Научная статья на тему 'Интерактивная образовательная среда как педагогическое условие успешного иноязычного обучения студентов медицинского вуза'

Интерактивная образовательная среда как педагогическое условие успешного иноязычного обучения студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INTERACTIVE LEARNING ENVIRONMENT / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / FOREIGN-LANGUAGE TRAINING / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE METHODS / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / SPEAKING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена Олеговна

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме организации интерактивной образовательной среды для иноязычной профессионально ориентированной речевой подготовки студентов медицинского вуза и выявление ее роли для повышения уровня профессионального образования. В статье обосновывается роль и значение применяемого методического обеспечения (введение вариативного компонента «Global Health»; электронное учебно-методическое пособие «Подготовка студентов медицинского вуза к международным телеконференциям» в рамках вариативного компонента «Global Health» с использованием интерактивных методов обучения и направленное на развитие речевых навыков). Автором проведен анализ и оценка эффективности влияния интерактивной образовательной среды на развитие ИПОРК и получены достоверные результаты, которые свидетельствуют о положительной динамике данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Learning Environment as Pedagogical Condition of Successful Foreign-language Training of Health Sciences University Students

This article is devoted to an actual problem of the organization of interactive learning environment for the foreign language speech of medical students and revealing of its role for increase of professional education level. The role and value of applied methodical ware are provided in the article: (introduction of the special course of study "Global Health”; electronic educational and methodical textbook "Training of medical students for the international teleconferences" within the special course of study "Global Health" with the use of interactive methods of training and aimed at the development of speaking skills). The author carried out analysis and assessment of efficiency of influence of the interactive learning environment on the development of IPORK, and received reliable results which testify about positive dynamics of this activity.

Текст научной работы на тему «Интерактивная образовательная среда как педагогическое условие успешного иноязычного обучения студентов медицинского вуза»

УДК 37.016:004.031.42:811.1/.8:[378.4:61] ВАК 13.00.08 РИНЦ 14.00.00

Интерактивная образовательная среда как педагогическое условие успешного иноязычного обучения студентов медицинского вуза

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме организации интерактивной образовательной среды для иноязычной профессионально ориентированной речевой подготовки студентов медицинского вуза и выявление ее роли для повышения уровня профессионального образования. В статье обосновывается роль и значение применяемого методического обеспечения (введение вариативного компонента «Global Health»; электронное учебно-методическое пособие «Подготовка студентов медицинского вуза к международным телеконференциям» в рамках вариативного компонента «Global Health» с использованием интерактивных методов обучения и направленное на развитие речевых навыков). Автором проведен анализ и оценка эффективности влияния интерактивной образовательной среды на развитие ИПОРК и получены достоверные результаты, которые свидетельствуют о положительной динамике данной деятельности.

Ключевые слова: интерактивная образовательная среда, иноязычная подготовка, интерактивные методы, речевые навыки.

INTERACTIVE LEARNING ENVIRONMENT AS PEDAGOGICAL CONDITION OF SUCCESSFUL FOREIGN-LANGUAGE TRAINING OF HEALTH SCIENCES UNIVERSITY STUDENTS

This article is devoted to an actual problem of the organization of interactive learning environment for the foreign language speech of medical students and revealing of its role for increase ofprofessional education level. The role and value of applied methodical ware are provided in the article: (introduction of the special course of study "Global Health"; electronic educational and methodical textbook "Training of medical students for the international teleconferences" within the special course of study "Global Health" with the use of interactive methods of training and aimed at the development of speaking skills). The author carried out analysis and assessment of efficiency of influence of the interactive learning environment on the development ofIPORK, and received reliable results which testify about positive dynamics of this activity.

Keywords: interactive learning environment, foreign-language training, interactive methods, speaking skills.

Е.О. Петрова

В современном информационном обществе готовность и способность к иноязычной устной и письменной речи для осуществления межличностного и межкультурного общения в профессиональной сфере становится все более важной составляющей высшего образования. Принимая во внимание то, что, изучая английский язык в условиях образовательной системы вуза, у студента нет возможности общаться с но-

сителями языка, что значительно затрудняет обучение устной иноязычной речи, педагогу для успешной работы необходимо создание такого условия, как интерактивная образовательная среда, которая не только является внешним обстоятельством, оказывающим существенное влияние на протекание педагогического процесса, но и выступает средством коммуникации, личностного и социокультурного развития студентов.

Рассмотрим понятие «интерактивная образовательная среда» с точки зрения каждого компонента. Понятие «среда» многогранно в мире науки, в самом общем смысле «среда» понимается как окружение. В педагогике под средой понимают специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности обучающихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг

Елена Олеговна Петрова,

старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков Тел.: (960) 761-71-90 Эл. почта:petrova07@inbox.ru Красноярский государственный медицинский университет www.krasgmu.ru

Elena O. Petrova,

senior teacher of the Latin and foreign languages department Тел.: (960) 761-71-90 E-mail: petrova07@inbox.ru Krasnoyarsk State Medical University www.krasgmu.ru

другу [1, с. 193]. «Образовательная среда» - это часть внешнего пространства человека, включающая в себя специально организованные педагогические условия развития личности, системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса.

Интерактивное обучение происходит, когда студент мобилизует свои знания и навыки, соединяя их с информацией и опытом, обеспеченные преподавателем. Важным является также интерес (как правило, он возникает в профессиональной сфере), мотивация - эмоциональное отношение к изучаемому предмету. Обратная связь, отражение и диалог - составные компоненты интерактивного обучения. Диалог является согласованным взаимодействием субъектов общения: обучающих и обучающихся, который можно рассматривать как «определенную коммуникативную среду». Диалог является, таким образом, уникальным средством общения и разновидностью деятельности, с помощью которой учащийся работает над своим развитием с помощью преподавателя, который помогает учащемуся сформировать свой образ мыслей, найти путь решения задачи.

Однако нам не представляется возможным рассматривать интерактивное образование через какое-либо одно качество. В данном случае мы разделяем точку зрения Ю.Ю. Гавронской, которая рассматривает понятие интерактивности не только при описании межсубъектного взаимодействия, но и различных способов и средств взаимодействия человека с информационной средой или ее отдельными элементами: интерактивное телевидение, интерактивная игра, интерактивная обучающая компьютерная программа, интерактивная доска.

Важно отметить то, что образование становится одной из основных целей так называемой компьютерно-информационной революции благодаря огромным возможностям, которые она предла-

гает посредствам вычислительных технологий. Применение таких технологий к образованию позволяет принимать различные формы. Интеграция недавних технических разработок в коммуникационные технологии в настоящее время позволяет создать интерактивную образовательную среду.

С учетом изложенных представлений об интерактивности в обучении, современных тенденций высшего педагогического образования, в частности развития ком-петентностного подхода, а также сферы профессиональных интересов (обучение иноязычной речи студентов медицинского вуза) нами разрабатывается концепция интерактивной образовательной среды как условия развития иноязычной профессионально ориентированной речевой компетенции у студентов медицинских вузов.

Резюмируя все вышеизложенное о различных подходах к «образовательной среде» и «интерактивному обучению», мы можем сделать вывод, что «интерактивная образовательная среда» выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности, совокупности информационного, технического, учебно-методического обеспечения и представляет собой единое информационно-образовательное пространство, предназначенное для интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем. Пространство, в котором образовательный процесс выступает как подобие реальной обстановки в сознании субъектов обучения посредством интерактивных методов, компьютерно-информационных средств, телекоммуникационных технологий взаимодействия, таких как телемосты и телеконференции.

Интерактивная образовательная среда способствует формированию и развитию у студентов медицинского вуза иноязычной профессионально ориентированной речевой компетенции (далее - ИПОРК). Среда, в которой обучающиеся реализуют свою инициативность и отстаивают свою точку зрения, среда, в которой

возможна подготовка творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций, сообществ. Для формирования и развития подобной личности образовательная среда будет обладать такими условиями и возможностями, которые бы активно способствовали успешной иноязычной подготовки специалистов, способных эффективно функционировать в мультикуль-турной среде, где конечной целью изучения иностранного языка становится иноязычное профессионально ориентированное речевое общение.

Именно интерактивная образовательная среда позволяет обеспечить эффективную иноязычную профессионально ориентированную речевую подготовку студентов медицинского вуза, специалистов-медиков, готовых к постоянному профессиональному росту, осуществлению сотрудничества с коллегами из других стран, активно применяющих иностранный язык в своей профессиональной деятельности. Для создания интерактивной образовательной среды:

1. Мы провели комплексный анализ столь сложной и многомерной социальной реальности, как образовательная среда (на практических занятиях по английскому языку), используя векторную, то есть логико-математическую, модель и метод знакового функционального моделирования разработанные В. А. Ясвиным [2].

2. Разработали методическое обеспечение процесса развития иноязычной профессиональноори-ентированной речевой подготовки студентов-медиков, которое включает в себя введение вариативного компонента «Global Health»; электронное учебно-методическое пособие «Подготовка студентов медицинского вуза к международным телеконференциям» в рамках вариативного компонента «Global Health» с использованием интерактивных методов обучения и направленное на развитие речевых навыков.

3. Организовали проектную деятельность, ориентированную на будущую профессию студента, где её процессуальное содержание реализуется, как умение общаться на английском языке в сфере профессиональной деятельности.

4. Для осуществления мониторинга иноязычной подготовки студентов медицинского вуза в овладении речевыми навыками, позволяющими участвовать в устном профессиональном общении на английском языке, мы организовали телемосты с носителями языка. А также разработали критериально-диагностический аппарат, позволяющий дать количественную оценку иноязычной профессионально ориентированной речевой подготовки студентов медицинского вуза.

Создание интерактивной образовательной среды для вариативного компонента «Global Health» позволило оптимизировать образовательный процесс, направленный на развитие ИПОРК студентов медицинского вуза. Благодаря единому информационно-образовательному пространству, построенному с помощью межличностного взаимодействия, интеграции информации на традиционных и электронных носителях и компьютерно-телекоммуникационных технологий взаимодействия. Для проведения курса «Global Health» разработана программа. Требование предъявлялось к современному классному помещению, где есть компьютеры, интерактивная доска и средства для проведения телекоммуникационных проектов. Другим, не менее важным требованием являлось учет профессиональных интересов учащихся. Этот комплекс требований обусловлен назначением медицинского вуза, поэтому в экспериментальную группу вошли студенты, обучающиеся по специальностям «Социальная работа», «Лечебное дело», «Педиатрия», «Клиническая психология», «Социальная работа». Поэтому при создании интерактивной образовательной среды важно обеспечить интеграцию с профессиональными предметами медицинского вуза.

Учебно-методическое пособие «Подготовка студентов медицинского вуза к международным телеконференциям» в рамках программы вариативного компонента «Global Health» включает в себя обязательное использование интерактивных методов обучения. Успешными мы считаем такие методы, как аудиовизуальный (Audio-visual), метод изучения случая (Case study), метод групповой дискуссии (Cooperative Learning), метод проектов. Применение новейших средств компьютерных технологий позволило выявить новую возможность использования метода проектов в образовательном процессе, путем создания естественной языковой среды, организуя совместные международные телекоммуникационные проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности [3]. Нами были организованы телемосты со студентами американского университета Восточная Каролина, совместно с преподавателями мы определяли тему дискуссии, регламент выступления, назначали дату и время выхода на связь. Необходимо отметить, что американские студенты также занимались по программе «Introduction to Global Health», предусмотренной университетом, включающей в себя обязательные телемосты с иностранными студентами. К каждому телемосту студенты медицинского вуза индивидуально или в группе готовили проект-презентацию на английском языку по заданной теме, после выступления студенты задавали друг другу вопросы и возникала дискуссия. Основная цель таких проектов состоит в расширении возможностей конструирования способов общения между всеми субъектами взаимодействия, понимать и быть понятым по средствам иноязычной

Уровень по «Компетенциям» CEFR Уровень оценки знаний ин яз студентами медицинского вуза Лексико-грам-матическое тестирование Экспертная оценка

ФЭ КЭ ФЭ КЭ

A1 Уровень 1 (Beginner Core) 0 0 0 0

A2 Уровень 2 (Elementary Practice) 38,3 6,6 50 5,6

B1 Уровень 3 (Pre-Intermediate Practice) 55 53,3 43,3 46,6

B2 Уровень 4 (Intermediate Practice) 6,7 40 6,7 47,6

C1 Уровень 5 (Upper-Intermediate Core) 0 0 0 0

профессионально ориентированной речевой компетенции.

В ходе телемостов группа экспертов, в которую входили как преподаватели кафедры иностранных языков, так и преподаватели клинических кафедр, оценивали работу студентов. На основе выделенных Е.С. Полат параметров внешней оценки проектов были разработаны критерии, с помощью которых мы смогли проанализировать групповую работу, творчество учащихся, эстетику оформления, работу с информацией, самостоятельность, умение отвечать на вопросы [3].

Коммуникативные умения:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике, активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- умение аргументированно отстоять свою точку зрения на иностранном языке, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- умение вести диалог в процессе профессионального общения, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Социокультурные умения: способность установить взаимопонимание в профессиональном общении учитывая культуру народа, говорящего на изучаемом языке.

Интерактивные умения:

- навыки публичного выступления: может начинать беседу, вступать в беседу в подходящий момент и заканчивать беседу. Может принимать участие в беседе, подтверждая свое понимание обсуждаемого;

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.

Языковые знания и навыки:

- точность: демонстрирует достаточно высокий уровень контроля грамматической правильности. Не делает ошибок, которые могут привести к непониманию, и может исправить большинство собственных ошибок;

- связность: может строить ясное, не прерываемое паузами, правильно организованное выска-

зывание, показывающее уверенное владение организационными структурами, служебными частями речи и другими средствами связности.

Разработанные критерии позволили также оценить эффективность проектной деятельности для формирования коммуникативной компетенции, поскольку главным результатом работы над проектом является сформированность ИПОРК, способность учащихся аргументированно отстоять свою точку зрения на иностранном языке, умение вести диалог в профессиональной сфере общения, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Для выявления динамики роста уровня развития ИПОРК студентов медицинского вуза на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был проведен промежуточный срез и на контрольном этапе заключительный анализ. Данные (в процентах), полученные в ходе диагностирования, приведены в табл. Следует отметить, что данные экспертной оценки подтверждают результаты лексико-грамматического тестирования.

Проанализировав результаты контрольного этапа и сравнив их с показателями, полученными на промежуточном этапе опытно-экспериментальной работы, мы можем заметить положительную динамику иноязычной профессионально ориентированной речевой компетенции у студентов медицинского вуза, которая выражается в увеличении количества студентов со средним и повышенным уровнем развития ИПОРК и уменьшении количества студентов, имеющих низкий уро-

вень. Следует отметить различие в цифровых показателях тестирования и экспертной оценки, это объясняется тем, что тестирование скорее ориентированно на диагностику языковых, чем коммуникативных умений и навыков, а эксперты оценивают как языковые, коммуникативные, так и интерактивные умения и навыки, но при этом положительная динамика присутствует в обеих проверках. Принимая во внимание результаты опытно-экспериментальной работы, наблюдается удовлетворенность созданием интерактивной образовательной среды при развитии иноязычной профессионально ориентированной речевой компетенции у студентов медицинского вуза. Заметим, что при этом нам удалось решить наиболее сложную задачу для обучения иностранным языкам - это вопрос создания естественной языковой среды, создания условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения, получения и обмена информацией. Взаимодействие между преподавателем и обучающимися, которое реализуется в форме диалога, дискуссии, обмена информации, идеями, мнениями с активным использованием современных информационных, компьютерных средств и технологий обучения, представляет возможным создание такой интерактивной образовательной среды, которая активизирует обучающихся и в значительной мере повышает эффективность обучения. Это доказывает, что важнейшим показателем среды обучения ИПОРК является интерактивно сть.

Образовательная среда Список литературы:

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. -176 с.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.

3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4. - С. 78-82.

4. Адольф В.А., Журавлева О.П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 21-27.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование. -2003. - № 5. - С. 42.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование новых учебных Интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2008. - № 2(58). - С. 363-371.

7. Юрчук Г.В., Адольф В.А. Организация практико-ориентированной речевой деятельности при обучении иностранному языку студентов медицинского вуза // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6. - С. 1012-1016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.