V* V V V V V V V V
■ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
получают со- обходимость формирования ясного понима-
временные качественные знания и успешно сдают вступительные экзамены в вузы. Открыты 4 филиала для приближения университета к месту проживания сельской студенческой молодежи. Подготовку национальных кадров для поступления в университет осуществляют гимназия для одарен-
ния цели создания университетских комплексов, причем на всех уровнях образования. Это будет способствовать поддержанию заинтересованности в интеграции и инициированию ее со стороны образовательных учреждений. Данное обстоятельство, несомненно, важно для обеспечения ко- принципа демократизма и добровольности отбор наиболее способ- при формировании университетского комп-
Важным
республ
ламентировать деятельность субъектов
лекса. Кроме того, создание университетского комплекса должно подчиняться принципу целесообразности и объективной не-
университетского комплексов рассматри- обходимости его в данном регионе. После-
ваемого типа, может являться и является дняя обосновывается показателями и по-
в ряде университетских комплексов Поло- требностью социально-экономического и
жение о структурном подразделении. В этом документе определяются статус и функции структурного подразделения, порядок его взаимодействия с университетом. Так, в Кабардино-Балкарском университете документом, определяющим перераспределение полномочий и делегирова-
духовного развития, служащими ориентирами развития образования региона. Поэтому разработка обоснованной программы социально-экономического развития региона составляет важное условие развития у ни вере итетс кого комплекса.
В целом анализ деятельности сложив-
ние ответственности в университетском шихся университетских комплексов показывает, что их деятельность решает многие проблемы в области образования: вы-
также
вовой статус колледжей в составе университета, является Положение о колледже КБ! У. Таким образом, во многих сложившихся университетских комплексах уже отработан механизм формирования право-
равнивает доступ выпускников школ из различных регионов, из сельской и городской местности к получению образования в учебные заведения высшего и среднего
вой базы путем совместной разработки профессионального звена; сокращает раз-
университетом и входящими в него структурами согласованных нормативно-право-вых актов.
рыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями вступительных испытаний в вузах и ССУЗах; усиливает взаи-
По мнению экспертов в области выс- модействие учебных заведений общего и
шего образования, при формировании у ни-верситетскич комплексов кроме правовых возникает ряд других проблем различного характера. Среди них можно выделить не-
профессионального образования между собой как по вертикали, так и по горизонтали; обеспечивает интеграцию вузов с научными учреждениями.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
СЕЛЬСКИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
В.А. Круглов, мл. научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИ регионо.югии при МГУ им. Н.П. Огарева
В целях решения основных задач раз- разования на селе как социального инсти-
вития образования на селе в Мордовии раз- тута, дающего базовое общее среднее обработана и действует Программа «Разви- разование более одной трети учащихся рес-
тие образования на селе на 2000 - 2005 публики, осуществляющего допрофессио-
годы». В ней определены меры по обеспе- нальную сельскохозяйственну ю
чению устойчивого развития системы об- ку кадров для
агросферы
Круглов.
фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития сельского сектора экономики.
Сельская школа нуждается сегодня в особом внимании и государственной поддержке.
Предусматриваются полное обеспечение сельских жителей региона общеобразовательными услугами, отвечающими новым социально-экономическим, политическим и культурным условиям, с учетом экономических, национальных, социальных и других особенностей региона: превращение сельских школ республики в образовательные, социокультурные центры; оптимизация структуры и сети сельских образовательных учреждений; интеграция сельских школ с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе(учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т.п.), что позволит рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр.
Разработана система мер по созданию форм разноуровневой и многопрофильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для сельских образовательных учреждений в целях формирования нового поколения кадров на селе, отвечающих современным требованиям и потребностям, в том числе по осуществлению целевой подготовки педагогических кадров для сельской малочисленной, малокомплектной школы.
Сложным фактором, определяющим перспективу сельской школы, являются демографические процессы. Демографические изменения на селе ведчт к даль-нейшему снижению наполняемости сельских общеобразовательных учреждений. В этих условиях образовательная сеть на селе не может оставаться неизменной (см.: Гурьянова М. Школа российской глубинки: как выжить? // Нар. образование.
2000. № 3. С. 8).
Для удовлетворения в полной мере потребностей населения республики в образовательных услугах, возрождения аграрной сферы в качестве одной из основных стратегических целей регионального развития необходимо не только сохранить
сельскую школу как фактор стабильности и центр духовной культуры, но и обеспечить координацию и интеграцию усилий всех заинтересованных ведомств в создании различных моделей всех типов сельских образовательных учреждений.
Выбор моделей зависит от возможностей как самой сельской школы (состояние материально-технической базы, кадровое обеспечение, количество учащихся, уровень организации учебно-воспитатель-ного процесса), так и от типа населенного пункта, уровня развития социальной инфраструктуры, географического положения села.
Наиболее приемлемыми моделями для всех типов сельских образовательных учреждений Республики Мордовия являются следующие: школа - детский сад; школа - библиотека - детский сад: социальнообразовательный комплекс (школа, при которой открываются кружки районного Дома творчества юных, районного Дома культуры, объединения учащихся, педагогов, взрослого населения): сельская гимназия, сельский лицей; школа со спортивным уклоном; школа с эстетическим уклоном: школа экологической направленности; агрошкола, ее разновидность - фермерская школа; школа - ПУ; школа, имеющая филиал профессионального училища; школа, имеющая в своем составе дошкольную разновозрастную группу со стату сом группы продленного дня или группу кратковременного пребывания детей; школа, укомплектованная классами при их вертик&пьном объединении для организации изучения отдельных предметов, кроме ру сского языка и литературы, математики, физики, химии (за редким исключением включая и эти предметы); кустовая школа; кустовая школа с филиалом в близлежащих населенных пунктах (начальные, основные школы).
Реализация мер по интеграции образования объективно выдвигает потребность в изменении системы подготовки педагогов и учителей. Необходимы разработка моделей многоуровневых планов и профессионально-образовательных программ подготовки учителей - многопредметников. учителей-предметников. работающих в разновозрастном классном коллективе, переход на контрактно-целевую основу подготовки педагогических работников
ЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
для сельских школ, создание соответствующего нормативно-правового механизма его осуществления исходя из особенностей региона.
ских школ стало осчществлятьсч из ч\нн-
-
ципальных бюджетов. Состояние работы и качество образования в сельской школе стало более зависимым от региональных
Интегративные процессы в образова- факторов, в частности от экономических
нии на селе требуют нормативно-правово- возможностей региона, в котором она фун-
го обеспечения: разработки правовых по- кционирхет (регион-донор или регион дота-
ложений, определяющих новую номенкла- ционный); от политической вали и профес-
туру сельских школ, в том числе интегрированных образовательных учреждений на селе (школа - детский сад - библиотека и др.). подготовки научно-методических материалов по управлению развитием сельской национальной малочисленной школы, нормативных документов, регламентирую-щих взаимоотношения сельских образова-
тельных учреждении с родителями, сельхозпредприятиями, вузами, научными учреждениями
В процессах модернизации общества в современных условиях возрастает роль сельской школы как ведущего фактора социальной стабильности, развития сельского социума. В образовательном пространстве России сельская школа занимает значительное место. г)то 70,4 % от всех общеобразовательных школ страны, в которых обучается 28,8 % от числа всех учащихся, работает 41,0 % всех педагогов (см.: Гурьянова М. Указ. соч. С 5), В Республике Мордовия из 768 учреждений общего образования расположены в сельской местности 647 (84,0 %), из них начального образования - 157 (24,6), основного - 190 телю-предметнику предстоит работать в
сиональнои компетентности руководителя субъекта федерации в сфере образовательной политики; от экономического положения сельхозпредприятия, расположенногона территории местной администрации; от состояния социальной сферы. И только в последнюю очередь - от > ровня государственной поддержки и помощи органов управления образованием. Находясь в ситуации зависимого развития, сельская школа существенно дифференцирована как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровне. Неравные у словия жизни, деятельности и развития становятся приметой времени. Следствием этого являются неравный доступ сельских детей к образованию, неравные стартовые условия для их развития (там же. С. 7).
Во многих школах происходит отток учительских кадров, отдельные предметы вообще не ведутся. Или присутствует дру-
гая крайность: учителя ведут несколько предметов вне зависимости от базового образования.
В недалеком будущем сельскому учи-
(2^,4), среднего (полного) - 300 (46,0 %).
В общеобразовательных учреждениях на селе обучается более 40 % учащихся.
V т
работает (>0 % учителей.
Состояние сельской общеобразовательной сети республики характеризуется такими особенностями. как малочисленность п малокомплектность; неполная обеспеченность педагогическими кадрами ряда сельских районов (Ардатовский, Темниковский. Ромодановский. Кадошкинский): снижение
разновозрастном классе, обучая, например, математике учащихся IX - XI классов.
Одним из направлений модернизации образования на селе является развитие различных форм дистанционного обучения молодежи, открытие филиалов учреждений высшего, среднего профессионального образования в райцентрах. Все это, безусловно, потребует средств, но др> того пути подготовить новые кадры, способные работать в условиях восстановления разрушенной
наполняемости и численности сельских агросферы, не существует. Интеграция
школ под воздействием демографических сельско процессов. средней
Рыночные реформы внесли кардинадь- ведения
общеобразовательной школі профессионального учебного - перспективная форма разви
ные изменения в деятельность сельской образования на селе и в малых поселках
школы. Изменился и ее статус: она превратилась в м> ннципальную школу. Финансирование подавляющего большинства сель-
процессы будут способство-
о системы трудовой школьников, которая
обеспечивает получение ими определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений, формирование у них «сельскохозяйственной грамотности», те. вооружение каждого ученика тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит ему грамотно хозяйствовать на земле. Выпускник сельской школы должен быть биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем в масштабах личного подсобного хозяйства, у него должно быть сформировано отношение к земле как к важнейшему достоянию человечества и к крестьянскому труду как к наиболее почет-
ному и необходимому занятию человека с древнейших времен.
Школа - это совоку пность различных видов педагогической деятельности об\-
♦
чения. воспитания, трудовой подготовки, дополнительного образования, социальной работы с детьми и семьями. - каждый из которых социально значим и требует своего кадрового обеспечения. Развитие сельского школьника сегодня всецело зависит от обеспеченности школ кадрами: учнте-лями-предметниками. мастерами производственного обучения, социальными педагогами, психологами, старшими вожатыми, педагогами дополнительного образования.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС В РАЗВИТИИ СОЦИУМА РЕГИОНА И ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ
И.М. Фадеева, докторант кафедры социологии МГУ им. Н.П. Ога/ гва
В эпоху информатизации и высоких технологий человечество должно стремиться к достижению гармонии существу ющих противоречий самого разного характера: глобального и национально-регионального, биологического и социального, природного и техногенного, цивилизационного и культурнотворческого, материального и духовного. На этом фоне высвечивается особая миссия образования, направленная на поддержание социальной стабильности и прогресса, развитие культурного и кадровоа> потенциала посредством гармонизации отношений в макро-, мезо- и микросоциуме (В.И. Загвя-зинский). Ведущую роль в данном процессе играет региональная высшая школа.
Региональные вузы выступают важнейшими научно-образовательными и культурными центрами, где создаются символические проду кты, все более и более влияющие на производство, культуру, науку региона и страны в целом. Изменение уровня и качества подготовки специалистов, появление новых специальностей в вузах оказывают влияние как на экономические показатели, так и на социокультурную ситуацию в стране, от которых зависят уровень культуры и благосостояния граждан, с ос гоя н не межэтнических отношений. Одна-
ко реальная практика пока еще не так благополучна, она отражает целый ряд противоречий и несоответствий. Например, существует серьезный дисбаланс между вузовской подготовкой специалистов и требованиями развивающегося рынка. Отмечаются диспропорции и в развитии региональных образовательных систем, степени влияния региональной высшей школы на производственный сектор экономики региона, этнокульту рные процессы и др.
Данные противоречия могут су шествовать и даже усугубляться в св*;и . тем. что государственные университеты и другие образовательные учреждения в настоящее время не являются единственными источниками знаний, их конкурентами все более становятся средства массовой информации, консалтинговые фирмы, корпоративные и частные образовательные структуры. Предполагается, что масштабы преобразований, требу ющнеся вузам, и в частности у ниверситетам, дзя у спешной конкуренции, могут превысить их способность к адаптации. Это значит, что вузы, у крепляя собственные позиции, не должны делать все сами, а стремиться находить способы взаимодействия с самыми разными учреждениями и структурами, т. е. ре-
© ИМ Фадеева, 2001