Научная статья на тему 'Интуитивные изменения эмоционального состояния певца при исполнении вокализов'

Интуитивные изменения эмоционального состояния певца при исполнении вокализов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА ПЕВЦА / ИНТУИЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ / УНИКАЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афанасьева Надежда Ефимовна

В статье предлагается рассмотреть возможность работы с вокализами над развитием эмоционального фона певца, что является одной из важнейших составляющих исполнительского процесса. Уникально воздействие вокализов на развитие эмоциональной сферы исполнителя. При исполнении вокализов «регулировщиком», определяющим эмоциональный фон, является сам певец. В вокально-поэтических произведениях текст ограничивает богатство эмоциональной сферы, определяя эмоцию. Интуиция исполнителя в вокализах, наоборот, порождает неограниченную палитру эмоциональных оттенков, выраженных через субъективное восприятие музыки певцом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интуитивные изменения эмоционального состояния певца при исполнении вокализов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 17 (198). Филология. Искусствоведение. Вып. 44. С. 165-168.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Н. Е. Афанасьева

интуитивные изменения эмоционального состояния

ПЕВЦА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ВОКАЛИЗОВ

В статье предлагается рассмотреть возможность работы с вокализами над развитием эмоционального фона певца, что является одной из важнейших составляющих исполнительского процесса. Уникально воздействие вокализов на развитие эмоциональной сферы исполнителя. При исполнении вокализов «регулировщиком», определяющим эмоциональный фон, является сам певец. В вокально-поэтических произведениях текст ограничивает богатство эмоциональной сферы, определяя эмоцию. Интуиция исполнителя в вокализах, наоборот, порождает неограниченную палитру эмоциональных оттенков, выраженных через субъективное восприятие музыки певцом.

Ключевые слова: развитие эмоционального фона певца, интуиция исполнителя, уникаль-

ность воздействия.

Исполнительская практика вокализов имеет глубокие корни. Ф. Абт, М. П. Бон, М. Бордоньи, Г. Зейдлер, Дж. Конконе, Б. Лютген, М. Маркези, Г. Пановка, Дж. Россини и другие композиторы - авторы вокализов, не потерявших актуальности в современном исполнительстве. Изучение разнообразия эмоционального фона вокалиста при исполнении произведений данного жанра, многостороннего воплощения музыкальных средств техникой голосоведения и пр. привлекает как молодых, так и опытных певцов и педагогов. В статье исследуются изменения эмоционального фона певца, возникающие при исполнении вокализов по схеме: композитор - исполнитель (певец) - слушатель.

Развитие эмоционального фона певца стоит в одном ряду с такими составляющими певческого процесса, как работа над голосовым аппаратом, музыкальностью, сценичностью. Эмоции дают возможность певцу ощущать и более глубоко переживать свое собственное эмоциональное состояние, поэтому их роль в пении огромна. Эмоциональный фон постоянно развивается, находя все более тонкие и совершенные исполнительские нюансы. Вот почему жанр вокализа чрезвычайно важен для работы над совершенствованием эмоциональной сферы певца и передачи музыкальноэстетического воздействия музыки.

Вокализы как невербальный жанр искусства не ограничиваются тремя основными возможностями слова - описанием, самовыражением и диалогом. Благодаря этому каче-

ству в них заключен безграничный диапазон эмоциональной выразительности: вокализ не «сообщает» слушателю об эмоциональных состояниях ни с помощью поэтического текста, ни художественно-образного восприятия музыки.

Ценнейшие свойства вокализов - первенство интуитивно постигаемого невербального содержания, сила и непосредственность прямого эмоционального воздействия. Вокализ -это то, что каждый певец переживает, но не формулирует. При их исполнении он лишь улавливает оттенки эмоциональной ситуации, контролируя и направляя ее развитие.

Музыкальные произведения в таких жанрах, как песня, романс, ария, имеют конкретный сюжет и строятся по законам литературного произведения: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такие произведения оказывают сильное эмоциональное воздействие и на слушателя и на самого исполнителя. Но для постижения всех тонкостей эмоциональных компонентов в работе над ними, чаще всего в исполнительских целях, используются специальные подборки вокализов.

Так в чем же проявляется уникальное воздействие вокализов на развитие эмоциональной сферы певца?1

Художественный образ, заключенный в вокальных жанрах с текстом, ограничивает эмоциональный фон певца заданной эмоциональной реакцией, так как текст воздействует на исполнителя: художественное слово способно передать не только эмоциональный

заряд внешнего плана, но и внутреннего. Именно субъективное начало и определяет эмоциональное состояние певца. В данном контексте «воронка» - это навеянная текстом эмоция, увлекающая исполнителя в свой эмоционально-образный мир; вместе с тем она лишает его творческой индивидуальности, обедняя («гася») эмоциональную сферу сопереживания.

При исполнении вокализов «регулировщиком», определяющим эмоциональный фон, является сам певец. Перед ним стоит сложная, но интересная задача: адекватно передать эмоционально-эстетическую информацию от композитора слушателю. То, что в вокально-поэтических произведениях ограничивает творческое сознание и интуицию исполнителя, в вокализах, наоборот, порождает богатство эмоциональных оттенков, выраженных через субъективное восприятие музыки певцом.

Каждый исполнитель в новый вариант исполнения вносит свежие краски и нюансы, осмысленно и одновременно интуитивно актуализируя эмоциональный фон сообразно своему опыту, возможностям голосового аппарата, тонкостям музыкантского чутья, образуя тем самым новые оттенки эмоционального воздействия на слушателя.

Каковы же формы эмоционального воздействия?

Во-первых, это контраст и новизна исполнения. Эмоциональное воздействие контраста или новизны в вокально-поэтических произведениях усиливается через содержание или форму художественного образа (или благодаря тому и другому сразу). В вокализах же эмоциональное воздействие этих форм полностью заключается в исполнительском мастерстве певца, его таланте и одаренности. Сущность новизны эмоционального состояния исполнения вокализов (и как следствие его воздействие на слушателя) заключается как раз в эффекте, обратном «воронке»: вызвать не «запланированную», а совершенно неожиданную реакцию. При этом эмоция должна быть не повторяемой, а каждый раз обновляемой.

«Эмоционально-эстетическое воздействие обычно достигается в искусстве единой совокупностью средств, - заключает Л. Салямон.

- <...> Всякая песня, или романс, или музыкальная драма, или, наконец, художественные иллюстрации в книге вызывают определен-

ное впечатление благодаря суммированию эмоциональных эффектов» [6].

И что же вокализ? Говорить о совокупности эмоциональных эффектов в нем не приходится. Он предстает перед слушателем с «отрытым забралом»: только от исполнителя зависит, чем будет наполнена эмоциональная сфера произведения.

Во-вторых, многозначность, предполагающая возможность вариативных интерпретаций.

Поскольку объем эмоциональных впечатлений превосходит физиологические возможности в форме их словесного выражения, то лишь путем многообразия эмоциональных приемов удается достичь эффект, обратный «воронке» (определенности эмоции), то есть реализуется возможность нахождения исполнителем нового эмоционального состояния, актуального и адекватного к восприятию слушателем и соответствующего своему времени. Именно вокализ и представляет певцу осуществить такую возможность.

В-третьих, ассоциативность - самая «капризная» форма эмоционального воздействия.

Поскольку ассоциативность - одно из характерных свойств творческого воображения, музыка способна вызывать у слушателя самые разнообразные ассоциации, связанные с воспоминаниями о чем-то пережитом: эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные и др. Существует, в принципе, верное мнение, что обилие таковых является признаком богатой фантазии и показателем художественной одаренности исполнителя. Обладая наиболее яркой палитрой художественно-образной сферы, ассоциация способна неограниченно воздействовать на исполнителя и слушателя. «Капризность» ее определяется изменчивостью свойственного им эмоционального состояния.

Таким образом, эмоциональный фон, определяемый ассоциативным рядом, - явление неустойчивое: чем одареннее исполнитель и слушатель, тем ярче и разнообразнее ассоциативный ряд.

Наряду с формами эмоционального воздействия, представляющими содержание и восприятие музыки, существенную роль играют эмоциональные компоненты.

Особое значение в сфере эмоционального воздействия имеют экспрессивные симптомы эмоций. Такие эмоциональные реакции, как дыхание, движение, интонирование, позво-

ляют певцу распознать, понять и осознать не только свои собственные эмоции, но и эмоциональный фон, претворяющий замысел автора вокализа.

В. Медушевский в монографии «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» раскрывает сущность и ролевые функции эмоциональных компонентов в содержании и восприятии музыки.

1. Дыхание - не только энергетический фактор, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски, но и средство эмоциональной выразительности. Изменения в дыхании певца зависимы от эмоциональной окраски, наполняющей исполнение естественностью.

Почти каждой эмоции соответствует свойственный только ей тип дыхания, который моделируется музыкой при передаче определенного эмоционального состояния. Согласно В. В. Медушевскому, «эмоция определяет различные соотношения времени вдоха и выдоха их плавностью или “толчкообразностью”, паузами между ними. С помощью мелодических, ритмических, громкостных и артикуляционных средств музыка может управлять и этой стороной дыхания, делать его ровным или трепетным и т. д.» [4. С. 72].

2. Движение тесно связано с жизненными эмоциями. В. Медушевский пишет: «Окрыленной радости сопутствуют движения порывистые, легкие и быстрые. Скорбная подавленность выявляется в плетущемся, тяжелом шаге. Движения робости - скованные, свернутые, останавливающиеся на полпути. Напротив, уверенный жест и шаг заканчивается “на акценте”» и т.д. [4. С. 66].

Вместе с тем, музыкальные средства эмоционального воздействия, используемые композиторами, определяются фактурой, тембром, громкостью, регистром, метроритмической организацией, штрихами и пр.

3. Естественность исполнения и сопереживание - два важных эмоциональных компонента, переданные через интонирование певцом не только музыкального произведения целиком, но и каждой его фразы. Интонирование, олицетворяющее симптом эмоционального состояния певца, можно определить как воспроизведение звука посредством голосового аппарата. Чем богаче интонационные оттенки, тем непринужденнее исполнение. Такая непосредственность выражается в изменчивости эмоционально-

го фона, поддерживающего исполнение и в интонационном «сопереживании», которое, в свою очередь, усиливает эмоциональный фон, - это то личное, субъективное, что привносит певец в исполнительский процесс.

Между интонированием и эмоциональными реакциями человека существует тесная связь. Н. Гарипова пишет: «Эмоция как модель отражаемой композиторским сознанием действительности, включающей мир предметов, явлений, ситуаций и внутренний мир человека, всегда в той или иной мере сплетена с мыслью, осмысленна. А это значит, что в музыкальной интонации “закодированы” не только эмоция и свойства предметного мира, но и мысль» [1].

Подведем итог нашего небольшого путешествия в эмоциональную сферу вокального исполнительства (на примере вокализов).

В жанре вокализа наполняющие музыку эмоции, например, такие, как радость или грусть, не носят характера одномерности. Эмоция изменяется певцом посредством форм музыкального воздействия: через контраст и новизну исполнения, многозначность, ассоциативность. Эмоция - структура динамичная. Даже при изменении одной из форм эмоционального воздействия в движение приходит весь эмоциональный фон вокализа.

Эмоциональные компоненты, определяющие содержание и восприятие музыки (дыхание, движение, интонирование), призваны обогащать эмоциональную сферу произведения. В этой связи Л. Салямон пишет: «Простого обилия слов недостаточно для выражения данного эмоционального состояния. Совокупность импульсов, его определяющих, принципиально больше вербальных возможностей человека»2[6].

Разнообразие форм эмоционального воздействия, их исключительная мобильность, помноженные на все возрастающее совершенствование исполнительского мастерства,

- вот определяющие свойства современного вокального искусства.

Возникновение эмоций - это всегда актуализация личностного опыта певца, который предстает как результат освоения окружающего мира; и опыт этот во многом передается через эмоцию. Вот почему безграничное эмоциональное постижение музыки вокализов всегда должно быть осмысленным. Ведь за музыкальными эмоциями стоит жизненный опыт певца.

Список литературы

1. Гарипова, Н. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия музыки (2006). ИКЬ : http://www. aquarun.ru/psih/tvor/tvor 13p3.html

2. Гарипова, Н. Внемузыкальные компоненты композиторского текста // Межвуз. сб. ст. Уфа : РИЦ УГИИ, 2002. С. 101-117.

3. Петрушин, В. И. Моделирование эмоций средствами музыки (1987).

4. Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М. : Музыка, 1976.

5. Салямон,Л. О физиологииэмоционально-эстетических процессов // Содружество наук и тайны творчества : сб. ст. М., 1968. 286294с.

6. Салямон Л. Эмоционально-эстетическая информация. иКЬ : http://www.aquarun.ru/ psih/tvor/tvor 13p3.html.

Примечания

1 В давней, но не потерявшей своей актуальности статье, Л. Салямон в образной и доступной форме раскрывает принцип «доставки» эмоциональной информации, сравнивая его с процессом регулирования уличного движе-

ния: принцип воронки - работа милиционера-регулировщика, ограниченность рефлекторных ответов - три световых сигнала, а непроизвольная эмоциональная реакция - беспорядочное включение светофора милиционером. Далее исследователь пишет: «Чтобы добиться эмоциональной информации, должно произойти явление, обратное принципу воронки. При этом второй регулировщик на смежном перекрестке, наблюдая необычные подмигивания соседского светофора, должен был бы почувствовать душевное состояние своего коллеги. Задача довольно трудная. Именно такие принципиальные трудности возникают при необходимости адекватной передачи эмоционально-эстетической информации от субъекта (например, от писателя) объекту (например, читателю)» [3].

2 В работах доктора медицинских наук, профессора Л. С. Салямона, рассматривалась гипотеза количественного соотношения воспринимаемых ощущений и возможностей их словесного выражения. Силы оказались неравны. Певцу, исполняющему вокализы, не нужно подбирать слов для выражения эмоций, подсознание раскрасит его голос всеми тембральными красками, определяющими его эмоциональный фон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.