Научная статья на тему 'Интернет и демократия – перспективы развития'

Интернет и демократия – перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1037
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕМОКРАТИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / DEMOCRACY / POWER AND SOCIETY / INTERNET DEMOCRACY / ELECTRONIC DEMOCRACY / ELECTRONIC GOVERNMENT / DEMOCRACY IMPROVEMENT / MODERN POLITICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Быков А.В.

Статья посвящена одному из перспективных направлений совершенствования демократических начал. Рассматриваются некоторые вопросы и проблемы развития общественно- государственных отношений на основе использования современных информационных технологий. Материал статьи подготовлен на основе анализа открытых интернет-источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet and democracy – perspectives of development

The article is devoted to one of the most perspective ways of democratic principles improvement. Some issues and problems of social-state relations based on the use of modern information technology are considered. The material has been prepared on the basis of the open Internet sources analysis.

Текст научной работы на тему «Интернет и демократия – перспективы развития»

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

Наркомата в дальнейшем получила правовую регламентацию на конституционном уровне.

Так, порядок формирования высших органов государственной власти, определенный в главе 8 Конституции РСФСР (1918 г.), распространялся и на Наркомпрос21. На основе ст. 43 он формировался как один из 17 комиссариатов, созданных для заведования отдельными отраслями государственной жизни. Статья 45 Конституции (1918 г.) закрепляла систему единоначалия в комиссариате и наделяла народного комиссара правом единоличного принятия решений по всем вопросам,

подлежащим ведению Наркомпроса. Однако народный комиссар и Коллегия комиссариата были ответственны перед СНК и ВЦИК РСФСР (ст. 47).

Таким образом, юридически определялось высшее руководство системы образования, которое занимало свою нишу в системе управления государством и строилось на основе принципа единства и централизации управления. Этот принцип нашел свое развитие в последующие годы в образовательном законодательстве, когда формировалась строго иерархичная советская система управления.

удк 342.571 ИНТЕРНЕТ И ДЕМОКРАТИЯ - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Internet and democracy - perspectives of development

А. В. Быков - старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России, кандидат исторических наук

A. V. Bykov - Assistant Professor of the Department of Theory and History of Law and State of the Omsk Academy of the RF Interior Ministry, Candidate of Historical Sciences

Аннотация. Статья посвящена одному из перспективных направлений совершенствования демократических начал. Рассматриваются некоторые вопросы и проблемы развития общественногосударственных отношений на основе использования современных информационных технологий. Материал статьи подготовлен на основе анализа открытых интернет-источников.

The article is devoted to one of the most perspective ways of democratic principles improvement. Some issues and problems of social-state relations based on the use of modern information technology are considered. The material has been prepared on the basis of the open Internet sources analysis.

Ключевые слова: демократия, власть и общество, интернет-демократия, электронная демократия, электронное правительство, совершенствование демократии, современные политические процессы.

Democracy, power and society, internet democracy, electronic democracy, electronic government, democracy improvement, modern political processes.

21 См.: Конституция РСФСР : принята V Всерос. съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собр. узаконений РСФСР. 1918. № 51, ст. 582.

8

Одним из интересных явлений современной политики является электронная демократия, или интернет-демократия. Высказывались даже мнения о возможности возрождения прямой демократии в противовес действующей представительной демократии. Насколько оправданны подобные ожидания?

Интерес к интернет-демократии вызван желанием в условиях достаточно напряженной социальной обстановки избегать принятия непопулярных законопроектов, приданием принятым с использованием интернет-обсуждения законам большей легитимности, пассивностью населения в традиционных демократических сферах, прежде всего, выборах. Фактически инициатива электронной, или интернет-демократии получила толчок сверху, однако самих представителей власти подтолкнули к этому массовые обсуждения законодательных и иных инициатив интернет-пользователями, публикации в блогах и т. п.

В статье «Демократия и качество государства» В. В. Путин заявил: «Предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете. Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой ре-ферендумной демократии»1.

Идея «скрестить» политику и Интернет достаточно быстро начинает получать нормативноправовое оформление. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»1 2. Установлено, что проекты федеральных конституционных и федеральных законов, по решению Президента РФ, могут выноситься на общественное обсуждение. Речь идет о тех, которые затрагивают основные направления государственной политики в области социально-экономического развития страны. По поручению Президента РФ разработчики законопроектов размещают их в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах. Также должны приводиться пояснительные записки и финансово-экономические

Теория и история государства и права

обоснования, сообщается порядок направления гражданами замечаний и предложений по законопроекту, указывается время, в течение которого проводится общественное обсуждение. Граждане, участвующие в общественном обсуждении, должны иметь возможность ознакомиться с поступившими на сайт замечаниями и предложениями по законопроекту. Результаты общественного обсуждения докладываются главе государства по истечении 90 дней с момента его завершения.

Для общественных обсуждений, объявленных официально, был создан сайт zakonoproekt2012. ru. Правда, посещение данного ресурса оставило впечатление запустения и забытости. Размещены только законопроекты «О полиции» и «Об образовании в Российской Федерации», обсуждение которых уже закончилось3. Закон «О полиции» в истории страны стал первым законопроектом, который был вынесен на обсуждение общественности в Интернете. Следующим стал закон «Об образовании в Российской Федерации» - по имеющимся сведениям, за три месяца поступило около 10 тысяч комментариев4.

По инициативе премьер-министра В. В. Путина правительство России запустило в Интернете систему обсуждения законодательных инициатив, на сайте govemment.ru планировалось обнародовать наиболее резонансные инициативы. Проект получил название «Открытое правительство». Данный сайт на сегодняшний день активно действует, содержит информацию о нормотворческой деятельности, поручениях президента и председателя правительства, предусмотрена и возможность направления обращений.

В целях обеспечения реализации постановления Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного об-суждения»5 с 15 апреля 2013 г. действует Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых ак-

1 Коммерсантъ. 2012. 6 февр.

2 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 URL: http://zakonoproekt2012.ru/#

4 URL: http://www.rg.ru/2011/02/15/vesti-obsujdenie.html

5 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 2 (21)

тов и результатах их общественного обсуждения6. Режим действия данного ресурса подразумевает не только ознакомление с разрабатываемыми нормативными актами, но и возможность направления замечаний и предложений. На наш взгляд, подобные формы являются обнадеживающим шагом вперед в вопросе отношений власти и общества.

Инициативы исполнительной власти в области интернет-демократии в целом получили одобрение со стороны ряда депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Следует только отметить, что одобрение было довольно сдержанным, а в некоторых случаях и с долей скептицизма.

В частности, комментируя Указ Президента Российской Федерации «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», депутаты Госдумы от разных фракций в целом поддержали данную инициативу, но выразили опасение, что «к мнению народа все равно не прислушаются и принятие законов будет затянуто»7. Об опасности затягивания процедуры принятия законопроектов, в частности, говорил руководитель фракции ЛДПР И. Лебедев. Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы РФ И. Мельников данное решение одобряет, но обращает внимание на потенциальные проблемы с реализацией указа: «С одной стороны, итоговый доклад действительно может показать главе государства отношение общества к той или иной инициативе, поможет что-то скорректировать. С другой стороны, такой метод работы может быть использован для искажения общественного мнения»8. По его мнению, большое значение имеет, кто, каким образом будет обобщать полученные в ходе обсуждения результаты и как они будут доведены до президента и общественности.

Депутат-коммунист В. Илюхин признал саму идею народного интернет-обсуждения положительной, но в ее реализации на практике высказал сомнение: «Такое обсуждение законопроектов с участием народа, если бы к народу прислушивались, было бы совершенно оправданным и

6 URL: http://regulation.gov.ru/

7 URL: http://www.newsru.com/russia/10feb2011/ukaz.html

8 Там же.

9 Там же.

10 URL: http://www.liberty.ru/Themes/Kak-nam-modemizi

11 Там же.

рациональным»9. Однако, по его мнению, обсуждение законопроекта «О полиции» показало, что на стадии доработки законопроекта мнение народа было проигнорировано.

Весьма осторожный подход продемонстрирован в докладе Центра модернизационных решений «Как нам модернизировать демократию: вызовы и перспективы электронной демократии». Авторы доклада, анализируя ситуацию, приходят к выводу, что «структурные проблемы, выявляемые при анализе различных моделей и проектов «электронной демократии», проблематичны именно в том пункте, в котором они стремятся исключить классические демократические институты, считая, что они безвозвратно утеряны для демократии»10 11. Перспективы видятся не в замене существующих демократических институтов интернет-демократией, а в их взаимодействии. «Действительно взаимовыгодный симбиоз возможен между классическими демократическими институтами и электронными системами коммуникации, причем именно он позволит не просто поддержать эти институты на плаву, но и трансформировать их, освободив от наслоений «постдемократической» политики, в которой они стали простыми инструментами, не предполагающими собственной нормативной логики»11.

По результатам изучения высказываний политиков, аналитиков, пользователей Интернета можно выделить ряд проблем реализации интернет-демократии в первую очередь как потенциального средства возрождения прямой демократии:

- возможность манипулирования средствами самого Интернета. Использование так называемых ботов, иных способов влияния на результаты голосований ставят под сомнение возможность использования интернет-голосования как способа всенародного принятия законов;

- насколько искренними будут высказываемые мнения, оценки, подаваемые голоса? Полная анонимность - простор для злоупотреблений, присвоение гражданину номера, кода для голосования - возможность иметь сведения о том, кто и как голосует;

-demokratiyu-vyzovy-i-perspektivy-elektronnoj-demokratii

10

Теория и история государства и права

- подмена реальной политической активности граждан виртуальной;

- всегда ли мнение даже большинства граждан может быть признано верным и полезным для общества? Людьми нередко управляют эмоции, они могут не иметь представления о механизме политических, экономических, иных процессов. В конце концов, люди склонны верить речам демагогов и популистов, что подтверждает и опыт Древних Афин. Не превратит ли такое принятие решений нашу жизнь в хаос? А у власти появляется соблазн снять с себя ответственность;

- еще одна проблема: насколько интернетобсуждения, голосования будут реально отражать интересы всего народа, так как далеко не все пользуются Интернетом. Здесь время определиться, насколько Интернет как основной инструмент интернет-демократии доступен и демократичен. По данным фонда «Общественное мнение», в период зимы 2012-2013 г. доля активной аудитории (выходящие в Сеть хотя бы раз в сутки) составляла 45 % (52,1 млн человек)12.

Для справки: население Российской Федерации на 1 января 2013 г. составляло 143,3 млн человек13. Даже если половина всех граждан будет иметь постоянный доступ в Интернет, можно ли говорить о демократичности принимаемых решений? Предложения о создании пунктов доступа граждан к ресурсам Интернета в целях их политической, гражданской активности, на наш взгляд, утопичны элементарно по финансовым соображениям.

Резюмируя вышесказанное, приходим к выводу, что использование информационных технологий, по крайней мере в ближайшее время, не превратит наше общество в общество прямой демократии. Она так и останется представительной. Однако налаживание диалога общества с властью, доступность власти для народа представляется значительным движением вперед, несущим потенциал совершенствования, обогащения демократии. Главное, чтобы у власти была политическая воля реализовать возможности, предоставляемые достижениями технического и информационного прогресса.

12 URL: http://mnet.fom.ru/Proniknovenie-intemeta/10950

13 URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.