Научная статья на тему 'Интеграция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессионального стандарта при подготовке специалистов'

Интеграция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессионального стандарта при подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / PROFESSIONAL STANDARD / THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / VOCATIONAL EDUCATION / INTEGRATION OF FSS / FEDERAL STATE STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романченко Михаил Константинович, Филиппов Борис Викторович

Введение. В статье представлено исследование проблемы обеспечения интеграции федерального государственного и профессионального стандартов в организациях среднего профессионального образования при подготовке специалистов. ФГОС нового поколения поставили перед преподавателями специальных дисциплин учреждений среднего профессионального образования проблемы соблюдения требований стандарта к результатам образования и формирования профессиональных компетенций. Процесс выполнения данных требований усложняется различными подходами к ФГОС и профессиональному стандарту. Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и целенаправленное преобразование программ профессионального обучения в целях обеспечения интеграции ФГОС и профессионального стандарта при подготовке специалистов. В статье приводится пример соответствия требований ФГОС и профессионального стандарта на базе профессиональной образовательной организации. Результаты заключаются в описании опыта компетентностного подхода к организации образовательного процесса в вопросе интеграции стандартов на примере одного образовательного учреждения. Заключение. Авторами отмечается дифференцированный характер основных видов профессиональных компетенций ФГОС и интеграционный характер трудовых функций профессионального стандарта, обосновывается необходимость проектирования профессиональных модулей, имеющего опережающий характер. Описанный опыт интеграции стандартов применим в любой профессиональной образовательной организации независимо от профиля подготовки.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романченко Михаил Константинович, Филиппов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study of the problems of integrating Federal state and professional standards in the training of specialists with secondary vocational education institutions. Federal state standard of new generation put before the teachers of special disciplines of secondary vocational education institutions the problem of creating conditions to ensure the implementation of standard requirements to results of education, and the formation of professional competencies with the purpose of achievement of the standard of professional education. The process of implementing these requirements is complicated by the different approaches to FSS and professional standard. Materials and methods. The study is based on a practical methodology that focuses on solving practical problems and purposeful transformation of vocational training programmes, to ensure integration of FSS and professional standards in the training of specialists. The article provides an example of integration of requirements of the FSS and professional standards on the basis of professional educational organizations. Results are in the description of the experience of the competence approach to organization of educational process, integration of standards, for example, one educational institution. applicable in any professional educational organization, regardless of the provisioning profile. Conclusions. The authors observed the differential nature of the main types of professional competencies of the FSS and the integrative nature of job functions of the professional standard, the necessity of designing professional modules having leading nature. Describes the experience of integrating the standards applicable in any professional educational organization, regardless of the provisioning profile.

Текст научной работы на тему «Интеграция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессионального стандарта при подготовке специалистов»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT

УДК/uDC 377.5 М. К. Романченко, Б. В. Филиппов

M. Romanchenko, B. Filippov

интеграция федеральных

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

при подготовке специалистов

INTEGRATION OF FEDERAL STATE STANDARD AND PROFESSIONAL STANDARDS IN TRAINING SPECIALISTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION

Введение. В статье представлено исследование проблемы обеспечения интеграции федерального государственного и профессионального стандартов в организациях среднего профессионального образования при подготовке специалистов. ФГОС нового поколения поставили перед преподавателями специальных дисциплин учреждений среднего профессионального образования проблемы соблюдения требований стандарта к результатам образования и формирования профессиональных компетенций. Процесс выполнения данных требований усложняется различными подходами к ФГОС и профессиональному стандарту.

Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и целенаправленное преобразование программ профессионального обучения в целях обеспечения интеграции ФГОС и профессионального стандарта при подготовке специалистов. В статье приводится пример соответствия требований ФГОС и профессионального стандарта на базе профессиональной образовательной организации.

Результаты заключаются в описании опыта компетентностного подхода к организации образовательного процесса в вопросе интеграции стандартов на примере одного образовательного учреждения.

Заключение. Авторами отмечается дифференцированный характер основных видов профессиональных компетенций ФГОС и интеграционный характер трудовых функций профессионального стандарта, обосновывается необходимость проектирования профессиональных модулей, имеющего опережающий характер. Описанный опыт интеграции стандартов приме-

ним в любой профессиональной образовательной организации независимо от профиля подготовки.

Introduction. The article presents a study of the problems of integrating Federal state and professional standards in the training of specialists with secondary vocational education institutions. Federal state standard of new generation put before the teachers of special disciplines of secondary vocational education institutions the problem of creating conditions to ensure the implementation of standard requirements to results of education, and the formation of professional competencies with the purpose of achievement of the standard of professional education. The process of implementing these requirements is complicated by the different approaches to FSS and professional standard.

Materials and methods. The study is based on a practical methodology that focuses on solving practical problems and purposeful transformation of vocational training programmes, to ensure integration of FSS and professional standards in the training of specialists. The article provides an example of integration of requirements of the FSS and professional standards on the basis of professional educational organizations.

Results are in the description of the experience of the competence approach to organization of educational process, integration of standards, for example, one educational institution. applicable in any professional educational organization, regardless of the provisioning profile.

Conclusions. The authors observed the differential nature of the main types of professional competencies of the FSS and the integrative nature of job functions of the professional standard, the necessity of designing professional modules having leading nature. Describes the experience of integrating the standards applicable in any professional educational organization, regardless of the provisioning profile.

Ключевые слова: формирование профессиональных компетенций, среднее профессиональное образование, интеграция требований ФГОС и профессионального стандарта.

Keywords: professional standard, the formation of professional competence, vocational education, integration of FSS, Federal state standard.

Введение

Сегодня проблема соответствия профессионального образования требованиям современных технологий технического обслуживания (ТО) и ремонта автомобильного транспорта остается актуальной, так как обусловлена ростом и изменением структуры автомобильного парка, применением микропроцессорного управления двигателем, узлами и системами автомобиля, жесткими требованиями экологических норм.

Поэтому обеспечение качества подготовки специалистов, в первую очередь в области профессиональных компетенций, реализуется в освоении профессиональных модулей (ПМ) и по данному направлению является приоритетным в ближайшей перспективе.

Качество образования определяется:

— качеством учебных программ;

— соответствием учебно-материальной базы технологии ТО и ремонта;

— качеством преподавания (интегрирует в себе личный педагогический опыт: владение педагогическими технологиями, обеспеченность учебно-методическими ресурсами и т. д.);

— интеллектуальным уровнем и обучаемостью студентов;

— организационно-педагогическими условиями (планированием и управлением образовательным процессом).

Методология

Качество программ ПМ и профильных дисциплин закладывается на этапе анализа профессиональной деятельности выпускника (отнесение к виду трудовой деятельности, характеристика трудовых функций) с последующей постановкой целей и задач.

Рассмотрим соответствие программ профессионального образования требованиям современных технологий на примере специальности «специалист по механотронным системам автомобиля».

Требования к содержанию профессионального образования по направлению подготовки кадров для автотранспортной отрасли традиционно определялось ФГОС для профессий квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, при этом, в отличие от стандартов советского периода, эти стандарты не конкретизируют модельный ряд подвижного состава, рекомендуемый для подготовки специалистов.

Для определения совпадения исходных требований с содержанием целесообразно рассмотреть структурный состав автомобильного парка РФ на примере легкового и грузового транспорта. Лидирует отечественный автомобиль Lada (13,8 млн единиц) — 33,5 %. Второе место по числу автомобилей, эксплуатируемых в РФ, и первое среди иностранных марок занимает японский производитель Toyota (более 3,5 млн) — 8,5 %. Третье место — за продукцией Nissan (1,89 млн) — 4,6 % от общего количества. Пятерку лидеров замыкают корейский Hyundai (1,57 млн) и американский Chevrolet (1,56 млн единиц) — более 3,7 %. Кроме вышеперечисленных, общий парк составляют автомобили фирм-производителей: Renault, Volkswagen, KIA, Ford и Mitsubishi.

В 2016 году в легковой автомобильный парк РФ входило 40,9 млн единиц, средний возраст автомобилей — 12,5 года. Общее количество автомашин старше 15 лет составляло 32 %, а доля автомашин иностранного производства — 58 %. Это более половины транспортного парка.

Необходимо отметить следующие особенности:

— доля «старых» автомобилей — 32 % — отражается на показателях безотказности технической эксплуатации, увеличивает количество ремонтов (заездов на предприятия сервиса), время простоя в текущем ремонте, что, с одной стороны, обеспечивает стабильную загруженность предприятий сервиса, с другой — повышает уровень специализации производства (диагностика двигателя и систем, ремонт АКПП, кузовной ремонт и т. д.);

— высокая доля иномарок — 58 % — повышает требования к технологической культуре и профессионализму исполнителей;

— среди грузового транспорта большая доля автомобилей российского производства — 56 % (низкий класс экологичности ЕВРО-3, ЕВРО-5, двигатели КАМАЗ-650, Д-245).

Основные проблемы, требующие решения при внедрении профессиональных стандартов в образовательный процесс:

— соответствие трудовых функций ТО и ремонта автомобилей, определенных профессиональными стандартами, набору профессиональных компетенций образовательного стандарта;

— оптимизация модельного ряда изучаемых автомобилей в соответствии с типовой технологией ТО и ремонта по наиболее распространенным маркам и моделям;

— приверженность педагогических кадров «знаниевой» парадигме, нацеленной на расширение и накопление информации, в то время как компетентностный подход имеет практическую ориентацию;

— противоречие между специализированным характером производства и традиционной (универсальной) структурой содержания образовательного курса (на производстве имеет место технологическая специализация, например диагностика и ремонт ДВС, кузовной ремонт, ремонт шасси и т. д.).

Результаты

Данный вопрос можно рассмотреть при проектировании ПМ с учетом интеграции профессионального стандарта «Специалист по мехатронным системам автомобиля» в структуру подготовки специалистов среднего звена.

С 2018 года, помимо ФГОС 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в колледже предполагается выполнение подготовки по ФГОС 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (ТОП-50).

Рассмотрим принципиальные отличия этих стандартов и возможность интеграции профессионального стандарта в ФГОС (табл. 1.).

Таблица 1

Основные виды профессиональной деятельности

ФГОС 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» ФГОС 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей и автомобилей»

3.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей 4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта). ПМ01

3.4.2. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем

3.4.3. Техническое обслуживание и ремонт шасси автомобилей

3.4.4. Проведение кузовного ремонта

3.4.5. Организация процесса по техническому обслуживанию и ремонту 4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. ПМ02

3.4.6. Организация процесса модернизации и модификации

3.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Автослесарь) 4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Автослесарь). ПМ03

Особенностью стандарта 23.02.07 является расширение и конкретизация видов профессиональной деятельности и соответствующее расширение профессиональных компетенций (такой подход более соответствует производственному принципу и близок по структуре к описанию компетенции 33 WorldSkills Russia «ремонт и обслуживание легковых автомобилей»). Каждому виду профессиональной деятельности соответствует свой профессиональный модуль, внутри которого учебный материал структурируется в МДК и разделы курса. При проектировании курса можно использовать два варианта (табл. 2). Таблица 2 Структура МДК

Вариант 1 Вариант 2

Формирование содержания ПМ на основе обобщенных трудовых функций (принцип построения ФГОС 23.02.03 — три основных вида производственной деятельности) Формирование содержания ПМ по принципу соответствия каждому виду трудовой деятельности индивидуального профессионального модуля (структура компетенции 33 WorldSkills Russia)

В этом случае профессиональный цикл специальности можно представить следующими модулями:

— ПМ. 01 «Двигатели»;

— ПМ. 02 «Электрооборудование»;

— ПМ. 03 «Шасси»;

— ПМ. 04 «Организация техобслуживания и текущего ремонта»;

— ПМ. 05 Выполнение работ по профессии «автослесарь» (в соответствии с компетенциями WS «ТО и ремонт легковых автомобилей»; «кузовной ремонт»; «малярные и окрасочные работы»).

В данном случае каждому виду профессиональной деятельности соответствует свой профессиональный модуль (ПМ), внутри которого учебный материал структурируется в МДК и разделы курса и т. д. (рис. 1).

Данная модель имеет следующие преимущества:

1) подготовку студентов по конкретному виду деятельности (например, «Техобслуживание и ремонт двигателей», «Техобслуживание и ремонт электрооборудования», «Техобслуживание и ремонт шасси» и т. д.) может вести определенная группа преподавателей, то есть имеет место предметная специализация. Для данного подхода определяющими факторами являются:

— сформированность учебно-методической базы по профессиональному модулю;

Рис. 1. Структура профессионального модуля

— специализация педагогических кадров (то есть предметная и широкая подготовка преподавателей именно для данного вида производственной деятельности);

— содержание курса в соответствии с трудовыми функциями и типовыми технологиями техобслуживания и ремонта;

2) возможность параллельного изучения материала и формирование у студентов целостных представлений о работе систем. Например, устройство двигателя внутреннего сгорания изучается на 2-м курсе, а комплексная микропроцессорная система управления двигателем — на 3-м в МДК «Электрооборудование». Это касается и других систем автомобиля, где используются микропроцессорные модули;

3) формирование у студентов уже на младших курсах профессиональной специализации по виду деятельности, что в свою очередь повышает конкурентоспособность специалиста, однако в случае низкой наполняемости потока (1-2 группы на потоке) есть риск получить обратный эффект, когда один или два преподавателя будут вынуждены читать полностью весь курс профессионального модуля, что может сказаться на глубине и качестве знаний выпускников;

4) узкая специализация учебно-материальной базы требует изменений от лабораторной наполняемости к производственной:

— лаборатория (мастерская) ПМ 01 — Двигатель внутреннего сгорания (ДВС);

— лаборатория (мастерская) ПМ 03 — Шасси автомобилей;

— лаборатория (мастерская) ПМ 02 — Электрооборудование автомобилей;

— лаборатория (мастерская) ПМ 05 — Выполнение работ по профессии рабочего.

В педагогических исследованиях по указанной тематике интеграция профессионального стандарта и ФГОС рассматривается как поэтапный процесс (рис. 2).

Профессиональный стандарт «Специалист по мехатронным системам автомобиля» является результатом работы ведущих корпораций в области автомобилестроения:

— ОАО «АВТОВАЗ», г. Тольятти, Самарская область;

— ОАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, Республика Татарстан;

— ОАО «СОЛЛЕРС», г. Москва;

— ООО УК «Группа ГАЗ», г. Нижний Новгород;

— ООО «ФОЛЬКСВАГЕН групп Рус», г. Калуга;

— Центр развития профессиональных квалификаций ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва.

В профессиональном стандарте «Специалист по мехатронным системам автомобиля» определен вид трудовой деятельности 31.004 Техническое обслуживание, ремонт и регулировка узлов, агрегатов и мехатронных систем для предпродажной подготовки автомобиля (вид

Целеполагание включает сопоставительный анализ содержания стандартов по направлению подготовки, выявление расхождений компетенций и опыта, предусмотренных стандартом

Разработка содержания ПМ по формированию уровня компетенции, детализация взаимосвязей внутри и между МДК, прогнозирование результатов

Проектирование форм и методов оценки качества подготовки специалистов

Отбор, обоснование и апробация образовательных технологий, форм и методов

Рис. 2. Последовательность разработки программы

экономической деятельности 45.2 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств).

Основная цель вида профессиональной деятельности:

— предпродажная подготовка автомобиля;

— техническое обслуживание, ремонт и регулировка узлов, агрегатов и мехатронных систем автомобиля;

— контроль выполнения предпродажной подготовки, технического обслуживания и ремонта автомобиля;

— контроль качества производства продукции / оказания услуг; обеспечение изготовления продукции / оказания услуг, удовлетворяющих требованиям потребителей;

— обеспечение бесперебойной работы в технологическом цикле;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирование стратегии развития технологии изготовления, ремонта и технического обслуживания узлов, агрегатов и мехатронных систем автомобиля.

Указанные трудовые функции, за исключением последней, соответствуют 3-му уровню квалификации — СПО.

Выдержка из профессионального стандарта по шести трудовым функциям исполнителей:

— проверка автомобиля на соответствие требованиям нормативной документации;

— техническое обслуживание и контроль работоспособности; технического состояния узлов, агрегатов и мехатронных систем автомобиля;

— ремонт и регулировка узлов, агрегатов и мехатронных систем автомобиля;

— соблюдение требований по обеспечению качества производства продукции / оказанию услуг;

— переоборудование и дооснащение автомобиля и его систем.

При анализе содержания стандартов необходимо четко понимать значение терминов «обобщенная трудовая функция», «трудовая функция» и «трудовые действия». Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 ТК РФ). Каждая трудовая функция подразумевает:

• трудовые действия;

• необходимые умения;

• необходимые знания.

При интеграции профессионального стандарта и ФГОС происходит расширение и дополнение профессиональных модулей, формирование трудовых функций, оценка которых конкретизирует критерии освоения компетенций.

Наиболее интересным этапом проектирования курса является интеграция трудовой функции «переоборудование и дооснащение автомобиля и его систем» и профессиональной компе-

тенции ФГОС «организация модернизации транспортных средств», которая в развернутом виде представлена следующими ПК:

— ПК 6.1. Определять необходимость тюнинга;

— ПК 6.2. Планировать взаимозаменяемость узлов;

— ПК 6.3. Владеть методикой тюнинга;

— ПК 6.4. Определять остаточный ресурс оборудования.

Требования к знаниям, умениям и навыкам по указанной компетенции представлены в таблице 3.

Таблица 3

Требования к знаниям, умениям и навыкам по компетенции «организация модернизации транспортных средств»

Знать Уметь Иметь опыт

Конструктивные особенности Контроль техсостояния Сбор нормативных данных

Особенности ТО и ТР Составление технологической документации Проведение модернизации и тюнинга

Типовые схемные решения Определение взаимозаменяемости узлов Расчет экономических показателей модернизации

Особенности эксплуатации оборудования Сравнительная оценка оборудования Проведение испытаний оборудования

Правила ввода в эксплуатацию Организация обучения рабочих Общение с представителями организаций

Указанная компетенция является принципиально новой для СПО, так как решение подобных задач — прерогатива высшей школы. Более того, сегодня в рекомендуемой учебной литературе для СПО не рассматривается методология тюнинга автомобиля. Составление компетент-ностно-ориентированных курсов является трудоемким и предполагает большой объем самостоятельной работы преподавателя. Таким образом, для решения поставленной задачи необходимо устранить противоречие между необходимостью реализации требований стандарта и неразработанностью методического обеспечения. Для этого нужно не только выделить в самостоятельные МДК «Теория ДВС» и «Теория автомобиля», но и разработать методическую базу, банк заданий, связанных с тюнингом автотранспорта, так как уровень решаемых задач реализуется не на предметном, а на межпредметном и метапредметном уровнях в тематиках курсового и дипломного проектирования.

В качестве примера приводится фрагмент силового расчета расчетно-графической работы (рис. 3) по курсу «Теория ДВС» (при изменении входных данных параметра двигателя можно расчетным методом определить параметры нагруженности деталей КШМ при внесении тех или иных конструктивных изменений).

Заключение

1.ФГОС 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» по своей структуре носит более дифференцированный характер по основным видам профессиональных компетенций, в то время как в профессиональном стандарте трудовые функции имеют более интеграционный характер (объединение профессиональных компетенций в конкретной трудовой функции). Структура и содержание модулей определяется трудовыми функциями по каждой компетенции. Практическая сторона формируется в заданиях учебной и производственной практик.

2. Проектирование содержания ПМ должно носить опережающий характер, так как профессиональные стандарты не являются застывшими формами, а находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

3. Внедрение модели предметной специализации строится на принципе предметной специализации и параллельного изучения систем автомобиля и несет риски изменения структуры учебных планов (например, перегрузки количеством модулей).

Рис. 3. Фрагмент силового расчета расчетно-графической работы

4. Появление принципиально новой компетенции для СПО «организация модернизации

автотранспортных средств» требует серьезной подготовки учебно-методического обеспечения.

Описанный опыт интеграции стандартов применим в любой профессиональной образовательной организации независимо от профиля подготовки.

Литература

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей : приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1568.

2. Об утверждении профессионального стандарта по специальности «Специалист по мехатронным системам автомобиля» : приказ Министерства труда РФ от 13 марта 2017 г. № 275н.

3. Романченко М. К. Проблема подготовки специалистов среднего звена в соответствии с реализацией стандартов нового поколения // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», июль 2017 : сб. избр. ст. СПб., 2017. С. 80-83.

4. Романченко М. К., Филиппов Б. В. Проектирование стандартов ФГОС СПО в свете требований программ WSI // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 1. С. 34-36.

5. Из опыта реализации ФГОС в системе профессионального образования : сб. тез. пед. чтений. Омск, 2016. 176 с.

6. Техническое описание компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» [Электронный ресурс]. URL: http:// old.wonldskills.nu/wp-content/uploads/2017/04/Remont-i-obsluzhivanie-avtomobiley_WS-final2017-T0.pdf.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. № 383.

8. ЕКТС часть 2 выпуск 2 (в редакции Приказа Минзравсоцразвития РФ от 13 августа 2008 г.).

References

1. On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education on specialty 23.02.07 Maintenance and repair of engines, systems and units of vehicles [Ob utvenjdenii fedenalnogo gosudarstvennogo obnazovatelnogo standarta

srednego professionalnogo obnazovaniya po specialnosti 23.02.07 Tehnicheskoe obslujivanie i remont dvigatelei sistem i agregatov avtomobilei] : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 9, 2016 № 1568 (In Russian).

2. On the approval of the professional standard in the specialty "Specialist in mechatronic systems of the car" [Ob utverjdenii professionalnogo standarta po specialnosti "Specialist po mehatronnim sistemam avtomobilya"] : Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of March 13, 2017 № 275n (In Russian).

3. Romanchenko M. K. The problem of training mid-level professionals in accordance with the implementation of the new generation standards. Proceedings of the conferences of the GNRI "National Development", July 2017: a collection of selected articles [Materialy konferencij GNII "Nacrazvitie", ijul' 2017 : sbornik izbrannyh statej]. Saint Petersburg, 2017. P. 80-83. (In Russian).

4. Romanchenko M. K., Filippov B. V. Designing the standards of the GEF STR in the light of the requirements of the WSI programs. Professional education. Capital [Professionalnoe obrazovanie. Stolica]. 2017. № 1. P. 34-36. (In Russian).

5. From the experience of GEF implementation in the system of vocational education: a collection of theses of pedagogical readings [Iz opyta realizacii FGOS v sisteme professional'nogo obrazovanija : sbornik tezisov pedagogicheskih chtenij]. Omsk, 2016. 176 p. (In Russian).

6. Technical description of the competence "Repair and maintenance of cars" [Tehnicheskoe opisanie kompetencii "Remont i obsluzhivanie legkovyh avtomobilej"]. Available at: http://old.worldskills.ru/wp-content/uploads/2017/04/Remont-i-obsluzhivanie-avtomobiley_WS-final2017-TO.pdf. (In Russian).

7. Federal state educational standard of secondary vocational education on specialty 23.02.03 Maintenance and repair of motor transport [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 23.02.03 Tehnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobil'nogo transport] : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 22, 2014 № 383.

8. ETC Part 2 Issue 2 (as amended by the Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of August 13, 2008) [EKTS chast' 2 vypusk 2 (v redakcii Prikaza Minzravsocrazvitija RF ot 13 avgusta 2008 g.)]. (In Russian).

УДК/uDC 377:008 И. Е. Скобелева

I. Skobeleva

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MEDIA CuLTuRE OF STuDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION

Введение. Статья посвящена разработке педагогических условий для формирования медиа-культуры обучающихся СПО. Данная тема является актуальной, так как обучающимся необходим навык анализа и критического осмысления информации, поступающей из различных источников, для их будущей успешной деятельности в качестве квалифицированного специалиста среднего звена. Критерии сформированности медиакультуры — мотивационный, понятийный, коммуникативный, операционный и творческий показатели.

Основной целью данной статьи является определение элементов педагогических условий формирования медиакультуры обучающихся и их теоретическое и практическое обоснование.

Методология. Поиск педагогических условий развития медиакультуры обучающихся осуществлялся в формате педагогического эксперимента, в котором применялись метод системного подхода и принцип связи теории с практикой.

Результаты работы заключаются в создании педагогических условий развития медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования.

Заключение. Формирование педагогических условий развития медиакультуры обучающихся подразумевает выполнение ряда требований как со стороны педагогов (навыки работы с информационно-коммуникационными средствами, стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту), так и со стороны учебного заведения (наличие развивающей образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.