Научная статья на тему 'Подходы к формированию региональной системы управления объектами промышленной интеллектуальной собственности'

Подходы к формированию региональной системы управления объектами промышленной интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федосова Т.В.

Анализируются диспропорции в создании и использовании объектов интеллектуальной собственности на региональном уровне, уточнены понятия промышленной интеллектуальной собственности как специфического товара, выполнен анализ существующей системы регулирования данных объектов, предложены подходы к формированию региональной системы управления с выделением структурных элементов и использованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию региональной системы управления объектами промышленной интеллектуальной собственности»

подходы К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ПРОМЫШЛЕННОЙ

W ________,

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ*

Т. В. ФЕДОСОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: @users. tsure.ru Технологический институт Южного федерального университета, г. Таганрог

Анализируются диспропорции в создании и использовании объектов интеллектуальной собственности на региональном уровне, уточнены понятия промышленной интеллектуальной собственности как специфического товара, выполнен анализ существующей системы регулирования данных объектов, предложены подходы к формированию региональной системы управления с выделением структурных элементов и использованием информационной системы взаимодействия субъектов инновационной деятельности.

Ключевые слова: промышленная интеллектуальная собственность, система управления промышленной интеллектуальной собственностью, информационная система взаимодействия.

Реализация государственной инновационной политики и управление, ориентированное на результат, повысившее ответственность региональных властей за развитие отдельных территорий, поставили достаточно острую проблему управления процессами в сфере формирующегося рынка интеллектуальной собственности, главным образом промышленного назначения.

Современные императивы развития инновационного рынка развитых стран в числе главных объектов торговли наряду с традиционными, такими как товары, работы, услуги, выделяют права

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Разработка механизма управления инновационной активностью хозяйствующих субъектов на основе создания региональной интерактивной информационно-аналитической системы взаимодействия участников инвестиционно-инновационной деятельности», проект № 09-02-00446в/и.

на интеллектуальную собственность. Обзор отечественной и зарубежной литературы по вопросам управления интеллектуальной собственностью как специфическим товаром выявил недостаточную разработанность методологического базиса, методических, организационных и практических рекомендаций к формированию региональных систем управления объектами интеллектуальной собственности, основанных на системном подходе.

Вопросы правовой охраны, оценки, использования на предприятии интеллектуальной собственности, подходы к коммерциализации данных объектов в вузах и научных организациях глубоко исследованы в работах таких авторов, как Г. В. Бромберг, Е. М. Буряк, Э. Я. Волынец-Руссет, Ю. И. Буч, В. Г. Зинов, А. Д. Корчагин, Б. Б. Леонтьев, Н. В. Лынник, В. И. Мухопад и др.

Идентифицируя объект управления, представляется необходимым уточнить сущность и структуру понятий промышленной интеллектуальной собственности (ПИС) и примыкающих к ней средств индивидуализации.

Дефиниция «промышленная интеллектуальная собственность» законодательно не закреплена, тем не менее широко применяется в отношении ряда нематериальных объектов, непосредственно связанных с хозяйственной деятельностью предприятий, причем большинство таких объектов имеют стоимостную оценку, а иногда определяют рыночную стоимость предприятия.

Условная классификация объектов ПИС в соответствии с частью четвертой ГК РФ представлена на рис. 1.

Объекты промышленной интеллектуальной собственности

Результаты интеллектуальной деятельности

(п. 1 ст. 1225 гл. 69 ГК РФ) | ;

Объекты патентного права (гл. 72 ГК РФ)

1. Изобретение.

2. Полезная модель.

3. Промышленный образец

\ г \

Ноу-хау

(ст. 1465

Ш.75ГК

РФ)

/ J

Средства индивидуализации (гл. 76 ГК РФ)

1. Фирменное название.

2. Коммерческое обозначение.

3. Товарный знак.

4. Знак обслуживания.

5. Наименование места происхождения товара

Рис. 1. Классификация объектов ПИС

Таким образом, ПИС является частью интеллектуальной собственности и непосредственно относится к научно-техническим творениям человека. Наиболее востребованы патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы — по данным статистики за 2007 г. использование прав на них составило соответственно: 57, 24 и 9 % [7]. Примыкающие к промышленной собственности средства идентификации, такие как фирменное название, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, представляют интерес в первую очередь для коммерческих целей заявителей, и их использование незначительно.

В то же время наибольшее количество использованных объектов ПИС приходится на следующие направления деятельности: «Научные исследования и разработки» — 3 866 ед., «Производство машин и оборудования» — 1 534 ед., по остальным направлениям показатель использования существенно ниже [7], что наглядно демонстрирует такое состояние рынка объектов ПИС, при котором результаты интеллектуального труда, на которые получены права, преимущественно не выходят за пределы отраслевой принадлежности потребителя этих

прав. Проблема состоит в том, что авторы разработок не являются собственниками патентов. Собственник всех патентов — государство в лице научно-исследовательских учреждений, которые, как правило, имеют приоритеты, но не способны использовать все изобретения.

Использование объектов интеллектуальной собственности по федеральным округам распределено неравномерно (табл. 1), традиционно лидирует Центральный федеральный округ, затем Приволжский, Уральский, Северо-Западный, Сибирский, на 6-м месте — Южный федеральный округ (ЮФО), оставляя позади себя только Дальневосточный.

Низкое вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в коммерческое использование в ЮФО требует более детального рассмотрения. Среди субъектов ЮФО наиболее активны Ростовская область (251 ед.), Ставропольский край (154 ед.) и Волгоградская область (137 ед.), однако в целом показатели использования объектов интеллектуальной собственности мизерны (рис. 2).

Сопоставляя данные об использовании объектов ПИС, не превышающих у субъекта лидера 260 ед., с показателями действующих в РФ патентов, порядка 180 000 ед., отметим, что недоиспользование интеллектуального потенциала, уже получившего правовую защиту достаточно очевидно. Если оперировать классическими понятиями, то спрос на объекты ПИС чрезвычайно низок, неадекватен предложению, что в свою очередь ставит вопрос о природе наблюдаемого явления. По мнению автора, определяющим фактором являются проблемы управления на рынке интеллектуальной собственности.

Количество действующих патентов в динамике с 2000 по 2007 г. на территории Российской Федерации (по данным Роспатента) [5] складывается следующим образом: 2000 г. — 168 396; 2002 г. — 13 327; 2003 г. - 143 584; 2004 г. - 149 454; 2005 г. -164 099; 2007 г. - 180 721.

Предложение объектов ПИС постоянно растет. Наблюдается положительная динамика подачи па-

Таблица 1

Использование объектов интеллектуальной собственности по федеральным округам за 2007 г., ед.

Федеральный округ Количество

изобретений промышленных образцов программ для ЭВМ полезных моделей баз данных топологий интегральных микросхем

Центральный 3 167 379 306 929 31 -

Северо-Западный 982 162 168 459 20 -

Южный 444 51 41 177 3 -

Приволжский 2 600 544 366 1 468 4 -

Уральский 987 179 229 521 5 -

Сибирский 796 155 161 261 9 -

Дальневосточный 136 69 60 23 1 -

300

250

200

150

100

50

Ростовская область; 251

Стявро кря ПО.ТП й; 1: зСКИЙ 4 Волгоградская

Краснодарский край; 88 ит

Кабардино Республика Балкарская Дагестан; 19 Республика; 15 1 страханская область; 51

Республика ^Ингушетия; 1 | ■ 1 и

Рис. 2. Использование объектов интеллектуальной собственности по Южному федеральному округу за 2007 г, ед. [7]

тентных заявок авторами в Роспатент: в 2007г. подано 39 835 заявок, выдано 30 040 патентов [5]. Динамика выдачи патентов на изобретения за последние 8 лет в федеральных округах РФ представляет волнообразный вид, но общая тенденция роста не нарушалась, а в 2008 г. по сравнению с 2007г. во всех федеральных округах наблюдалось увеличение количества выдаваемых патентов на изобретения в целом на 20,77 % [6].

В разрезе федеральных округов по изобретательской активности на первом месте находится с большим отрывом Центральный округ, в основном за счет Московского региона — города Москвы и Московской области. Второе и третье места занимают Приволжский и Северо-Западный округа, Сибирский округ занимает четвертое место, Южный округ — 5-е место, Уральский округ — 6-е и Дальневосточный — 7-е места.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в 2008 г. с изобретательской активностью в субъектах ЮФО. Лидерами по изобретательской активности из входящих в состав округа 13 регионов за трехлетний период показали себя Ростовская область и Краснодарский край.

В табл. 2 приведены данные изобретательской активности по регионам—лидерам в ЮФО за 2008 г., и отметим, что промышленно ориентированные объек-

ты ПИС возникали в Ростовской области, а Краснодарский край лидировал по товарным знакам.

Состояние инновационной сферы региона невозможно без наличия и развития интеллектуальной собственности, которую характеризуют изобретательская деятельность и ее количественные показатели, такие как изобретательская активность и общее количество действующих патентов. По уровням изобретательской активности и патентования изобретений существуют значительные различия между субъектами Российской Федерации, такие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург и Московская область значительно опережают остальные регионы по количеству подаваемых заявок и полученных патентов. На основе проведенного анализа статистической информации выявлено, что наиболее активны изобретатели ЮФО в Ростовской области и Краснодарском крае.

Выяснение причин дифференциации предложения объектов ПИС по регионам и их качественному составу привело к уточнению категорий — объекта ПИС как товара и рынка интеллектуальной собственности. Научная деятельность является специфической отраслью экономики, развивающейся по своим законам.

Результаты интеллектуальной деятельности могут иметь самую различную форму: отчеты о научных открытиях; опытные и экспериментальные образцы новых приборов и установок; новые технологические процессы, а также новые товары высокой степени готовности и многое другое. Однако чтобы объект ПИС был востребован, предложение должно быть сформировано в форме товарного пакета, в составе которого права собственности, результаты оценки, экспертизы, маркетингового исследования, бизнес-план. Автор в силу объективных и субъективных причин, как правило, оформить объект комплектно не может.

Таблица 2

Рейтинг изобретательской активности в разрезе регионов: Ростовской области и Краснодарского края по итогам 2008 г. [6]

Объект собственности Ростовская область Краснодарский край

Число заявок, ед. Место в рейтинге РФ Место в рейтинге ЮФО Число заявок, ед. Место в рейтинге РФ Место в рейтинге ЮФО

Подано заявок всего, 1 289 - 2 1 292 - 1

В том числе:

на изобретения 725 4 1 598 11 2

полезные модели 205 9 1 181 16 2

товарные знаки 359 12 2 513 7 1

Рынок интеллектуальной собственности также является специфическим видом рынка. Особенность данного рынка заключается в том, что потребителями (покупателями) новых объектов ПИС являются, как правило, крупные и средние фирмы, заинтересованные в совершенствовании своей продукции. Процесс принятия решения о покупке достаточно сложен, поэтому перспектива успешного стихийного развития рынка интеллектуальной собственности утопична, а управление процессами взаимодействия всех участников инновационной деятельности необходимо.

Регулирование отечественного рынка промышленной интеллектуальной собственности, после модернизации в рамках административной реформы 2002 г., осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, а также результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот. Также Роспатент следит за соблюдением интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества [3].

Роспатент находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Утеряна прямая связь с ключевыми министерствами, такими как Минэкономразвития, Минфин и Минюст РФ [1]. Основная деятельность Роспатента заключается в подготовке предложений по взаимодействию с министерствами и ведомствами Российской Федерации по формированию государственной политики в данной области; международном сотрудничестве; финансовом обеспечении системы управления интеллектуальной собственностью; регистрации лицензий и договоров; аттестации патентных поверенных; координации деятельности всех структурных подразделений патентного ведомства; общих вопросов [3].

В структуру Роспатента входят:

• Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС);

• Палата по патентным спорам;

• Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС).

Однако, если проанализировать полномочия

Роспатента и уставные задачи и функции ФИПС, то

они совпадают, более того, полномочия Роспатента переданы ФИПС [1]. Основная деятельность ФИПС сведена к приему и экспертизе заявок; регистрации охранных документов; публикации официальной информации; комплектованию информационных фондов; оказанию патентно-информационных услуг и др. [3].

Оставляя за рамками исследования правовые вопросы, следует заметить, что система управления не может быть сведена только к учету и контролю. По мнению автора, слабо представлены: организация, мотивация, планирование и непосредственно регулирование, охватывающее не только патентное ведомство, но и всех субъектов — участников инновационных процессов, и особенно в регионах.

Определенные шаги по направлению к организации системы управления интеллектуальной собственностью все же были проведены. По состоянию на конец 2009 г. Роспатентом заключены соглашения с 17 региональными административными структурами, т. е. география взаимодействия Роспатента с регионами распространяется на 1/5 часть всех субъектов РФ, что недостаточно. Информация о действующих патентах находится в ограниченном доступе, так с административными структурами Ростовской области соглашений не заключалось, опорных организаций нет. Изложенное подтверждает, что государственная система управления интеллектуальной собственностью находится в процессе становления.

Мониторинг и регулирование процессов в сфере обращения промышленной интеллектуальной собственности на региональном рынке требуют использования информационных технологий и методологического обеспечения труда специалистов-экспертов по оценке происходящих процессов, подготовке адекватных аналитических материалов и проектов управленческих решений.

С этих позиций принципиальная схема вариантов взаимодействия основных потенциальных участников рынка (владелец объекта ПИС, партнер, инвестор, покупатель) организована на базе единой информационной системы взаимодействия в инновационной сфере, позволяющей реализовать заложенный в научно-технической разработке потенциал. Представлены три варианта (рис. 3), в которых все процессы протекают в информационной среде:

1) прямая продажа объекта ПИС покупателю без привлечения партнеров и инвесторов (своими силами и за счет своих средств). Покупатель становится владельцем, а процесс взаимодействия начинается заново с новым владельцем;

Объект ПИС

Рис. 3. Варианты взаимосвязей участников рынка объектов ПИС

2) продажа с привлечением к поиску покупателя и продаже объекта ПИС партнера с различными вариантами финансовых отношений владельца и партнера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) продажа с привлечением к поиску покупателя и продаже объекта ПИС партнера и инвестора (для оплаты расходов).

Потенциальным партнерам и инвесторам может быть предложено приведение объекта ПИС в товарную стадию до производства продукции, в том числе:

• заключение лицензионного соглашения, патентование, сертификация, экспертиза;

• предоставление земли, помещений, оборудования;

• реклама;

• сбыт, поставка комплектующих, материалов и сырья;

• оказание лизинговых услуг;

• получение доли прибыли, получение доли продукции, вклад в уставный капитал, консалтинг, обучение и другие виды партнерства.

По мнению автора, система управления промышленной интеллектуальной собственностью должна формироваться как специфическая подсистема системы управления регионом, состоящая из функционально взаимосвязанных блоков, обеспечивающих ее целостность, а также разработку, принятие и реализацию управленческих решений, направленных на достижение стратегических целей управления в сфере использования объектов ПИС.

Элементы системы управления уже существуют и могут быть выявлены в результате исследования состояния инфраструктуры, защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в конкретном регионе. Так, в Ростовской области — это вузы, в том числе Южный федеральный университет, научно-исследовательские организации, крупные, средние и малые предприятия, центры коммерциали-

зации и трансфера технологий, все они в большей или меньшей степени участвуют в создании и продвижении объектов ПИС на рынок инноваций.

Наряду с инфраструктурой управления интеллектуальной собственностью региона необходимо проработать вопрос о технологиях управления со стороны всех ключевых участников, заинтересованных в развитии научно-технического потенциала региона. Данные технологии должны обеспечивать:

• понятность и прозрачность процесса принятия решения для всех участников процесса;

• реализационное сопровождение и мониторинг;

• фиксировать результат проектов как с точки зрения соответствия исходным критериям отбора, так и с точки зрения эффективности;

• обеспечивать изменение процедур и нормативов принятия и реализации решения, если будет выявлена их неэффективность.

При создании эффективной системы управления интеллектуальным потенциалом становится возможным увеличивать капитализацию региона, что повышает его конкурентоспособность на мировых рынках, появляется возможность привлекать новых резидентов и необходимые ресурсы для дальнейшего развития высокотехнологического бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горкова Т. Ю. Административная реформа отечественной системы управления интеллектуальной собственности // Биржа Интеллектуальной Собственности. Т. III. № 1, 2004. С. 1-2.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая). Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Официальный сайт Роспатента. URL: http://www1.fips. ru (дата обращения: 09.09.2009).

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.

5. Россия в цифрах. 2008: Крат. стат. сб. /Росстат. M., 2008.

6. Симонов Б. П. Годовой отчет 2008 г. «Обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности». URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/ content_ru/ ru/ about/otchety/otchet_2008_g 1#1.10 (дата обращения: 09.09.2009).

7. Форма федерального государственного статистического наблюдения № 4-НТ (перечень). Официальный сайт Росстата РФ. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 02.09.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.