Научная статья на тему 'Интеграция государственной и профессионально-общественной аккредитации как фактор повышения качества образования'

Интеграция государственной и профессионально-общественной аккредитации как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / STATE ACCREDITATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / PROFESSIONAL-PUBLIC ACCREDITATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / INTERNATIONAL ACCREDITATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / INTERNAL EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS / ПРОЦЕДУРА ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / PROCEDURE FOR EXTERNAL EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Светлана Алексеевна, Белинская Оксана Михайловна

В статье рассмотрены основные требования к обеспечению качества образования путем прохождения внутренней оценки качества образовательных программ и процедуры внешней оценки, включающей в себя государственную аккредитацию, профессионально-общественную аккредитацию и международную аккредитацию. Обращено внимание на преимущества общественной аккредитации, а также затронут вопрос качества образования, как определяющего фактора в процессе развития системы образования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF STATE AND PROFESSIONAL-SOCIAL ACCREDITATION AS A FACTOR OF IMPROVING QUALITY OF EDUCATION

The article considers the basic requirements for ensuring the quality of education by passing an internal evaluation of the quality of educational programs and an external evaluation procedure that includes state accreditation, professional public accreditation and international accreditation. Attention is drawn to the advantages of public accreditation, and also touched upon the quality of education as a determining factor in the development of the education system in the country.

Текст научной работы на тему «Интеграция государственной и профессионально-общественной аккредитации как фактор повышения качества образования»

УДК 378 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-35-41

ИНТЕГркЬ^ГсШ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и бухгалтерского учета, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: sv-lit@mail.ru

зав. сектором аудита качества образования учебно-методического отдела, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54) E-mail: Belinskaya_oks@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены основные требования к обеспечению качества образования путем прохождения внутренней оценки качества образовательных программ и процедуры внешней оценки, включающей в себя государственную аккредитацию, профессионально-общественную аккредитацию и международную аккредитацию. Обращено внимание на преимущества общественной аккредитации, а также затронут вопрос качества образования, как определяющего фактора в процессе развития системы образования в стране.

Ключевые слова: государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, международная аккредитация, качество образования, внутренняя оценка качества образовательных программ, процедура внешней оценки качества образования.

Развитие системы образования России детерминировано мировыми трендами, тенденциями глобализации и информатизации. Все большую роль в современном обществе занимает качество образования и внешняя экспертиза образовательного процесса. В соответствии со статьей 2 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].

В образовании качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. В связи с этим, говоря о содержании термина «качество образования», всегда следует проводить четкую грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и разграничивая требования к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Литвинова

Светлана

Алексеевна

Белинская

Оксана

Михайловна

Модернизация системы высшего образования определяет появление требований к качеству образования (рис. 1).

Внешняя экспертиза образовательного процесса представляет собой интеграцию государственной и общественной аккредитации и позволяет учесть интересы государства и потребителей образовательных услуг.

>

Внутренняя оценка качества программ

/-\

Процедуры внешенй оценки:

- государственная аккредитация;

- профессионально-общественная аккредитация;

- международная аккредитация

Рис. 1. Требования к обеспечению качества образования

Аккредитация как форма признания образовательной деятельности существует практически во всех развитых странах мира и в большинстве из них представляет собой участие независимых структур в оценке качества образования. Аккредитация (лат. ассгвйо, «доверять») - процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту).

Государством контролируется образовательная деятельность организации, в том числе в части соответствия реализуемых ими образовательных программ минимальным лицензионным и аккредитационным критериям. Наличие государственнои аккредитации рассматривается как признание учреждения, предполагающее оценку соответствия условии, содержания и качества подготовки определенным нормам, установленным государством.

Целью проведения профессионально-общественной аккредитации является установление значительных (опережающих) достижений образовательной организации, отражающих наиболее прогрессивные тенденции мирового развития в области образования, науки и производства. Независимая профессионально-общественная аккредитация образовательных учреждений и образовательных программ является эффективным инструментом регулирования качества подготовки специалистов. Для абитуриентов и работодателей принципиально важной является информация об уровне образовательных программ вуза, в том числе информация, установленная в результате проведения указанных выше аккредитационных экспертиз.

Кроме того, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» определяет приоритеты государственной политики в сфере оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования на период до 2020 года и развитие системы оценки качества образования и информационной про-

зрачности системы образования через введение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего образования [1].

Возможность проведения общественной аккредитации предусмотрена в статье 96 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»[2]. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющеи образовательную деятельность, устанавливаются общественнои ор-ганизациеи, которая проводит общественную аккредитацию.

Цель общественной аккредитации - получить независимую внешнюю оценку и квалифицированные рекомендации по совершенствованию образовательных программ, публично заявить о высоком качестве образования, повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг, улучшить трудоустройство выпускников, получить международное признание, завоевать и укрепить свои позиции на мировом образовательном рынке. Особенности проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации представлены на рис. 2.

Оцениваются отдельные образовательные программы.

Аккредитация проводится по инициативе самого образовательного учреждения.

Процедура аккредитации направлена на совершенствование деятельности образовательного учреждения.

Анализируются результаты реализации образовательных программ с точки зрения содержания программ, учета в них требований работодателей, актуализации программ, трудоустройства выпускников.

Выявляются особенности и сильные стороны вуза, которые позитивно отражаются на качестве образовательных программ и могут быть развиты в дальнейшем.

Результаты обследования являются открытыми.

Рис. 2. Особенности проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации

Общественная аккредитация не влечет за собои каких-либо гарантии со стороны государства и потому не может заменять государственную аккредитацию. В отличие от государственной, выполняющее, в большей степени, функцию контроля, общественная аккредитация способствует совершенствованию образования, повышению его престижа и дальнейшему развитию. Преимущества общественной аккредитации представлены на рис. 3.

при процедуре профессионально-общественной аккредитации:

Преимущества общественной аккредитации:

Рис. 3. Преимущества общественной аккредитации

В России одной из организаций, занимающейся общественной аккредитацией, является Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации.

Нацаккредцентр - первое независимое аккредитационное агентство в России, вошедшее в перечень признанных агентств Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании Е^А и зарегистрированное в Европейском реестре гарантии качества образования EQAR.

Нацаккредцентр зарегистрирован в Европейском реестре гарантии качества образования EQAR и является полноправным членом Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA, Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE, Сети агентств гарантии качества в высшем образовании стран Центральной и Восточной Европы СEENQA, Азиатско-Тихоокеанской

сети гарантии качества APQN, Обсерватории по академическому ранжированию и превосходству ШЕС.

С 2011 по 2015 гг. профессионально-общественную аккредитацию Нацаккред-центра прошли 251 образовательная программа (46 кластеров образовательных программ, включая дополнительные профессиональные программы). Во внешних экспертизах образовательных программ участвовали 282 эксперта, из них 77 представителей российской академической общественности, 52 представителя профессиональных сообществ, 52 представителя студенчества, 101 зарубежный эксперт из 20 стран мира: России, Австрии, Армении, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Испании, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши, Румынии, Сербии, Словении, Финляндии, Чехии, Эстонии.

Аккредитация в России сегодня переживает новый этап своего развития, поэтому особенно актуальными становятся вопросы, кто и как будет устанавливать правила игры, в какую сторону будет направлен вектор развития высшей школы в области оценки качества образования.

Кроме того, абитуриенты, работодатели, академическая общественность нуждаются в объективной информации о качестве отдельных образовательных программ, а не вуза в целом. Общественно-профессиональная аккредитация в большей степени ориентирована на детальное рассмотрение и оценку программ, использование экспертного мнения, а не простых расчетов нормативов по квалификации преподавательских кадров, достаточности компьютеров, учебников, учебных и лабораторных площадей.

В ФЗ «Об Образовании» прописана сетевая форма реализации образовательных программ, в том числе совместно с иностранными образовательными организациями (ст. 15, п. 1), и вопрос об аккредитации таких сетевых совместных программ тоже становится актуальным.

Сетевая форма реализации образовательных программ (в соответствии со статьей 15 ФЗ-273) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов:

нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также иных организаций;

нескольких структурных подразделений Университета, а также сторонних партнеров

Принципы реализации:

■ академическая мобильность студентов и преподавателей;

■ оптимальное использование инфраструктуры;

■ совместные проектные коллективы;

■ междисциплинарные проекты;

■ индивидуальные траектории обучающихся;

■ сетевые образовательные ресурсы как платформа контентного обмена, в т.ч. формате онлайн курсов.

Один из вариантов решения вопроса - проведение аккредитации совместно российским и зарубежным аккредитационными агентствами по согласованным правилам и единой комиссией, состоящей из российских и зарубежных экспертов. Совместная аккредитация позволяет сократить количество процедур на проведение аккредитации для вузов и избежать, в случае необходимости, нострификации дипломов для выпускников таких программ.

В настоящее время качество становится основным фактором, который определяет процессы развития системы образования в стране, а также главные цели развития образовательной системы и критериев ее оценивания. Любое реформирование образовательной системы, внедрение новых требований образовательных стандартов ставит одной из своих главных целей повышение качества образования.

Именно качество является одним из основных обязательных показателей образования, которое будет обеспечивать востребовательность выпускников учебных заведений на рынке труда. В связи с этим предметом обсуждения многих методистов, ученых, в том числе участвующих в процессе законотворчества, становятся критерии качества и способы их оценивания, в том числе с целью развития законодательства в области образования. Основополагающей ролью такой деятельности является оказание существенного влияния на обеспечение качества образования, обеспеченного образовательными программами соответствующими разработанным государственным образовательным стандартам.

Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ подразумевает признание уровня и качества подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретном учебном заведении. Порядок ее проведения, выбор ее формы и методы оценки соответствия качества устанавливаются проводящими эту процедуру работодателями или уполномоченной ими организацией. При этом проведение профессионально-общественной аккредитации как правило носит открытый характер, а информация о порядке ее проведения должна быть доступна.

Результаты, полученные в процессе проведения профессионально-общественной аккредитации образовательной программы, принимаются во внимание при проведении государственной аккредитационной экспертизы образовательных организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция государственной и профессионально-общественной аккредитации является одним из факторов стимулирующих повышение качества образовательных услуг.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.04.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"- [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www/consultant.ru/ (дата обращения 21.05.2018)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" - [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www/consultant.ru/ (дата обращения 21.05.2018)

3. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. Оптимизация и дальнейшее развитие образовательной деятельности в Россиской Федерации/European Journal of Social Sciences. 2016. № 3. С. 61.

4. Игнатова Т.В., Лозовова Л.А., Филимонцева Е.М. Инвестиционный менеджмент рынка образовательных услуг // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 32.

5. Игнатова Т.В., Немашкалова К.Г. Образование как фактор инновационно-ориентированного общественного развития // В сборнике: РОССИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Ежегодник. Отв. редактор В.И. Герасимов. М., 2016. С. 657-662.

6. Игнатова Т.В., Ямбушев Д.Ф. Влияние интернациализации образования на конкурентность российских вузов // В сборнике: ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕГИОНОВ. Сб. статей IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 25-26.

7. Боговиз А.В., Лобова С.В., Рагулина Ю.В., Алексеев А.Н., Литвинова С.А. Медиаобразование как вектор развития региональной экономики // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 83-91.

8. Литвинова С.А. Инновационный процесс в образовательной деятельности/Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 2536-2540.

Litvinova Svetlana Alekseevna, Candidate of economic sciences, associate professor of the department "Taxation and accounting", South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Donu, 344002, Russian Federation). E-mail: sv-lit@mail.ru

Belinskaya Oksana Mikhailovna Head of the Audit Quality Assurance Department of the Educational and Methodical Department, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Donu, 344002, Russian Federation). E-mail: Belinskaya_oks@mail.ru

INTEGRATION OF STATE AND PROFESSIONAL-SOCIAL ACCREDITATION AS A FACTOR OF IMPROVING QUALITY OF EDUCATION

Abstract

The article considers the basic requirements for ensuring the quality of education by passing an internal evaluation of the quality of educational programs and an external evaluation procedure that includes state accreditation, professional public accreditation and international accreditation. Attention is drawn to the advantages of public accreditation, and also touched upon the quality of education as a determining factor in the development of the education system in the country.

Keywords: state accreditation, professional-public accreditation, international accreditation, quality of education, internal evaluation of the quality of educational programs, procedure for external evaluation of the quality of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.