Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность: роль в экономическом развитии и механизмы защиты'

Интеллектуальная собственность: роль в экономическом развитии и механизмы защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнилитская Е.В.

Известно, что собственность является категорией, определяющей основу системы хозяйственных отношений. В настоящее время приоритетным становится анализ роли и механизмов защиты собственности на продукты интеллектуального труда, поскольку именно интеллектуальная собственность, закрепленная законодательно, позволяет получать добавленную стоимость дополнительную прибыль, а также завоевывать новые рынки и укреплять конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Наибольшую ценность как для государства в целом, так и для отдельной фирмы сегодня представляет творческий (креативный) труд, а, следовательно, формирование условий для его эффективной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность: роль в экономическом развитии и механизмы защиты»

витающее богатство

интеллектуальная собственность:

роль в экономическом развитии

и механизмы защиты

Известно, что собственность является категорией, определяющей основу системы хозяйственных отношений. В настоящее время приоритетным становится анализ роли и механизмов защиты собственности на продукты интеллектуального труда, поскольку именно интеллектуальная собственность, закрепленная законодательно, позволяет получать добавленную стоимость дополнительную прибыль, а также завоевывать новые рынки и укреплять конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Наибольшую ценность как для государства в целом, так и для отдельной фирмы сегодня представляет творческий (креативный) труд, а, следовательно, формирование условий для

его эффективной организации.

О. Шпенглер пишет: «После изобретения паровой машины вся мировая экономика представляет собой творение очень небольшого числа выдающихся умов, без высокоценного труда которых ничего прочего просто не было бы. Однако, их отдача - это творческое мышление, а не «количество», и его денежный эквивалент выражается, таким образом, не в некотором числе дензнаков, но это и есть деньги, а именно фаустовские деньги, которые не чеканятся, а мыслятся в качестве центров действия, будучи базированными на жизни, внутренний ранг которой возвышает мысли до значения фактов. Мышление деньгами порождает деньги: вот в чем тайна мировой экономики» [1]. Это высказывание О. Шпенглера, с нашей точки зрения, чрезвычайно точно отражает значение творческого труда и создаваемых им активов. Новые знания продуцируются и распространяются неравномерно. Скорость этого про-

Гнилитская Е.В.

канд. экон. наук, ВИНИТИ РАН

интеллектуальная собствен

ГА

новые знания

продуцируются и гспространяются _неравномерно

цесса и степень его эффективности зависят от создаваемых условий со стороны государства и политики отдельных хозяйствующих субъектов, от восприятия творческого труда и отношения к его результатам.

В российских условиях, когда требуется за счет активизации инновационных процессов восстановить конкурентоспособность экономики, развитие инноваций является стратегической необходимостью государственной политики. По выражению академика РАН Н.П. Федоренко, «научно-технический потенциал (НП) - это самая сложная и, возможно, сегодня самая мощная составляющая национального богатства России, по своей критической массе и вероятному прорыву в будущее превосходящая все, вместе взятые, другие его составляющие. Высшей субстанцией этой составляющей является ее интеллектуальный характер. Уникальность ее заключается в неповторимости и, следовательно, невоспроизводимости» [2]. Для России интеллектуальная составляющая развития может и должна сыграть свою позитивную роль в экономическом росте и конкурентоспособном позиционировании.

Инновациям и их роли в экономическом росте посвящены исследования международных организаций, например, Организации Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3], труды ряда зарубежных ученых и университетских научных центров [4]. Определяющую, с точки зрения конечной эффективности процесса, роль в становлении интеллектуального капитала играет долговременная научно-промышленная политика государства, институциональное оформление и совершенствование законодательной базы в области интеллектуальной собственности. Это особенно четко проявляется через процедуру патентования и охраны авторского права. Мировой опыт говорит о том, что государство должно участвовать в финансировании науки и новых технологий.

Во Франции наука и новые технологии являются важнейшим приоритетом государствен-

ивная экономика, 2007, № 11

ной политики, в Великобритании поддержка сферы науки и инноваций рассматривается как главное условие развития экономики знаний. В США инновационные приоритеты государства отражаются в ряде программ, среди которых исследования и технологии, направленные на повышение качества образования; проекты, ориентированные на понимание живой материи, исследования в области сетевой и информационной технологии и нанотехнологии.

Для Японии определение инновационных приоритетов является частью процесса планирования базовой концепции развития научно-технологической сферы страны. Японское государство активно поддерживает инвестиции в человека, развитие образования и науки. Результатами является увеличение продолжительности жизни граждан этой страны, научные разработки и их успешное применение в различных областях хозяйства. Так, например, в Японии создана самая прочная в мире нить зайлон, которую получают «примешивая полимер под названием ПБО (парафениленбензобисоксазол) при принудительном пропускании через прядильную машину» [5]. Японские технологии показывают высокую эффективность практического применения, а главное, - они направлены на всестороннее развитие человека. В России за период радикальных реформ произошло резкое снижение изобретательской активности. Например, «в 1990г. было подано более 79 тыс. заявок, в 1991 - свыше 77 тыс., в 1992г. - более 33 тыс.» [6]. По данным статистики Российской Федерации за 2006г., в 2004г. было подано заявок на изобретения 22985, на полезные модели - 8648, выдано охранных документов на изобретения 19123, на полезные модели - 8230.

Лидерами среди Федеральных округов Российской Федерации по поступлению патентных заявок являются Центральный ФО - 9885 заявок на изобретения и 3553 - на полезные модели, в том числе, город Москва -5640 заявок на изобретения и 2123 - на полез-

для Японии

определение

инновационных

приоритетов

является

частью процесса

планирования

базовой концепции

развития научно-

технологической

сферы страны

интеллектуальная собственность

Литература

1. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. - T.II Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - с. 528.

2. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - с. 89.

3. A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth (Complete Edition). -Paris: Organization for Economic Co-operation and Development, 2006. -pp.1 - 89.

4. Prescott Edward C. Nobel Lecture: The Transformation of Macro-economic Policy and Research // Journal of Political Economy. - The University of Chicago Press.

- 2006. - April. - Volume 114. - Number 2. - pp. 203

- 235.

5. Хитоси М. Японские технологии создают самые прочные, самые большие ... и самые маленькие изделия в мире // Ниппония. -2002. - № 20. - с. 10.

ные модели. Кроме того, Приволжский ФО -4140 и 1922 заявок, Северо-Западный ФО -2359 и 1026 заявок, Сибирский ФО - 2316 и 788 заявок [7]. Цифры говорят о существенном снижении поступления заявок к уровню 1990г. Это только одна сторона инновационного развития, но она является очень точным индикатором востребованности творческого труда в стране. Затем последовали массовых отток кадров из сферы образования и науки, перепрофилирование и закрытие ряда институтов, ликвидация научных школ. Однако, по данным Центра исследования и статистики науки (ЦИСН) Минпромнауки и РАН, за период 1996 - 2004 гг. не произошло существенных изменений в численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Например, в 1996 г. 990743 чел., 1998 г. -855190, 2000 г. - 887729, 2002 г. - 870878, 2004 г. - 839338 чел. Количество заявок снизилось более чем в 2,5 раза, а численность исследователей - только на 15%. Видимо, происходит падение эффективности труда оставшегося персонала.

Наибольшее снижение численности персонала, занятого исследованиями, произошло в Центральном федеральном округе - с 495322 чел. в 1996 г. до 420375 чел. в 2004 г. В Южном федеральном округе - 46445 чел. (1996 г.) и 35502 чел. (2004 г.), СевероЗападном - 147638 (1996 г.) и 107928 (2004 г.), Приволжском - 165525 и 146150, Южном - 46445 и 35502, Сибирском - 71328 и 62494 чел. Одновременно в ряде округов произошел рост численности персонала, занятого исследованиями и разработками. К таким округам относятся Дальневосточный ФО - 13366 и 14673, Уральский ФО - 51119 и 52216 чел. В городе Москве произошел весьма существенный отток кадров из сферы разработок. Если в 1996г. в этой сфере хозяйства города было занято 318365 чел., то в 2004г. - только 258267. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в Российской Федерации за период 1994 - 2003 гг. возросли в 32,26 раза с 4996,9 млн. руб. до 161202,7 млн. руб.

_ jкреативная экономика, 2007,№ 11

При этом затраты на НИОКР в государственном секторе составили 1371,9 млн. руб. в 1994 г. и 39834,2 млн. руб. в 2003 г., а в предпринимательском секторе российского хозяйства увеличились с 3323,6 до 110863,7 млн. руб. [8]. Виден неравномерный рост расходов на НИОКР по секторам хозяйства, опережение предпринимательского сектора. Рассмотрим, каким образом в настоящее время в нашей стране осуществляется научно-промышленная политика, как в законодательном смысле охраняется авторское право, что подразумевается под приоритетами государства в сфере науки.

Еще Законом «Об изобретениях в СССР» [9, ст.2, 3] регламентировано авторство на изобретение (ст.2) и его правовая охрана (ст.3). В частности говорится, что «автором изобретения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» (ст.2) и «право на изобретение охраняется государством и удостоверятся патентом» (ст.3). В Российской Федерации принят «Патентный Закон» [10], регламентирующий отношения, «возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов» (ст.1). Патент «удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец» (ст.3 ч.1), «патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности» (ст.3 ч.3).

Кроме того, принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [11, ст.2], в котором научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как «деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономернос-

_Литература

6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Руководители авторского коллектива акад. В.Л. Макаров, д.э.н., проф. А.Е. Варшавский. -М.: Наука, 2004. - с. 295.

7. Наука Москвы: научно-инновационный комплекс города: Статистический сборник / Центр исследований проблем развития науки РАН. - М.: Наука. - Выпуск 4. - 2006. - 1.6. Результативность научной деятельности. - Т. 1.6.1. Поступления патентных заявок и выдача охранных документов по федеральным округам: 2004. - с. 57.

8. Научно-инновационный комплекс высшей школы России: Статистический сборник / Ред. колл. Л.Э. Миндели, А.К. Казанцев / Центр исследований проблем развития науки РАН. -М.: Наука, 2005. - 1.15. Внутренние текущие

и разработки по секторам деятельности. - с. 28. 9. Закон СССР № 2213-1 от 31.05.1991г. «Об изобретениях в СССР».

интеллектуальная собственность_ -

Литература

10. Патентный закон Российской Федерации № 3517-1 от 23.09.1992г. (в ред. Федеральных законов от 07.02.2003г. № 22-ФЗ, от 02.02.2006г. № 19-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002г. № 176-ФЗ). - ст. 1, 3 (ч. 1, 3).

11. Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике» №127-ФЗ от 23.08.1996г. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998г. № 111-ФЗ, от 17.12.1998г. № 189-ФЗ, от 03.01.2000г. № 41-ФЗ, от 29.12.2000 № 168-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, от 30.06.2005 № 76-ФЗ, от 31.12.2005г. № 199-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002г. № 176-ФЗ, от 23.12.2003г. № 186-ФЗ).

12. Указ Президента Российской Федерации «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от 22.07.1998г. № 863.

тях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования -исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач» (ст.2).

Государственная научно-техническая политика определяется данным Законом как «составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники» (ст.2).

Указом Президента Российской Федерации «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» [12, п.1] установлены приоритеты государства в области науки. В качестве приоритетов названы направления, обеспечивающие: «сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий; государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей» (п.1). Целью проводимой сегодня в России государственной политики является создание «условий для сохранения интеллектуального потенциала страны и его эффективного использования».

Окончание следует

_ Лкреативная экономика, 2007,№ 11

Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.