решении таких проблем, стоящих перед страной и ее регионами, как повышение конкурентоспособности продукции, углубление обработки материалов и сырья,

повышение экспортного потенциала, экономическое и научно-техническое обоснование привлечения инвестиций и др., инновационному варианту развития производства нет альтернативы. [8]

Также не в полной мере внедряются в практику такие инструменты государственной поддержки инновационно-инвестиционной деятельности, как: удешевление долгосрочных кредитов с частичной компенсацией процентной ставки коммерческих банков за счет бюджетных средств; устремление части средств, полученных от приватизации государственного имущества, на финансирование инновационной деятельности предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства; механизм государственно-частного партнерства. Поэтому целесообразно продолжить стимулирование создания специализированных инновационных банков, а также фондов долгосрочного кредитования функционирующих коммерческих банков путем установления соответствующих льгот из налогообложения средств, которые инвестируются с целью осуществления технологического развития, внесения изменений к порядку распределения средств от налога на добавленную стоимость. [2]

По мнению некоторых ученых инвестирование с целью активизации инновационной деятельности нужно вести с учетом следующих направле-ний[9]:

- формирование механизмов объединения финансовых ресурсов государственного и частнопредпринимательского секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач, действенное содействие государственно-частному партнерству;

- включение инновационных задач в программы экономического и социального развития

- разработка механизмов независимой оценки инновационных программ и доведения результатов этой оценки до делового сообщества;

- содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов;

- создание центров технического содействия и передачи технологий малому среднему бизнесу при университетах.

Для реализации эффективной инвестиционно-инновационной стратегии на государственном уровне необходимо в первую очередь формирование инвестиционного блока этой стратегии, которая должна осуществляться с учетом стратегического задания перехода экономики страны на инновационный путь развития. Это предусматривает, что цикл воссоздания каждой единицы капитальных вложений должен быть носителем нововведений, улучшать технологии производства с целью увеличения их экономической и социальной результативности.

Усовершенствование механизма государственного управления промышленным комплексом должно обеспечиваться путем предоставления государственной поддержки и ввода эффективных мероприятий относительно

защиты интересов отечественных производителей от недобросовестной конкуренции; устранение противоречий между процессом концентрации промышленного производства и мероприятиями антимонопольного регулирования; разработка нормативно-правовых актов по вопросам создания и внедрения модели кластерной организации промышленности. [3]

Также основными объектами управленческого влияния при реализации требований инновационного типа воссоздания должны стать инвестиционные программы различного масштаба. Отбор инвестиционных проектов относительно их включения в инвестиционную программу должен осуществляться с позиции их соответствия уровню и результативным возможностям перспективных научно-технологических инноваций.

Учитывая сложность отечественной экономики и систему хозяйственных взаимосвязей субъектов рынка, к приоритетным сферам инновационно-инвестиционной деятельности, что заслуживают государственную поддержку, можно отнести:[6]:

- высокие технологии, организация которых должна быть направлена на производство высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировых рынках и импортозаменяемых товаров;

- обеспечение производства экологически чистой продовольственной продукции за счет поддержки сети фермерских и личных подсобных хозяйств;

- экологически чистые технологии, которые необходимы для более глубокой переработки сырья;

- современные средства коммуникаций, производство транспорта и связи,

-создание и модернизация транспортных и информационных сетей.

Перечисленные приоритеты должны представлять основу системы государственных, региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получить первоочередную поддержку. Их решение несет позитивное влияние на инновационную и инвестиционную привлекательность страны в целом, ее регионов в частности. Инновационно-инвестиционный процесс должен быть регулируемым и регион должен формировать эффективную политику, направленную на улучшение привлекательности страны.

[7]

Большинство специалистов, рассматривающих проблему инвестирования инновационной деятельности, наибольшую роль отводят в этом процессе именно государству. Специалисты считают, что государственная политика прямой инвестиционной поддержки инноваций должна стать ведущим фактором. Однако приходится констатировать, что с самого начала экономических реформ принципы такой политики так и не были сформулированы, а отдельные мероприятия, направленные на поддержку инноваций, не дали ожидаемого результата. Причины сложившейся ситуации заключаются в следующем [5]:

1. На протяжении длительного периода государственная политика поддержки инноваций фактически отождествлялась с поддержкой науки, а в рамках нее основное внимание уделялось финансовому обеспечению государственных научных организаций. При этом критерии предоставления указанной помощи не отражали необходимость создания у научных организаций стимулов к поиску форм инновационного партнерства с частным бизнесом.

2. При определении приоритетов государственного содействия инновациям главный акцент был сделан на поиске «стратегически важных направлений» технологического развития, на которых планировалось сконцентрировать бюджетные ресурсы. При таком подходе государство фактически подменяло рыночные механизмы как в отборе инновационных проектов для поддержки, так и в определении источников их финансирования. В условиях, когда объем выделяемых финансовых ресурсов был крайне незначительным, оказание помощи «точечным» проектам не могло привести к достижению результатов, имеющих важное значение для всей экономики.

3. На фоне попыток государства напрямую участвовать в финансировании инновационных проектов недостаточно внимания уделялось проблемам, решение которых создавало бы у частного бизнеса стимулы к самостоятельному увеличению объемов инвестиций в инновации. Прекращение государственной поддержки автоматически ведет к стагнации инновационной деятельности, инициированной благодаря этой поддержке.

4. Отсутствие диалога между органами государственной власти, с одной стороны, и отечественным бизнесом - с другой, приводило к многочисленным разночтениям в трактовке базовых вопросов государственного содействия инновациям. В результате правовое оформление принципов такой поддержки и даже попытки сделать это сталкивались с проблемой нечеткости юридических формулировок, носили во многом декларативный характер.

Таким образом, реализация эффективной инвестиционно-

инновационной политики приведет не только к изменениям в динамике инвестиционных и инновационных процессов, но и к изменениям их принципов, методов, механизмов реализации, критериев принятия управленческих решений. Все изменения, которые появятся в результате реализации инвестиционно-инновационной политики на государственном уровне, создадут основу для разработки и внедрение новых средств, методов и механизмов с качественно новыми свойствами.

Реализация инвестиционно-инновационных программ позволит системно решать все проблемы, что возникают при изменении методов и подходов к инвестиционному обеспечению инновационных процессов, рационализации механизма управления процессом привлечения инвестиций в иннова-

ции, а также поможет определить эффективность инвестирования в инновационные проекты не только на основе исследований, но и на практике.

Библиографический список

1. Андрощук Г. О. Необходимости государственного планирования рыночной экономики [Текст]/ Ю. Архангельский // Экономика Украины. - 2004. - № 3.-С.34

2. Бодров В. Г. Государственное регулирование экономики [Текст] / В.Г. Бодров, О. М. Сафронова, Н. И. Балдич. - К. : Академвидав, 2010. - 520 с.

3. Бодров В. Г. Инновационно-инвестиционная модель стабильного развития национальной экономики [Текст] / В. Г. Бодров, В. О. Гусев, В. Ф. Мартиненко. - К. : НАДУ, 2009. - С.60

4. Государственное регулирование экономики: учебник [Текст] / под ред. И. Р. Миха-сюка. - К.: Атика; Ельга-Н, 2011. - С.592 .

5. Евтушенков В. П. Инновации и инвестиции: две стороны одной медали [Текст] / В. П. Евтушенков. // Россия в глобальной политике, 2010. - № 6.-С.45

6. Кракивськая В. Я.Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в регионе [Текст] / В. Я. Кракивськая //Инвестиции: практика и опыт. - 2009. - № 4. - С. 810

7. Папп В. Приоритетные направления формирования региональной инновационно-инвестиционной политики [Текст] / В. Папп // Економют. - 2007. - № 9. - С. 40-42

8. Рахманов Р. Т.-О. Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности в регионе [Текст] / Р. Т.-О. Рахманов. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - № 3. С. 352.

9. Филатов Ю. Н. Возможности использования зарубежного опыта развития инновационной активности в российских условиях [Текст] / Ю. Н. Филатов, Е. В. Иванова, В. В. Соловова. // Вестник ТГУС, 2008. Серия «Экономика». Выпуск 3. -С. 286.

10. Филатов Ю. Н. Развитие инновационной составляющей инвестиционной деятельности [Текст] / Ю. Н. Филатов. // Вестник ТГУС, 2008. Серия «Экономика». Выпуск 3.-С-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.