Научная статья на тему 'Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ТЭК России'

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ТЭК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ОТРАСЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагитдинова Г.

Инвестиционный процесс в энергетическом секторе национальной экономики зависит не только от колебаний цен на энергоносители, но и от состояния мировой экономики в целом. Здесь велика роль государства как гаранта стабильности инвестиционного климата. В статье автор пытается разработать и найти оптимальный баланс интересов государства в части устойчиво высоких поступлений в бюджет и эффективного недропользования и интересов конкретных инвесторов в части стабильного и привлекательного режима их хозяйственной деятельности, снижения рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ТЭК России»

Г. САГИТДИНОВА, соискатель Института экономики РАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТЭК РОССИИ

Инвестиционный процесс в энергетическом секторе национальной экономики зависит не только от колебаний цен на энергоносители, но и от состояния мировой экономики в целом. Здесь велика роль государства как гаранта стабильности инвестиционного климата. В статье автор пытается разработать и найти оптимальный баланс интересов государства в части устойчиво высоких поступлений в бюджет и эффективного недропользования и интересов конкретных инвесторов в части стабильного и привлекательного режима их хозяйственной деятельности, снижения рисков.

Ключевые слова: энергетический сектор, нефтегазовые отрасли, эффективность инвестиций, энергетическая стратегия.

Нефтегазовые отрасли представляют собой одну из наиболее затратных сфер вложения капитала в современном мире. Новые проекты по добыче углеводородов на месторождениях, находящихся на значительном расстоянии от рынков потребления, требуют, как правило, не менее 10-15 лет для освоения месторождения и вывода его на уровень промышленной добычи. При этом затраты по таким проектам составляют миллиарды долларов при рентабельности инвестиций 12-15%.

Поскольку инвестиционный процесс в энергетическом секторе растягивается на длительный срок, окупаемость затрат во многом зависит от колебания цен на энергоносители, а также от состояния мировой экономики в целом. Кроме того, развитие сектора определяется также уровнем процентных ставок по долгосрочным кредитам на финансовом рынке.

Источниками инвестиций в нефтегазовом комплексе являются собственные средства предприятий и инвестиции в форме кредитов и займов. По мнению автора, существующая на сегодняшний момент система налогов и платежей крайне негативно влияет на инвестиционные возможности нефтегазовых компаний. С точки зрения доходности инвестирования Россия не превосходит, а проигрывает основным своим конкурентам по привлечению международного капитала - странам Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Это объясняется рядом факторов:

- в России около 80% разведанных нефтяных месторождений сосредоточены в удаленных и северных районах страны, в т.ч. значительная часть ресурсов находится за Полярным кругом. Это существенно повышает стоимость затрат на освоение месторождений, включая строительство дополнительной транспортной инфраструктуры и эксплуатацию;

- текущая прибыльность экспорта нефти в России находится на уровне или даже несколько ниже, чем в большинстве других основных нефтедобывающих регионах (прежде всего из-за высокой налоговой нагрузки и высоких расходов на транспортировку);

- возможный пересмотр условий лицензий для иностранных инвесторов в худшую

сторону. В России вступил в силу ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ. В нем закреплено следующее: если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого

юридическим лицом с участием иностранных инвесторов, открыто месторождение полезных ископаемых федерального значения, то Правительство РФ может отказать компании в праве пользования таким участком1.

1 Лахно П., Белицкая А. Не отпугнем ли инвесторов? // Нефть России. 2009. № 2. С. 35-37.

При этом важной особенностью нефтяной промышленности России, по сравнению с зарубежными странами, является крайне низкая доля амортизационных отчислений в инвестиционной структуре собственных средств предприятий, составляющая не более 1215 %. Главная причина этого - старые, выработавшие срок службы, изношенные низкоэффективные основные фонды, которые уже были амортизированы. В этих условиях основным внутренним источником инвестиций для нефтяных компаний становится прибыль.

По мнению автора, иностранные инвестиции могут решить проблему недофинансирования лишь частично. Без государственного финансирования модернизация невозможна, так как собственных средств на запуск подобного рода проектов у отрасли попросту нет, а иностранные компании в условиях глобального финансового кризиса не спешат делать долгосрочные вложения в развивающиеся рынки.

Эффективность процесса привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от стабильности политической ситуации в государстве, осуществления единой инвестиционной политики. Формирование и проведение её в жизнь невозможно без наличия системы административно-организационного регулирования иностранных инвестиций в ТЭК.

Недостаточный объем инвестиций даже в такой благополучной отрасли, как нефтяная, говорит о неэффективной политике государства, не позволяющей повысить инвестиционную привлекательность комплекса (в настоящее время доля внебюджетных источников инвестиций в ТЭК составляет около 98%). Основной проблемой, снижающей прогнозируемую прибыль, а значит и рентабельность инвестиционных проектов, на наш взгляд, является налогообложение отрасли. Так, за последние десять лет было проведено более 50 изменений в налогообложении отрасли. Многочисленные пересмотры налогообложения нефтяных компаний в ходе проведения реформ с целью увеличения налоговых поступлений от предприятий привели к тому, что при принятии инвестиционных решений компании всегда учитывают риск увеличения налогов, что значительно снижает прибыльность проекта и может повлечь за собой отказ от инвестирования.

Также необходимо помнить о том, что средневзвешенные затраты на привлечение капитала в России существенно выше, чем на Западе. Необходимость удешевления капиталовложений в этой связи приобретает исключительное значение и требует проведения глубоких институциональных преобразований финансово-кредитной системы страны, которые бы способствовали увеличению интересов банков к кредитованию предприятий2.

Таблица 1

Прогноз необходимых инвестиций в развитие ТЭК и энергосбережение в

2008-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2025 2026-2030 Всего 2008 -2030

Отрасли ТЭК, всего 249-266 507-533 596-653 599-690 628-706 2579-2868

в том числе:

Нефтяная промышленность 71-76 125-143 145-159 161-184 161-181 663-743

Газовая промышленность 71-72 153-156 179-182 168-171 178-184 749-765

Угольная промышленность 6 14 17-18 23-25 29-32 89-95

Электроэнергетика 101-112 215-240 254-293 247-310 260-309 1077-1264

То же в % от общего объема инвестиций в экономику 23-24 19-20 13-14 9-10 7,5-8 11-12

2 Дмитриева О.М. Обоснование приоритетов инновационного развития нефтедобывающих предприятий // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2008. № 3. С. 26-30.

2008-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2025 2026-2030 Всего 2008 -2030

Сферы энергоснабжения:

Возобновляемые источники энергии 1-2 4-5 8-10 16-20 28-34 57-71

Теплоснабжение 15-21 31-46 35-50 39-51 42-48 160-215

Автономная энергетика 1 5 10 13 18-19 47-48

Энергосбережение в экономике 12-19 32-37 52-68 90-102 116-138 302-364

Всего на ЭС-2030 278-309 579-646 701-791 757-876 833-945 3145-3567

То же в % от общего объема инвестиций в экономику 16-27 22-23 16-17 12-13 9-10 14-15

По оценкам экспертов, в настоящее время для обеспечения приемлемых размеров добычи, производства и транспортировки энергоносителей в России необходимы капитальные вложения в объеме около 2,6 трлн. долл. в период 2008-2030 гг., в т.ч. в производство и транспорт электроэнергии - 42%; добычу, переработку и транспорт нефти и нефтепродуктов - 26%; добычу, переработку и транспорт газа - 29%; добычу и переработку угля - 4%; производство прочих энергоносителей и др. - более 3%3.

Глобальный финансовый кризис не отменил крупные инвестиционные проекты в российском ТЭК, а лишь сдвинул сроки их реализации на более поздний период. По мнению автора, для более активного, чем предполагалось, вывода отрасли из кризисной ситуации должна реализовываться государственная энергетическая политика: требуется создание необходимых институциональных и нормативно-правовых условий, отладка механизмов тарифного и налогового регулирования энергетики.

Инвестиционные программы нефтяных компаний в значительной степени привязаны к стоимости нефти и газа. В период сокращения доходов компании, как правило, придерживаются более осторожной стратегии в отношении капитальных вложений. Поэтому тщательный пересмотр инвестиционной политики подразумевает сценарное планирование капиталовложений с учетом цены на нефть в диапазоне от низкой до высокой. Кроме того, прежде чем вкладывать средства, требуется обеспечить существенный объем ликвидности в качестве защиты от любых потенциальных ценовых колебаний.

Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в стране, нацеленной на повышение эффективности инвестиций и рост народнохозяйственного эффекта в расчете на инвестированный в производство капитал, отражает два взаимосвязанных макроэкономических аспекта. Первый — это собственно создание благоприятных условий роста эффективности инвестиционно-хозяйственной деятельности ТЭК. Второй — повышение эффективности инвестиций в смежных секторах, главным образом, перерабатывающей промышленности. Оно достигается путем межотраслевого перелива капитала в сферы, обеспечивающие углубленную переработку исходного природного сырья, с одной стороны, и производства, обеспечивающие материально-технические и другие кооперационные поставки материально-технической продукции для недроэксплуатирующих (топливно-сырьевых) отраслей — с другой.

Решение этих задач требует комплекса системных мер по формированию благоприятного инвестиционного климата и предпринимательского (делового) режима для компаний, работающих на российском рынке и предполагает задействование регулятивных инструментов налоговой, внешнеэкономической, антимонопольной политики государства.

3 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: http://www.energystrategy.ru/proiects/es-2030.htm

Важным направлением повышения эффективности инвестиционной деятельности на российском рынке является снижение высоких трансакционных издержек для инвесторов как российских, так и зарубежных. Приоритетным направлением для их снижения может стать осуществление административной реформы в стране. Требуется устранение административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности. Для этого необходимо преодолеть:

— множественность и сложность бюрократических процедур;

— возросшую активность прокуратуры, налоговой полиции и других силовых структур в виде вмешательства в хозяйственные споры в пользу одной из конфликтующих сторон или с предъявлениями необоснованных претензий от лица государства;

— избыточные регулятивные функции органов исполнительной власти4;

— отсутствие государственных гарантий безопасности капиталовложений инвесторов.

Ключевая роль ТЭК в российской экономике обусловила необходимость разработки

среднесрочных и долгосрочных программ его развития, а также определения основных направлений государственной энергетической политики. Кроме того, «Энергетическая стратегия до 2020 г.» не дает четких ответов об источниках финансирования развития ТЭК. Так, в нефтяной промышленности говорится о сохранении основной роли в инвестициях собственных средств компаний. Однако неустойчивая экономическая ситуация внутри страны и за рубежом, зависимость отрасли от внешнеэкономической конъюнктуры делают собственные средства компаний недостаточно надежным источником инвестиций даже в приоритетные направления развития отрасли.

На заседании Правительства РФ 27 августа 2009 г. был одобрен проект Энергетической стратегии на период до 2030 г. (далее ЭС-2030). ЭС-2030, являясь преемственной по отношению к Энергетической стратегии до 2020 г., обеспечивает ее корректировку и пролонгацию горизонта рассмотрения до 2030 г. в соответствии с требованиями времени и новыми задачами и приоритетами развития страны.

До 2030 г. на развитие ТЭК России, согласно ЭС-2030, потребуется более 2 трлн. долл. инвестиций, однако источник вложений не определен. Зато она оговаривает рост добычи нефти почти на 10%, газа — более чем на треть. Резерв мощностей в электроэнергетике должен увеличиться до 17%. На фоне сокращения инвестпрограмм энергокомпаний планы правительства выглядят излишне оптимистичными.

Энергостратегия состоит из трех этапов: 2009-2015 гг., 2015-2022 гг. и 2022-2030 гг. Большая часть вложений приходится на третий этап: на нефтяной комплекс в последние восемь лет стратегии предполагается потратить 313-321 млрд. долл., на газовую промышленность — 284-299 млрд. долл., на электроэнергетику 340-529 млрд. долл. В результате к 2030 г. добыча газа в России должна вырасти по сравнению с 2008 г. на 33,241,5%, добыча нефти — на 8,6-9,7%.

Заявленные параметры количественного роста потребуют резкого роста инвестиционной активности предприятий ТЭК. По сравнению с рекордным показателем 2008 г. (около 70 млрд. долл.) объем инвестиций во все сегменты должен увеличиться приблизительно в полтора раза и достигнуть 110 млрд. долл. ежегодно, что выглядит маловероятным.

Главный стратегический «вектор» совершенствования инструментов налогового и внешнеэкономического регулирования ТЭК должен связываться с новой парадигмой взаимоотношений государства и предприятий реального сектора. С одной стороны, устанавливаемый уровень налоговых и внешнеэкономических платежей должны

4 Островский Е.А. Народнохозяйственная эффективность инвестиций в нефтяной сектор РФ. - Москва: Современная экономика и право, 2004. С. 114-120.

обеспечить высокую бюджетную эффективность инвестиционно-хозяйственной деятельности, а также изъятие «сверхренты», образующейся в результате благоприятной конъюнктуры мировых цен на углеводородное сырье. С другой стороны, важно, чтобы устанавливаемый уровень налоговых и других изъятий не оказывал «угнетающее» воздействие на инвестиционную деятельность компаний, способствовал эффективному недропользованию, включая вовлечение в эксплуатацию низкодебетных месторождений, более полное извлечение природного сырья. Для этого необходимо широкое использование дифференцированного подхода к налогообложению имущества организаций и предоставление им различных льгот при осуществлении капвложений, что будет стимулировать улучшение технологической структуры основных фондов.

Иными словами, обеспечение высокой народнохозяйственной эффективности инвестиционной деятельности предприятий реального сектора подразумевает баланс интересов государства в части как устойчивых и высоких поступлений в бюджет, так и эффективного (рационального) недропользования. Одновременно должны соблюдаться интересы конкретных инвесторов в части стабильного и привлекательного режима их хозяйственной деятельности, снижения рисков и трансакционных издержек инвестирования.

G. SAGITDINOVA, Applicant of Institute of Economics of RAS

STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN RUSSIA OIL AND GAS

The investment process in the energy sector of the national economy depends not only on the fluctuations in energy prices, but also on the state of the world economy as a whole. It plays an important role of the state as a guarantor of stability of the investment climate. The author tries to develop and find an optimal balance between the interests of the State in terms of sustained high revenue and effective subsoil and interests of individual investors in terms of stable and attractive mode of their businesses, reduce the risks.

Keywords: energy sector, oil and gas industry, the efficiency of investment, energy strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.