Научная статья на тему 'Теоретическая разработка организационно-технологической модели «Экселленс» в оценочных процедурах'

Теоретическая разработка организационно-технологической модели «Экселленс» в оценочных процедурах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСЕЛЛЕНС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / EVALUATION OF EDUCATIONAL PROGRAMMES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / PUBLIC ACCREDITATION / EXCELLENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Оксана Александровна

В статье представлен теоретический анализ применения нового концепта «экселленс» в системе оценки высшего образования, обоснованы организационно-педагогические условия реализации подхода «экселленс» в оценочных процедурах. В работе описана организационно-технологическая модель реализации концепта «экселленс» в процессе аккредитации образовательных программ высшего образования, реализованная в работе агентства в сфере гарантии качества высшего образования автономной некоммерческой организации (АНО) «Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL «EXCELLENCE» MODEL IN ACCREDITATION PROCEDURES

The article introduces a theoretical analysis of application of the new concept «excellence» in the system of evaluation of higher education, substantiates the organizational and pedagogical conditions of implementation of «excellence» approach in accreditation procedures. The paper also describes the organizational and technological model of realization of «excellence» concept in the process of accreditation of educational programmes of higher education, which was implemented in the work of accreditation agency in the sphere of quality assurance of higher education of autonomous nonprofit organization «The National Centre for Public Accreditation».

Текст научной работы на тему «Теоретическая разработка организационно-технологической модели «Экселленс» в оценочных процедурах»

Педагогические науки

УДК 378.147:005.5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ «ЭКСЕЛЛЕНС» В ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ

THEORETICAL DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL «EXCELLENCE» MODEL IN ACCREDITATION PROCEDURES

О. А. Матвеева O. A. Matveeva

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ применения нового концепта «эк-селленс» в системе оценки высшего образования, обоснованы организационно-педагогические условия реализации подхода «экселленс» в оценочных процедурах. В работе описана организационно-технологическая модель реализации концепта «экселленс» в процессе аккредитации образовательных программ высшего образования, реализованная в работе агентства в сфере гарантии качества высшего образования автономной некоммерческой организации (АНО) «Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации».

Abstract. The article introduces a theoretical analysis of application of the new concept «excellence» in the system of evaluation of higher education, substantiates the organizational and pedagogical conditions of implementation of «excellence» approach in accreditation procedures. The paper also describes the organizational and technological model of realization of «excellence» concept in the process of accreditation of educational programmes of higher education, which was implemented in the work of accreditation agency in the sphere of quality assurance of higher education of autonomous nonprofit organization «The National Centre for Public Accreditation».

Ключевые слова: экселленс, высшее образование, оценка образовательных программ, профессионально-общественная аккредитация.

Keywords: excellence, higher education, evaluation of educational programmes, public accreditation.

Актуальность исследуемой проблемы. Повышенное внимание со стороны государства, академического и профессионального сообществ к вопросам независимой оценки качества высшего образования является общей тенденцией для всех развитых стран мира. Независимая оценка качества образования зафиксирована в законодательстве Российской Федерации как общественная и профессионально-общественная аккредитация.

Сложившаяся в России жесткая система требований к вузам со стороны государства, выраженная в лицензионных и государственных аккредитационных требованиях, с одной стороны, регламентирует деятельность вузов, с другой - стимулирует их к поиску новых форм оценки качества образовательных программ.

Под концептом «экселленс» в широком смысле понимается совершенствование образовательного процесса с целью превышения уровня, отраженного в нормативно-установленных стандартах, и, как следствие, повышение конкурентоспособности вузов.

Экселленс (применительно к программе как объекту оценки) - это демонстрация образовательной программой таких характеристик, которые позволяют программе не

только выполнять и превосходить минимальные требования со стороны государства (в форме федерального государственного образовательного стандарта), но и проходить широкое общественное обсуждение (с участием представителей академического и профессионального сообществ) и внешнюю экспертизу.

Подход «экселленс» выступает в качестве нового инструмента оценки качества высшего образования и не перекрывает существующие инструменты оценки: мониторинг, рейтинг, аккредитацию и бенчмаркинг.

Необходимость разработки модели, которая основана на принципиально новом механизме в оценочных процедурах, обусловливает актуальность исследования в научно-теоретическом аспекте. Теоретическим обоснованием модели «экселленс» в оценочных процедурах является теория мотивации достижений. В научно-методическом плане актуальность исследования связана с необходимостью обоснования теоретических основ нового явления в системе оценки высшего образования.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе АНО «Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации» и некоммерческого партнерства «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования» [8]. Его целью явилась разработка теоретической модели реализации подхода «экселленс» в системе оценки образовательных программ.

В процессе работы был использован следующий комплекс методов: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования [1], [3], [9], [10], изучение нормативно-правовой документации [2], материалов по общественно-профессиональной аккредитации [1], [6], [8], зарубежных изысканий в области инновационных подходов к оценке качества высшего образования [10] (теоретические методы) и естественный эксперимент (эмпирический метод).

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты теоретического исследования [4], [5], [7] позволили нам определить, что подход «экселленс» может наиболее эффективно применяться в процедуре аккредитации, которая представляет собой оценку и признание высокого качества реализации образовательных программ.

Для построения организационно-технологической модели «экселленс» в оценочных процедурах нами было выделено три основных компонента:

1) целевой;

2) содержательно-технологический;

3) результативный (рис. 1).

Целевой компонент модели выражается в реализации таких условий, которые позволяют выделить из общей массы образовательных программ лучшие, оценить и признать высокое качество их реализации по стандартам, гармонизированным с европейскими стандартами для обеспечения гарантии качества образования.

Конкретизации цели служат следующие задачи:

1) формирование независимых механизмов (эффективной системы) оценивания качества и востребованности образовательных программ с участием экспертного сообщества, включающего представителей профессионального и студенческого сообществ;

2) создание реестра лучших образовательных программ;

3) разработка независимой, прозрачной и открытой системы информирования всех заинтересованных сторон об аккредитованных образовательных программах (получивших высокую оценку со стороны экспертов и признанных высококачественными), обеспечивающей полноту, доступность и достоверность информации.

Рис. 1. Модель реализации подхода «экселленс» в системе оценки образовательных программ

В основу организационно-технологической модели «экселленс» в системе оценки образовательных программ заложены следующие принципы: добровольности, объективности, периодичности процедур, независимости, открытости и прозрачности, коллегиальности принятия решений, широкой гласности положительных результатов; профессионально-общественный характер экспертизы.

Необходимым компонентом модели являются методы оценивания. В качестве методов оценки качества образовательных программ, реализуемых аккредитационными агентствами и образовательными организациями высшего образования, широкое распространение получили количественные и качественные (экспертные) методы.

Наполнение содержательно-технологического компонента модели базируется на критериях, гармонизированных с европейскими стандартами для гарантии качества образования (модель ENQA-ESG), и включает следующие из них:

политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы;

- утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций;

- оценка уровня знаний и компетенций студентов;

- гарантия качества и компетентности преподавательского состава;

- учебные ресурсы и обеспечение студентов;

- информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию образовательной программы;

- информирование общественности [1], [9].

Процедура последействия как комплекс управляющих воздействий для корректировки образовательной программы выполняет важную мотивационную функцию и стимулирует вузы на дальнейшее совершенствование образовательного процесса.

Заключительным компонентом разработанной нами модели является ее результат - повышение качества образовательной программы. Целостность модели выражается в последовательной реализации всех ее компонентов для получения требуемого результата.

Разработанная теоретическая организационно-технологическая модель реализации подхода «экселленс» в системе оценки образовательных программ была применена в процедуре профессионально-общественной аккредитации АНО «Нацаккредцентр».

В рамках исследования были сформулированы организационно-педагогические условия, которые, по нашему мнению, могут обеспечить эффективность модели в оценочных процедурах:

- наличие независимой организации, отвечающей высоким требованиям, предъявляемым к организациям, которые проводят оценку качества образовательных программ;

- разработка и внедрение лучших практик в технологию оценки качества образовательных программ;

- разработка нормативно-правовой и научно-методической базы процедуры оценки качества образовательных программ;

- обеспечение внешнего признания на российском и международном уровнях.

Резюме. Организационно-технологическая модель реализации подхода «экселленс»

в системе оценки образовательных программ позволяет независимо и всесторонне охарактеризовать и признать высокое качество их реализации.

Педагогические науки

Применение нового подхода «экселленс» в аккредитации образовательных программ высшего образования способствует не только выполнению основных требований, заложенных в приоритетных направлениях образовательной политики России, но и помогает вузам развиваться и переходить на новый качественный уровень.

Анализ действующих подходов и технологий оценивания образовательных программ, включая принципы, методы, этапы выделения лучших из них, подтверждает актуальность и целесообразность внедрения организационно-методической модели «эксел-ленс» в работу аккредитационных агентств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аккредитация высших учебных заведений в России : учебное пособие / В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. - Йошкар-Ола : МарГТУ, 2008. - 166 с.

2. Государственная программа «Развитие образования до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : М1р://минобрнауки.рф/документы

3. Кроленко, О. Н. Обновление основных образовательных программ высшего образования / О. Н. Кроленко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2014. - № 1 (81). - С. 122-131.

4. Матвеева, О. А. Концепт «экселленс» в образовании и системах оценивания: теоретические аспекты / О. А. Матвеева, Г. Н. Мотова // Человек, общество, природа в эпоху глобальных трансформаций: безопасность и развитие. Семнадцатые Вавиловские чтения : материалы междунар. междисциплинар. науч. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / под ред. В. П. Шалаева. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014. - С. 20-21.

5. Мотова, Г. Н. Превосходство как новый тренд в высшей школе / Г. Н. Мотова, О. А. Матвеева // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования : сб. материалов VIII Междунар. форума Гильдии экспертов / под ред. Г. Н. Мотовой. - М. : Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2013. - С. 50-55.

6. Наводнов, В. Г. Обзор принципов формирования внутривузовских систем гарантии качества образования : учеб. пособие / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, О. А. Матвеева. - Йошкар-Ола : УКЦ, 2012. - 212 с.

7. Наводнов, В. Г. Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» как система мониторинга образовательных программ / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова, О. А. Матвеева, О. Е. Рыжакова // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия «Экономика и управление». -2014. - № 3 (22). - С. 15-30.

8. Официальный сайт Национального центра общественно-профессиональной аккредитации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ncpa.ru

9. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола : Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с.

10. The concept of Excellence in higher education // M. Brusoni, R. Damian, J. Griffol Sauri, S. Jackson, Komurcugil, Malmedy M., O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel. - ENQA occasional paper. - Brussels, 2014. - 46 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.