Научная статья на тему 'Интегральная оценка развития торговли в Забайкальском крае'

Интегральная оценка развития торговли в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ / CONSUMER MARKET / TRADE / TERRITORY / REGION / INTEGRATED ASSESSMENT OF TRADE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шнорр Жанна Павловна

Излагается актуальность интегральной оценки развития торговли в условиях территориальной организации биз нес-пространства региона. Подробно описывается методика интегральной оценки развития торговли региона на основе аналитических методов системного анализа и структуризации проблемы состояния торговли на территории. Сформирован комплекс показателей для оценки развития торговли территории и их эталонных значений. Методика интегральной оценки развития торговли региона адаптирована к потребительскому рынку Забайкальского края. Выполнены комплексная оценка развития торговли муниципальных районов и ранжирование показателей по значимости их влияния на состояние торговли. Представлены результаты интегральной оценки развития торговли Забайкальского края. Определены вклад торговли муниципальных районов и мера достижения фактического уровня развития торговли края по сравнению с эталонным состоянием. Показаны результаты рейтинга и типологии муниципальных районов по уровню развития торговли. Сформулированы приоритеты в территориальном управлении торговлей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integral Evaluation Level of Trade of Zabaikalsky Krai

The relevance of an integrated assessment of trade in terms of territorial organization of business space in the region is outlined. The author describes in detail the method of evaluation of the integral development of trade in the region based on analytical methods of system analysis and structuring of the problem of trade state at the territory. A set of indicators to assess the trade territory and their reference values is formed. Methodology of integrated assessment of trade in the region is adapted to the consumer market of Zabaikalsky Krai. The comprehensive assessment of the municipalities development and trade indicators for ranking the importance of their impact on trade is revealed. The results of the integrated assessment of trade in Zabaikalsky Krai, shows the results of rating and the typology of municipalities in terms of trade development. The priorities in territorial trade management are formulated

Текст научной работы на тему «Интегральная оценка развития торговли в Забайкальском крае»

УДК 339.1

Шнорр Жанна Павловна Zhanna Shnorr

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

INTEGRAL EVALUATION LEVEL OF TRADE OF ZABAIKALSKY KRAI

Излагается актуальность интегральной оценки развития торговли в условиях территориальной организации бизнес-пространства региона. Подробно описывается методика интегральной оценки развития торговли региона на основе аналитических методов системного анализа и структуризации проблемы состояния торговли на территории. Сформирован комплекс показателей для оценки развития торговли территории и их эталонных значений. Методика интегральной оценки развития торговли региона адаптирована к потребительскому рынку Забайкальского края. Выполнены комплексная оценка развития торговли муниципальных районов и ранжирование показателей по значимости их влияния на состояние торговли. Представлены результаты интегральной оценки развития торговли Забайкальского края. Определены вклад торговли муниципальных районов и мера достижения фактического уровня развития торговли края по сравнению с эталонным состоянием. Показаны результаты рейтинга и типологии муниципальных районов по уровню развития торговли. Сформулированы приоритеты в территориальном управлении торговлей

Ключевые слова: потребительский рынок, торговля, территория, регион, интегральная оценка развития торговли

The relevance of an integrated assessment of trade in terms of territorial organization of business space in the region is outlined. The author describes in detail the method of evaluation of the integral development of trade in the region based on analytical methods of system analysis and structuring of the problem of trade state at the territory. A set of indicators to assess the trade territory and their reference values is formed. Methodology of integrated assessment of trade in the region is adapted to the consumer market of Zabaikal-sky Krai. The comprehensive assessment of the municipalities' development and trade indicators for ranking the importance of their impact on trade is revealed. The results of the integrated assessment of trade in Zabaikalsky Krai, shows the results of rating and the typology of municipalities in terms of trade development. The priorities in territorial trade management are formulated

Key words: consumer market, trade, territory, region, integrated assessment of trade

В современном бизнес-пространстве региональных рынков структурная перестройка экономического комплекса происходит с учетом приоритетного развития сферы услуг и инфраструктуры потребительского рынка товаров, что соответствует общемировым трендам мирового хозяйства и основано на инновационных технологи-

ях, возможностях ресурсного потенциала регионов, усилении глобализации хозяйственных связей.

Торговля как элемент региональной экономической системы и рынка потребительских товаров обеспечивает не только функции обслуживания коммерческих сделок между организациями и населени-

ем, удовлетворения ключевых потребностей покупателей, но может и должна стать самостоятельной сферой, оказывающей важное влияние на развитие территории и решение целого комплекса социально-экономических проблем. От формирования развитой системы торговли в немалой степени в ближайшей перспективе зависит эффективность экономики региона и территориальных рынков, в том числе и Забайкальского края.

Состояние торговли в Забайкальском крае на фоне других отраслей (сельское хозяйство, промышленность) можно оценить положительно, что подробно изучено нами и нашло свое отражение в отдельных работах [1, 2]. В рамках данного исследования подчеркнем, что сфера торговли динамично развивается в направлении роста объемов продаж, увеличения количества предприятий розничной торговой сети, повышения обеспеченности населения услугами торговли.

Однако, наряду с положительными моментами, очевиден и целый комплекс недостатков и нерешенных проблем, среди которых особо следует отметить ухудшение позиций местных товаропроизводителей на забайкальском потребительском рынке товаров, пространственную неравномерность и низкую обеспеченность сельского населения торговыми услугами, сохранение дефицита торговых площадей, игнорирование возможностей торговли в обеспечении территориальной и ценовой доступности товаров для жителей края [3]. Перечисленные недостатки, по нашему мнению, во многом объясняются тем обстоятельством, что управление торговлей преимущественно ориентировано на реализацию отраслевого подхода к ее развитию.

Вместе с тем, возрастание роли, усложнение целевых установок и задач торговли в развитии регионального бизнес-пространства обусловливают переход с отраслевых принципов и приоритетов на территориальное управление потребительским рынком, осуществление единой экономической, социальной и научно-технической политики развития торговли и ее инфраструктуры на всех уровнях управления регионом.

Это вызывает необходимость формирования новой информационной платформы, адекватной происходящим изменениям, направленной на выявление наиболее слабых территориальных сегментов и факторов развития торговли, проецирование на этой основе неиспользуемых возможностей потенциала торговли в реализации стратегической позиции, повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.

В этой связи актуальность приобретает интегральная оценка уровня развития торговли региона в контексте сравнения достигнутого состояния торговли с эталонным (наивысшим уровнем развития), учитывая вклад каждого муниципального района в общие результаты, ранжирования полученных результатов, исследования достигнутого уровня развития торговли конкретных муниципальных образований и факторов, влияющих на его величину, что может найти свое применение при разработке концептуальных и стратегических основ развития регионального бизнес-пространства.

Решение данной задачи обеспечивают аналитические методы системного анализа и математический инструментарий, предложенные профессором Н.В. Шалано-вым [4, 5, 6], которые автор адаптирует к предмету исследования с новыми целевыми установками — территориальной организации потребительского рынка товаров и торговли.

В основе аналитических методов системного анализа находятся структуризация и теория потенциалов, позволяющие определить количественную меру разрыва между достигнутым и эталонным ( целевым) состоянием объекта, выявить значимые факторы, влияющие на меру достижения системы эталонного состояния. Данное утверждение основано на следующих постулатах [7]: во-первых, любой объект представляет собой многомерный динамический объект или систему, поскольку характеризуется множеством показателей. Во-вторых, при исследовании процессов развития объекта (системы) важное значение приобретает определение уровня его развития

( потенциала), оцененного по комплексу показателей, и построение шкалы для измерения потенциала объекта. В-третьих, эталонное состояние объекта (системы) при эталонных (целевых) значениях показателей х* = (х*,х*,...,х*п) представляет собой вектор цели и является количественным описанием целевых установок и стратегии развития.

Для интегральной оценки уровня развития торговли региона используется модель, которая отражает суммирование стандартизированных значений комплексных оценок развития торговли в муниципальных районах:

1 \

1к=1

(1)

где ак — вес при стандартизированных значениях показателей комплексных оценок уровня развития торговли к-го муниципального района (к = 1,т);

Стандартизированные значения уровня развития торговли представляют собой долю влияния (значимости) относительной меры достигнутых результатов в развитии торговли к-го муниципального района в интегральной оценке уровня развития торговли региона:

ак

пк

к=1

(2)

(3)

В свою очередь, уровень развития торговли в к-м муниципальном районе исчисляется на основе соотношения фактически достигнутого уровня по сравнению с эталонным, оцененного по совокупности показателей. Это дает основание говорить о комплексной оценке развития торговли муниципальных районов региона с учетом исследования доли влияния каждого показателя-фактора в развитии торговли территориального образования.

При этом, если х0к — фактическое значение ,/-го показателя к-го муниципального района (у = 1 , п ; к = 1, т ) , х к — эталонное значение ]-го показателя к-го муниципального района, тогда для комплексной оценки состояния и развития торговли в рамках муниципальных районов рассчитываются:

— относительная мера достижения ]-м показателем эталонного значения в к-м муниципальном районе:

а ]к

= ХЖ; *

Хук

(4)

— значимость (весомость) ]-го показателя в комплексной оценке состояния и развития торговли к-го муниципального района:

Ъл =

а

Ук

У П

^ау

(5)

У=1

к

где Ък — относительная мера достижения к-м муниципальным районом эталонного значения уровня развития торговли региона.

Относительная мера достижения эталонного значения уровня развития торговли региона показывает соотношение достигнутого уровня развития торговли в к-м муниципальном районе по сравнению с эталонным уровнем: 0

к = Ск Ък * , Ск

— комплексная оценка состояния и развития торговли к-го муниципального района:

Ук

(6)

где ск— достигнутый уровень развития торговли к-го муниципального района;

Ск — эталонный уровень развития торговли к-го муниципального района, при этом Ск = 1.

7 п о 1 у,

Ск = п ^

п у=1

Учитывая значения коэффициентов с°, Ък и ъ;к в моделях оценки уровня развития торговли, можно проранжировать как индикаторы, так и муниципальные районы по важности в территориальном управлении торговлей, выстроить схему ранжирования приоритетов в управлении торговлей, что соответствует территориальной организации потребительского рынка товаров региона.

Адаптация данной методики к новому предмету исследования возможна на осно-

к

ве формирования комплекса показателей, характеризующего состояние и развитие торговли на территории, их эталонных значений. К показателям мы относим следующие: оборот розничной торговли на душу населения, плотность торговой сети (количество магазинов в расчете на 1000 чел.), обеспеченность населения торговой площадью ( величина торговой площади в расчете на 1000 чел). Эти показатели являются рекомендуемыми и могут быть дополнены, поскольку комплекс показателей является открытым. Перечисленные показатели рассчитаны нами для каждого муниципального района Забайкальского края на основе данных статистического наблюдения [8, 9].

В качестве эталонных значений факторов для интегральной оценки уровня развития торговли региона могут применяться значения показателей, указанные в стратегии социально-экономического развития края, ведомственных программах по развитию потребительского рынка и торговли субъекта, «лучшие» показатели, сложившиеся в мировой практике управления сферой услуг и др.

В нашем исследовании установлены следующие эталонные значения показателей:

— оборот розничной торговли на душу населения составляет 136,1 тыс. руб., что соответствует уровню целевого индикатора Программы социально-экономического развития Забайкальского края на 20102014 гг. [10];

— обеспеченность населения торговой площадью составляет 1 кв. м. на одного жителя края (1000 кв. м. на 1000 чел.), что принято на уровне мировых стандартов обслуживания населения;

— плотность торговой сети определена расчетным путем и установлена на уровне 13,2 объектов розничной торговой сети на 1000 чел.

Итак, решение проблемы структуризации состояния торговли на территории для интегральной оценки развития и территориальной организации торговли региона

целесообразно представить следующим алгоритмом:

1) формирование комплекса показателей, характеризующего состояние торговли на территории, их эталонных значений;

2) определение комплексных оценок уровня развития торговли муниципальных районов региона, ранжирование индикаторов по значимости их влияния на состояние торговли;

3) определение интегральной оценки уровня развития торговли в целом по региону;

4) ранжирование муниципальных районов по уровню развития торговли;

5) типология муниципальных районов по уровню развития торговли, интерпретация полученных результатов.

Адаптация данной методики к новому предмету исследования позволила получить следующие результаты (табл. 1).

В 2012 г. уровень развития торговли Акшинского района составил 44,7 %, т.е. достигнутое состояние торговли района приблизилось к эталонному на 44,7 %. При этом достигнутое состояние на 23,8 % обеспечивает среднедушевой оборот, на 46,7 % — плотность торговой сети, на 29,5 % — обеспеченность населения торговой площадью. Отметим, что подобные расчеты комплексной оценки развития торговли, выполненные нами по каждому муниципальному району Забайкальского края, показывают, что для подавляющего большинства муниципальных образований наименьшая роль в развитии торговли принадлежит среднедушевому обороту, наибольшая значимость принадлежит фактору — плотность торговой сети. С одной стороны, это свидетельствует об относительно низких продажах на душу населения, следовательно, и невысоком уровне жизни населения в сельской местности. С другой стороны, платежеспособный спрос сельского населения частично реализуется в магазинах краевого центра, что косвенно указывает на несоответствие ассортимента товаров потребностям покупателей и низкий уровень торгового обслуживания в местах их проживания.

Примечание.

Х01 — фактическое значение у-го показателя муниципального района;

*

х — эталонное (целевое) значение у-го показателя муниципального района; а j 1 — вес при стандартизированных значениях показателей; Ь j 1 — значимость показателя

Таблица 1

Комплексная оценка развития торговли Акшинского района за 2012 г.

Коэффициенты комплексной оценки развития торговли X

Показатели хл х'1, * хл ал ьл ь 1, % и т й ф о.

Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. Хи 43,4 136,1 0,3189 0,2375 23,8 3

Плотность торговой сети (число магазинов на 1000 чел., ед.) Х21 8,33 13,2 0,6277 0,4675 46,7 1

Обеспеченность населения торговой площадью (м2 на 1000 чел.) 395,5 1000 0,3955 0,2945 29,5 2

Сумма - - - 1,3421 1,0000 100,0 -

Комплексная оценка развития торговли муниципального района, с\ - - - 0,4474 - - -

В целом, в муниципальных районах отмечен сравнительно невысокий уровень развития торговли, что отрицательно повлияло на результаты интегральной оценки достигнутого уровня развития торговли Забайкальского края (табл. 2).

В исследуемом периоде уровень развития торговли в Забайкальском крае составил 48,2 %, т.е. достигнутое состояние торговли края приблизилось к эталонному на 48,2 %, что находится в пределах 50 % от целевого состояния. При этом максимальный вклад в развитие торговли края внесли следующие муниципальные районы — Тунгиро-Олек-минский (5,4 %), Приаргунский (4,6 %), Краснокаменский (4,6 %), Забайкальский (4,0 %). Наименьший вклад обеспечили Могойтуйский (1,8 %), Александрово-За-водский (2,0 %), Агинский (2,1 %), Ононс-кий (2,2 %), Читинский (2,2 %) Газимуро-Заводский (2,7 %) муниципальные районы.

Значимость муниципальных районов в интегральной оценке уровня развития и

состояния торговли Забайкальского края коррелирует с достигнутым уровнем развития торговли на территориях, что нашло свое отражение в результатах рейтинга муниципальных районов. Так, максимальные значения в развитии торговли от установленных эталонных значений наблюдаются в Тунгиро-Олекминском районе (уровень развития торговли в районе 80,1 % от целевых параметров, вклад в развитие торговли края составил 5,4 %), занявшего первое место в рейтинге. Минимальные значения достигнуты в Могойтуйском районе: уровень развития торговли составил всего 27,5 % от целевого, вклад в развитие торговли края — 1,8 %, что соответствует последнему 31-му месту рейтинга.

Наиболее наглядно обобщающие результаты интегральной оценки отражает типология муниципальных районов Забайкальского края по уровню развития торговли (табл. 3).

Таблица 2

Результаты интегральной оценки уровня развития торговли и ранжирования муниципальных районов Забайкальского края в 2012 г.

Наименование муниципального района Коэф »ициенты интегральной оценки развития торговли Рейтинг

* ск ак ък Ьк, % 4, %

Акшинский 0,4474 1,0000 0,4474 0,0299 3,0 44,7 20

Александрово-Заводский 0,3041 1,0000 0,3041 0,0204 2,0 30,4 30

Балейский 0,4363 1,0000 0,4363 0,0292 2,9 43,6 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борзинский 0,4150 1,0000 0,4150 0,0278 2,8 41,5 24

Газимуро-Заводский 0,3960 1,0000 0,3960 0,0265 2,7 39,6 26

Краснокаменский 0,5535 1,0000 0,5535 0,0371 3,7 55,4 8

Забайкальский 0,5927 1,0000 0,5927 0,0397 4,0 59,3 5

Каларский 0,6881 1,0000 0,6881 0,0461 4,6 68,8 2

Калганский 0,5358 1,0000 0,5358 0,0359 3,6 53,6 10

Карымский 0,5589 1,0000 0,5589 0,0374 3,7 55,9 7

Красночикойский 0,5759 1,0000 0,5759 0,0386 3,9 57,6 6

Кыринский 0,4610 1,0000 0,4610 0,0309 3,1 46,1 18

Могочинский 0,4810 1,0000 0,4810 0,0322 3,2 48,1 13

Нерчинско-Заводский 0,4163 1,0000 0,4163 0,0279 2,8 41,6 23

Нерчинский 0,4824 1,0000 0,4824 0,0331 3,3 48,2 12

Оловяннинский 0,4669 1,0000 0,4669 0,0313 3,1 46,7 15

Ононский 0,3285 1,0000 0,3285 0,0220 2,2 32,9 27

Петровск-Забайкальский 0,4112 1,0000 0,4112 0,0275 2,8 41,1 25

Приаргунский 0,6811 1,0000 0,6811 0,0456 4,6 68,1 3

Сретенский 0,4189 1,0000 0,4189 0,0281 2,8 41,9 22

Тунгиро-Олекминский 0,8014 1,0000 0,8014 0,0537 5,4 80,1 1

Тунгокоченский 0,6110 1,0000 0,6110 0,0409 4,1 61,1 4

Улетовский 0,4629 1,0000 0,4629 0,0301 3,0 46,3 17

Хилокский 0,4792 1,0000 0,4792 0,0301 3,0 47,9 14

Чернышевский 0,5484 1,0000 0,5484 0,0367 3,7 54,8 9

Читинский 0,3206 1,0000 0,3206 0,0215 2,2 32,1 28

Шелопугинский 0,4477 1,0000 0,4477 0,0299 3,0 44,8 19

Шилкинский 0,5318 1,0000 0,5318 0,0366 3,7 53,2 11

Агинский 0,3171 1,0000 0,3171 0,0212 2,1 31,7 29

Дульдургинский 0,4658 1,0000 0,4658 0,0312 3,1 46,6 16

Могойтуйский 0,2754 1,0000 0,2754 0,0184 1,8 27,5 31

Сумма - - 14,9323 1,0000 100,0

Интегральная оценка уровня развития торговли края - - 0,4817 - -

Примечание.

С0 — достигнутый уровень развития торговли к-м муниципальным районом;

* *

Ск — эталонное (целевое) значение ( Ск =1,0000); ак — вес при стандартизированных значениях показателей; Ък — значимость показателя

Типология муниципальных районов Забайкальского края по уровню развития торговли в 2012 г.

Таблица 3

№ п/п Группы районов по уровню развития торговли Число районов В % к общему итогу

1 до 20,0 - -

2 20,1 - 40,0 6 19,4

3 40,1 - 60,0 21 67,7

4 60,1 - 80,0 3 9,7

5 св. 80,1 1 3,2

Итого 31 100,0

Таким образом, результаты разработанной типологии подтверждают, что для основной части муниципальных районов характерны невысокие результаты в развитии торговли. При этом средние показатели наблюдаются для муниципальных районов, входящих в третью группу, что составляет 67,7 % от их общего числа.

В активизации развития торговли, прежде всего, нуждаются муниципальные районы второй и третьей группы, что, по нашему мнению, связано с ростом доходов и покупательной способности населения, улучшением торгового обслуживания за счет возможностей сетевого ритейла, внедрения малоформатных и среднеформатных универсальных магазинов, соблюдения норм пешеходной доступности при стро-

Литература-

1. Шнорр Ж.П. Состояние розничной торговли и торговых сетей в Забайкальском крае / / Вестн. Тихоокеанского гос. экон. ун-та. 2012. № 1 (61). С. 25-39.

2. Шнорр Ж.П. Современные тенденции и проблемы развития оптовой торговли на потребительском рынке Забайкальского края / / Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). 2012. № 4 (84). С. 65-69.

ительстве торговых объектов в сельской местности, развития сетей передвижной торговли в поселения малой людности и др. Во многом решение указанных задач зависит от развития предпринимательства, направленности инвестиционных вложений в экономический комплекс, общих мер финансового оздоровления и социально-экономического развития территорий.

Вместе с тем, интегральная оценка развития торговли Забайкальского края свидетельствует о наличии значительного нереализованного потенциала торговли на потребительском рынке в территориальном контексте, что необходимо учесть при разработке комплексных программ развития муниципальных районов и инвестиционных решений.

_References

1. Shnorr Zh.P. Vestn. Tikhookeanskogo gos. ekon. univ. (Bulletin of Pacific State University of Economics). 2012. no 1 (61). Р. 25-39.

2. Shnorr Zh.P. Izvestiya Irkutskoy gosu-darstvennoy ekonomicheskoy akademii (BGUEP) (Proceedings of the Irkutsk State Economic Academy (BSUEL). 2012. no 4 (84). Р. 65-69.

3. Шнорр Ж. П. Развитие торговли на территории в условиях глобализации. Иркутск: БГУЭП, 2013. 250 с.

4. Шаланов Н.В. Математические методы и модели в синергетике. Новосибирск: НГИ, 2006. 144 с.

5. Шаланов Н.В. Системный анализ. Кибернетика. Синергетика: Математические методы и модели. Экономические аспекты. Новосибирск: НГТУ, 2008. 288 с.

6. Шаланов Н.В. Метод обработки анкетных данных статистических исследований / / Вестн. Сибирского ун-та потребительской кооперации. 2013. № 1 (4). С. 114-118.

7. Шаланов Н.В. Аналитические методы системного анализа // Вестн. Сибирского ун-та потребительской кооперации. 2012. № 2 (3). С. 109-119.

8. Торговля в Забайкальском крае в 2012 г.: стат. сб. Чита, 2013. 76 с.

9. Статистический ежегодник Забайкальского края. 2012 год: стат. сб. Чита, 2013. 320 с.

10. О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]: закон Забайкальского края от 10 дек. 2009 г. № 295-ЗЗК. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 17.12.2012).

Коротко об авторе _

Шнорр Ж.П., канд. экон. наук, доцент каф. «Антикризисное управление, финансы и кредит», Забайкальский государственный университет; доцент каф. «Бухгалтерский учет и аудит», Читинский институт Байкальского государственного университета, г. Чита, Россия Shnorr75@maiI.ru

Научные интересы: экономические науки, потребительский рынок, торговля

3. Shnorr Zh.P. Razvitie torgovli na territorii v usloviyakh globalizatsii. (Development of trade in the area under the conditions of globalization). Irkutsk: BGUE'P, 2013. 250 p.

4. Shalanov N.V. Matematicheskie metody i modeli v sinergetike. (Mathematical methods and models in synergy). Novosibirsk: NGI, 2006. 144 p.

5. Shalanov N.V. Sistemnyy analiz. Kiberneti-ka. Sinergetika: Matematicheskie metody i modeli. E'konomicheskie aspekty. (System analysis. Cybernetics. Synergetics: Mathematical methods and models. Economic aspects). Novosibirsk: NGTU, 2008. 288 p.

6. Shalanov N.V. Vestn. Sibirskogo univ. potrebitel'skoy kooperatsii. (Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperatives). 2013. No 1 (4). P. 114-118.

7. Syalanov N.V. Vestn. Sibirskogo univ. potrebi-telskoy kooperatsii. (Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperatives). 2012. No 2 (3). P. 109-119.

8. Torgovlya v Zabaikalskom krae v 2012 g.: stat. sb. (Trade in the Transbaikal region in 2012 : Collected articles). Chita, 2013. 76 p.

9. Statistichesky ezhegodnik Zabaikalskogo kraya. 2012god: stat. sb. (Statistical Yearbook of the Transbaikal region. 2012 : Collected articles). Chita, 2013.320 p.

10. O strategicheskikh napravleniyakh raz-vitiya Zabaikalskogo kraya na period do 2025 g. i programme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Zabaikalskogo kraya na 2010-2014 gg. : zakon Zabaikalskogo kraya ot 10 dek. 2009 g. № 295-ZZK. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «KonsultantPlyus» (Data obrashcheniya: 17.12.2012). (On the strategic directions of the Transbaikal Territory for the period until 2025 and the program of socio- economic development of the Transbaikal Territory 2010-2014: the law of the Transbaikal region dated from December 10 . 2009 № 295- ZZK . Access from ref. legal system «Consultant» (Date of application : 17/12/2012 ).

_ Briefly about the author

Zh. Shnorr, candidate of economic sciences, associate professor, Crisis Management, Finance and Credit department, Transbaikal State University, associate professor, Accounting and Auditing department, Chita Institute of the Baikal National University of Economics and Law, Chita, Russia

Scientific interests: economics, consumer market, trade

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.