Научная статья на тему 'Интеграция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему электронного правительства'

Интеграция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
576
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТА (СИР) / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (СМЭВ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носко Б.П., Черныш Ю.Ю.

В статье показан накопленный опыт по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Ростовской области, где многие решения переведены в ранг типовых и широко внедряются в жизнь. Авторы отмечают, что при создании сети МФЦ региона актуальной задачей является эффективное использование созданной инфраструктуры, особенно во взаимосвязи с активно развивающимися электронными сервисами оказания услуг населению и бизнес сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носко Б.П., Черныш Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в систему электронного правительства»

УДК 336

ИНТЕГРАЦИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМУ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Б. П. НОСКО, кандидат экономических наук, начальник управления инноваций в органах власти Е-mail: bnosko@inbox. ru

Ю. Ю. ЧЕРНЫШ, заместитель начальника управления инноваций в органах власти, начальник отдела государственных услуг Е-mail: chernish03@gmail. com Правительство Ростовской области

В статье показан накопленный опыт по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в Ростовской области, где многие решения переведены в ранг типовых и широко внедряются в жизнь. Авторы отмечают, что при создании сети МФЦ региона актуальной задачей является эффективное использование созданной инфраструктуры, особенно во взаимосвязи с активно развивающимися электронными сервисами оказания услуг населению и бизнес-сообществу.

Ключевые слова: многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, электронное правительство, система исполнения регламента (СИР), система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Федеральным законом от 27.07.2010 N° 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) комплексно урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением данных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных

фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления [3]. Основная задача данного документа - формирование качественно новой системы взаимодействия граждан и государства в процессе предоставления услуг населению.

Антикоррупционные механизмы могут быть созданы и эффективно работать только посредством исключения или минимизации контакта человека с государственными и муниципальными служащими в процессе получения услуг.

Многофункциональные центры (МФЦ) представляют собой физический интерфейс взаимодействия государства и граждан. Создание и деятельность многофункциональных центров должны обеспечивать:

1) упрощение процедур, сокращение сроков и повышение комфортности оказания заявителям государственных и муниципальных услуг;

2) повышение информированности заявителей о порядке, способах и условиях оказания государственных и муниципальных услуг;

3) прием, регистрацию и выдачу документов заявителям путем применения системы «одного окна»;

4) оптимизацию процедур получения заявителями государственных и муниципальных услуг;

5) противодействие коррупции, ликвидацию посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В Ростовской области в 2007-2010 гг. накоплен опыт создания отдельных многофункциональных центров, ориентированных на крупный мегаполис, городской округ, муниципальный район. Отработаны различные схемы организации внутри- и межведомственного взаимодействия и документооборота.

В настоящее время МФЦ работают в 31 из 55 муниципальных образований Ростовской области. До конца 2012 г. МФЦ будут созданы в оставшихся 24 муниципальных образованиях области.

Для обучения и стажировки работников в региональной Академии государственной службы в 2010 г. создан учебный МФЦ.

За основу построения сети МФЦ в Ростовской области принята европейская модель. Создавать разветвленную сеть необходимо не только на территории области в целом, но и отдельно взятого муниципального образования.

По сетевому принципу работают городские и районные МФЦ. Так, в Ростове-на-Дону создано муниципальное учреждение с центральным офисом и филиалами в районах города.

Например, в Сальском районе, помимо центрального офиса в г. Сальске, работают еще 10 центров доступа, в октябрьском районе центры доступа имеются в 11 поселениях.

Таким образом, конфигурация единой сети МФЦ Ростовской области представляет собой центральный сервер МФЦ области, центральные офисы МФЦ и центры доступа к услугам МФЦ (рис. 1).

Многофункциональные центры должны быть максимально приближены к потребителям услуг.

Опрос 1 000 респондентов - получателей государственных и муниципальных услуг, проведенный региональной Академией государственной службы в начале 2010 г. на территории области в городах Ростове-на-Дону, Шахты, Батайске, Новочеркасске, Азове, Сальске, Таганроге, показал следующие результаты:

• 90 % от общего числа опрошенных получили всю необходимую помощь при оформлении документов;

• 94 % получателей услуг отмечают доброжелательное отношение персонала МФЦ. особое внимание при построении сети МФЦ

в Ростовской области уделяется созданию единого информационного пространства, которое позволяет обеспечить принципиально новую возможность получения физическими и юридическими лицами комплекса услуг в любом МФЦ на территории области, независимо от места регистрации заявителя.

Это особенно актуально для тех поселений, которые географически ближе расположены к центральным офисам МФЦ других городских округов и муниципальных районов. Это удобно и для тех, кто работает далеко от дома и сможет воспользоваться услугами МФЦ по месту работы.

До конца 2012 г. пилотный проект по реализации принципа экстерриториальности будет запущен на базе МФЦ в г. Шахты и на базе МФЦ Октябрьского района Ростовской области.

Единое программное обеспечение сети МФЦ Ростовской области, разработанное региональной Академией государственной службы по заказу Администрации Ростовской области, вошло в число 10 лучших 1Т-проектов для госсектора по итогам конкурса, проведенного Минкомсвязи России.

В целях эффективного управления всей сетью МФЦ в Ростовской области разработана управленческая надстройка, которая позволяет анализировать работу каждого МФЦ в отдельности и в целом всей сети. В реальном масштабе времени с рабочего места можно проводить мониторинг работы как

Рис. 1. Конфигурация единой сети МФЦ Ростовской области

отдельно взятого МФЦ, так и в целом всей сети МФЦ Ростовской области:

- за любой период с разбивкой по месяцам по количеству консультаций, принятых заявителей, предоставленных услуг и отказов;

- за любой период с разбивкой по группам услуг по количеству консультаций, принятых заявителей, предоставленных услуг и отказов;

- сравнительный анализ времени ожидания в очереди на консультации и на прием документов;

- сравнительный анализ реально оказанных консультаций и реально принятых документов от заявителей в расчете на одного специалиста мФЦ;

- анализ количества услуг, предоставленных конкретным мФЦ жителям других муниципальных образований на территории Ростовской области.

Единый портал всей сети многофункциональных центров Ростовской области доступен по адресу: www.mfc61.ru [1].

В сети МФЦ Ростовской области активно используются технологии мобильного правительства. Каждый раз при возникновении изменений в личном деле заявителю отправляется соответствующее SMS-сообщение. Используется рассылка двух видов: автоматическая и ручная. Автоматическая рассылка - оповещает о приостановке дела и о его возобновлении, о готовности результата и о мотивированном отказе от предоставления услуги. Ручной рассылкой отправляются новости МФЦ, график работы мФЦ и иная полезная информация, причем только при получении от заявителя согласия на соответствующее уведомление.

В Ростовской области принят первый в России региональный закон от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

Областной закон закрепляет основополагающие направления деятельности сети многофункциональных центров Ростовской области, в частности:

1) организация помещения МФЦ и обеспечение стандарта комфортности при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

2) обеспечение доступности услуг МФЦ жителям населенных пунктов, удаленных от административных центров муниципальных образований Ростовской области;

3) определение оптимальной структуры МФЦ, необходимой для эффективного взаимодействия с

заявителем, а также сокращение сроков предоставления услуг;

4) реализация на территории Ростовской области принципа экстерриториальности, получение услуг независимо от регистрации заявителя по месту жительства, места регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также места расположения объектов недвижимости;

5) обеспечения узнаваемости МФЦ путем утверждения единого фирменного стиля.

В развитие областного закона постановлением Правительства Ростовской области от 09.08.2011 № 504 принята трехлетняя целевая программа по созданию сети МФЦ в Ростовской области до 2013 г.

Предусмотрены субсидии муниципальным образованиям:

- в 2011 г. администрациям 20 муниципальных образований - субсидии в объеме 79,7 млн руб.;

- в 2012 г. администрациям 24 муниципальных образований - субсидии в объеме 91,7 млн руб.

Дополнительно Ростовская область оказывает централизованную поддержку муниципалитетам на закупку единого программного обеспечения для всей сети МФЦ, методическую поддержку и подготовку кадров. На эти цели в 2011-2012 гг. будет выделено в общей сложности 56 млн руб.

Индикаторами целевой программы являются:

- уменьшение среднего числа обращений граждан и организаций за получением одной услуги - до двух обращений;

- повышение удовлетворенности заявителей качеством предоставления услуг до 60 % от числа опрошенных заявителей;

- создание до конца 2012 г. МФЦ во всех муниципальных образованиях Ростовской области;

- регламентация 100 % всех государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ;

- размещение 100 % информации об услугах Ростовской области в Реестре и на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг.

Существенную финансовую поддержку в вопросах создания сети МФЦ Ростовская область получает от Минэкономразвития России. Общий объем субсидии в период 2007-2011 гг. превысил 90 млн. руб.

нерешенным остается вопрос финансового обеспечения деятельности МФЦ по исполнению функций федеральных органов исполнительной власти в части организации предоставления услуг на базе региональных МФЦ.

Одним из основных вопросов при формировании сети МФЦ выступает организация межведомственного взаимодействия в процессе предоставления услуг.

Ростовская область выстраивает систему электронного межведомственного взаимодействия. Создана комиссия Правительства Ростовской области по межведомственному взаимодействию, утвержден план мероприятий по организации межведомственного взаимодействия. Заключено соглашение с Минкомсвязи России о взаимодействии при обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Принято постановление Администрации Ростовской области от 21.07.2011 № 465 «О региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ростовской области». Заключено соглашение о сотрудничестве между Администрацией Ростовской области и ОАО «Ростелеком» в целях взаимодействия при формировании инфраструктуры электронного правительства и переводе в электронный вид областных и муниципальных услуг.

В Ростовской области функционируют региональные государственные информационные системы «Реестр государственных и муниципальных услуг Ростовской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области». На портале размещены описания более 2 тыс. услуг: из них 124 - федеральных, 360 - государственных, около 2 тыс. - муниципальных.

Комплексный анализ законодательства Ростовской области показывает, что в межведомственном и межуровневом взаимодействии при предоставлении 360 услуг органов исполнительной власти Ростовской области принимают участие:

- 28 территориальных федеральных органов исполнительной власти;

- 26 органов исполнительной власти Ростовской области;

- 55 органов местного самоуправления.

Требуется организовать взаимодействие:

- с федеральными органами по 93 документам -117 услуг;

- с областными органами между собой по 24 документам - 49 услуг;

- с органами местного самоуправления по 48 документам - 48 услуг.

В Ростовской области сформирована карта межведомственного и межуровневого взаимодействия

по областным услугам, из которой понятно: кто, с кем, по каким документам в рамках предоставления каких областных услуг взаимодействует.

Правительством Ростовской области заключены 23 соглашения и подписаны 33 порядка предоставления государственных услуг, регламентирующие межведомственное взаимодействие между Правительством Ростовской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Особенностью заключенных соглашений и порядков является то, что ими могут воспользоваться в равной степени Правительство Ростовской области, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и МФЦ Ростовской области.

Функционирует система межведомственного электронного взаимодействия и система исполнения регламентов. Обеспечена возможность подключения ведомственных информационных систем к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия.

В целом формируемая в настоящее время в России система предоставления государственных и муниципальных услуг построена на трехзвенном механизме, позволяющем заявителю получить услугу:

• через региональный портал услуг;

• через МФЦ;

• обратившись напрямую в орган власти (рис. 2).

Рассмотрим детально в первом варианте механизм взаимодействия ее элементов в процессе предоставления услуг гражданам и организациям.

В случае обращения заявителя за услугой через региональный портал услуг орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), ответственный за предоставление услуги, с помощью системы исполнения регламента (СИР) принимает информацию по услуге и формирует пакет документов к исполнению.

В случае отсутствия среди поданных заявителем документов, которые являются предметом межведомственного электронного взаимодействия, орган власти, ответственный за ее предоставление, самостоятельно через СМЭВ формирует запрос на орган, выдающий недостающий документ. Орган власти, выдающий недостающий документ, обязан в течение 5 дней выдать его, если не установлены другие сроки отраслевым законодательством.

Такой же порядок сбора недостающих документов применяется при обращении заявителя в МФЦ

Рис. 2. Система предоставления государственных и муниципальных услуг. Вариант I

или напрямую в орган власти, предоставляющий услугу.

Рассмотрим некоторые особенности в деятельности органа власти при доукомплектовании пакета документов посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Во-первых, организация приема и обработки документов с портала услуг с помощью СиР, а также направление запросов в органы власти и прием ответов потребуют дополнительных трудозатрат и приведут к увеличению штатной численности в органах власти. Для выполнения данных работ в каждом органе власти потребуется определение от-

Гражлан&и щмшипищщ

X

смзв

фигржинш л рсгиЬкклына (игиш чжцлмпмтп элнпфипп» »»пчсд^вгтад»

Органы честного самоупраалетия

Областные органы 1 [спад 1 ¡1 гпу ы юп пл асл I

Рис. 3. Система предоставления государственных и муниципальных услуг

Вариант II

ветственного или даже создание отдельного структурного подразделения - сектора по взаимодействию со СМЭВ.

Во-вторых, каждый орган власти при организации межведомственного электронного взаимодействия вынужден под каждую услугу дорабатывать свои отраслевые информационные системы, разрабатывать электронные сервисы или настраивать СиР, привлекая специализированные организации, что приводит к существенным дополнительным финансовым затратам. Таких издержек можно избежать путем интеграции многофункциональных центров в систему «электронного правительства» и предоставления им права на сбор недостающих документов с помощью межведомственного электронного взаимодействия (рис. 3).

Отличительной чертой второго варианта построения системы предоставления государственных и муниципальных услуг является делегирование МФЦ прав на организацию межведомственного электронного взаимодействия в целях сбора недостающих документов при обращении заявителя через региональный портал услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Ростовской области ведется работа по созданию сети многофункциональных центров во всех муниципальных образованиях. Многофункциональные центры будут работать в единой информационной системе, объединенные между собой защищенными каналами связи. Это позволит с минимальными издержками подключиться к системе межведомственного электронного взаимодействия. В структуре каждого МФЦ создаются контрольно-аналитические служ-

^импшлтср Л ятр!'№1 ла УЛрТп

4 ЕЭ МЧ'НИЩЩиЬНЩ у£Г}'1 \ РкияишЙ оЪктп

I

Федеральные органы и с по л 1 штаа>ио£ власти

бы, которые уполномочены на работу со СМЭВ и ответственны за своевременный сбор документов и оказание услуги в целом. Для сбора документов, предоставление которых невозможно в электронном виде, в МФЦ созданы курьерские службы.

Таким образом, на территории Ростовской области формируется специализированная инфраструктура, позволяющая взаимодействовать с органами власти всех уровней по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг.

Передав МФЦ полномочия по сбору недостающих документов, органы власти смогут существенно сократить временные и финансовые затраты на организацию электронного взаимодействия. При этом обращения граждан через региональный портал услуг по простым услугам, не требующим сбора документов, может принимать орган власти напрямую без МФЦ.

Реализация данной принципиально новой концепции предоставления услуг населению потребует решения ряда правовых вопросов, в том числе:

• разработку механизма распределения финансирования в части организации предоставления услуг в целях компенсации расходов МФЦ на консультирование, прием, сбор недостающих и выдачу документов по федеральным, региональным и муниципальным услугам;

• внесение изменений в действующие федеральные и региональные нормативные правовые

акты в целях закрепления прав МФЦ на организацию межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг через региональные порталы услуг.

Предлагаемая система предоставления государственных и муниципальных услуг может быть востребована в тех субъектах Российской Федерации, в которых развита сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которая позволит интегрировать их инфраструктуру в систему «электронного правительства».

Список литературы

1. Единый портал сети многофункциональных центров Ростовской области. URL: http//www. mfc61.ru.

2. О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: закон Ростовской области от 08.08.2011 № 644-ЗС.

3. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.