ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF COMPANIES IN RUSSIAN MINERAL RESOURCES COMPLEX
УДК 338.242:66
В.М.ВАСИЛЬЦОВА, д-р экон. наук, профессор, [email protected] Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
V.M.VASILTSOVA, Dr. in ec, professor,[email protected]
National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
Классификация и анализ факторов и путей повышения инвестиционной привлекательности нефтегазового комплекса (НГК) России дают возможность повысить эффективность модернизации предприятий. Оценка природно-ресурсного потенциала страны в сравнении с ведущими потребителями топливных ресурсов свидетельствует об их высокой заинтересованности во вложениях в отечественный НГК. Отсутствие правовой защиты и методов стимулирования глубокой переработки углеводородного сырья препятствует обновлению материально-технической базы отрасли.
Ключевые слова: решения об инвестировании, дефицит инвестиций, рыночный механизм, мотивация инвестиционной активности, масштабы топливно-энергетической ресурсной базы, инновационные проекты.
INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF OIL AND GAS
ENTERPRISES
Classification and analysis of the factors and ways to improve the investment attractiveness of Russian oil and gas industry make it possible to improve the modernization of enterprises. Assessment of the natural resource potential of the country compared with the leading consumers of fuel resources testifies to their high interest in investing in the domestic NGL. The lackof legal protection and methods to stimulate the deep processing of hydrocarbon raw material prevents updating the material and technical base of the industry.
Key words: investment decisions, lack of investment, the market mechanism, the motivation of investment activity, the extent of the fuel and energy resource base, innovative projects.
Инвестиции являются ключевым фактором развития экономики и решения социальных проблем. Одной из основных задач
инвестиционной политики российских предприятий является создание новой производственной базы отечественной промышленно-
сти, что требует вложения значительных объемов средств и при весьма отдаленном получении результатов от их реализации, поэтому решения об инвестировании требуют серьезного обоснования.
Значительное отставание российской нефтегазовой промышленности от мировой объясняется, в первую очередь, дефицитом инвестиций. Ограниченные инвестиционные ресурсы до сих пор направляются не столько на обновление основного капитала, сколько на его простое воспроизводство. В результате значительная часть производственных мощностей находится на грани физического выбытия, особенно высока степень износа машин и оборудования. Основным источником инвестиционных ресурсов в эту отрасль остаются собственные средства нефтегазовых компаний - амортизационный фонд предприятий. На их долю приходится около 90 % общего объема инвестиций в основной капитал нефтегазовой отрасли, а потому роль этих капитальных вложений в инновационном развитии оказывается незначительной. Предприятия нефтегазового комплекса испытывают те же трудности, что и весь промышленный потенциал страны. Прежде всего, это коренное изменение экономического механизма функционирования отраслей, внешних и внутренних, и адаптация системы управления предприятиями к требованиям современного мирового хозяйства.
В отличие от российских, иностранные нефтегазовые компании привлекают финансовые ресурсы для инвестирования отрасли через фондовый рынок (например, США и Великобритания) либо через банковскую систему (Япония, Южная Корея и ряд европейских стран). Это позволяет расширить инвестиционные возможности нефтегазовых компаний путем приобретения продукции и услуг материально-технического назначения и, кроме того, стимулирует финансирование инвестиционного процесса в других отраслях экономики, связанных с топливно-энергетическим комплексом (ТЭК).
Российский нефтегазовый комплекс является фундаментом национальной экономики. В ходе рыночных преобразований в
отрасли, сопровождающихся накоплением внутренних проблем, роль нефтяной и газовой промышленности в экономическом развитии России продолжает повышаться. Отрасль отличается высоким уровнем фондоемкости, жесткими требованиями к соблюдению технологии, контролю качества и экологической безопасности, активным участием в функционировании внутреннего и международного рынка сырья и инвестиций, свободным доступом к транспортной инфраструктуре и т.д.
Поступления от нефтегазового комплекса (НГК) в прошлом году составили почти половину всех доходов бюджета РФ: 4,1 трлн руб. из поступивших в бюджет 8,3 трлн руб. Минувший год стал рекордным для России - впервые в новейшей истории страны годовая добыча превысила 500 млн т. Благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках позволила на 38 % нарастить выручку от экспорта нефти. Цены росли быстрее ожидаемого: средняя цена на нефть в 2010 г. составила 77,5 долларов за баррель при прогнозе в 75 долларов за баррель, что дало бюджету дополнительно 110 млрд руб.
Надежды на то, что НГК станет «локомотивом» российской экономики переходного периода, оправдались лишь частично. Действительно, специфика ценообразования на энергоносители на начальном этапе перехода к рынку во многом способствовала сглаживанию последствий «ценового шока», а валютные доходы от экспорта нефти и газа позволили решать острые проблемы экономического и социального характера внутри страны, но надежды на быстрый и масштабный приток инвестиций в НГК, особенно иностранных, не оправдались.
Побудительные мотивы инвестирования можно классифицировать на внутренние и внешние. К первым можно отнести готовность предприятий к внедрению новшеств и освоению инвестиций и отраслевую инвестиционную привлекательность, которая определяется набором параметров, связанных с состоянием ресурсной базы, производственными возможностями по их освоению, планируемыми издержками и эффективностью проектов.
Пограничные условия повышения инвестиционной активности в НГК обусловлены инвестиционной привлекательностью страны, т.е. параметрами общего инвестиционного климата. Это, прежде всего, правовая защита иностранных инвестиций, включающая защиту иностранных собственников, налоговое, валютное и таможенное законодательство, степень открытости экономики, системы разрешения споров и льготирование привлечения капитала и трудовых ресурсов из-за рубежа.
Внешнеэкономический компонент часто остается за рамками профессиональных рекомендаций специалистов по нефтегазовому комплексу, тогда как в фазе становления новой системы внешнеполитических связей он приобретает особое значение. Речь идет о геополитических интересах крупнейших мировых держав и их блоков. Россия после долгого пребывания в относительно замкнутых условиях в период существования СССР попала в сферу сложного баланса сил в мировой экономике и не может игнорировать относительно новые для нее геополитические реалии. Это отражается, в частности, во взаимоотношениях с общемировым нефтяным картелем ОПЕК и странами-импортерами энергоносителей.
Возвращаясь к внутренним факторам, отметим, что Россия по своим природным богатствам занимает особое положение в мире. Потенциал ее недр оценивается почти в 30 трлн долларов, что значительно превышает соответствующие показатели США (8 трлн) и Китая (6,5 трлн), не говоря уже о Западной Европе (0,5 трлн). Прогнозируемый потенциал России по ресурсам оценивается в 140 трлн долларов. Кроме того на долю России приходится от 15 до 17 % всех мировых запасов сырья, в то время как население страны составляет лишь 3 % мирового населения. Потребление многих видов сырья в расчете на одного жителя России в 2-3 раза, а по некоторым видам в 5-8 раз ниже, чем в основных развитых странах, да и интенсивность нагрузки на недра в России в 4-6 раз, иногда и в 8-10 раз меньше, чем в США, Канаде и других странах, активно использующих свой минерально-сырьевой потенциал.
Особенно благоприятное положение сложилось в отношении обеспеченности России запасами топливно-энергетических ресурсов. В структуре минерально-сырьевой базы страны на их долю приходится более 71 % [2]. Поэтому, несмотря на современное кризисное состояние ТЭК, Россия была, есть и будет в обозримом будущем важнейшим по мировым меркам производителем углеводородного сырья, а ее топливно-энергетические ресурсы будут оставаться одним из наиболее важных компонентов инвестиционной привлекательности страны.
В России, территория которой составляет 12,8 % территории обитаемой суши, сосредоточено 42 % мировых прогнозируемых и 32 % разведанных запасов природного газа, 12 % прогнозируемых и около 5 % разведанных запасов нефти. Следует учесть, что на долю России приходится лишь 6 % мирового потребления энергоресурсов. Обеспеченность России разведанными запасами нефти составляет 22 года, природного газа -81 год. Особенно внушительно выглядит топливно-энергетический потенциал России по сравнению с крупнейшими странами-потребителями энергоресурсов. Так, на долю США приходится около 20 % их мирового использования, а разведанные запасы нефти и природного газа соответственно лишь около 2,1 и 3,2 % мировых. Страны Западной Европы используют 15 % мировых энергоресурсов, а разведанные запасы этих стран 1,8 % нефти и 3 % газа. Япония, помимо незначительных месторождений каменного угля, практически не имеет собственной базы энергоресурсов.
Эти оценки удельного веса России в мировых прогнозируемых запасах нефти потребуют корректировки в сторону увеличения. Обычно считается, что если доля уже извлеченных запасов в прогнозных ресурсах страны около 25 %, то существенное наращивание добычи в последующем маловероятно. В России к этому рубежу приближается нефть, суммарная добыча которой за всю историю российской нефтяной промышленности 17 %. Соответствующий показатель по газу 5 %, что ограничивает будущую добычу лишь стоимостью освоения [4].
Таковы природно-ресурсные предпосылки для инвестирования в российский НГК. Несколько иная, менее оптимистичная картина складывается в плане организационно-экономических предпосылок. Здесь сказываются издержки запоздалого перевода экономики страны и ее нефтегазового комплекса на рельсы рыночного развития. До настоящего времени нормы национального законодательства недостаточно стимулируют иностранные инвестиции, настораживают инвесторов забюрократизированность экономики, разногласия между центром и регионами. Тем не менее инвестиционная привлекательность субъектов российского НГК остается высокой и продолжает расти в связи с ситуацией на мировом топливном рынке.
Высоким потенциалом инвестиционной привлекательности обладает ОАО «Газпром», являющееся, по оценке западных экспертов, самой инвестиционно-привлекательной и наиболее защищенной от политических рисков компанией России. По оценке американского аудитора «De Golleur and Mc'Notton», чистый дисконтированный доход при реализации 50 % запасов компании сегодня может быть оценен более чем в 48 млрд долларов. Рентабельность добычи газа, рассчитанная на основе продуктивности скважин, существенно выше, чем в нефтяной отрасли. По мнению «Deutsche Morgan Grenfell», по продуктивности скважин «Газпром» занимает второе место среди крупнейших энергетических компаний мира. Кроме того, инвесторы могут участвовать в реализации конкретных проектов, направленных на прирост ресурсной базы, развитие транспортной системы и повышение экспортного потенциала в целом, что является залогом будущего роста их доходов. Подавляющая часть привлекаемых «Газпромом» займов и кредитов обеспечена выручкой от экспортных контрактов с первоклассными западно-европейскими покупателями. Портфель экспортных контрактов «Газпрома» предусматривает поставку 2666 млрд м3 газа в Европу, что по текущим мировым ценам составляет около 195 млрд долларов. Значительной инвестиционной
привлекательностью обладают компании «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и другие вертикально-интегрированные нефтяные компании [3].
Весьма привлекательным для инвесторов может оказаться процесс крупномасштабного обновления изношенного и устаревшего производственного оборудования ТЭК России. В современных условиях постоянное обновление основного капитала остается важнейшим фактором снижения издержек добычи и повышения конкурентоспособности нефтяной и газовой промышленности. О масштабах выигрыша от использования этого фактора наглядно свидетельствует пример из истории американской нефтяной промышленности, которой удалось за 1981-1996 гг. снизить издержки добычи нефти за счет внедрения технологических новшеств на 50 % на суше и на 80 % при разработке морских месторождений [1].
Отраслевая инвестиционная привлекательность тесно связана с общенациональной, поэтому инвестиционные перспективы рыночных вложений в развитие российских нефтегазовых компаний заметно зависят от корректировки национального и регионального инвестиционного и общеэкономического законодательства. Важно отметить, что дополнительные возможности инвестиций связаны с либерализацией инвестиционных режимов субъектами Федерации. Регионы все охотнее предоставляют инвесторам различного рода льготы (налоговые и другие) на местном уровне. Сохранение доли внешнего рынка и расширение внутреннего рынка как цель развития отрасли требует повышения ее конкурентоспособности на инвестиционном рынке.
Если бы экспортируемое сырье перерабатывалось российским ТЭК с той же глубиной, как в США, экономика России была бы второй в мире. Так, в 1990 г. мощности по пиролизу газового сырья в Саудовской Аравии и России были примерно одинаковы: 2,3 и 2 млн т соответственно. Но в 2006 г. переработка сырья в Саудовской Аравии, получившей инвестиционную поддержку США, возросла более чем в 3 раза, а в 2012 г. разрыв увеличится в 6 раз. В Китае локомотивом ре-
форм стала нефтехимия, в которую направляется 73 млрд долларов государственных инвестиций. В России же сложившаяся система налогообложения стимулирует экспорт углеводородов, а не их переработку. Сценарии диверсификации, опирающиеся, как и прежде, на экспорт энергоносителей, неприемлемы в кризисный и послекризисный период, так как угрожают национальной безопасности [2].
Инновационное развитие российской нефтегазовой отрасли в значительной мере зависит от увеличения объемов инвестиций в высокоэффективные инновационные проекты, которые должны быть направлены на развитие сырьевой базы, создание новых техники и технологий, увеличивающих степень извлечения углеводородов из недр, повышающих уровень нефтегазопереработки и надежность работы нефтегазотранспортных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГульковА.Н. История нефтегазовой отрасли / А.Н.Гульков, С.Ф.Соломенник. Владивосток, 2010.
2. Козловский Е. Минерально-сырьевой комплекс остается главной опорой государства // Промышленные ведомости. 2011. № 1-2.
3. Маловецкий А.В. Инвестиционная политика нефтяных корпораций - региональный и корпоративный аспекты. М., 2009.
4. Михайлов С. Экономика и ТЭК сегодня // Возобновляемая энергетика сегодня и завтра. 2009. № 11.
REFERENCES
1. Gulkov A.N., Solomennikov S.F. The history of oil and gas industry. Vladivostok, 2010.
2. Kozlowski E. Mineral resources complex remains the main pillar of the state // Industrial Gazette. 2011. N 1-2.
3. MalovetskyA. Investment policy of the oil corporations - and corporate aspects of the regional. Мoscow, 2009.
4. Mikhailov S. Energy and Economics for today // Renewable energy today and tomorrow. 2009. N 11.