Научная статья на тему 'Интеграция образования: сельский образовательный комплекс'

Интеграция образования: сельский образовательный комплекс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования: сельский образовательный комплекс»

V* V V V V V V V V

■ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

получают со- обходимость формирования ясного понима-

временные качественные знания и успешно сдают вступительные экзамены в вузы. Открыты 4 филиала для приближения университета к месту проживания сельской студенческой молодежи. Подготовку национальных кадров для поступления в университет осуществляют гимназия для одарен-

ния цели создания университетских комплексов, причем на всех уровнях образования. Это будет способствовать поддержанию заинтересованности в интеграции и инициированию ее со стороны образовательных учреждений. Данное обстоятельство, несомненно, важно для обеспечения ко- принципа демократизма и добровольности отбор наиболее способ- при формировании университетского комп-

Важным

республ

ламентировать деятельность субъектов

лекса. Кроме того, создание университетского комплекса должно подчиняться принципу целесообразности и объективной не-

университетского комплексов рассматри- обходимости его в данном регионе. После-

ваемого типа, может являться и является дняя обосновывается показателями и по-

в ряде университетских комплексов Поло- требностью социально-экономического и

жение о структурном подразделении. В этом документе определяются статус и функции структурного подразделения, порядок его взаимодействия с университетом. Так, в Кабардино-Балкарском университете документом, определяющим перераспределение полномочий и делегирова-

духовного развития, служащими ориентирами развития образования региона. Поэтому разработка обоснованной программы социально-экономического развития региона составляет важное условие развития у ни вере итетс кого комплекса.

В целом анализ деятельности сложив-

ние ответственности в университетском шихся университетских комплексов показывает, что их деятельность решает многие проблемы в области образования: вы-

также

вовой статус колледжей в составе университета, является Положение о колледже КБ! У. Таким образом, во многих сложившихся университетских комплексах уже отработан механизм формирования право-

равнивает доступ выпускников школ из различных регионов, из сельской и городской местности к получению образования в учебные заведения высшего и среднего

вой базы путем совместной разработки профессионального звена; сокращает раз-

университетом и входящими в него структурами согласованных нормативно-право-вых актов.

рыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями вступительных испытаний в вузах и ССУЗах; усиливает взаи-

По мнению экспертов в области выс- модействие учебных заведений общего и

шего образования, при формировании у ни-верситетскич комплексов кроме правовых возникает ряд других проблем различного характера. Среди них можно выделить не-

профессионального образования между собой как по вертикали, так и по горизонтали; обеспечивает интеграцию вузов с научными учреждениями.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

СЕЛЬСКИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

В.А. Круглов, мл. научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИ регионо.югии при МГУ им. Н.П. Огарева

В целях решения основных задач раз- разования на селе как социального инсти-

вития образования на селе в Мордовии раз- тута, дающего базовое общее среднее обработана и действует Программа «Разви- разование более одной трети учащихся рес-

тие образования на селе на 2000 - 2005 публики, осуществляющего допрофессио-

годы». В ней определены меры по обеспе- нальную сельскохозяйственну ю

чению устойчивого развития системы об- ку кадров для

агросферы

Круглов.

фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития сельского сектора экономики.

Сельская школа нуждается сегодня в особом внимании и государственной поддержке.

Предусматриваются полное обеспечение сельских жителей региона общеобразовательными услугами, отвечающими новым социально-экономическим, политическим и культурным условиям, с учетом экономических, национальных, социальных и других особенностей региона: превращение сельских школ республики в образовательные, социокультурные центры; оптимизация структуры и сети сельских образовательных учреждений; интеграция сельских школ с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе(учреждения культуры, спорта, здравоохранения и т.п.), что позволит рационально использовать имеющиеся кадры, финансовые и материальные ресурсы для превращения школы на селе в единый социокультурный центр.

Разработана система мер по созданию форм разноуровневой и многопрофильной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для сельских образовательных учреждений в целях формирования нового поколения кадров на селе, отвечающих современным требованиям и потребностям, в том числе по осуществлению целевой подготовки педагогических кадров для сельской малочисленной, малокомплектной школы.

Сложным фактором, определяющим перспективу сельской школы, являются демографические процессы. Демографические изменения на селе ведчт к даль-нейшему снижению наполняемости сельских общеобразовательных учреждений. В этих условиях образовательная сеть на селе не может оставаться неизменной (см.: Гурьянова М. Школа российской глубинки: как выжить? // Нар. образование.

2000. № 3. С. 8).

Для удовлетворения в полной мере потребностей населения республики в образовательных услугах, возрождения аграрной сферы в качестве одной из основных стратегических целей регионального развития необходимо не только сохранить

сельскую школу как фактор стабильности и центр духовной культуры, но и обеспечить координацию и интеграцию усилий всех заинтересованных ведомств в создании различных моделей всех типов сельских образовательных учреждений.

Выбор моделей зависит от возможностей как самой сельской школы (состояние материально-технической базы, кадровое обеспечение, количество учащихся, уровень организации учебно-воспитатель-ного процесса), так и от типа населенного пункта, уровня развития социальной инфраструктуры, географического положения села.

Наиболее приемлемыми моделями для всех типов сельских образовательных учреждений Республики Мордовия являются следующие: школа - детский сад; школа - библиотека - детский сад: социальнообразовательный комплекс (школа, при которой открываются кружки районного Дома творчества юных, районного Дома культуры, объединения учащихся, педагогов, взрослого населения): сельская гимназия, сельский лицей; школа со спортивным уклоном; школа с эстетическим уклоном: школа экологической направленности; агрошкола, ее разновидность - фермерская школа; школа - ПУ; школа, имеющая филиал профессионального училища; школа, имеющая в своем составе дошкольную разновозрастную группу со стату сом группы продленного дня или группу кратковременного пребывания детей; школа, укомплектованная классами при их вертик&пьном объединении для организации изучения отдельных предметов, кроме ру сского языка и литературы, математики, физики, химии (за редким исключением включая и эти предметы); кустовая школа; кустовая школа с филиалом в близлежащих населенных пунктах (начальные, основные школы).

Реализация мер по интеграции образования объективно выдвигает потребность в изменении системы подготовки педагогов и учителей. Необходимы разработка моделей многоуровневых планов и профессионально-образовательных программ подготовки учителей - многопредметников. учителей-предметников. работающих в разновозрастном классном коллективе, переход на контрактно-целевую основу подготовки педагогических работников

ЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

для сельских школ, создание соответствующего нормативно-правового механизма его осуществления исходя из особенностей региона.

ских школ стало осчществлятьсч из ч\нн-

-

ципальных бюджетов. Состояние работы и качество образования в сельской школе стало более зависимым от региональных

Интегративные процессы в образова- факторов, в частности от экономических

нии на селе требуют нормативно-правово- возможностей региона, в котором она фун-

го обеспечения: разработки правовых по- кционирхет (регион-донор или регион дота-

ложений, определяющих новую номенкла- ционный); от политической вали и профес-

туру сельских школ, в том числе интегрированных образовательных учреждений на селе (школа - детский сад - библиотека и др.). подготовки научно-методических материалов по управлению развитием сельской национальной малочисленной школы, нормативных документов, регламентирую-щих взаимоотношения сельских образова-

тельных учреждении с родителями, сельхозпредприятиями, вузами, научными учреждениями

В процессах модернизации общества в современных условиях возрастает роль сельской школы как ведущего фактора социальной стабильности, развития сельского социума. В образовательном пространстве России сельская школа занимает значительное место. г)то 70,4 % от всех общеобразовательных школ страны, в которых обучается 28,8 % от числа всех учащихся, работает 41,0 % всех педагогов (см.: Гурьянова М. Указ. соч. С 5), В Республике Мордовия из 768 учреждений общего образования расположены в сельской местности 647 (84,0 %), из них начального образования - 157 (24,6), основного - 190 телю-предметнику предстоит работать в

сиональнои компетентности руководителя субъекта федерации в сфере образовательной политики; от экономического положения сельхозпредприятия, расположенногона территории местной администрации; от состояния социальной сферы. И только в последнюю очередь - от > ровня государственной поддержки и помощи органов управления образованием. Находясь в ситуации зависимого развития, сельская школа существенно дифференцирована как на межрегиональном, так и на внутрирегиональном уровне. Неравные у словия жизни, деятельности и развития становятся приметой времени. Следствием этого являются неравный доступ сельских детей к образованию, неравные стартовые условия для их развития (там же. С. 7).

Во многих школах происходит отток учительских кадров, отдельные предметы вообще не ведутся. Или присутствует дру-

гая крайность: учителя ведут несколько предметов вне зависимости от базового образования.

В недалеком будущем сельскому учи-

(2^,4), среднего (полного) - 300 (46,0 %).

В общеобразовательных учреждениях на селе обучается более 40 % учащихся.

V т

работает (>0 % учителей.

Состояние сельской общеобразовательной сети республики характеризуется такими особенностями. как малочисленность п малокомплектность; неполная обеспеченность педагогическими кадрами ряда сельских районов (Ардатовский, Темниковский. Ромодановский. Кадошкинский): снижение

разновозрастном классе, обучая, например, математике учащихся IX - XI классов.

Одним из направлений модернизации образования на селе является развитие различных форм дистанционного обучения молодежи, открытие филиалов учреждений высшего, среднего профессионального образования в райцентрах. Все это, безусловно, потребует средств, но др> того пути подготовить новые кадры, способные работать в условиях восстановления разрушенной

наполняемости и численности сельских агросферы, не существует. Интеграция

школ под воздействием демографических сельско процессов. средней

Рыночные реформы внесли кардинадь- ведения

общеобразовательной школі профессионального учебного - перспективная форма разви

ные изменения в деятельность сельской образования на селе и в малых поселках

школы. Изменился и ее статус: она превратилась в м> ннципальную школу. Финансирование подавляющего большинства сель-

процессы будут способство-

о системы трудовой школьников, которая

обеспечивает получение ими определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений, формирование у них «сельскохозяйственной грамотности», те. вооружение каждого ученика тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит ему грамотно хозяйствовать на земле. Выпускник сельской школы должен быть биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем в масштабах личного подсобного хозяйства, у него должно быть сформировано отношение к земле как к важнейшему достоянию человечества и к крестьянскому труду как к наиболее почет-

ному и необходимому занятию человека с древнейших времен.

Школа - это совоку пность различных видов педагогической деятельности об\-

чения. воспитания, трудовой подготовки, дополнительного образования, социальной работы с детьми и семьями. - каждый из которых социально значим и требует своего кадрового обеспечения. Развитие сельского школьника сегодня всецело зависит от обеспеченности школ кадрами: учнте-лями-предметниками. мастерами производственного обучения, социальными педагогами, психологами, старшими вожатыми, педагогами дополнительного образования.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС В РАЗВИТИИ СОЦИУМА РЕГИОНА И ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

И.М. Фадеева, докторант кафедры социологии МГУ им. Н.П. Ога/ гва

В эпоху информатизации и высоких технологий человечество должно стремиться к достижению гармонии существу ющих противоречий самого разного характера: глобального и национально-регионального, биологического и социального, природного и техногенного, цивилизационного и культурнотворческого, материального и духовного. На этом фоне высвечивается особая миссия образования, направленная на поддержание социальной стабильности и прогресса, развитие культурного и кадровоа> потенциала посредством гармонизации отношений в макро-, мезо- и микросоциуме (В.И. Загвя-зинский). Ведущую роль в данном процессе играет региональная высшая школа.

Региональные вузы выступают важнейшими научно-образовательными и культурными центрами, где создаются символические проду кты, все более и более влияющие на производство, культуру, науку региона и страны в целом. Изменение уровня и качества подготовки специалистов, появление новых специальностей в вузах оказывают влияние как на экономические показатели, так и на социокультурную ситуацию в стране, от которых зависят уровень культуры и благосостояния граждан, с ос гоя н не межэтнических отношений. Одна-

ко реальная практика пока еще не так благополучна, она отражает целый ряд противоречий и несоответствий. Например, существует серьезный дисбаланс между вузовской подготовкой специалистов и требованиями развивающегося рынка. Отмечаются диспропорции и в развитии региональных образовательных систем, степени влияния региональной высшей школы на производственный сектор экономики региона, этнокульту рные процессы и др.

Данные противоречия могут су шествовать и даже усугубляться в св*;и . тем. что государственные университеты и другие образовательные учреждения в настоящее время не являются единственными источниками знаний, их конкурентами все более становятся средства массовой информации, консалтинговые фирмы, корпоративные и частные образовательные структуры. Предполагается, что масштабы преобразований, требу ющнеся вузам, и в частности у ниверситетам, дзя у спешной конкуренции, могут превысить их способность к адаптации. Это значит, что вузы, у крепляя собственные позиции, не должны делать все сами, а стремиться находить способы взаимодействия с самыми разными учреждениями и структурами, т. е. ре-

© ИМ Фадеева, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.