Научная статья на тему 'Интеграция образовательных информационных ресурсов и проблемы соблюдения авторского права'

Интеграция образовательных информационных ресурсов и проблемы соблюдения авторского права Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
187
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / COPYRIGHT / INFORMATION CULTURE / EDUCATIONAL SPACE / LIBRARY-INFORMATION RESOURCES / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гринюк Оксана Ивановна

Дается анализ отечественного и зарубежного опыта решения проблем, связанных с созданием единого информационного и образовательного пространства и интеграцией библиотечных информационных ресурсов на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of information and educational resources and problems of compliance with copyrights

The author analyzes domestic and foreign experience of the deciding problems on creating united information and educational space and integration of library and information resource on the regional level.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных информационных ресурсов и проблемы соблюдения авторского права»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 3, с. 67-68

Дискуссии =

УДК 347.77/.78 ББК 67.404.31

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

© О. И. Гринюк, 2012

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Дается анализ отечественного и зарубежного опыта решения проблем, связанных с созданием единого информационного и образовательного пространства и интеграцией библиотечных информационных ресурсов на региональном уровне.

Ключевые слова: авторское право, информационная культура, образовательное пространство, биб-лиотечно-информационные ресурсы, интеграция.

The author analyzes domestic and foreign experience of the deciding problems on creating united information and educational space and integration of library and information resource on the regional level.

Key words: copyright, information culture, educational space, library-information resources, integration.

Одно из приоритетных направлений государственной политики современной России - развитие и интеграция национальных информационных ресурсов. В число значимых задач входит объединение усилий организаций и ведомств, направленных на решение проблем информационной поддержки фундаментальной науки и образования. В связи с внедрением электронных технологий, создающих неограниченные возможности для распространения информации, остро стоит проблема соблюдения авторского права при обеспечении доступности библиотечных фондов.

Авторское право является необходимым и эффективным средством обеспечения экономических интересов. В современном публичном праве дискуссионным остается вопрос о том, должен ли закон регулировать только коммерческое использование и копирование произведений, поскольку честное использование приносит выгоду всему обществу, получение копий или иное распространение объектов авторского права в некоммерческих целях не должно рассматриваться как нелегальное.

Некоторые аспекты решения данной проблемы в пределах образовательного сектора затронуты в статье «Авторское право и образовательная политика» [1]. Статья посвящена дилемме, возникшей при использовании объектов авторского права, созданных в пределах университетов Великобритании. Автор замечает, что в связи с бурным развитием множительных технологий и недостаточной определенностью авторского права в сфере частных научных разработок и исследований оп-

ределить границы разумной защиты достаточно сложно.

В статье анализируется судебный прецедент с Университетом Нового Южного Уэльса. Суд посчитал, что Университет, создав открытый доступ к книгам в своей библиотеке и одновременно обеспечив библиотеку копировальной техникой, заведомо знал, что начнется массовое копирование, тем самым нарушил закон. Опыт зарубежных стран в данном направлении представляет для России определенный интерес, поскольку мы сталкиваемся с аналогичными трудностями.

Научное сообщество России заинтересовано в том, чтобы сделать научно-исследовательскую информацию, включая монографии и диссертации, максимально доступной широкой общественности, особенно учащейся молодежи, но с соблюдением авторских прав. Современный человек, как правило, не ищет трудных путей. Технические коммуникационные возможности позволяют выполнять задания любого уровня сложности, используя компиляцию не авторизованной информации сомнительного качества. Уровень информационной культуры является определяющим фактором корректного использования общедоступной информации для научных и образовательных целей.

Если учащимся системно не прививать информационную культуру, если не сделать научную информацию доступной, то наука захлебнется в потоке конъюнктуры и графомании. Это обуславливает необходимость развития интеграционных связей и создания единого информационного

ДИСКУССИИ

пространства, так как воспитание информационной культуры - процесс долгосрочный, требующий преемственности и скоординированной работы различных социальных институтов.

Одна из проблем в сфере образования, характерная для Северо-Западного региона, - отсутствие комплексного подхода к управлению всей сферой образования (слабая интеграция библиотечных информационных ресурсов, отсутствие единого библиотечно-информационного пространства). В условиях конкуренции вузы стремятся к лидерству, самодостаточности, что не оставляет возможностей для сотрудничества и развития интеграционных межотраслевых связей.

Между тем необходимо отметить, что большинство библиотек региона обладают ярко выраженной индивидуальностью не только вследствие специализации книжных фондов и направлений работы, но также благодаря субъективному фактору - у каждой свой почерк в обслуживании, свой фирменный стиль, например:

• Мурманская областная универсальная научная библиотека (МОУНБ) - это универсальные информационные ресурсы, доступные во всей полноте читателю, владеющему информационной культурой;

• Мурманская областная детско-юношеская библиотека (МОДЮБ) - авторские программы, уникальные мероприятия, ярко выраженная обучающая направленность;

• централизованная библиотечная система (ЦБС) - обслуживание, максимально приближенное к интересам и потребностям каждого горожанина.

Если читатель в любой точке доступа к информации сможет получить исчерпывающие сведения о возможностях системы предоставления информации в регионе, специфике каждого из вариантов библиографического поиска, он сэкономит время, что в итоге повысит авторитет библиотек в глазах пользователя, сделает услугу по предоставлению информации более качественной и менее затратной. Актуальность данной проблемы отмечена в профессиональной сфере на различном уровне, в том числе региональном.

Одна из главных функций библиотеки - предоставление доступа к информации, воспроизведенной в читаемой форме на любом носителе. Реализуя данную функцию, библиотека вступает

в правоотношения, которые регулируют различные отрасли права: конституционное, гражданское, информационное.

На сегодняшний день законодательство идет по пути защиты частных интересов, теперь авторское право можно защищать гораздо более эффективно. Но при этом из поля зрения законодателя ушли публичные интересы, связанные с доступностью информации для граждан. В настоящее время библиотеки не имеют права предоставлять своим читателям ряд услуг, ставших привычными и необходимыми за последние годы, что, безусловно, не может не сказаться на популярности библиотек у пользователей и на качестве предоставляемой услуги. Особенно болезненны такие изменения для библиотек вузов.

Государство демонстрирует понимание существующих проблем, об этом свидетельствует, например, решение о создании Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, основная функция которой заключается в комплектовании, обеспечении сохранности и использования обязательного экземпляра электронных изданий [2].

Открытый доступ к объектам авторского права в библиотеках вуза, безусловно, способствует развитию творческого потенциала и воспитанию информационной культуры студенчества. Создание экономически оправданной системы права, в которой были бы сбалансированы интересы научного сообщества, авторов, пользователей и издателей, -задача государственного масштаба.

Уровень информационной культуры определяется не только знаниями и умениями в области компьютерных технологий, но и способностью сосуществовать в информационном обществе. Для того чтобы привить информационную культуру, нужно создать единую доступную образовательную среду, скоординировать усилия различных организаций и ведомств в направлении интеграции национальных информационных ресурсов, в том числе библиотечных.

Литература

1. Uma Suthersanen. Copyright and Educational Policies: A Stakeholder Analysis// Oxford Journal of Legal Studies. - Vol. 23, N 4. - P. 585-609.

2. ФЗ от 26 марта 2008. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов"» // Собрание законодательства РФ. - № 13. - Ст. 1184.

Материал поступил в редакцию 03.04.2012 г.

Сведения об авторе: Гринюк Оксана Ивановна - соискатель кафедры библиотековедения и теории чтения

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, заведующий библиотекой филиала Российского государственного социального университета в г. Мурманске, тел. моб.:8911-308-51-06, e-mail: oxana.grinuk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.